Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого — к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теорий литературы.
Программы VIII-IX классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса X-XI классов, построенного на историко-литературной основе.
В V-IX классах важно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности. В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.
ЕГЭ по Литературе на 90+ баллов: Схема Подготовки + Мой Опыт
В VIII-IX классах рассмотрение произведения в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие исторических и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в дневнерусской литературе; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции и ее элементов.
9. Содержание и структура курса литературы в 10-11 классах. Анализ одного из вариантов авторских программ по литературе.
увертюрой к цепи последующих событий.
В X-XI классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.
Учащиеся X-XI классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.
В практике работы учителей X-XI классов используются элементы поэтики с учетом необходимости сохранения личностного отношения к литературному произведению. И. Ф. Волков в своей последней книге высказал следующее убеждение: «Искусство — это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения». Учитель-словесник может помочь школьнику в реализации этого общения с миром словесного искусства.
Тест по ЛИТЕРАТУРЕ. Писатели и произведения
Этапы работы в X-XI классах соответствуют этапам развития учащихся современных школ различного профиля. Учитывая то, что в предшествующей работе шло накопление знаний, представлений о поэтике художественного текста, о значении авторского видения мира, об основных компонентах художественного целого, о понятиях образа, композиции, стиля, на уроках по литературе второй половины XIX в. можно поставить задачи рассмотрения с большей долей самостоятельности стилевых особенностей романа И. А. Гончарова «Обломов», новаторства поэтической манеры Н. А. Некрасова; не меньший интерес представляют для учащихся проблемы развития И. С. Тургеневым жанра социально-психологического романа, полифонизм романов Ф. М. Достоевского, стиль прозы Л. Н. Толстого, тематика рассказов А. П. Чехова.
Школьники начинают сознательнее относиться к процессу познания фактов искусства, повышается интерес к поисковым заданиям типа: «Обосновать выбор вопросов и их последовательность при комментировании пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»; «На каких сторонах произведения вы будете останавливаться, рассматривая роман И. С. Тургенева в нравственно-эстетическом отношении?»
На уроках по творчеству Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова школьники постепенно овладевают методом «переноса» знаний и умений, появляется возможность активного использования понятий стиля, жанра, композиции, а также представлений о поэтике художественных текстов. Они прослеживают своеобразие авторской позиции в сочетании с позициями персонажей в ходе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; исследуют особенности психологической манеры Л. Н. Толстого; определяют своеобразия художественного времени в творчестве А. П. Чехова; постигают идею развития литературного процесса.
Активизация деятельности одиннадцатиклассников связана с проведением разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных заданий по чтению, комментированию и интерпретации художественных текстов, подготовкой содержательных обзоров по литературе различных периодов XX столетия, наконец, с использованием различных технологий уроков.
Целесообразно систему изучения краткого школьного курса истории литературы построить на основе углубления связей между личностным восприятием произведения, историко-культурологическими и теоретико-литературными знаниями, включая представления о поэтике художественных текстов.
На вводных и ориентировочных занятиях мотивируется направленность анализа, создается интерес к изучению поэтики текста и его интерпретации. Хорошие результаты дает вводная лекция-беседа проблемного характера, выяснение личностных впечатлений от прочитанного, рассказ о творческой истории произведения, чтение с комментариями отрывков из произведений писателя.
При проведении анализа проблем, образов, опорных эпизодов прозаических и драматических текстов, при выразительном чтении и комментировании строк поэтических произведений особое внимание следует уделить постижению глубины авторского замысла, специфики композиции, художественного времени и художественного пространства, как конкретного, так и обобщенного смысла событий и образов, особенностям художественного стиля. Не меньшее значение имеет своеобразный диалог читателя и писателя, приближение читательского (вторичного) образа к авторскому (первичному).
На заключительных занятиях следует преодолеть «иллюзию осведомленности» школьников, научить сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал, а также активному владению теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, новых методик, включая деловые игры, рейтинги, работу над сценарием, беседу по ситуации, конкурсы, выбор правильных вариантов ответа, комментирование.
Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия.Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
Основная цель вступительных занятий:создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия.
Основными формами проведения вступительных занятийявляются:рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия.
Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседас целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста.При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов — свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.
Методы, которые могут быть применимы на вступительном занятии:Голубков называет три основных метода занятий по литературе:лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя;метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения.
В системе методов Н.И. Кудряшева назван метод творческого чтения.Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа.
+ теоретический метод, наглядности,, объяснительно-иллюстративный, игра, дискуссия, круглый стол, пресс-конференция
11. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения на уроках литературы. Виды читательского восприятия.
Восприятие читателем-школьником литературного произведения — это сложный творческий процесс,опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Преподавателю-словесникуследуетне простоучитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать.Говоря о восприятии произведений искусства слова, мы имеем в виду невосприятиев гносеологическом смысле, а по сути- осознание произведения, различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа.
Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником прочитанного.
— Выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном.
— Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используютсяанкеты, устные опросы,которые могут быть включены в ход той или иной беседы с учащимися в качестве учебных заданий.
— Домашние задания опережающего характера.
— Экспериментальное исследование методом «срезов», когда от темы к теме выясняются «сдвиги» в литературном развитии учащихс.
— Систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.
Взаимосвязь первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего,его целостность, активность и творческий характер.В акте восприятиядиалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и объективное, репродуктивное и продуктивное.Восприятие является основой любого анализа
Восприятие-это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес.Целью этой деятельности являетсясоздание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства.
Своеобразие восприятия литературы учащимися различного возраста.
Школьника младшего возрастаинтересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды, его суждения о поступках героев книг бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными. Младшие школьники оказываются захваченными сопереживанием особенно любимым героям.
Подросткаинтересуетчеловек как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростковрастет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения.
Ученики старшего школьного возрастапроявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличиваетсястремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности.Большинство школьников X-XI классов способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценкахобобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возрасту присущежелание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое.Ряду учащихся свойственна чрезмерная логизация прочитанного в ущерб способности эмоционально воспринять текст.
Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся.Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному выводуо трех основных типах восприятия школьников.
В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором — преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип — смешанный.Ученики «рассудочного» типа легко составляют планы, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с заданиями по тексту, менее чутки к художественному слову. Ученики «эмоционального» типа с интересом работают по тексту произведения, улавливают характер выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается составление планов, работа над выводами.
Во всех случаях важно сохранитьэлемент наслаждения.Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого.
Продолжая рассмотрение проблемы анализа художественного произведения, важно остановиться на тех аспектах, которые касаются взаимосвязи восприятия и анализа литературных текстов.
В анализе произведенияосуществляется полифункциональность самой методики, т.е. оннаправлен на решение целого ряда задач. Сложность заключается еще и в том, чтокаждый читатель строит свой собственный образ, и задача анализа — научить его этому, только тогда читатель обретает способность к целостному восприятию искусства.
Шпаргалка для родителей
Все, что вы хотели знать об уроках литературы в школе
Текст: Мария Власкина, учитель русского языка и литературы
Школьный курс по литературе — это не просто учебники и списки литературы, которую нужно успеть прочитать. Это сложная и хорошо продуманная система, которая ставит перед собой весьма амбициозные задачи. Но было бы неправильно взвалить весь этот груз на плечи учителя. Чтобы потом не пришлось жаловаться на то, что наши дети так и не научились читать, не в смысле соединять буквы в слова и слова в предложения, а понимать, анализировать, сопереживать, мы решили помочь родителям разобраться, что же такое литература в школе. Что такое ФГОС, почему в разных школах могут быть разные программы, как понять, что обязательно читать, а что факультативно, — ответы на все эти вопросы в нашей шпаргалке для родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
ФГОС включает в себя требования:
Подробнее об основных требованиях можно прочитать на сайте Министерства образования и науки РФ.
Программа
Программа — это документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе.
Основываясь на требованиях ФГОС и школьной программы по литературе, педагогическим коллективом разрабатывается программа, предназначенная для того или иного класса. Эта рабочая программа должна отвечать основным целям изучения литературы в школе, а именно: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений:
В школьной практике используются программы с грифом («Рекомендовано», «Допущено») Министерства образования. Это программы: Курдюмовой, Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина — для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого — для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина — для инновационных.
1) Пояснительная записка, где определены цели, задачи, принципы преподавания, принцип построения программы и охарактеризован этап литературного образования.
2) Программа для конкретного класса. Внутри программы: разделы — темы — аннотации.
3) Внутри каждого раздела — рубрика «Теория литературы».
4) В каждом разделе — произведения для самостоятельного чтения.
Принципы построения программы: 1) хронологический, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип построения курса литературы в 5—8-х классах по традиционной программе — концентрический. В инновационных иные: родо-жанровый, проблематический. Для старших классов курс построен на историко-литературной основе. Включает обзорные и монографические темы.
Цель — дать представление об эпохе; появляется новая рубрика — критика. Построен на основе линейного принципа. Программы для 9-х классов: с середины 90-х гг. существует 2 программы — это вызвано отменой закона об обязательном среднем образовании: 1) концентрическая, 2) линейная.
Списки литературы
Обязательные для прочтения списки по литературе в школе предусматриваются ФГОС и прописаны в той или иной рабочей программе. Дополнительные списки также могут быть прописаны в программе или предложены учителем, но они не будут являться обязательными для самостоятельного изучения и на уроках.
Что же касается изучения школьниками литературоведческих терминов, стоит отметить, что в школе обязательного списка книг по литературоведению нет. В домашней библиотеке ученика достаточно иметь словарь литературоведческих терминов издания не ранее 2000 года, например под редакцией С. Белокуровой. При этом существует множество интернет-ресурсов для помощи ученикам в усвоении этого материала, например: http://www.litdic.ru/.
Контрольные и проверочные работы
Своевременно по указанию заместителя директора школы по учебной работе учитель заполняет график проведения контрольных работ. Основные контрольные работы по литературе в 5—9-х классах проводятся по итогам усвоения всей программы за учебный год, проверочные работы могут быть 1—2 раза в четверти или по итогам изучения творчества того или иного автора. В 10-м классе в конце года все ученики пишут обязательное сочинение, на которое выделяется 4 часа. В 11-м классе в середине учебного года пишется сочинение по литературе, предоставляющее допуск к сдаче ЕГЭ.
Источник: godliteratury.ru
«Мы обрушиваемся в жуткую архаику». Учитель словесности — о школьной программе по литературе
Роман советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия» снова включат в школьную программу с 2023 года. «Мел» поговорил с учителем словесности и доцентом Школы филологических наук НИУ ВШЭ Михаилом Павловцом о том, как менялся список произведений, обязательных для изучения на уроках литературы, и нужен ли этот список в принципе.
— Школьная программа по литературе меняется не первый раз. Давайте обозначим основные этапы этих изменений.
— Если вести отсчет от постсоветского времени, то первые глобальные изменения наступили в начале 1990-х годов. Шквал «возвращенной» литературы дал понять, что состав изучаемых литературных произведений в школе крайне устарел и не отвечал подлинному богатству русской и мировой литературы. Достаточно назвать имена авторов, которых в советской школе не изучали: Набоков, Булгаков, Бунин, Бродский, Солженицын, Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева. Это те имена, которые сейчас составляют гордость русской литературы и ее цвет. Встал вопрос об обновлении содержания изучаемого материала.
Тогда наиболее одиозные, идеологизированные тексты, например «Как закалялась сталь» Островского или «Молодая гвардия» Фадеева, мягко извлекались из программы. На их место вставали шедевры мировой классики: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Котлован» Платонова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Но есть известный закон: «нельзя впихнуть невпихуемое». Такой объем просто невозможно изучить, хотя в постсоветской школе стало больше часов литературы, чем в советской. Получался принцип «галопом по Европам», когда на большие произведения вроде «Войны и мира» отводилось 12 часов. Этого, конечно, не хватает: роман даже читается дольше.
В 1990-е годы эту проблему оставили решать учителям. Педагог сам смотрел, что у него за класс, насколько материал востребован, сколько произведений взять. Он не мог отказаться от изучения Достоевского — и родители, и администрация, наверное, возмутились бы: как можно изучать литературу без Достоевского? Но учитель мог выбирать, например, между «Преступлением и наказанием», «Идиотом» и «Подростком».
— То есть программы по литературе были примерными?
— Да, но к концу 1990-х годов ситуация уже стала меняться в связи с планом введения единого государственного экзамена по литературе. Встал вопрос: а что проверять на литературе? К сожалению, уровень методической науки в то время не поднимался выше идеи, что нужно проверять знание «содержания произведения», то есть знание текста: читал — не читал.
В 1997 году создали обязательный минимум произведений, который затем лег в основу кодификатора ЕГЭ по литературе. Возник вопрос: а что конкретно из этих текстов нужно изучать?
Например, ученик читал «Евгения Онегина», а его попросят перечислить все эпиграфы ко всем главам
Или назвать всех гостей салона Анны Шерер в «Войне и мире». Это адекватные требования? На экзамене по литературе выпускника легко можно завалить, если придраться к знанию на память имен всех чиновников из «Мертвых душ» или всех гостей Лариных.
Прописать, что нужно и не нужно знать, в стандарте невозможно. На что тогда опираться? Видимо, на учебник. Но проблема в том, что учебников много. В некоторые периоды было 15 учебных методических комплексов только по литературе (от 5-го до 11-го класса) одновременно.
Они все были разного качества с разнящимися подходами, хотя все строились на подходе «от содержания». Проблема в том, что авторы говорят в них разные вещи, дают разные объяснения произведениям. Например, почему Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину? Что произошло с Раскольниковым на каторге?
Более того, когда ввели ЕГЭ, начались первые скандалы. Девочка, опираясь на известную концепцию Добролюбова, написала, что самоубийство Катерины — это проявление силы ее характера, победа над «темным царством». Но проверяющие посчитали это утверждение кощунственным и снизили баллы. Девочка подала апелляцию, ее пытались переубедить, и произошел страшный скандал. Таких случаев могло быть все больше и больше, надо было искать решение.
— Решение нашли?
— В 2014 году появился новый образовательный стандарт для средней школы. Он предлагал проверять не знание текста, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс литературы. Так называемый компетентностный подход проверяет, как человек умеет читать, интерпретировать, высказывать свою точку зрения, ориентироваться в литературном процессе, выбирать чтение. Это те компетенции, которые на самом деле нужны далеко не только филологам, а любому человеку.
Список необходимых для изучения произведений был выведен из стандартов и перенесен в так называемые примерные программы, то есть ориентировочные, не строгие. Учитывая возможности и пожелания школьников, позицию методического совета и коллег, учитель создавал свою рабочую программу по литературе на основе примерной программы.
Такой подход создал большую проблему для тех, кто составляет задания ЕГЭ
Удобно составлять задания по знанию текста «Войны и мира»: дают фрагмент, нужно определить, в каком это доме происходит, что это за герои, что за эпизод и к чему он приведет. А если в школе проходили «Анну Каренину»?
К тому же на специалистов, которые составляли примерные программы, обрушился вал критики: «Как вы можете исключать или включать те или иные произведения?» Даже сами эксперты переругались между собой. Некоторые из них не могли допустить, что есть произведения, которые учителя не включат в программу. А вдруг найдется педагог, который не включит «Ревизора» или «Евгения Онегина»?
Тогда эксперты предложили ввести в программу несколько обязательных списков:
- А — обязательные произведения: «Мертвые души», «Ревизор», «Война и мир»;
- В — обязательные имена, например Салтыков-Щедрин (какое его произведение изучать, выбирает учитель);
- С — обязательные темы, например тема родины (можно взять любое произведение по теме).
В советское время был похожий список с обязательными темами (образ Ленина, революции, Великая Отечественная война в литературе) и текстами. Из русской классики в 10-м классе почти все тексты остались, исчез только роман Чернышевского «Что делать?», а вместо него появился «Обломов» Гончарова.
— На каких принципах строится школьная программа по литературе сейчас?
— Списочный подход победил. Он понравился министерству, разработчикам ЕГЭ, но он вступил в противоречие с самой идеологией компетентностного подхода — когда мы все-таки формируем читателей. Стандарт стали ломать. В качестве благих намерений некоторые тезисы, связанные с компетентностным подходом, не стали убирать — но как их достигать и проверять, в современных стандартах не сказано. Зато появился список, и примерная программа стала фактически обязательной.
— Что не так со списками?
— Мне как учителю очень сложно добиться, чтобы дети читали большие программные тексты: «Войну и мир», «Тихий Дон». Есть два способа: либо репрессивный, жесткий — все свое преподавание свести к проверке знания текста, давать тесты, проверять знание содержания, имен героев. Но тогда литература превращается в предмет, который ничего, кроме рвотного рефлекса, не вызывает.
Либо нужно заставлять детей читать вечерами, летом. Однако есть СанПиН — требования государства к тому, сколько часов в неделю ученик может учиться. А ведь чтение — это тоже учеба.
«Тихий дон» — это 2 тысячи страниц в 11-м классе, когда дети готовятся к другим ЕГЭ, к поступлению. Вы что, искренне считаете, что кто-то прочтет «Тихий Дон»? Его взрослые люди не могут одолеть: это тяжелейшее произведение. В нынешнем варианте кодификатор ЕГЭ предполагает избранные главы из «Тихого Дона». Но какие это главы?
Вдруг я прочитаю одни избранные главы, а меня спросят по другим?
Получается, что литература превращается в учебник литературы
Я сам соавтор многих учебников, но предпочитаю, чтобы дети читали книги, пользовались интернет-ресурсами, ходили в библиотеку, музеи, галереи. Когда есть учебник, в котором все знания изложены, и этого достаточно, мы обрушиваемся в какую-то жуткую архаику, это страшный откат в прошлое.
Современный человек живет в эпоху переизбытка информации. Важно не набить его голову знаниями, которые он забудет, а научить его плавать в этом море. Различать вредную и полезную, достаточную и недостаточную, верную и ложную информацию. Если мы формируем человека, который привык доверять единственному источнику информации, мы готовим жертву будущего обмана.
Министерство просвещения думает, что если монополизирует все знание, то это избавит детей от вредных влияний. Но они не могут закрыть подворотню, заколотить даркнет. Современный ребенок обойдет любые ограничения, он найдет где прочитать любые книжки. Учителя нужны для того, чтобы, если у ребенка возникают проблемы со сложными экзистенциальными вопросами, он мог подойти к учителю и обсудить все это с ним — с профессионалом, а не с неизвестным субъектом в социальной сети или в подворотне.
— Как может выглядеть программа без обязательных списков?
— Вместо обязательного списка можно сделать множество разнообразных. Если учитель не может сам составить список произведений для изучения, то дайте ему три на выбор, усложненные или облегченные. Он сможет что-то добавить или убрать на свое усмотрение. Если учитель с удовольствием рассказывает о каком-то тексте, то это 50% успеха. Скорее всего, ему удастся заинтересовать учеников.
Когда педагог не любит какого-то писателя, то лучше ему его не преподавать.
— Как тогда быть с ЕГЭ?
— Я считаю, что ЕГЭ по литературе должен быть другим. Уже есть альтернативные модели, построенные на компетентностном подходе. Можно проверять не знание текста, а то, что выпускник умеет с этим текстом делать: умеет ли он сопоставлять разные тексты, видеть противоречия, как работает текст. Для этого можно использовать незнакомый текст или его фрагмент — тогда необходимость в кодификаторе отпадает.
— Но пока что у нас списки. Нужно ли возвращать в них «Молодую гвардию»?
— Это роман не очень высокого качества. Он был адресован довольно простодушному читателю, не имевшему опыта современных людей. Когда мы читаем этот роман сегодня, мы видим, насколько клишированы характеристики, примитивен сюжет — особенно в контексте произведений Булгакова, Набокова, Солженицына. Порой романист привлекает читателя довольно сомнительными средствами.
Например, меня в школе в этом романе больше всего привлекали описания пыток. К сожалению, подросткам интересны сцены мучений и страданий.
Кроме того, роман идеологически очень прямолинеен. Причем это идеология не современная, а советская, конца 1940-х годов. Зачем она современному школьнику? Кстати, роман переписывался: за редакцию 1946 года Фадеев получил Сталинскую премию, но ему сильно досталось за этот роман, потому что в нем не было ведущей линии партии.
Историческая достоверность «Молодой гвардии» тоже под вопросом
В основном Фадеев опирался на свидетельства выживших участников и их родственников — это все-таки субъективное восприятие исторических событий. Ради чего изучать роман? Видимо, не ради его художественного достоинства и не из-за того влияния, которое этот роман оказал на литературу, а именно ради политических соображений: в романе описан подвиг молодогвардейцев. Но если мы хотим осветить правду об этой выдающейся истории, то давайте изучать ее в рамках курса истории. А не добавлять в программу, где и так много объемных произведений, очередной том.
Это не первая и не последняя инициатива. Несколько лет назад в московских школах рекомендовали проводить занятия по роману «Как закалялась сталь». Вносили в кодификатор и «Архипелаг ГУЛАГ», но убрали: никто из школьников его не читал.
Некоторые рассуждают, что, если в списке включат эти книги, вреда не будет. С моей точки зрения, это очень опасный подход. Когда мы говорим: «Вреда не будет», мы просто не хотим думать об этом вреде. Вред от имитации, от симуляции, от постановки заведомо неисполнимых задач есть.
Ребенок приучается, что можно обмануть, сказав, что все прочитано, можно выдавать чужие мысли за свои и получать за это пятерки. Но тогда образовательный потенциал всего этого отрицательный.
В подготовке материала участвовала стажерка «Мела» Анастасия Нехаева. Фото на обложке: Валерий Матыцин / ТАСС
Источник: mel.fm