Как составлять программу для индивидуального обучения

Содержание

Индивидуальная образовательная траектория — путь обучения, при котором ученик получает знания именно в тех сферах, которые ему интересны и ценны, и сам может менять программу. Образовательные консультанты, учителя и сторонники альтернативных методов обучения рассказывают, как выстроить этот маршрут, чтобы получить максимум пользы для ребенка, какую роль в этом играет школа и почему индивидуализация обучения может стать причиной социального неравенства.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Сегодня мы всё чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в вузе теперь не гарант стабильной карьеры, а смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян поменяли профессию. По прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey, в ближайшие 10 лет число работников, которые решат перейти в другую отрасль, в мире увеличится на 12%.

Как следствие, в сфере образования появляются новые тенденции. На смену стандартным, раз и навсегда утвержденным учебным планам приходят индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Суть этой методики в том, что каждый человек строит свой личный маршрут к знаниям — а значит, может в любой момент его скорректировать, если у него изменятся цели, потребности и ценности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ?

Выстроить индивидуальный маршрут можно и в обычной общеобразовательной школе. Однако больше инструментов для этого, как правило, бывает у учеников, выбравших альтернативные методы обучения.

Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.

Вот один из примеров.

Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в «Демократическую школу 5, подъезд 7», которая смогла предложить ей более удобный и свободный формат обучения.

«У нас очная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому езжу на занятия раз в неделю, а всё остальное время учусь онлайн. Мы все приходим в школу, и проводим утром общий сбор: голосованием решаем, что сегодня делаем. Например, кто-то из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — сходить в музей или заняться определенным курсом химии.

Дальше мы распределяемся по интересам, и так проходит день. У нас нет классов, четких уроков и расписаний. Школа — пространство, где тебе рады и готовы поддержать любую твою инициативу. Но при этом инициатива должна исходить от тебя. Я сама договариваюсь с учителями, в какой день удобно провести занятие, и составляю свое расписание на неделю.

Это очень помогает развивать коммуникативные способности и навыки тайм-менеджмента», — рассказывает Туся.

Многие ученики «Демократической школы» прикреплены к обычной общеобразовательной, и в личном кабинете на портале ЦПСО у них есть список предметов, по которым они должны сдать итоговые экзамены онлайн для аттестации в школе.

Как написать ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

«Моей основной целью в этом году было прохождение аттестаций, — говорит Туся. — Я больше времени уделяла гуманитарным предметам, потому что они мне в радость. А еще решила подтянуть знания по физике и химии, хотя они мне и не понадобятся для поступления. Сейчас моя цель — понять, куда я хочу поступить. И в дальнейшем, в зависимости от того, какой план я выберу, буду выстраивать свой учебный год.

Когда ребята попадают из обычной государственной школы в новую, более свободную академическую среду, им требуется примерно два месяца на адаптацию. Поначалу они немного растеряны: никто не занимает их делом. Но потом привыкают и уже сами начинают генерировать идеи и предлагать разные активности.

В первый месяц мне было сложно понять, за что хвататься: нужно было пройти аттестацию по 15 предметам. Обычно в таких случаях помогают кураторы. В школе ты можешь выбрать человека и предложить ему с тобой работать. Моя кураторка помогала мне с планированием, документами, учебниками и во всём меня поддерживала.

Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.

Ты тоже принимаешь решения: все школьные правила утверждаются путем голосования. Это дает ощущение собственной ценности, ты чувствуешь спокойствие, что тебя никто не осудит. За год школа помогла мне прокачать soft skills и критическое мышление. В обычной школе тебя тянут: ты находишься в системе, где ходишь с урока на урок через не могу, изучая ненужные и бесполезные дисциплины.

А здесь ты сам — директор своей школы и должен придумать себе учебный план. Это очень полезно, развивает самостоятельность, креативность и навыки работы в команде.

Возможно, минус школы, из-за которого она может подойти не всем, — «проседание» академических знаний. Одни ученики приходят за серьезной подготовкой в плотном режиме, а другие — за общением, и для них ценно просто проводить время в сообществе, но, скорее всего, академических знаний у них будет меньше».

Как построить индивидуальный образовательный маршрут?

«Сейчас дети учатся иначе, как — непостижимо для взрослых», — считает Светлана Марзеева, соучредитель Ассоциации развития семейного образования. По ее мнению, основной способ познания современных учеников — гаджеты, а школа давно утратила свою актуальность.

Сегодня обучение в государственных школах — это информационная интоксикация, от которой вреда гораздо больше, чем пользы. ФГОСы вообще никак не поменялись, они только расширяются и дополняются. В итоге дети перегружены, тратят время на то, что никогда не пригодится им в жизни, но не развивают жизненно важные навыки и умения».

По мнению Светланы, при такой нагрузке зачастую самый лучший вариант, если нет желания или возможности отказаться от госшколы полностью, — написать заявление на имя директора школы о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану. Оно позволяет включать и исключать учебные предметы, изучать их по блокам, а не параллельно, как в школе, уменьшать часы изучения до минимального базового уровня, определенного ФГОС. Это удобно, если ребенок усиленно занимается спортом, или ему нужна меньшая нагрузка, или требуется больше времени для изучения материала.

Читайте также:
С программой можно ознакомиться на сайте

Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.

Соосновательница просветительского проекта «PROшколу», учитель Полина Гавриленко менее категорична в этом вопросе. По ее словам, школы постепенно перенимают положительный опыт и стремятся реализовать принцип индивидуализации образования. Большинство учебных заведений переходят на модель профильного обучения в старших классах. В некоторых школах внедряется индивидуальный образовательный маршрут.

Происходит это по-разному. Где-то маршрутные листы формируются только по факультативным занятиям; где-то индивидуальный маршрут создается под конкретный предмет, и ребенок выбирает темп освоения материала, темы, формы контроля; а где-то из большого числа курсов и факультативов с помощью тьютора ученик формирует свой образовательный трек. Чем богаче образовательная среда, тем привлекательнее для ребенка выбор, и тем больше шансов угадать с направлением. Но на такой сценарий тратится очень много ресурсов.

«Сегодня сложно реализовать модель школы, ориентированной на развитие индивидуальности каждого ребенка, — рассказывает Полина. — Чаще всего это могут себе позволить маленькие авторские или альтернативные школы, где большая вовлеченность родителей, и там учатся дети, как правило, из семей с высоким социально-экономическим статусом. Они заинтересованы в максимальном развитии ребенка, включены в его образование. Есть совместная ответственность за результат. Школа и родители стараются обеспечить потребности ребенка и в случае возникновения трудностей или рисков корректируют образовательный трек.

В случае с массовой школой ситуация обратная. Для большинства родителей школа — своего рода камера хранения. Представьте себе родителей, озабоченных тем, как заработать на кусок хлеба, и вот им предложили выбрать предметы, которые интересуют ребенка или пригодятся ему в будущем. Вряд ли они смогут это сделать, учитывая низкий уровень осведомленности родителей в вопросах профориентации».

Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.

В идеале индивидуальный образовательный маршрут помогает составить тьютор. В отличие от традиционного учителя тьютор ничего не навязывает, а помогает сориентироваться в собственных интересах, желаниях, потребностях, синхронизировать их с тем, что требуется рынку труда, с тем, что важно уметь в современном мире.

При самостоятельном, внеинституциональном создании образовательного трека Полина Гавриленко советует учителям и родителям обратить внимание на следующие принципы:

Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?

В докладе на конференции «Тенденции образования 2021» научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял тему неравных возможностей: «Если у нас есть индивидуальная траектория, то, разрушая классно-урочную систему, мы разрушаем и привычную социальную группу, хорошую или плохую. А вводя выбор в эту индивидуальную траекторию, мы создаем новую ситуацию, в которой обостряются риски неравенства».

Это предположение обусловлено теорией социолога Раймона Будона, согласно которой эффекты социально-экономического положения семьи на образовательный выбор ребенка разделяются на первичные и вторичные. Первичные проявляются в том, что ученики из более обеспеченных семей имеют более высокие образовательные достижения. Вторичные — в том, что даже при одинаковой успеваемости дети с более высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в старшей школе по сравнению с одноклассниками с более низким социально-экономическим статусом.

По данным ВШЭ, если хотя бы у одного родителя есть высшее образование, в семье возрастает вероятность найма репетитора для подготовки к ЕГЭ. Чем более высокий уровень образования родителей, тем больше дополнительного образования получают дети. А следовательно, это влияет на их школьные успехи. Учащиеся, чьи родители имеют высшее образование, в 60% случаев выбирают именно высокоселективные университеты.

В то же время среди учащихся с высокой успеваемостью дети, родители которых имеют низкий уровень образования, реже идут в 10-й класс. Вероятно, родители навязывают детям тот уровень образовательных притязаний, который знаком им самим, или просто не знают о возможностях современной системы образования. Ученики не подготовлены к ситуации выбора и не имеют нужных ориентиров. Изначально непривилегированные ученики, даже имея хорошую успеваемость в школе, почти лишены шансов исправить ситуацию.

По мнению исследователей, для решения проблемы неравенства в образовании необходимо повышать информированность учеников и их родителей в этой области и помогать детям делать сознательный выбор. Это означает, что в ситуации, когда меняется роль образования, меняется и роль учителя. Учителю нужно выступать в роли консультанта, который мог бы объяснить риски, связанные с тем, что ты выбираешь.

Источник: knife.media

Методческие рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы
учебно-методический материал на тему

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки. Цель – совершенствование форм организации образовательного процесса обучения по индивидуальным учебным планам ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося ________ класса

___________________________________________ (Ф. И.)

I полугодие
1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) __________________________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
_____________________________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши)

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)

в организацию учебного процесса
Примечание:
ИОП на II полугодие заполняется аналогично I полугодию, в п. 5 прописываются предложения по внесению изменений в процесс обучения на следующий учебный год.
Примечания:

  1. По всем предметам учебной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.
  2. ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись администрации ОУ ________

1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
определенный срок;

Читайте также:
Установить программу эксель на компьютер

успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;

способы получаемого образования после школы.
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;

по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;

уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;

уметь определить формы самообразования.
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;

каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;

каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и окружающего социума ..
6. Скорректируй ИОП

ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы при условии наличия небольшого количества классов-комплектов может быть осуществлена с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальный учебный план по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

— Закон «Об образовании», который указывает «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. … Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения (п.1 ст.50)

— концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования

— федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу МО РФ от 09.03.2004 №1312)

— рекомендации по организации профильного обучения ( Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.04 № 14-51-10213)

— устав общеобразовательного учреждения

1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Индивидуальная образовательная программа средней школы является нормативно-управленческим документом, который позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения.

Цель документа- получение индивидуумом среднего образования на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

— проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме и по материалам ЕГЭ

— качественная подготовка на профильном уровне того набора предметов, который нужен непосредственно конкретному учащемуся для продолжения образования в высших и средних специальных учебных заведениях

— наличие целых педагогических систем, рассматривающих индивидуализацию обучения, как основной педагогический инструмент

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

Настоящий документ определяет нормативную сторону построения индивидуальной образовательной программы для учащихся 10 классов средней школы, начинающих профильное обучение, являющихся учащимися образовательного учреждения, имеющего государственную лицензию и аккредитацию.

Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и при согласии родителей.

3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальная образовательная программа рассчитана на двухгодичный курс получения среднего образования после завершения основного образования или часть его. Это означает, что индивидуальная учебная программа может заменить одно или два полугодия 10 или 11 класса. Однако в случае перехода учащегося на экстернатную форму обучения, продолжительность обучения по индивидуальной учебной программе может быть меньше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения ряда предметов, развития творческой активности учащихся в различных формах.

Рекомендуется составлять индивидуальную программу сначала на первое полугодие 10 класса, чтобы по ее реализации дать обоснованные рекомендации о целесообразности продолжения такой формы обучения.

4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения.

Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.

5. ОБЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Индивидуальная образовательная программа не самостоятельный объект в образовательных программах, она, скорее, способ индивидуального освоения существующих учебных программ. Составление индивидуального учебного плана базируется на базисном учебном плане и на соответствующем ему соотношении между различными образовательными областями и видами учебной работы. В то же время следование выбранному учебному плану при индивидуальной образовательной программе допускает определенную свободу действий.

Индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения (и может измениться при переходе к другому отрезку) или всего двухгодичного периода обучения в целом. Скажем, ученик ориентированный на один учебный план в 1 полугодии, может перейти на другой во втором и т п. Возникающие при таких изменениях проблемы решаются школой в индивидуальном порядке.

Расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования дополнительных часов на профилизацию обучения, новых форм учебной работы.

6. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным предметам на базовом и профильном уровне.

Учебные программы могут быть разбиты на небольшие блоки — учебные модули (учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету, наиболее простым образцом учебного модуля является тема или раздел программы). Учебные модули могут быть двух различных типов:

  1. Учебный модуль, составленный на основе учебной программы.

Программа при этом модуле может быть любой: типовой, авторской, профильной

В индивидуальный учебный план могут быть включены модули программы с углубленным изучением предметов, хотя в школе эти программы не реализуются.

2. Учебный модуль интегративного типа.

Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам (например в

курсе естествознания), сочетать общеобразовательную подготовку с профильной или

профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой

содержания. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемого

по выбору учащегося, в этом случае утверждение модуля относится к компетенции школы.

В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он проходит

лицензирование в другом порядке

Приведенная типология учебных модулей фактически учитывает два основных источника их происхождения- учебные программы по предметам на базовом и профильном уровне и формы самостоятельной работы учащегося, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родитель и т п). Этот документ должен содержать следующие позиции

— учебный предмет или группа предметов (интегрированный курс)

— тип программы (базовая, профильная, углубленная, авторская и т п)

— название модуля (тема учебной программы)

— число часов учебной программы, раскрываемое модулем

Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль может допускать разнообразные способы выполнения (обучение в группе, классно-урочная форма, самостоятельное изучение) и различные формы контроля знаний (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении индивидуального учебного плана.

Переход ученика на индивидуальную учебную программу происходит по правилам, устанавливаемым учебным заведением. Эти правила должны предусматривать.

  1. Оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу.
  2. Желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения
  3. Согласие родителей
Читайте также:
Hikvision утилиты программы настройка камер

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения. Перечислим основные из них.

  1. Занятия в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение модулей инвариатной части учебного плана по обычной классно-урочной системе.
  2. Групповые занятия . Для группы учащихся, выбравших учебные модули на профильном уровне, организуются групповые занятия по выполнению отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение . Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности, для ускоренного курса характерны консультации, которые получает ученик в процессе обучения.
  4. Внеурочная деятельность . Посещение элективных курсов, факультативных или кружковых занятий.

Обеспечивает индивидуальное обучение и несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор ( роль тьютора может выполнять классный руководитель при условии корректировки его должностных обязанностей администрацией школы), в обязанности которого входит:

— оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение

— выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута

— регулярные встречи с учеником, обсуждение хода прохождения индивидуального маршрута

— корректировка образовательного маршрута

— контакты с родителями ученика

— оформление результатов аттестации (внесение оценок в школьную документацию, на сайт школы в виртуальный дневник учащегося)

— внесение достижений учащегося в портфолио

Использование школой индивидуальных программ предполагает наличие в ней организационно- педагогических условий. К их числу можно отнести.

  1. Наличие в школе психологической, социальной, валеологических служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения
  2. Широкий спектр реализуемых школой образовательных программ и форм обучения
  3. Наличие связи с высшими и средними специальными учебными заведениями города и региона, позволяющих использовать образовательные ресурсы вне школы
  4. Техническая оснащенность школы, внедрение в учебные программы новых информационных технологий как важного средства индивидуализации обучения.

8. АТТЕСТАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной учебной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место в этом виде контроля занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Эти способы обучения приобретают первостепенный характер. Умелая организация самоконтроля служит как целям организации обучения, так и развития индивидуальных черт личности.
  3. Нацеленность на результат . Изучение учебных модулей профильного обучения позволяет более сконцентрированно направлять ученика на достижение поставленной цели. Этот результат должен входить в описание модуля и желательно в конкретном виде: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), защита проекта (с теоретическим описанием и презентацией), компьютерное тестирование и т п.
  4. Итоговая аттестация . По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые формы итоговой аттестации: выпускные экзамены, ЕГЭ. При этом следует учесть, что выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (экзамены в форме ЕГЭ).

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе той или иной формы обучения или образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

1)​ цели и ценности образовательной программы;

2)​ адресность образовательной программы;

3)​ учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

4)​ характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

5)​ описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

6)​ систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

7)​ описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

1)​ ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

2)​ цель образовательной программы (определяет обучающийся);

3)​ индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

4)​ характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

5)​ описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);

6)​ систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

7)​ описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

8)​ описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Структура индивидуальной образовательной программы

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)

Источник: nsportal.ru

Документация «Об индивидуальном обучении на дому»

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru