Как составлять программы по информатике

Мы начинаем изучать раздел » Алгоритмизация и основы программирования». На этом уроке вы повторим, что такое алгоритм, рассмотрим понятие программирование, познакомимся с особенностями среды текстового программирования и системой программирования КуМир.

1. Изучи материал

Прочти материал учебника § 14,15.

Алгоритмы написанные для технических устройств, на языке понятном им называют программы.

Программа — последовательность команд, которая хранится в памяти и которую необходимо выполнить.

Процесс создания программ является программированием.

Для программирование существуют специальные программы — среды программирования.

Язык текстового программирования — это среда (программа) в которой команды вводятся с клавиатуры и сохраняются в виде текстовых файлов. Например, популярное программирование на Рython и JavaScript.

Как писать программы для ЕГЭ по информатике — алгоритм для любого задания l Коля Касперский

пример текстового программирования (КуМир)

Язык визуального программирования — это такой язык, который позволяет программисту создавать программы, манипулируя графическими элементами, а не печатая текстовые команды. Известным примером является Scratch

Познакомься с системой программирования КуМир

Источник: informik-5.blogspot.com

Pascal в ОГЭ по информатике

обучение PascalABC

Инфоучка

Задание 15.2 в ОГЭ по информатике на составление программы. Как правило, это программы содержащие и циклы и условия. В этой статье постараемся разобраться как решать такие задачи.
Условный оператор присутствует практически в каждой задаче. В решении задач используют два вида циклов: цикл с параметром и цикл с предусловием.

Паскаль ОГЭ как решать?

Чтобы определить какой цикл следует использовать, необходимо внимательно прочитать задание.

  • Если в задаче сказано: программа получает на вход количество чисел, то следует использовать цикл с параметром.
  • Если в задаче сказано: количество введённых чисел неизвестно, а последовательность чисел заканчивается 0 , то следует использовать цикл с предусловием.

Разберем несколько вариантов задач, с которыми придется столкнуться на экзамене по информатике в 9 классе.

Пример 1. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чётных чисел, кратных 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чётных чисел, кратных 5.

Решение:

Читая условие задачи, явно видим, что нам необходим цикл с предусловием. А также нам нужно будет отбирать четные числа, да еще и кратные 5. Следовательно, в программе будем записывать два условия:

  1. определение четности числа: a mod 2 =0
  2. определение кратности 5: a mod 5 =0
Читайте также:
Как установить менеджер программ в linux

Причём эти условия должны выполняться одновременно. А значит, нужно составить из них одно сложное условие, используя логическую операцию — умножение. Вот так:

(a mod 2 =0) and (a mod 5 =0)

  • k — количество чисел, удовлетворяющих условиям задачи,
  • a — число, которое получает программа на входе

Теперь, для большего понимания, сделаем блок-схему

паскаль огэ как решать

Как это работает?

  1. Программа получает на вход число а.
  2. Далее оно проходит через условие окончания цикла a<>0. Если условие не выполняется, то заходим внутрь цикла и проверяем число а по критериям задачи.
  3. Если критерии выполнены, то число заносится в счетчик (k+1).
  4. Далее вводится следующее значение числа а (новое число).
  5. Идем по стрелке на проверку условия цикла. Если оно выполняется, то повторяем предыдущие шаги внутри цикла.
  6. При невыполнении (a=0) выводим полученное значение k и завершаем программу.

Текст программы на Паскале:

var a, k: integer; begin k:=0; readln(a); while a<>0 do begin if (a mod 5=0) and (a mod 2=0) then k:=k+1; readln(a); end; writeln(k) end.

Пример 2. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 3. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число — сумму чисел, оканчивающихся на 3.

Решение:

Читая условие задачи, явно видим, что нам необходим цикл с параметром. А также нам нужно будет сумму только тех чисел, которые оканчиваются цифрой 3. Следовательно, в программе будем записывать одно условие: a mod 10 =3
Если все еще не понятно, почему такое условие, советую сначала почитать статью «Операции с целыми числами»

  • n — количество вводимых чисел,
  • s — сумма чисел, удовлетворяющих условиям задачи,
  • a — число, которое получает программа на входе,
  • i — параметр цикла, счетчик выполнений цикла

Теперь, для большего понимания, сделаем блок-схему

паскаль огэ задания примеры

Как это работает?

  1. Программа получает на вход количество чисел n.
  2. Начинается цикл, который выполнится ровно столько раз сколько указано количество чисел. В качестве счетчика введенных чисел, используется переменная цикла i (параметр цикла).
  3. На первом шаге цикла программа получает первое число а. Проверяется условие. Если число оканчивается цифрой 3, то сумма s увеличивается на значение введенного числа а (s+a).
  4. Далее шаги внутри цикла повторяются с каждым новым числом.
  5. После обработки в цикле последнего числа выводится результат вычисленной суммы.

Текст программы на Паскале:

Читайте также:
Программа 2 гис работает без интернета

var a,i,s,n: integer; begin readln(n); s:=0; for i:=1 to n do begin readln(a); if a mod 10=3 then s:=s+a; end; writeln(s); end.

Источник: infouch.ru

Урок 19
Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции
§54. Алгоритм и его свойства. §55. Простейшие программы. §56. Вычисления

Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел:

1) запрашивает у пользователя два целых числа;
2) складывает их;
3) выводит результат сложения.

Программу на псевдокоде (смеси русского и школьного алгоритмического языков) можно записать так:

алг Сумма

нач

ввести два числа

кон

Компьютер не может выполнить псевдокод, потому что команд «ввести два числа» и ей подобных нет в его системе команд. Поэтому нам нужно «расшифровать» все такие команды через операторы языка программирования.

В отличие от предыдущих задач здесь требуется хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.

Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение. Значение переменной может изменяться во время выполнения программы.

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение. При записи в неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.

Переменные в программе необходимо объявлять 1 . При объявлении указывается тип переменной и её имя (идентификатор). Значение переменной сразу после объявления неопределённое: переменной выделяется некоторая область памяти, и там могло быть до этого записано любое число.

Некоторые языки, например язык Си, позволяют записывать в переменную значение другого типа, но вся ответственность за результат ложится на программиста.

Вот так объявляются целочисленные переменные (в которых могут храниться только целые значения) с именами а, b и с:

цел а, b, с var а, b, с: integer;

В языке Паскаль описание переменных начинается с ключевого слова var, после него записывают список переменных и в конце через двоеточие — их тип, в данном случае целочисленный (англ, integer).

Имена переменных строятся по тем же правилам, что и имена программ. В языке Паскаль можно использовать в именах латинские буквы (строчные и заглавные буквы не различаются), цифры (но имя не может начинаться с цифры, иначе транслятору будет сложно различить, где начинается имя, а где — число) и знак подчёркивания «_».

В школьном алгоритмическом языке в именах разрешены кроме перечисленных символов ещё пробелы и русские буквы, причём строчные и заглавные буквы различаются (поэтому х и X — это разные имена переменных).

Желательно давать переменным «говорящие» имена, чтобы можно было сразу понять, какую роль выполняет та или иная переменная.

Тип переменной нужен для того, чтобы:

• определить область допустимых значений переменной;
• определить допустимые операции с переменной;
• определить, какой объём памяти нужно выделить переменной и в каком формате будут храниться данные (вспомните, что целые и вещественные числа хранятся в компьютере по-разному, см. главу 4);
• предотвратить случайные ошибки; например, при попытке записать символ в целую переменную выдаётся сообщение об ошибке 2 .

Читайте также:
Бухгалтерские программы фирмы 1с виды

2 Некоторые языки, например язык Си, позволяют записывать в переменную значение другого типа, но вся ответственность за результат ложится на программиста.

В алгоритмическом языке можно при объявлении задать начальные значения переменных:

цел а, b=1, с=55

Значение переменной а осталось неопределённым.

Большинство трансляторов Паскаля автоматически заполняют нулями все переменные основной программы, однако лучше не надеяться на это и явно задавать начальные значения всех переменных.

Приведём полную программу сложения двух чисел:

Оператор ввод (в Паскале — процедура read) предназначен для ввода данных (например, с клавиатуры).

Оператор, содержащий символы «:=», — это оператор присваивания, с его помощью изменяют значение переменной. Он выполняется следующим образом: вычисляется выражение справа от символов «:=», а затем результат записывается в переменную, записанную слева от символов «:=». Поэтому, например, оператор

увеличивает значение переменной i на 1.

У приведённой выше программы сложения чисел есть два недостатка:

1) перед вводом данных пользователь не знает, что от него требуется (сколько чисел нужно вводить и каких);
2) результат выдаётся в виде числа, которое означает неизвестно что.

Хотелось бы, чтобы диалог программы с пользователем выглядел так:

Введите два целых числа: 2 3

Подсказку для ввода вы можете сделать самостоятельно. При выводе результата ситуация несколько усложняется, потому что нужно вывести значения трёх переменных и два символа: «+» и «=». Для этого строится список вывода, элементы в котором разделены запятыми:

вывода, ‘+’, b, ‘=’,с write(a, ‘+’, b, ’=’,с);

Обратите внимание, что имена переменных записаны без апострофов.

В принципе можно было бы обойтись и без переменной с, потому что элементом списка вывода может быть арифметическое выражение, которое сразу вычисляется и на экран выводится результат:

вывод а, ‘+’, b, ‘=’, a + b write (а, ‘+’, b, ‘=’, а + b);

В обоих языках (в среде КуМир — начиная с версии 2.0) можно использовать форматный вывод: после двоеточия указать общее количество знакомест, отводимое на число. Например, программа

вывод а:5 write ( а:5 );

выведет значение целой переменной а, заняв ровно 5 знакомест:

123

Поскольку само число занимает только 3 знакоместа, перед ним выводятся два пробела, которые здесь мы обозначили как « ».

Следующая страница Вопросы и задания

Cкачать материалы урока

Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru