Данная методическая разработка посвящена изучению графических возможностей языка программирования QBasic. Материал будет полезен учителям информатики при подготовке к урокам в 8-9 классах, а предложенные творческие задания помогут сделать уроки интересными и плодотворными.
Оценить 2452 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №41 г. Владивостока»
QBasic Графика
Соловьёва Екатерина Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
Урок 1. Введение в графический режим QBasic.
Знания и умения:Знать порядок установки графического режима, систему координат экрана, уметь определять координаты точек.
Существует два возможных режимах работы дисплея: текстовом и графическом. Помимо алфавитно-цифрового возможно еще и графическое представление результатов работы программ: построение графиков различных зависимостей, диаграмм, чертежей и т. д.
Оператор SCREEN N позволяет объявить нужный режим экрана. Номер N может меняться от 0 до 13.
QB64 основы программирования или лучший диалект языка BASIC
В графическом режиме изображение представлено совокупностью отдельных точек – пиксель. В разных графических экранах разная разрешимость.
Например, команда SCREEN 7 задаёт экран разрешимостью320 х 200 пиксель –самое низкое разрешение, изображение получается грубое. Режим SCREEN 12 имеет разрешение в два раза больше. Но для начала работы стоит выбрать более простой режим SCREEN 7.
Система координат аналогична прямоугольной декартовой. Начало координат находится в левом верхнем углу, это точка с координатой (0, 0). Координаты могут быть только положительными и целочисленными, так как единицей изменения является одна экранная точка.
Графические операторы QBasic позволяют использовать 16 цветов. Цвет задаётся номером, который называется параметром цвета. Например, операторCOLOR C1, C2,где С1 – цвет рисунка, С2 – цвет фона, задаёт цвет фона и цвет рисунка.
Источник: www.prodlenka.org
Операторы QBASIC
4. составить программу на языке программирования QBasic.
5. ввести программу в редактор QBasic.
6. отработать программу и получить результат.
7. проверить полученный результат.
Конструкция программной строки в QBASIC
Программная строка QBASIC имеет следующий синтаксис:
идентификатор строки оператор переменная выражение (. (оператор (. (комментарии)))).
QBASIC поддерживает два типа идентификаторов строк — номера строки и алфавитно-цифровые метки
* номер строки — любое целое число в диапазоне от 0 до 65529.
* алфавитно — цифровая метка может состоять из любой комбинации латинских букв и цифр (до 40), в конце которой ставится двоеточие.
Операторы QBASIC делятся на исполняемые и неисполняемые. Исполняемые операторы оказывают влияние на исполнение программы. Они указывают на действие. Неисполняемые операторы не влияют на исполнение программы. Они выделяют память на переменные и массивы, объявляют и определяют тип данных, обеспечивают доступ к переменным всем процедурам и модулям.
Каждая переменная обозначает определенный объект — число, строку или запись. Переменные-массивы — это группы объектов одного типа. Имена переменных могут содержать до 40 символов. В именах переменных могут содержатся латинские буквы, числа, десятичная точка. Имя переменной не может быть зарезервированным словом QQBASIC.
Порядок выполнения операций:
Операции в QBASIC выполняются в следующем порядке:
1. Арифметические операции
операции в скобках ()
возведение в степень (^)
присвоение знака числу (-)
умножение и деление (*, /)
сложение и вычитание (+, -)
3. Логические операции.
Операторы QBASIC условно можно разделить на три группы: операторы присваивания, операторы ввода-вывода и операторы управления вычислительным процессом. Ниже описаны основные операторы QBASIC.
Операторы присваивания:
LET переменная = выражение (значение)
Оператор LET присваивает значение выражения или значение переменной.
Переменной а будет присвоено значение 5.7
Операторы ввода-вывода:
Оператор INPUT присваивает вводимые с клавиатуры значения переменным согласно списку.
Переменным a и b будет присвоено значение 4.5 и 13.1 соответственно.
Оператор PRINT выводит на экран значения переменных согласно списку.
Оператор PRINT выведет значения переменных согласно списку.
LINE INPUT# — оператор файлового ввода(вывода, читающий символьную строку без разделителей из файла без разделителей из файла последовательного доступа в указанную переменную.
LINE INPUT#номер_файла, символьная_переменная
* номер_файла — номер открытого последовательного файла
* символьная_переменная — считывает все символы текущей строки в файле до ее конца.
PRINT# — оператор файлового вывода, записывающий данные в последовательный файл.
* номер_файла — номер открытого последовательного файла
* список_переменных — содержит переменные, значения которых записываются в файл.
Операторы ввода-вывода на внешнее устройство файл:
OPEN — оператор ввода(вывода, включающий ввод/вывод в файл.)
OPEN файл [FOR тип] AS #номер
* файл — символьное выражение, определяющее имя файла, включая путь
* тип — одно из ключевых слов (OUTPUT — определяет последовательный вывод, INPUT — определяет последовательный ввод)
* номер — целое выражение от 1 до 255, номер файла
Операторы управления вычислительным процессом:
FOR. NEXT — управляющий оператор, повторяющий блок операторов указанное число раз. Допускается вложение циклов FOR. NEXT внутри другого цикла FOR. NEXT. счетчикам вложенных циклов необходимо давать разные имена.
FOR счетчик=начало TO конец [STEP шаг]
FOR f=1 TO 3 STEP 0.5
PRINT «Привет, КубГТУ!»
WHILE. WEND — управляющий оператор, выполняющий блок операторов до тех пор, пока указанное условие истинно. Пока условие истинно (его значение не равно нулю), операторы будут циклически выполнятся. Если условие ложно (его значение равно нулю), выполняется оператор, следующий за WEND.
IF. THEN. ELSE — управляющий оператор, осуществляющий условное ветвление операций, основанное на оценке логического выражения. Выражение может быть истинным или ложным.
IF логическое_выражение THEN оператор 1 [ELSE оператор 2]
* оператор 1 — оператор, выполняющийся при значении логического выражения ²истина²
* оператор 2 — оператор, выполняющийся при значении логического выражения ²ложь²
GOTO — управляющий оператор безусловного перехода. Используется для передачи управления между структурами одного и того же модуля.
Источник: studopedia.su
Работа в среде программирования QBasic
Архив содержит 3 документа для проведения урока: план урока, методические указания к выполнению практической работы, практическая работа по теме: «Среда программирования QBasic. Запись алгоритма решения задач. Составление и ввод программы».
Итоговая работа учащихся оценивается
по следующим категориям:
- Знание и умение графического описания решения задачи (графический алгоритм). Оформление блок-схемы в графическом редакторе.
- Первые шаги в программировании. Проверка выполнимости написанной программы.
- Творческая работа учащихся – наглядное представление решения задачи. Создание документа в текстовом редакторе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«методические указания к практической работе»
Методические указания
Язык программирования QBASIC
Теоретический материал.
BASIC – Beginner ’ s All – purpose Symbolic Instruction Code – язык символьных конструкций для начинающих.
Бейсик — наиболее популярный язык высокого уровня, используемый для работы на ПК. Основы Бейсика были разработаны в 1964 году в США (Дартмутский колледж).
Программа на Бейсике — это пронумерованная последовательность строк, за номером расположена команда. Команда указывает компьютеру, что по ней надо сделать и над какими данными. Набор команд строго ограничен. Основные элементы – константы ( const ), переменные, выражения, функции и массивы. Имена и значения строятся из символов или литеров.
Алфавит Бейсика составляет совокупность литер и около 200 служебных слов.
Запуск программы Qbasic — C:QBASICqbasic.exe
Рабочее окно Qbasic (Untitled): Именно в рабочем окне вводится и отлаживается текст программы. Внутри рабочего окна находится курсор. Он показывает, в каком месте будет напечатан следующий символ.
Для вызова справочной информации (справка) нужно нажать клавишу F 1.
Номера цветов
№ | Цвет | № | Цвет |
черный | 8 | серый | |
1 | голубой | 9 | ярко-голубой |
2 | зеленый | 10 | ярко-зеленый |
3 | бирюзовый | 11 | ярко-бирюзовый |
4 | красный | 12 | ярко-красный |
5 | розовый | 13 | ярко-розовый |
6 | коричневый | 14 | желтый |
7 | белый | 15 | ярко-белый |
Данные. Ввод – вывод данных.
Пример решения задачи:
Условие задачи: Известны длины сторон треугольника: а=2 см, b =3 см, с=4 см. Вычислить периметр треугольника.
- Составление блок – схемы по условию задачи.
- Составление программы по выполненной блок – схеме.
Строки программы | Упрощенный вид программы |
10 REM Вычисление периметра треугольника 20 COLOR 15,1 30 CLS 40 a=2, b=3, c=4 50 P= a + b +c 60 LOCATE 12,32 70 PRINT P 8 0 END | 10 REM Вычисление периметра треугольника 20 CLS 30 a =2, b =3, c =4 40 P= a + b +c 50 PRINT P 60 END |
- Проверка выполнимости программы на компьютере.
- Запись ответа к задаче.
- Записать в тетрадях тему и цель практической работы.
- Осуществить запуск среды программирования QBasic .
- Ознакомиться с теоретическим материалом (методические указания).
- Написать пробную программу (строки программы цветного приветствия). После набора новой строки подтверждают набор клавишей ввода.
- Для выполнения программы вводят команду RUN в последней строке.
- Ознакомиться с блочным описанием решения задачи – схемой алгоритма (методические указания).
- Переписать условие данной задачи в тетрадь:
- Составить блок – схему к программе.
- Написать программу к данной задаче.
- Проверить выполнимость программы в среде QBasic .
- В графическом редакторе Paint нарисовать блок – схему к программе.
- Создать текстовый документ в редакторе Word “Вычисление периметра прямоугольного треугольника” для оформления хода работы.
Просмотр содержимого документа
«практич.раб.»
- Записать в тетрадях тему и цель практической работы.
- Ознакомиться с теоретическим материалом (методические указания).
- Осуществить запуск среды программирования QBasic .
- Написать пробную программу (строки программы цветного приветствия). После набора новой строки подтверждают набор клавишей ввода (стр.3 методические указания).
- Для выполнения программы можно осуществить с помощью меню Запуск.
- Ознакомиться с блочным описанием решения задачи – схемой алгоритма (стр.6 методические указания).
- В тетради оформить решение следующей задачи:
- Составить блок – схему решения задачи.
- Написать программу по составленной блок-схеме.
- Проверить выполнимость программы в среде QBasic .
- В графическом редакторе Paint нарисовать блок – схему к программе.
- Создать текстовый документ в редакторе Word “Вычисление периметра прямоугольного треугольника” для оформления хода работы.
Просмотр содержимого документа
«урок Работа в среде программирования QBasic»
П Л А Н У Р О К А
П О Т Е М Е
Среда программирования QBasic . Запись алгоритма решения задач. Составление и ввод программы.
Цели: Дидактическая — Углубление знаний, полученных на уроках, закрепление умений и навыков работы в текстовом и графическом редакторах.
Студент должен: Иметь представление о процессе алгоритмизации. Знать основные алгоритмические конструкции, способы записи алгоритмов. Уметь разрабатывать простейшие алгоритмы и записывать их в графическом представлении, программировать решение задачи.
Воспитательная — Формирование умения учащихся грамотно создавать алгоритмические конструкции для решения задач. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения, дисциплинированности, организованности. Развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к информатике при решении задач нестандартными способами.
Развивающая — Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, речи. Формирование способности мобилизовать внимание и волю при выполнении учебных задач. Формирование стремления к самоконтролю, самооценке, саморегуляции, к творческой самореализации.
Тип урока — Комбинированный, включающий изучение новой темы – работа в среде программирования, и повторение и закрепление знаний. Форма контроля — защита учащимися творческой работы. Вид урока — Практическая работа.
Оборудование — ЭВМ, методические указания, карточки – задания.
- Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
- Ознакомление учащихся с теоретическим материалом. Выдача методических указаний.
- Ознакомление учащихся со средой программирования QBASIC . Написание программы из методических указаний, проверка её выполнимости.
- Выполнение заданий. Творческая работа учащихся. Оформление решения задачи.
- Смотр и оценка выполненных творческих работ.
- Подведение итогов. Выставление оценок в журнал.
- Знание и умение графического описания решения задачи (графический алгоритм). Оформление блок-схемы в графическом редакторе.
- Первые шаги в программировании. Проверка выполнимости написанной программы.
- Творческая работа учащихся – наглядное представление решения задачи. Создание документа в текстовом редакторе.
Источник: kopilkaurokov.ru