Как составляются программы для компьютера

Программа ПК — это один из основных компонентов программного обеспечения, набор команд. Многие пользователи используют ее, чтобы выполнять конкретные прикладные задания, такие как оформление различных документов, разнообразные математические вычисления, обработка изображений и другое. Программирование можно разбить на 6 стадий:

  • анализируем;
  • проектируем;
  • кодируем;
  • тестируем;
  • испытываем;
  • сопровождаем.

Алгоритм программирования

Алгоритм компьютерный — это абсолютно точное, конкретное и понятное указание и последовательность действий, которые направлены на решение поставленных задач. Каждый алгоритм обладает следующими свойствами:

  • дискретность;
  • точность;
  • понятность;
  • отличный результат;
  • массовость.

Цель программирования:

  • надежность;
  • универсальность;
  • совместимость;
  • удобочитаемость;
  • эффект.

Как делать программы на компьютер?

Составление программы на компьютере за один день нереально. Они со временем постоянно эволюционируют, развиваются и усовершенствуются. Чтобы ввести определенные команды, необходимо немало времени. При этом зачастую возникают различные вопросы и проблемы, которые лучше решить сразу же, но не всегда это получается быстро и верно.

Для правильного создания программ пишущий должен знать 2 вещи — алгоритм и набор механизмов, с помощью которого вы получаете возможность реализовать все алгоритмы на понятном языке программирования.

Пример по написанию задачи:

Составление алгоритма поиска наибольшего числа среди определенной последовательности цифр:

  • обозначаем все числа, как n, а1, а2 и так далее;
  • max- максимальное число;
  • i — порядковый номер.

Последовательность и составление действий:

  • вводим числа;
  • переменной цифре присваиваем значение а1;
  • переменной i — значение 2;
  • когда а1 будет больше max, в том случае переменной max присваиваем значение а1;
  • увеличиваем значение переменной i;
  • когда i больше n — тогда выводим max, в ином случае возвращаемся к четвертому пункту.

Также можно составляющийся алгоритм показать в виде специальной блок-схемы:

Возвращаясь к вопросу, как писать программы на компьютере, вы должны понимать, что после составления необходимого алгоритма его следует переложить еще и на алгоритмический язык. При составлении программ не нужно ограничиваться только 2-мя операторами (IF и GOTO). Следует уяснить, что если использовать не один, а несколько операторов для разных алгоритмов, то это позволит сделать программу гораздо лучше и компактнее.

Вывод

Когда уже научитесь вести определенный диалог с устройством, тогда и будете иметь больше возможностей работы с ним. Поняв, как составлять правильные программы, вам станет намного легче. Программное обеспечение постоянно пополняется, модернизируется и развивается. Система современного программирования — это инструмент для работы программиста. Имеется несколько видов программ:

  • системные;
  • прикладные;
  • новые системы.

Этапы создания программ

В последнее время резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий. Если человек имеет дело с компьютером, то рано или поздно у него возникает желание, а иногда и необходимость программировать.

Программирование представляет собой сферу действий, направленную на создание программ. Программирование может рассматриваться как наука и как искусство.

Программы предназначены для машинной реализации задач. Программа — это последовательность команд компьютера приводящая к решению задачи. Программа является результатом интеллектуального труда, для которого характерно творчество.

В настоящее время при создании программных продуктов возникает ряд проблем, основными из которых являются следующие:

  1. Быстрая смена вычислительной техники и алгоритмических языков;
  2. Не стыковка ЭВМ друг с другом (VAX и IBM);
  3. Отсутствие полного взаимопонимания между заказчиком и исполнителем к разработанному программному продукту.

Этапы технологии программирования Рассмотрим общие моменты в технологии программирования. Конечно, при разработке небольших учебных программ не все элементы этой технологии следует отрабатывать (да это и не всегда возможно no-существу), однако само ее существование должно быть осознано. Разработка любой программы или программной системы начинается с определения требований к ней для конкретного набора пользователей и заканчивается эксплуатацией системы этими пользователями. Существуют различные подходы и технологии разработки алгоритмов и программ. Хотя программирование в значительной степени искусство, тем не менее, можно систематизировать и обобщить накопленный профессиональный опыт. Проектирование и разработку программ целесообразно разбить на ряд последовательных этапов:

  1. постановка задачи;
  2. проектирование программы
  3. построение модели
  4. разработка алгоритма;
  5. написание программы;
  6. отладка программы;
  7. тестирование программы;
  8. документирование.

Кратко остановимся на каждом из этих этапов. Чтобы приступить к решению задачи необходимо точно ее сформулировать. В первую очередь, это означает определение исходных и выходных данных, т.е. ответы на вопросы: а) что дано; б) что нужно найти. Дальнейшая детализация постановки задачи представляет собой ответы на серию вопросов такого рода:

  • как определить решение;
  • каких данных не хватает и все ли они нужны;
  • какие сделаны допущения и т. п.

Таким образом, кратко можно сказать, что на этапе постановки задачи необходимо:

  • описание исходных данных и результата;
  • формализация задачи;
  • описание поведения программы в особых случаях (если таковые есть).

В ходе этой работы выявляются свойства, которыми должна обладать система в конечном виде (замысел), описываются функции системы, характеристики интерфейса. Проектирование программы. Сначала производится проектирование архитектуры программной системы. Следующим шагом является детальное проектирование. На этом этапе происходит процедурное описание программы, выбор и оценка алгоритма для реализации каждого модуля. Входной информацией для проектирования являются требования и спецификации системы. Для проектирования программ существуют различные подходы и методы. Современный подход к проектированию основан на декомпозиции, которая, в свою очередь, основана на использовании абстракции. Целью при декомпозиции является создание модулей, которые взаимодействуют друг с другом по определенным и простым правилам. Декомпозиция используется для разбиения программы на компоненты, которые затем могут быть объединены. Методы проектирования архитектуры делятся на две группы:

  1. ориентированные на обработку
  2. ориентированные на данные.

Методы, ориентированные на обработку, включают следующие общие идеи. а)Модульное программирование. Основные концепции:

  • каждый модуль реализует единственную независимую функцию;
  • имеет единственную точку входа/выхода;
  • размер модуля минимизируется;
  • каждый модуль разрабатывается независимо от других модулей;
  • система в целом построена из модулей.

Исходя из этих принципов каждый модуль тестируется отдельно, затем после кодирования и тестирования происходит их интеграция и тестируется вся система. б)Функциональная декомпозиция. Подобна стратегии «разделяй и управляй». Практически является декомпозицией в форме пошаговой детализации и концепции скрытия информации. в) Проектирование с использованием потока данных. Использует поток данных как генеральную линию проектирования программы. Содержит элементы структурного проектирования сверху-вниз с пошаговой детализацией. г)Технология структурного анализа проекта. Основана на структурном анализе с использованием специальных графических средств построения иерархических функциональных связей между объектами системы. Эффективна на ранних стадиях создания системы, когда диаграммы просты и читаемы. Методы проектирования, основанные на использовании структур данных, описаны ниже. а)Методология Джексона. Здесь структура данных — ключевой элемент в построении проекта. Структура программы определяется структурой данных, подлежащих обработке. Программа представляется как механизм, с помощью которого входные данные преобразуются в выходные. б)Методология Уорнера. Подобна предыдущей, но процедура проектирования более детализирована. в)Метод иерархических диаграмм. В этом методе определяется связь между входными, выходными данными и процессом обработки с помощью иерархической декомпозиции системы (без детализации). По сути используются три элемента: вход, обработка, выход. г)Объектно-ориентированная методология проектирования. Основана на концепции упрятывания информации и абстрактных типов данных. Ключевое понятие — объект. Каждый объект содержит некоторую структуру данных с набором процедур, предназначенных для работы с этими данными. По этой методологии создаются абстракции по заданной проблемной области. Построение модели в большинстве случаев является непростой задачей. Чтобы приобрести опыт в моделировании, необходимо изучить как можно больше известных и удачных моделей. При построении моделей, как правило, используют два принципа: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему).

Рис. 1. Схема построения модели при дедуктивном способе При дедуктивном подходе (рис. 1) рассматривается частный случай общеизвестной фундаментальной модели. Здесь при заданных предположениях известная модель приспосабливается к условиям моделируемого объекта. Например, можно построить модель свободно падающего тела на основе известного закона Ньютона ma=mg–Fсопр и в качестве допустимого приближения принять модель равноускоренного движения для малого промежутка времени. Рис. 2. Схема построения модели при индуктивном способе Индуктивный способ (рис. 2) предполагает выдвижение гипотез, декомпозицию сложного объекта, анализ, затем синтез. Здесь широко используется подобие, аналогичное моделирование, умозаключение с целью формирования каких-либо закономерностей в виде предположений о поведении системы. Технология построения модели при индуктивном способе: 1) эмпирический этап

  • умозаключение;
  • интуиция;
  • предположение;
  • гипотеза.
  1. постановка задачи для моделирования;
  2. оценки; количественное и качественное описание;
  3. построение модели.
Читайте также:
Программа Гранд смета обучение самостоятельно

Разработка алгоритма — самый сложный и трудоемкий процесс, но и самый интересный в творческом отношении. Выбор метода разработки зависит от постановки задачи, ее модели. При построении алгоритма для сложной задачи используют системный подход с использованием декомпозиции (нисходящее проектирование сверху-вниз) и синтеза (программирование снизу-вверх). Как и при разработке структуры любой сложной системы, при формировании алгоритма используют дедуктивный и индуктивный методы. При дедуктивном подходе рассматривается частный случай общеизвестных алгоритмических моделей. Здесь при заданных предположениях известный алгоритм приспосабливается к условиям решаемой задачи. Например, многие вычислительные задачи линейной алгебры, в частности, нелинейные уравнения, системы алгебраических уравнений и т.п., могут быть решены с использованием известных иетодов и алгоритмов, для которых существует множество специальных библиотек юдпрограмм, модулей. В настоящее время получили распространение специализи-эованные пакеты, позволяющие решать многие задачи (Mathcad, Autocad и т.п.). Индуктивный способ предполагает эвристический системный подход (декомпоиция — анализ — синтез). В этом случае общих и наиболее удачных методов не существует. Возможны некоторые подходы, позволяющие в каждом конкретном случае находить и строить алгоритмы. Методы разработки алгоритмов можно разбить на методы частных целей, подъема, отрабатывания назад, ветвей и границ и т.п. Одним из системных методов разработки алгоритмов является структурное программирование. Структурное программирование основано на использовании блок-схем, формируемых с помощью управляющих структурных элементов. Выделяют три базовых структурных элемента (управляющие структуры): композицию, альтернативу, итерацию. Композиция – это линейная конструкция алгоритма, составленная из последовательно следующих друг за другом функциональных вершин: begin S1; S2; end Альтернатива – это конструкция ветвления, имеющая предикатную вершину. Конструкция ветвления в алгоритмах может быть представлена в виде развилки: if B then S1 else S2 и неполной развилки: if B then S1 Итерация – это циклическая конструкция алгоритма, которая, вообще говоря, является составной структурой, состоящей из композиции и альтернативы. Итерации могут быть представлены в двух формах: с предусловием: while B do S1 и с постусловием: repeat S1 until B Каждая из рассмотренных структур имеет один вход и один выход. Поэтому любая компьютерная программа может быть представлена блок-схемой, сформированной из представленных трех управляющих структур. Процесс структурного программирования обычно начинается с разработки блок-схемы. Идея структурного программирования сверху-вниз предполагает процесс пошагового разбиения алгоритма (блок-схемы) на все более мелкие части до уровня элементарных конструкций, для которых можно составить конкретные команды. Для иллюстрации технологии структурного программирования сверху-вниз рассмотрим пример. Пример. Технология разработки программы решения квадратного уравнения. На рис. 4.6 проиллюстрирована пошаговая детализация процесса построения алгоритма. Заметим, что для начального шага разработки программы имеем в качестве входных данных коэффициенты а, b, с квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0, а на выходе — значения двух корней х1, х2.

Зачастую используют альтернативный процедуре сверху-вниз метод структурного программирования снизу-вверх. По сути мы приходим к конечному результату системным методом. Сначала разбиваем задачу на отдельные блоки (модули) с их связями между собой (декомпозиция), затем, после их разработки, проводим сборку блоков в единую программу (синтез). Принцип снизу-вверх широко распространен среди программистов, которые предпочитают модульный подход, предполагающий максимальное использование стандартных и специализированных библиотек процедур, функций, модулей и объектов. На этапе написания программы по разработанному алгоритму на выбранном языке программирования составляется программа. Отладка программы – это процесс обнаружения и исправления ошибок. Программные ошибки можно разделить на два класса: синтаксические (синтаксис языка программирования) и алгоритмические (логические). Синтаксические ошибки выявляются в процессе компилировании программы – это наиболее простые с точки зрения исправления ошибки. Алгоритмические ошибки программы выявить гораздо труднее: программа работает, а результат выдает неправильный. Для обнаружения ошибок этого класса требуется этап тестирования программы. Тестирование — это процесс исполнения программ с целью выявления (обнаружения) ошибок. Существуют различные способы тестирования программ. Тестирование программы как «черного ящика» (стратегия «черного ящика» определяет тестирование с анализом входных данных и результатов работы программы). Критерием исчерпывающего входного тестирования является использование всех возможных наборов входных данных. Тестирование программы как «белого ящика» заключается в стратегии управления логикой программы, позволяет использовать ее внутреннюю структуру. Критерием выступает исчерпывающее тестирование всех маршрутов и управляющих структур программы. Разумная и реальная стратегия тестирования — сочетание моделей «черного» и «белого ящиков». Принципы тестирования:

  • описание предполагаемых значений выходных данных или результатов должно быть необходимой частью тестового набора;
  • тесты для неправильных и непредусмотренных входных данных следует разрабатывать так же тщательно, как для правильных и предусмотренных;
  • необходимо проверять не только делает ли программа то, для чего она предназначена, но и не делает ли она то, что не должна делать;

При разработке программ очень полезным бывает метод «ручного тестирования» без компьютера на основе инспекции и сквозного просмотра (тестирование «всухую»). Инспекция и сквозной просмотр — это набор процедур и приемов обнаружения ошибок при чтении текста. Основные типы ошибок, встречающихся при программировании:

  • обращения к переменным, значения которым не присвоены или не инициализированы;
  • выход индексов за границы массивов;
  • несоответствие типов или атрибутов переменных величин;
  • явные или неявные проблемы адресации памяти;
  • ошибочные передачи управления;
  • логические ошибки.

При проектировании процедуры тестирования предусматривают серии тестов, имеющих наивысшую вероятность обнаружения большинства ошибок. Для целей исчерпывающего тестирования создают эквивалентные разбиения входных параметров, причем предусматривают два класса: правильные входные данные и неправильные (ошибочные входные значения). Для каждого класса эквивалентности строят свой тест. Классом эквивалентности тестов можно назвать такое множество тестов, что выполнение алгоритма на одном из них гарантирует аналогичный результат прогона для других. Особое внимание необходимо уделять тестам на граничных условиях. Граничные условия — это ситуации, возникающие непосредственно на, выше или ниже границ входных и выходных классов эквивалентности (т.е. вблизи границ эквивалентных разбиений). Сам процесс тестирования может быть пошаговым и/или монолитным. В том и в другом случае используют стратегии нисходящего тестирования, — начиная с верхнего, головного модуля, и затем подключая последовательно другие модули (аппарат заглушек), и восходящего тестирования, начиная с тестирования отдельных модулей. В процессе отладки программы используют метод грубой силы — использование выводов промежуточных данных по всей программе (трассировка) или использование автоматических средств. Например, в Турбо-Паскале имеется в наличии мощный аппарат автоматической отладки программ (режим DEBUG). Из всего выше сказанного следует, что тестирование заключается в составлении наборов тестов (входные данные – ожидаемый результат), которые бы охватывали все ветки прохождения алгоритма. Есть золотое правило программистов — оформляй свои программы в том виде, в каком бы ты хотел видеть программы, написанные другими. К каждому конечному программному продукту необходимо документированное сопровождение в виде помощи (help), файлового текста (readme.txt). 8

Читайте также:
Какие программы установить на ноутбук после покупки

Источник: studfile.net

Разработка программного обеспечения: факторы, процессы, этапы

Разработка программного обеспечения – это комплексный процесс, на ход которого влияют различные факторы. Для систематизации и описания каждого элемента потребовалась бы целая книга, однако важно выделить наиболее значимые части этого процесса.

Обычно, под разработкой подразумевают модель, однако это не единственное, что нужно знать. В нашей статье мы расскажем, что такое разработка ПО, через какие этапы она проходит, и разберем наиболее актуальные модели этого процесса.

Понятие разработки программного обеспечения

В первую очередь, необходимо дать определение понятию разработки программного обеспечения.

Программное обеспечение (ПО) — это исполняемый код, который осуществляет те или иные вычислительные операции. ПО является совокупностью элементов, в которую входит исполняемый программный код, связанные библиотеки и документация. Если оно создается в целях выполнения конкретных задач, то речь уже идёт о программном продукте (ПП).

Ещё одним важным понятием, которое необходимо рассмотреть в рамках этой темы, является инжиниринг. Данная область представляет собой разработку продуктов с применением конкретной научной методологии.

Программная инженерия — это отдельная область деятельности, внутри которой разрабатываются программные продукты. При этом используются максимально конкретизированные научные методы и принципы. Конечной целью является создание высококачественного и полезного программного продукта.

По определению IEEE разработка программного обеспечения представляет собой применение систематического, дисциплинированного, количественного подхода к разработке, а также дальнейшее использование и обслуживание полученного результата.

Методы структурного анализа для проектирования ПО

Структурные методы составляют дисциплину системного анализа и проектирования. Благодаря таким методам появляется возможность устранить различные затруднения, связанные со спецификой больших систем. Достигается это за счёт их дифференцирования на составные части, которые еще называют «черными ящиками», а также иерархической организации таких «черных ящиков».

Практическая польза дифференциации состоит в том, что при использовании полученных частей необязательно понимать принцип их работы. Пользователю достаточно лишь знать их входы и выходы, а также назначение. Проще говоря, необходимо понимать, какие именно задачи должен выполнять тот или иной «черный ящик».

Исходя из всего этого, следует, что на первом этапе процесса упрощения сложной системы ее разделяют на несколько «черных ящиков». Однако деление должно соответствовать нескольким основным критериям:

  • У каждого «черного ящика» должна быть одна единственная функция.
  • Функции этих «ящиков» должны быть просты для понимания, даже если их сложно реализовать на практике.
  • Взаимосвязь между элементами системы должна создаваться только в том случае, если взаимосвязаны их функции. Скажем, в бухгалтерии один из таких «черных ящиков» нужен для определения размера общей заработной платы работника, а другой — для определения размера налогов. Очевидно, что между ними должна быть связь. Ведь чтобы высчитать размер налогов, необходимо знать размер зарплаты.
  • Любые взаимосвязи между «черными ящиками» должны быть максимально простыми. Благодаря этому они становятся независимыми друг от друга.

Ещё один фундаментальный аспект в области структурных методов — идея иерархии. Чтобы разобраться в сложной системе, нужно не только дифференцировать ее, но ещё и обеспечить грамотную организацию полученных частей. Как раз с этой целью и применяются иерархические структуры.

Если задуматься, то любая сложная система в нашем мире, будь то элементарная частица или целая галактика, обязательно устроена в определенной иерархии. Если сложную систему разрабатывает сам человек, то он использует этот природный принцип в своей сфере деятельности.

Для вас подарок! В свободном доступе до 11.06 —>
Скачайте ТОП-10
бесплатных нейросетей
для программирования
Помогут писать код быстрее на 25%
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Например, каждая компания имеет директора, заместителей по направлениям, иерархию руководителей подразделений, рядовых служащих. Помимо этого, структурные методы часто применяют визуальное моделирование, которое необходимо для простоты понимания сложных структур.

Структурный анализ — это способ изучения системы. В первую очередь, производится ее общий обзор, а затем выполняется детализация полученной информации. В конечном итоге исследователи получают иерархическую структуру с большим числом уровней.

Функциональная декомпозиция — важнейший метод дифференциации на уровни абстракций в рамках структурного анализа. Декомпозиция представляет собой разделение целого на части. В данном случае речь идёт о разбиении системы на функциональные подсистемы, которые затем делятся на подфункции. Последние, в свою очередь, разделяются на задачи, а те — на конкретные процедуры.

Вместе с тем система все еще будет являться целостной, а все ее составляющие — связаны между собой. Если система разрабатывается «снизу-вверх» (от конкретных задач к общей системе), то утрачивается ее целостное представление. Кроме того, появляются трудности связанные с описанием информационного взаимодействия отдельных элементов.

В процессе структурного анализа и проектирования применяется множество моделей, которые описывают:

  • функциональную структуру системы;
  • последовательность производимых операций;
  • передачу данных между функциональными процессами;
  • отношения между данными.

Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Александр Сагун
Эксперт GeekBrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21160

Выделим несколько самых часто встречаемых моделей из первых трёх категорий:

  • функциональная модель SADT (Structured Analysis and Design Technique);
  • модель IDEF3;
  • DFD (Data Flow Diagrams) — диаграммы потоков данных. Модель «сущность — связь» (ERM — Entity-Relationship Model), которая описывает отношения между данными. Обычно применяется в структурном анализе и проектировании. При этом она является подмножеством объектной модели предметной области.

Этапы разработки программного обеспечения

Первая стадия работы над ПО — подготовка

Основная задача, которую необходимо выполнить на данном этапе, заключается в формировании концепции будущей системы на основе требований заказчика. Ориентируясь на эту концепцию, разработчики дают оценку тому, насколько проект востребован и реализуем. Если решение о привлечении исполнителя принимается на основании проведенного конкурса, то речь идет об этапе подготовки потенциального сотрудника к этому конкурсу (включая формирование всех документов).

Вполне очевидно, что нет никакого смысла затрачивать время и деньги на проект, который является потенциально невостребованным и нереализуемым. В этом случае завершение проекта является наиболее рациональным решением.

Бывают ситуации, при которых необходима определенная итеративная работа с заказчиком по корректировке концепции проекта вплоть до момента, когда будет достигнуто достаточное соотношение требований заказчика и затрат исполнителя, либо когда будет принято решение о завершении разработки.

Если в основе проекта лежит реализуемая концепция, то наступает этап разработки требований. Данная стадия предполагает определение явных и неявных потребностей заказчика. Зачастую заказчики не имеют четкого представления о своих нуждах. В некоторых ситуациях их нужды не соотносятся с реальными возможностями разработчиков. Иногда потребности заказчиков имеют внутренние противоречия.

Читайте также:
Программа для записи и обработки звука на Андроид

Именно для устранения таких проблем и нужен этап разработки требований. Необходимо максимально конкретизировать потребности заказчика и выявить его скрытые нужды. Кроме того, на данной стадии устраняются противоречия между требованиями, создаётся целостное техническое решение и производится анализ его реализуемости.

Конкретизация требований нередко влечёт за собой корректировку концепции проекта. Однако в некоторых ситуациях не получается найти эффективное техническое решение, и тогда проект либо закрывают, либо замораживают до появления выгодных условий.

Если же решение удалась найти, то исполнитель переходит на этап разработки архитектуры будущей системы. Главная задача данной стадии — определение верхнеуровневой логической и физической архитектуры, которая способна всецело закрыть потребности заказчика. В процессе разработки архитектуры выполняется рецензирование и уточнение концепции, требований и предварительного технического решения. Это позволяет снизить самые выраженные риски.

По окончании проектирования архитектуры следует еще раз проверить проект с целью выяснить, сможет ли исполнитель реализовать концепцию. На этапе разработки архитектуры рекомендуется убрать лишние и громоздкие функции. Такая оптимизация нередко помогает вписаться в оптимальные параметры проекта.

Однако иногда необходимо гораздо более серьезное урезание функциональной составляющей будущей системы. Но даже если сложится ситуация, при которой работы над проектом будут приостановлены, это все равно лучше, чем продолжение разработки.

Если же результат оказался положительным, и была сформирована благоприятная архитектура системы, наступает этап реализации и поставки. При этом реализация может выполняться как в один, так и в несколько этапов. Если речь идёт о небольшом проекте, то можно ограничиться лишь одним шагом. Но когда проект является крупномасштабным, подсистемы внутри разрабатываемой системы становятся более зависимыми.

В таких случаях реализация подразделяется на определенное количество стадий. Причем делается это таким образом, чтобы по завершении каждой стадии разработчики получали готовый к поставке результат. Самые важные функции следует разрабатывать на начальных этапах, а менее важные — на последующих стадиях. Благодаря такому подходу самые опасные для системы ошибки будут устранены еще в самом начале, что повысит стабильность основы системы.

Следующий этап — опытная эксплуатация

Главная задача данной стадии — проверка качества работы системы в реальных условиях. Проверка чаще всего состоит из измерения количественных метрик, с помощью которых определяется качество продукта. Сначала испытываются функциональные показатели качества, а после этого — нефункциональные. Если в ходе проверки выявляются какие-либо расхождения, то исполнитель вносит коррективы в системный код.

Только до 12.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Когда систему удается правильно настроить, ее вводят в эксплуатацию. Обычно исполнитель некоторое время сопровождает разработанный им продукт (как минимум во время гарантийного срока). При обнаружении тех или иных ошибок система корректируется. Пользователям и обслуживающему персоналу заказчика должна своевременно оказываться поддержка в виде консультаций.

Рано или поздно система потеряет свою актуальность для заказчика. С этого момента можно говорит об этапе ее вывода из эксплуатации. Однако для программного обеспечения, которое разрабатывается под заказ, этот этап может и не наступить. Дело в том, что заказчик, опираясь на свои эксклюзивные права, может не допустить исполнителя к дальнейшему сопровождению и настройке системы ещё до потери ее актуальности.

Конечный этап любого проекта — завершение

На этой стадии производится анализ результатов и внесение корректировок в процесс разработки программного обеспечения с опорой на полученный опыт. Кроме того, осуществляется пополнение базы знаний разработчиков новыми решениями, которые доказали свою эффективность, а также различными предостережениями и новыми компонентами. В дальнейшем все это должно применяться при разработке других проектов.

Вспомогательные процессы при разработке ПО

В рамках разработки программного обеспечения можно выделить несколько вспомогательных процессов.

  • Документирование. Исполнитель формирует документацию и руководства пользователя к создаваемому программному продукту, как во время разработки, так и после. Такие документы позволяют программистам разбираться в структуре и коде даже по прошествии длительного времени после их создания. При этом документация помогает пользователям взаимодействовать с системой.
  • Управление конфигурацией. Речь идет о работах по управлению наборами создаваемых компонентов программного обеспечения, а также по управлению версиями программного продукта.
  • Обеспечение качества. Данный процесс необходим для обеспечения соответствия ПП предварительным требованиям к разработке и нормам организации исполнителя и заказчика.
  • Верификация. Позволяет обнаружить ошибки, которые были допущены при разработке ПО. Кроме того, благодаря верификации можно выявить несоответствия между разрабатываемым ПО и сформированной архитектурой.
  • Аттестация. Она необходима для подтверждения соответствия получаемых величин принятым стандартам. Иными словами, выходные данные должны иметь погрешность, которая удовлетворяет всем требованиям и нормам.
  • Совместная оценка. Данный процесс направлен на контроль и проверку состояния персонала и создаваемого ПП. Осуществляется заказчиком и исполнителем в течение всего проекта.
  • Аудит. Необходим для независимой оценки текущей ситуации, характеристики проекта, документации и различных отчетов. Данный процесс позволяет сравнить реальное положение дел с договором и документами, в которых прописаны требования. Аудит может проводиться как одной, так и двумя сторонами.
  • Разрешение проблем. Устраняются ошибки, которые были обнаружены на этапах контроля и оценки.

Факторы, влияющие на разработку ПО

Перечислим факторы, которые непосредственно влияют на результат разработки ПО:

Соотношение данных факторов формирует разнообразие вариантов организации разработки. Выделим базовые составляющие этого процесса.

Основная цель разработки программного обеспечения — создание программы, которая сможет выполнять определенную задачу и удовлетворять имеющимся стандартам. Решаемую задачу описывают набором формальных и неформальных (эмпирических) моделей. Они определяют осуществляемые в программе процессы и применяемые при этом данные.

Модель задачи представляет собой комплекс специализированных моделей, которые описывают те или иные нюансы решаемой задачи, отражаемые в создаваемой программе.

Специализированная модель необходима для описания конкретных параметров исследуемого явления. Она позволяет сосредоточиться на частных характеристиках.

Создаваемая программа должна выполнять функции, которые нужны для решения задачи в определенном исполнителе (вычислительной системе). Для отражения его особенностей используется модель исполнителя.

Модель исполнителя представляет собой набор специализированных моделей, которые описывают организацию и поведение вычислительной системы, производящей выполнение программы.

Разрабатываемая программа выступает в качестве отображения модели решаемой задачи на модель исполнителя. Уровень сложности программирования зависит от числа таких специализированных моделей, описывающих задачу, а также их размера и семантического отличия от специализированных моделей исполнителя.

Кроме того, трудоемкость процесса разработки определяется параметрами модели исполнителя, которая описывает требования к уровню абстракции создаваемой программы и ее схожестью с архитектурой реального вычислителя.

Модели разработки программного обеспечения

Существует несколько видов разработки программного обеспечения, которые основываются на разных моделях. Перечислим 5 самых распространенных из них.

Waterfall (каскадная модель, или «водопад»)

В данном случае разработка выполняется в несколько этапов. Причем каждый следующий этап может начаться лишь после завершения предыдущего. При грамотном использовании каскадная модель является самой скоростной и простой. Ее начали применять еще в 1970-х.

  • Простота контроля. Заказчик будет всегда понимать, что в данный момент делают исполнители, сможет регулировать сроки и бюджет.
  • Возможность расчёта стоимости проекта ещё на начальной стадии. Каждый нюанс прописывается во время стадии согласования договора.
  • Отсутствие необходимости привлечения очень опытных тестировщиков. Специалисты смогут базироваться на подробной технической документации.

Источник: gb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru