Как создается телевизионная программа

Создание телепрограммы — творческий процесс, где следование определенному плану и алгоритму удается с большим трудом. Ведь каждая программа по-своему уникальна и действие по определенному шаблону не может гарантировать ей популярность среди зрителей. Однако, существуют основные этапы создания телевизионных программ, без которых даже самые творческие и непредсказуемые специалисты не смогут обойтись. Можно выделить шесть основных этапов создания телепередачи:

1. Разработка идеи и концепции;

2. Сбор материала;

3. Написание сценария;

6. Подготовка материала к выходу в эфир. Саруханов В. А., Азбука телевидения — М : Аспект-пресс, 2012

На этапе разработки концепции и идеи программы, прежде всего стоит задуматься об актуальности данной темы. Зрителей всегда волнуют актуальные тенденции и события, которые произошли за последнее время. Тема телевизионной программы должна быть понятна зрителю с первой минуты просмотра.

Поэтому, при разработке идеи передачи необходимо разбираться в последних мировых тенденциях и обладать широким, разносторонним мышлением. Обусловлено это тем, что программа создается для широкой массы людей, она должна быть интересна и понятна большинству аудитории. Однако распыляться не стоит. Нужно четко понимать требования телеканала и разбираться в предпочтениях целевой аудитории, ведь только она сможет принести высокие рейтинги и успех будущей передачи.

Как создаётся тв программа ?#будниведущей

Также, одним из основных деталей создания идеи является проблематика. Как правило, авторы проектов пытаются затронуть либо популярные темы, либо проблемы, которые общество не затрагивает. Здесь, основной задачей авторов является доказать зрителям, что, если эти проблемы не найдут своего решения, общество сильно пострадает. Здесь же могут возникнуть пути решения проблем, что затронет зрительскую аудиторию на бытовом уровне.

На этапе создания идеи необходимо задуматься о том, какие визуальные средства художественной выразительности могут быть применены. Ведь телевизионные программы создаются для визуального восприятия, и даже самая интересная идея покажется скучной без подобающего видео ряда.

Уже в процессе разработки идеи стоит задуматься над названием будущего телепродукта. Ведь название является одним из ключевых факторов успеха программы. Название формирует в себе несколько важных функций: номинативную, информативную и экспрессивную. Жизненный цикл передачи будет напрямую зависеть от грамотно сформированного названия.

Ведь название — это не просто имя передачи, это бренд, который будет характеризовать всю деятельность компании. Лаконичные и легко запоминающиеся названия, наиболее точно отражающие тематику передачи, пользуются наибольшей популярностью. Например: «В теме!», «Беременна в 16», «Голос». Такие короткие названия помогут аудитории быстро запомнить программу и связать название с тематикой передачи Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010.

В зависимости от идеи проекта проводят следующий этап в структуре организации программы — сбор материала. Как правило, для успешного освоения тематики передачи авторы проекта изучают и анализируют специальную литературу, знакомятся с биографией жизни главных и второстепенных героев, узнают различные экспертные мнения по данной теме.

КАК создаются ТВ-проекты (ШОУ), и СКОЛЬКО зарабатывают? — большой обзор ТНТ и СТС

Самое главное, на этапе сбора информации мыслить, как можно шире. Не стоит сразу же делать выводы по данной проблеме, лучше опросить широкий круг людей и узнать их мнение, на основе которого можно сделать качественную программу. Над уже изученным материалами стоит сделать анализ, выявить определенные аргументы и в дальнейшем ссылаться на них. Для профессии журналиста такой метод работы наиболее понятен. Прежде чем взять интервью, журналист анализирует всю информацию о человеке, отсекает ненужное и опирается на факты и события, с помощью которых можно составить интересную беседу.

Прежде чем, начинать подготовку сценария, нужно четко понимать, что это литературный очерк будущей экранной композиции, где отражены изобразительные и звуковые решения. Основой сценария является сюжет. Это логически выстроенная последовательность действий. Как правило, идея авторов проекта отображается в сценарии.

Существует также сценарный план, где четко и ясно прописываются все действия для участников команды, задействованных в создании программы. Основным условием написания сценария, является наличие таких пунктов, как целевая авторская установка, главные действующие герои, место, где разворачивается сюжет, способы съемки и логическая последовательность эпизодов. Одной и функций сценария является то, что он помогает съемочной группе и участникам программы раскрыть свое нравственное, эмоциональное настроение по отношению к проекту.

При написании сценария невозможно обойтись без ключевых средств художественной выразительности (изобразительные, драматургические и звуковые). Главная функция сценариста — грамотно сочетать средства выразительности, для более красочной передачи информации зрителю.

Первая, последняя и единственная заповедь сценариста — будь достоин аудитории, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (Р. Уолтер) Уолтер Р. Сценарное мастерство. Реферат книги. М., 2014.

Сюжет является одним из важнейших частей при создании сценария. Структура сюжета было сформулирована около трех тысяч лет назад, Аристотелем. По его мнению, сюжет состоит из трех компонентов: начало, середина и конец.

Начало настраивает зрителя на те эмоции, которые помогут окунуться в атмосферу происходящего, познакомят зрителя с временем и местом действия. Также, задаст необходимую тональность и экспрессию. Середина — развивает действия, и приводит героев к кульминации. В конце, зритель осознает смысл происходящего и подводить итоги после увиденного.

Существует два вида сценарных разработок:

Как правило, в сценарном плане определяется целевая установка будущей программы, указываются эпизоды развития событий, также описываются места съемок и технические приемы.

Для съемки программы сценарист описывает краткое изложение сюжеты, которое носит название синопсис. Эта часть сценария обозначает несколько основных моментов:

1. основной замысел идеи;

2. главные герои;

В основном, синопсис адресован сценаристу, операторской команде и для ведущих информационной команды.

Другой вид сценария — литературный. Он составляется для программ, которые требуют сложного монтажа. Там более подробно отражается структура программы, сюжет, композиция и возможные средства художественной выразительности.

Создание программы — это трудоемкий и сложный процесс, требующий объединения всей съемочной команды, начиная от сценариста и заканчивая монтажером. Одним из основных понятий в процессе съемки является кадр. Кадр — это часть пространства, которая запечатлела камера. Это изображение, которое сосредоточено в рамках экрана.

Под понятием «кадр» понимают длительное пребывания изображения на экране. Часть произведения, снятого в определенный отрезок времени в момент непрерывной работы камеры также называют «кадром». На съемочной площадке их часто разделяют на:

Основной из характеристик кадра, считается план кадра. Их классификация разделяет их на 6 видов: деталь, крупный план, общий план, дальний план, первый средний план, второй средний план. Для того чтобы наглядно представить, как примерно должен выглядеть кадр, их классификация представлена на рисунке 2.

Читайте также:
Как полностью удалить программу с компьютера блюстакс

Несложно выбрать крупность плана, основываясь на том, как требуется преподнести героя, какие отношения и эмоции вы хотите показать в кадре. Если это открытое выражение глубоко личных чувств, то общий план использовать нецелесообразно. С дугой стороны, если герой кадра говорит или делает маловажные для зрителя вещи, мы не станем использовать крупный, так как он несет в себе личностное значение. Кузнецов А. Л. Теория и практика монтажа — учебное пособие, Санкт-Петербург : СПбГУП, 2012

Разновидность плана кадра

Рисунок 2. Разновидность плана кадра

Для полного представления об этапах создания телевизионных программ, необходимо ознакомится непосредственно с процессом съемки.

Существуют основные методы съемки:

1. Несинхронная съемка. Она представляет собой запись видеоматериала, без записи звука. Например, её могут использовать при съемке пейзажа. То есть тогда, когда звук не имеет значения.

2. Синхронная съемка. Характеризуется одновременной записью звука и видео ряда. Такой вид съемки необходим при записи интервью, репортажей и пр.

3. Съемка под фонограмму. Как правило используется при съемке музыкального клипа и характеризуется записью материала под фонограмму. Основным недостатком такого метода, является то, что достичь идеальной синхронности бывает достаточно сложно.

Также, съемка телепрограмм делиться на внестудийную и студийную. Когда процесс съемки протекает на съемочной площадке — это студийная съемка. Здесь все оборудовано для проведения съемок: осветительные приборы, декорации, звуковая аппаратура и т.д. Как правило, режиссер сам выбирает площадку для съемки, в соответствии с написанным сценарием.

Оно определяется режиссером в момент создания сценария. Наиболее усовершенствованные съемочные площадки предоставляют место для пиротехники и шумовых эффектов. Также в некоторых студиях предоставляют в аренду павильоны, предназначенные для съемок под водой. Ведь для наиболее комфортного осуществления процесса съемок на площадке должно быть все необходимое.

Внестудийная съемка, обычно проводиться в городских условиях: в парках, кафе, на улицах. По необходимости, чтобы защитить съемочный процесс от лишних людей, площадку могут огородить специальной лентой. Съемку производят с помощью специального внестудийного технического оборудования. Они подразделяются на:

1. Передвижные технические средства. Размещаются в специальном автотранспорте.

2. Стационарное оборудование. Устанавливается на внестудийном объекте.

3. Полустационарное оборудование. Трансляционные комплексы со специально оборудованными помещениями на внестудийном объекте, без постоянно установленных средств.

4. Переносное оборудование.

Прежде чем начинать съемку, проводят репетицию, особенно для программ, идущих в прямом эфире. Ведущий репетирует речь и проговаривает текст, тренируя свои речевые навыки. Звукооператор проверяет работу громкоговорителей и микрофонов. Оператор выстраивает композицию кадра, продумывает схему передвижения камеры и схему изменения фокусного расстояния.

Работа оператора считается одной из основных, так как зрители не запоминают слов, но в их памяти на долгое время откладывается картинка. Рассмотрим методы съемки видеооператора. Методы съемки оператора:

1. Глубина резкости. Позволяет сделать изображение более четким и ясным.

2. Фокусировка. Плавно изменяет ширину плана, не перемещая при этом камеру.

3. Освещение. Помогает выделить или смягчить различные настроения передаваемые на съемочной площадке.

4. Трансфокатор. За счет него оператор может незаметно изменить ширину плана.

5. Построение кадра. Здесь активно работает правило «тройного деления». Это более композиционный момент. Следует повторить кадр так, что бы объект размещался по линиям сетки или на их пересечении.

6. Баланс. Баланс крупных малых объектов в кадре.

7. Уравновешенные планы. Требуются для поддержания баланса изображения.

8. Запись звука. Звук, регистрирующийся во время съемки. Передается на видеомагнитофон камеры, по средствам входа звукового сигнала.

9. Ракурс. Помогает снять объект в задуманном видео. Монтажный план.

Монтаж телевизионной программы является сложным, трудоемким процессом, который включает в себя процесс осмотра и обработки материала, который удалось снять. В завершающей стадии монтажа должен получится цельный материал, который имеет логическую связь. Монтаж, как средство телевизионной выразительности, наделяет программу необходимым ритмом и атмосферой. Существует несколько видов монтажа:

Профессиональный монтажер должен иметь представление о концепции и смысле передачи, о ее продолжительности. Поэтому, одним из главных составляющих в работе монтажера является монтажный план. Он включает в себя описание кадров, которые должны войти в эфир, или наоборот, какие кадры стоит исключить.

Также, в этом документе представлены пожелания звукорежиссера, относительно музыкального сопровождения и звуковых эффектов. Иными словами, монтажный план — инструмент, который облегчает трудоемкий процесс нарезки и компоновки кадров, следуя которому специалист по монтажу сможет объединить кадры в соответствии с режиссерской задумкой и комментариями звукорежиссера. Подробное и ясное описание материала в плане является неотъемлемой частью успеха любого телепродукта. Монтаж — это искусство, где гармонично сочетаются воедино изображение и звук. Существует множество делений способов монтажа, но в работе будут приведены основные из них, например: линейный и нелинейный монтаж.

Линейный монтаж представляет собой вид любительского монтажа. Процесс является достаточно легким. В режиме реального времени с видео камеры на видеомагнитофон перезаписывают материал. Фрагменты видео в определенном порядке состыковываются в логической последовательности. Заранее заготовленные заставки располагают в начале и конце видео ряда.

Монтажер имеет возможность обрезать неподходящие кадры, но использование дополнительного материала (фотографии, анимационные заставки) ограничено.

Одними из главных преимуществ линейного монтажа являются:

· легкость при соблюдении хронометража;

Одними из главных недостатков линейного монтажа являются:

· большая стоимость технических средств;

· устаревшие методы создания видео ряда;

· нехватка специалистов, разбирающихся в линейном монтаже;

· незначительные ошибки влекут за собой полную перезапись материала.

Как было сказано ранее, существует не только линейный, но и нелинейный монтаж. Этот вид монтажа используется для цифрового видеоматериала. Одним из главных положительных качеств такого монтажа, является то, что к «склейке» кадров можно приступать сразу же после того как отсняли материал. Существует лишь один нюанс-запись должна производится на жесткий диск. Если же запись осуществлялась на ленточный носитель, монтажер будет вынужден сначала оцифровать запись, а затем уже начать процесс монтажа.

Одними из главных преимуществ линейного монтажа являются:

· доступная стоимость технических средств;

· легкий способ обнаружения любой части видео ряда;

· возможность визуального контроля монтажа и многоразового возврата к месту деятельности;

· возможность перезаписи, благодаря чему исключаются ненужные звуки и шумы.

Одними из главных недостатков линейного монтажа являются:

· долгое время оцифровки ленточного носителя;

· ограниченность цифрового пространства.

Подготовка материала к эфиру

По окончанию съемок и монтажа программы, редактору необходимо проверить видео материал, на соблюдение моральных и этических норм. Также, следует проследить не нарушен ли закон.

Это связано с ответственность телеканала перед государством и зрителями. А также, ответственность журналиста, на предоставленную ему свободу слова. Которая описывается в следующих категориях:

Читайте также:
Программа авто в посудомойке

* ответственность перед обществом основывающаяся на общечеловеческих понятиях;

* ответственность перед участниками передачи и лицами о которых идет речь в программе;

* ответственность перед журналистами, коллегами от имени которых ведется вещание;

* ответственность перед законодательством РФ;

* ответственность перед своими профессиональными и этическими нормами.

Достоверность и полнота информации — основные этические принципы журналиста. Но не смотря на эти принципы, существуют законодательные ограничения. СМИ не имеют права:

· называть имя человека, который предоставляет сведения, с условием неразглашения его имени;

· разглашать данные дознания, предварительного и судебного следствия;

· представлять гласности любую информацию, которая касается несовершеннолетнего правонарушителя без согласия его законного представителя.

· разглашать государственную и коммерческую тайны;

· пропагандировать войну, насилие, жестокость, расизм;

· оскорблять религиозные чувства верующих;

· употреблять не пристойные выражения;

· распространять материалы, которые нарушают норма гражданской и национальной этики.

Таким образом, если эти требования соблюдены, ничьи права не нарушены, то программы выходит в эфир. Перед выпуском стоит проверить смонтированный материал и технические средства.

Исходя из собранного и проанализированного материала данной главы, следует сделать вывод о том, что все этапы производства телепрограммы — это трудоемкая работа, требующая больших усилий со стороны профессионального коллектива. С практической стороны она состоит из: съемки телепрограммы, составления монтажного плана и монтаж и в заключении подготовки к эфиру. Которые, в свою очередь, включают в себя различные методы с характеристикой, описанные в работе.

Источник: studbooks.net

Этапы создания телевизионных программ

Заявка это сложившийся замысел который решает две задачи :развивает идею программы и помогает вступить в контакт с телередакцией, ту является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе когда вы выбрали тему разобрались в проблеме подобрали главных героев, места съемки, и представляете себе отдельные эпизоды будущей программы.

К моменту создания заявки автор должен ясно знать что он хочет рассказать зрителю. Форма и объём заявки не регламентированны. Это зависит от того на сколько студия знакома с данным автором и на сколько ему доверяет. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда предыстория программы с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ о героях.

После утверждения второй этап — сбор информации для подготовки телепрограммы.

Третий этап — сценарий. Сценарий это этап творческой обработки изученного материала предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощь драматургических монтажных и словесных средств выразительности.

Написание сценария относится к промежуточному этапу работы над программой. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор ) одновременно является началом Нового этапа

Сценарий программы описывает каждую сцену и дальше у лены

Жизненная длительность не укладывается в рамках программы. Поэтому необходимо чтобы ваша программа достигала цельности.

Цельность программы проявляется в таких элементах как тема, идея и композиция. Тема это предмет изложения который изъясняет или о котором рассуждают идея это основная мысль произведения с помощью которой выражается нравственная позиция. Композиция это соединение связь закономерное построение произведения соотношение отдельных его частей образующих единое целое

В ходе работы над сценарием весь материал необходимо организовать:

  • 1. Отобрать героев,
  • 2. Ответить на вопрос о чемпионата,
  • 3. Выстроить композицию: заявка(начало), где зрители знакомятся с главными героями, завязка(где появляется какая-то актуальная тема или проблема, которая приведёт к развитию действия. Кульминация (точка после которой идёт спад). 4. Перипетии (действия ведущие к развязке. 5. Развязка (финал).
  • 4. 25-30% оставить на импровизацию.

Существует четыре главных элемента сценария:

1. Описательная часть в скобочках Ремарка

Ремарка должна давать полное представление о том что в последствие будем на экране

В Ремарке сценаристу наохотилось написать время место обстановку и атмосферу события, дать характеристики его участников, их поведения, особенностей речи и внешности

  • 2. Диалог.
  • 3. Закадровый голос. Фон.
  • 4. Титры. Бывают: заглавные(в начале, вступительные), промежуточные(прошло 10 лет, прерывает картинку), заключительные (кто работал), так же бывают внутрикадровый надписи — субтитры. Титры иногда сопровождаются музыкальным оформлением.

Основными компонентами сценария являются:

  • 1. Литературная основа
  • 2. Изображение
  • 3. Звук

На современном телевидении выделяют следующие виды сценариев:

  • 1. На манжете — план.
  • 2. Номерной (железный)
  • 3. Проблемный
  • 4. Синопсис для опроса
  • 5. Рекламный
  • 6. Событийный
  • 7. Эмоциональный

Источник: vuzlit.com

52 Основные этапы создания телевизионной программы.

Телевидение как СМИ, предоставляя свои услуги и товары, влияет на мировоззрение, на систему ценностей человека, оказывает воздействие на политику, экономику, культуру. Стало уже привычным воспринимать мир сквозь призму новостей. Поэтому сегодня особое значение имеют информационные программы, что вызывает необходимость привлечения к этой работе высококвалифицированного персонала и использования соответствующей оргструктуры. Всю информацию можно разделить на два вида: 1) первичная информация, получение и обработка которой является предметом производственного процесса;2) вторичная информация — обработанная первичная информация (конечный продукт), которая на выходе выступает как товар, предлагаемый населению (потребителю) на рынке информационных услуг.

Информация обладает потребительной стоимостью, потребительскими свойствами и качествами, имеет производителей и потребителей, свой жизненный цикл существования. Вторичная информация, как товар, обладает следующими пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, специфической упаковкой.Телепродукция может быть подразделена на такие виды: информационный, научно-популярный, развлекательный, спортивный, фильмы, детские и юношеские программы; реклама.Основные этапы следующие:1. идея:1.сбор материала2.подготовка сценария3.техническая проработка

4.репетиции5.сценарий видеоряда6.съемка эпизодов7.монтаж8.просмотр9.выпуск программы в эфир10.хранение информации.2. Видеозапись:В настоящее время в большинстве телецентров используются аналогово-цифрововые технологии.3 Монтаж.Монтаж-один из главных этапов производства телепередачи. Одновременно творческий и технический процесс.

Используется как в прямом эфире, так и при записи передачи.Линейный монтаж производится на двух видеомагнитофонах. С «исходника» выбираются и моменты и переписываются на «мастер-кассету» второго видеомагнитофона. Эфирные копии должны использоваться перед выходом программы в эфир.

Достоинства: остается много исходного материала; недостатки:запись на «мастер-кассете» хуже исходного материала, дорогая и громоздкая аппаратура.Нелинейный монтаж: осуществляется с цифровым материалом на дисковых устройствах. Достоинства:отсутствие посторонних шумов, прямой доступ к любому месту в сюжете, возможна многоразовость возврата к монтажу, низкая стоимость аппаратуры.

Недостатки: много времени на отцифровку, сложно работать с большим количеством материала.Характеристике этапов создания программы уделялось немало внимания в специальной литературе (Э. Багиров, Р. Борецкий, В. Вильчек, В. Егоров), а также преимущественно на профессионально-техническом уровне — в литературе, изданной за рубежом (Сташев и Бретс, Миллерсон, Скорния и др.).

И тем не менее до сих пор этот процесс не выстроен в единый ряд логически взаимосвязанных периодов, где бы была обоснована не только их последовательность, но и выявлен причинный характер связей, их взаимообусловленность.Понятие «верстка», да в основе своей и сам процесс ее осуществления пришли в телевидение из давней журналистской практики, где с самого начала обозначали композицию — подбор и расположение — материалов на определенной, пространственно ограниченной площади, и оформление — ориентирующее выделение их для более удобного, быстрого и четкого восприятия потребителем информации.Непрерывная и последовательная протяженность программы заставляет считаться с психофизиологическими особенностями восприятия зрителя. Поток информации, поступающей с телеэкрана, неуклонно увеличивается[12].

Читайте также:
Кто должен работать в программе 1 с

Возникает вопрос об оптимальном времени просмотра программы, об организации ее восприятия через воспитание дисциплины просмотра. Если управление восприятием зрителя, организация его внимания по отношению к одной программе осуществляется, помимо тематической направленности, еще и приемами жанровой и ритмической верстки[19], то межпрограммная верстка — это принцип организации одновременного вещания по нескольким каналам, главным образом, по содержанию. Здесь, конечно, может быть отыскано немало вариантов, и любые законченные рекомендации, думается, неуместны. Но один — наиболее общий принцип, не лишающий программирование гибкости и творческой изобретательности, может быть назван. Это принцип тематической спецификации передач, одновременно идущих по разным программам, принцип их взаимоисключения (значит, более или менее четкого разделения основных контингентов зрителя)[20].

53. Журналистика США в начале ХХ века. Движение «разгребателей грязи».В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации.

Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления.

Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос.

У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга.

За тридцать лет, предшествующие началу XX в., общегодовая продолжительность рабочего времени сократилась в ведущих странах Западной Европы и США в среднем на 250–300 часов, а в канун второй мировой войны она была уже на 600–1000 часов меньше, чем в 1870 г. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения. . В США в начале нового века выходило более 2000 ежедневных газет, подавляющее большинство городов имели одну газету или более.Вслед за журналом «Arena» в конце XIX – начале XX в. и в других американских изданиях, главным образом в массовых журналах «McClure’s», «Collier’s», «Everybody’s», «Cosmopolitan», появляются многочисленные разоблачительные публикации, посвященные недостойным и преступным действиям крупных компаний, коррупции на различных уровнях исполнительной и законодательной власти. В 1906 г. президент США Теодор Рузвельт, которого раздражала критика журналистов-разоблачителей в адрес госаппарата, уничижительно назвал их макрейкерами (muckrakers), что означает «разгребатели грязи», «копающиеся в навозе», «любители грязных сплетен».

Однако сами разоблачители, искренне полагавшие, что их миссия заключается в очищении общества от всякого рода скверны, восприняли подобную характеристику их деятельности одобрительно. Оформившееся на рубеже веков движение представителей расследующей, разоблачительной журналистики стало именоваться движением макрейкеров. «Разгребателями грязи» называли публицистов и писателей, не связанных какой-либо единой идейной программой, но объединенных общей борьбой против коррупции, морального разложения государственной бюрократии и деловых кругов, против экономических злоупотреблений и обмана потребителей.Одним из ведущих изданий, публиковавших произведения макрейкеров, был журнал «McClure’s», издатель которого в целях привлечения читателей поощрял публикацию разоблачительных материалов о большом бизнесе, созвучных настроениям массовой аудитории.

В 1902 г. к работе в журнале «McClure’s» приступил Линкольн Стеффенс, ставший одной из ведущих фигур движения макрейкеров. Его убедительные, хорошо документированные статьи о коррупции и злоупотреблениях городских властей Сент-Луиса и других крупных городов США, о необходимости очищения и демократизации органов государственного управления, вызвали большой общественный резонанс.

Они составили разоблачительные циклы «Позор городов» (1904), «Борьба за самоуправление» (1906). С 1903 г. «McClure’s» регулярно публикует произведения других авторов – «разгребателей грязи» – Иды Тарбелл, которая расследовала незаконную деятельность нефтяной монополии «Стандарт Ойл Компани», Рэя Стэннарда Бейкера, обличавшего произвол железнодорожных компаний.

Публикация разоблачительных статей макрейкеров помогла поднять тираж журнала «McClure’s» до полумиллиона экземпляров.После 1905 г. лидерство в области разоблачительной журналистики перешло к журналу «Collier’s». В 1906 г. группа журналистов, сотрудничавших ранее с редакцией журнала «McClure’s» (Л. Стеффенс, И. Тарбелл, Р.С. Бейкер и др.), основала макрейкерский журнал «American Magazine».

Однако попытки обеспечить его действительно массовое распространение не увенчались успехом.Со страниц массовых журналов макрейкеры разоблачали преступные методы формирования многих крупных состояний в США, которые были сколочены путем обмана, убийств и запугивания конкурентов, подкупа властей, обмана и ограбления работников. Одним из последствий такого рода публикаций стала активизация общественного движения за совершенствование трудового законодательства.

Для лучших произведений «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными – и это связывалось не только с подготовкой к возможному отстаиванию своей правоты в суде в ответ на обвинения в клевете.

Макрейкеры стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике, подчеркнуто дистанцируясь от беспринципной практики «желтого журнализма».Работам многих публицистов-«разгребателей» свойственна весьма основательная литературная обработка. Ведущая фигура макрейкерского движения – Линкольн Стеффенс – признан крупнейшим американским журналистом XX в.Макрейкерское движение пошло на спад после финансового кризиса 1911 г., ударившего по массовым журналам. Оказавшись перед лицом материальных затруднений, издатель Мак Клюр потерял свой журнал. «American Magazine» и «Everybody’s» были проданы, их профиль изменился. Журнал «Cosmopolitan», принадлежавший Херсту, был преобразован в женское издание. После первой мировой войны разоблачительная журналистика оказалась временно оттесненной на страницы небольших левых и радикальных журналов. Движение макрейкеров в США способствовало становлению расследующего и разоблачительного направления в современной журналистике (которое некоторые зарубежные исследователи считают особым журналистским жанром). «Макрейкерами» продолжают по традиции называть тех журналистов, которые отдают дань расследованиям и разоблачениям – например, С. Херша, поведавшего о массовом уничтожении мирных жителей в деревне Майлай во время вьетнамской войны,

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru