Как составить выражение по программе

Большинство современных языков программирования и текстовых редакторов (по моему личному мнению) поддерживают регулярные выражения. Поддержим их и мы.

/Быть или не быть/ugi ¶

Синтаксис регулярных выражений прост и логичен. Он разделяется на символ-разделитель (он идёт в начале и конце выражения, обычно это /), шаблон поиска и необязательные модификаторы.

Формальный синтаксис такой:

[разделитель][шаблон][разделитель][модификаторы]

Разделителем может быть любой символ, но обычно это / или ~ . Важно лишь то, чтобы шаблон начинался и заканчивался одним и тем же разделителем. В самом конце регулярных выражений идут модификаторы, которые нужны, чтобы менять логику работы шаблонов (например делать регистронезависимый поиск).

Давайте разберём выражение /Быть или не быть/ugi :

/ — начальный символ-разделитель Быть или не быть — шаблон поиска / — конечный символ-разделитель ugi — модификаторы (UTF-8, global, case insensitive)

Данное регулярное выражение будет искать текст Быть или не быть не зависимо от регистра по всему тексту неограниченное количество раз. Модификатор u нужен для того, чтобы явно указать, что текст у нас в юникоде, то есть содержит символы, отличные от латиницы. Модификатор i включает регистронезависимый поиск. Модификатор g указывает поисковику идти до победного конца, иначе он остановится после первого удачного совпадения.

Порядок выполнения действий в выражениях. Числовые выражения

«Петя любит Дашу».replace(/Дашу|Машу|Сашу/, «Катю») ¶

Не трудно догадаться, что результатом работы js-выражения выше будет текст «Петя любит Катю» . Даже, если Петя неровно дышит к Маше или Саше, то результат всё равно не изменится.

Рассмотрим базовые спец. символы, которые можно использовать в шаблонах:

СимволОписаниеПример использованияРезультат
Символ экранирования или начала мета-символа /путь/к/папке/ Надёт текст путь/к/папке
^ Признак начала строки /^Дом/ Найдёт все строки, которые начинаются на Дом
$ Признак конца строки /родной$/ Найдёт все строки, которые заканчиваются на родной
. Точка означает любой символ, кроме перевода строки /Петя ..бит Машу/ Найдёт как Петя любит Машу , так и Петя губит Машу
| Означает ИЛИ /Вася|Петя/ Найдёт как Васю, так и Петю
? Означает НОЛЬ или ОДИН раз /Вжу?х/ Найдёт Вжх и Вжух
* Означает НОЛЬ или МНОГО раз /Вжу*х/ Найдёт Вжх , Вжух , Вжуух , Вжууух и т.д.
+ Означает ОДИН или МНОГО раз /Вжу+х/ Найдёт Вжух , Вжуух , Вжууух и т.д.

Пишу программу в машинных кодах

Помимо базовых спец. символов есть мета-символы (или мета-последовательности), которые заменяют группы символов:

Нужно отметить, что спец. символы w, W, b и B не работают по умолчанию с юникодом (включая кириллицу). Для их правильной работы нужно указывать модификатор u . К сожалению, на окончание 2019 года JavaScript не поддерживает регулярные выражения для юникода даже с модификатором, поэтому в js эти мета-символы работают только для латиницы.

Ещё регулярные выражения поддерживают разные виды скобочек:

ВыражениеОписаниеПример использованияРезультат
(. ) Круглые скобки означают под-шаблон, который идёт в результат поиска /(Петя|Вася|Саша) любит Машу/ Найдёт всю строку и запишет воздыхателя Маши в результат поиска под номером 1
(. ) Круглые скобки с вопросом и двоеточием означают под-шаблон, который НЕ идёт в результат поиска /(?:Петя|Вася|Саша) любит Машу/ Найдёт только полную строку, воздыхатель останется инкогнито
(?P. ) Задаёт имя под-шаблона /(?PПетя|Вася|Саша) любит Машу/ Найдёт полную строку, а воздыхателя запишет в результат под индексом 1 и ‘воздыхатель’
[abc] Квадратные скобки задают ЛЮБОЙ СИМВОЛ из последовательности (включая спец. символы w, d, s и т.д.) /^[123]+$/ Соответствует любому выражению 323323123 , но не 54321
[a-я0-9] Если внутри квадратных скобок указать минус, то это считается диапазоном /[A-Za-zА-Яа-яЁё0-9_]+/ Аналог /w/ui для JavaScript
[abc-] Если минус является первым или последним символом диапазона, то это просто минус /[0-9+-]+/ Найдёт любое целое числое с плюсом или минусом (причём не обязательно, чтобы минус или плюс были спереди)
[^. ] Квадратные скобки с «крышечекой» означают любой символ НЕ входящий в диапазон /[^a-zа-я0-9 ]/i Найдёт любой символ, который не является буквой, числом или пробелом
[[:class:]] Квадратные скобки в квадратных скобках задают класс символов (alnum, alpha, ascii, digit, print, space, punct и другие) /[^[:print:]]+/ Найдёт последовательность непечатаемых символов
Фигурные скобки с одним числом задают точное количество символов /w+нw+/u Найдёт слово, в котором две буквы н
Фигурные скобки с двумя числами задают количество символов от n до k /w+нw+/u Найдёт слово, в котором есть одна или две буквы н
Фигурные скобки с одним числом и запятой задают количество символов от n до бесконечности /w+нw+/u Найдёт слово, в котором н встречается от трёх и более раз подряд
Читайте также:
Какая самая лучшая программа для фотошопа фотографий

Как правильно писать регулярные выражения ¶

Прежде, чем садиться и писать регулярно выраженного кракена, подумайте, что именно вы хотите сделать. Регулярное выражение должно начинаться с мысли «Я хочу найти/заменить/удалить то-то и то-то». Затем вам нужен исходный текст, который содержит как ПРАВИЛЬНЫЕ, так и НЕправильные данные. Затем вы открываете https://regex101.com/, вставляете текст и начинаете писать регулярное выражение. Этот замечательный инструмент укажет и покажет все ошибки, а также подсветит результаты поиска.

Для примера возьмём валидацию ip-адреса. Первая мысль должна быть: «Я хочу валидировать ip-адрес. А что такое ip-адрес? Из чего он состоит?». Затем нужен список валидных и невалидных адресов:

# Валидные адреса 0.0.0.0 0.1.2.3 99.99.99.99 199.199.199.199 255.255.255.255 # Невалидные адреса 01.01.01.01 .1.2.3 1.2.3. 255.0.0.256

Валидный адрес должен содержать четыре числа (байта) от 0 до 255. Если он содержит число больше 255, это уже ошибка. Если бы мы делали валидацию на каком-либо языке программирования, то можно было бы разбить выражение на четыре части и проверить каждое число отдельно.

Но регулярные выражения не поддерживают проверки больше или меньше, поэтому придётся делать по-другому.

Для начала упростим задачу: будем валидировать не весь ip-адрес, а только один байт. А байт это всегда есть либо одно-, либо дву-, либо трёхзначное число. Для одно- и двузначного числа шаблон очень простой — любая цифра. А вот для трёхзначного числа первая цифра либо единица, либо двойка. Если первая цифра единица, то вторая и третья могут быть от нуля до девяти.

Если же первая цифра двойка, то вторая может быть только от нуля до пяти. Если первая цифра двойка и вторая пятёрка, то третья может быть только от ноля до пяти. Давайте формализуем:

# Валидация байта от 0 до 9 d от 10 до 99 [1-9]d от 100 до 199 1dd от 200 до 249 2[0-4]d от 250 до 255 25[0-5]

Теперь, зная все диапазоны байта, можно объединить их в одно выражение через вертикальную палочку | (ИЛИ):

b(d|[1-9]d|1dd|2[0-4]d|25[0-5])b

Обратите внимание, что я использовал границу слова b, чтобы искать полные байты. Пробуем регулярку в деле:

Как видим, все байты стали зелёненькими. Это значит, что мы на верном пути.

Осталось дело за малым: сделать так, чтобы искать четыре байта, а не один. Нужно учесть, что байты разделены тремя точками. То есть мы ищем три байта с точкой на конце и один без точки:

(b(d|[1-9]d|1dd|2[0-4]d|25[0-5])b.)b(d|[1-9]d|1dd|2[0-4]d|25[0-5])b

Результат выглядит так:

Подсветились только валидные ip-адреса, значит регулярное выражение работает корректно.

Если бы я сразу начал писать валидацию всего адреса, а не отдельного байта, то с большой долей вероятности допустил бы ошибку. Скопления скобочек, палочек и точечек трудно воспринимаются на глаз, поэтому задачу надо обязательно упрощать.

Практическое применение регулярных выражений ¶

Регулярными выражениями можно пользоваться не только для валидации, но и для обработки данных, например, в блокноте. Вот практический пример такой обработки: скопировать номера регионов и перевести в формат PHP-массива.

Your browser does not support HTML5 video.

Ссылки ¶

  • https://regex101.com/ — сайт для тестирования регулярных выражений.
  • https://linux.die.net/man/1/perlre — руководство по регулярным выражениям Perl.
  • https://www.php.net/manual/ru/reference.pcre.pattern.syntax.php — регулярные выражения в PHP.
  • https://developer.mozilla.org/ru/docs/Web/JavaScript/Reference/Global_Objects/RegExp — регулярные выражения JavaScript.

Источник: anton-pribora.ru

Выражения и инструкции

Делим весь код на две группы — одна возвращает значения, другая — нет.

Время чтения: 6 мин

Открыть/закрыть навигацию по статье
Контрибьюторы:

Обновлено 4 декабря 2022

Кратко

Скопировать ссылку «Кратко» Скопировано

Выражение (англ. expression) — это код, который после выполнения возвращает какое-либо значение. Например, 5 + 3 вернёт 8 , а Math . random ( ) — случайное число.

Инструкция (англ. statement) — это отдельная команда в коде, которая выполняет определённое действие. Например, if позволяет создать ветвление в программе, for позволяет повторять одно и то же действие.

Как понять

Скопировать ссылку «Как понять» Скопировано

Выражения

Скопировать ссылку «Выражения» Скопировано

Любая программа — это набор операций. Чтобы описать программу, разработчик пишет различные выражения на языке программирования. Посмотрим на самое простое выражение — откроем консоль любого браузера и введём туда элементарное выражение — число.

Читайте также:
Описание программы на русском

123 123 Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Когда мы нажмём Enter, консоль ответит нам тем же самым числом. Поздравляю, это было самое простое выражение. Интерпретатор JavaScript выполнил его и вернул результат последней (в данном случае единственной) операции.

Первое выражение

Усложним пример и добавим немного действий. Введём в консоль браузера классическую математическую задачку на внимательность:

2 + 2 * 2 2 + 2 * 2 Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

JavaScript разбирается в математике, и потому в результате выполнения такого выражения мы получим число 6 . Как JavaScript считал?

2 + 2 * 2 – составное выражение. В нем есть как выражения, представляющие числа, так и выражения, представляющие операции с числами. Таких выражений может быть много, с их помощью мы комбинируем и трансформируем значения.

Составные выражения лучше понимать в виде схемы:

Схема выражения 2 + 2 * 2

Операциям сложения и умножения нужны два выражения – левое и правое, чтобы вычислить результат. В левой части сложения будет число 2, а в правой — составное выражение 2 * 2 , которое будет аналогично разбираться по частям.

Рассмотрим пример чуть сложнее. Введём в консоль:

(1 + 3) * (4 — 2) (1 + 3) * (4 — 2) Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Схематично выражение можно представить так:

Схема выражения (1 + 3) * (4 - 2)

Как и в предыдущем примере, можно проследить из каких частей состоит выражение и как эти части связаны. В итоге мы получим ответ 8 .

Из всех перечисленных примеров можно сделать вывод, что выражения оперируют с данными — это могут быть не только числа, но и строки, и сложные структуры данных. Данные сочетаются с операциями над ними (например, сложение, вычитание, умножение), и программа выдаёт результат выражения. Удобно представлять выражение как наборы данных в сочетании с операциями, которые их обрабатывают. Схематично программу, состоящую из выражений, можно изобразить как последовательность блоков.

Схема последовательных выражений

Инструкция

Скопировать ссылку «Инструкция» Скопировано

Работа с данными — это ещё не все, что нужно для создания программы. Выражения не решают много вопросов: Как описать с помощью выражения действие по определённому условию? Да, у нас будут данные и можно написать выражение, чтобы вычислить условие, но как сказать программе делать то или иное действие? А если какое-то действие нужно повторить несколько раз?

Для этого в языках программирования существуют инструкции. Они не являются выражениями, но позволяют правильно настроить порядок их выполнения.

Например, используя инструкцию if , написать программу с условием:

const someNumber = getSomeRandomNumber() if (someNumber > 10) console.log(‘Больше десяти’)> else console.log(‘Меньше десяти’)> const someNumber = getSomeRandomNumber() if (someNumber > 10) console.log(‘Больше десяти’) > else console.log(‘Меньше десяти’) > Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Инструкции ничего не вычисляют и не возвращают результат, поэтому они не являются выражениями. Например, инструкция if позволяет описать несколько путей выполнения программы. Её условие будет вычислено с помощью выражения ( num > 10 является выражением и возвращает булевый результат, а внутри условных веток так же будут присутствовать другие выражения (вызов функции – это выражение и оно возвращает результат).

Таким образом, объединяя всего одну инструкцию с выражениями мы получаем программу с ветвлением:

Схема ветвления

На самом деле, в JavaScript есть выражение, которое позволяет возвращать значение по условию. Таким выражением является тернарный оператор. Как любое выражение, он возвращает значение.

const result = someNumber > 10 ? ‘Больше десяти’ : ‘Меньше десяти’ const result = someNumber > 10 ? ‘Больше десяти’ : ‘Меньше десяти’ Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

А используя инструкцию for или while можно зациклить какое-то действие:

let sum = 0 // В этой строчке инструкцией является for и объявление переменной, а все остальное — выраженияfor (let i = 1; i < 10; i++) // Прибавляем значение, это является выражением sum = sum + 1> let sum = 0 // В этой строчке инструкцией является for и объявление переменной, а все остальное — выражения for (let i = 1; i 10; i++) // Прибавляем значение, это является выражением sum = sum + 1 > Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

И точно так же, объединяя инструкцию с другими выражениями мы получаем более осмысленную программу.

Схема цикла

В JavaScript все инструкции можно поделить на несколько категорий:

  • управление потоком выполнения ( if и else , switch , throw и так далее);
  • итерации ( for , while и так далее);
  • объявление значений ( var , let , const );
  • функции ( function , return и так далее);
  • прочие ( debugger , import , export ).

Написать программу можно только совмещая выражения, которые работают с данными, и инструкции, которые позволяют управлять порядком выполнения.

Читайте также:
Как найти какая программа использует файл

Выражения + Инструкции = ❤️

Как писать

Скопировать ссылку «Как писать» Скопировано

С практической стороны стоит помнить главную особенность инструкций — их нельзя использовать в местах, где ожидается выражение. Чтобы понять о чем идёт речь, посмотрим на пример:

getBioAbout( if (num > 10) else ) // Выведет ошибку: SyntaxError: Unexpected token ‘if getBioAbout( if (num > 10) return ‘Шерлок’ > else return ‘Ватсон’ > ) // Выведет ошибку: SyntaxError: Unexpected token ‘if Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Такой пример не будет работать. В качестве аргумента при вызове можно передавать простое выражение (например, конкретную строку ‘Илон Маск’ или число 5 ), либо составное выражение, которое вычислит и вернёт значение (например, вызов другой функции get Current User ( ) ). Но передавать инструкцию в функцию нельзя.

// Передаём составное выражение, которое вычислит и вернёт строкуgetBioAbout(‘Илон Маск’)getBioAbout(‘Шерлок’ + ‘ ‘ + ‘Холмс’)getBioAbout(getCurrentUser()) // Передаём составное выражение, которое вычислит и вернёт строку getBioAbout(‘Илон Маск’) getBioAbout(‘Шерлок’ + ‘ ‘ + ‘Холмс’) getBioAbout(getCurrentUser()) Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Последовательные инструкции можно разделять оператором точка с запятой ; .

// Разделяем последовательные инструкцииconst num = 5; if (5 < 10) <>;if (5 > 10) <>; // Разделяем последовательные инструкции const num = 5; if (5 10) >; if (5 > 10) >; Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

А вот выражения можно разделять через оператор запятая , . В этом случае все выражения выполнятся по порядку слева направо, но результат вернётся только от последнего в цепочке. Оператор запятая почти не используется, т.к его использование часто усложняет код.

function x() return 1>function z() return 2> x(), z() // вернётся значение 2, потому что z() выполнился последним function x() return 1 > function z() return 2 > x(), z() // вернётся значение 2, потому что z() выполнился последним Скопировать Скопировано Не удалось скопировать

Источник: doka.guide

Выражения и операции в языке Паскаль

Выражения – это конструкции языка, которые задают порядок выполнения действий над элементами данных.

Выражение состоит из операндов (operand – элемент данных, участвующий в операции), объединенных знаками операций. Операндами могут быть константы, переменные и вызовы функций. Тип значения выражения определяется типом его операндов и выполняемыми над ними операциями. Например,

  • выражение: b > a + 10 ;
  • b — левый операнд, a + 10 — правый операнд, > — операция отношения; результат имеет логический тип.

Важно: величины, составляющие выражение, должны быть совместимых типов.

Операции могут быть унарными и бинарными. Унарная операция относится к одному операнду и записывается перед ним (например, -х ), бинарная – выражает отношение между двумя операндами и записывается между ними (например, a + b ). Операции определяют действия над операндами, выполняемыми в соответствии с приоритетами:

  • Унарные -, not, .
  • Операции типа умножения: *, /, div, mod, and, …
  • Операции типа сложения: +, -, or, …
  • Операции отношения: =, , <>, =, …

Заметим, что если в выражении встречаются функции, то они вычисляются в первую очередь. Порядок выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок.

В текущем уроке разберем операции отношения, арифметические и логические операции, остальные — будем рассматривать по мере изучения материала.

Арифметические выражения и операции

Выражение, составленное из операндов целочисленных или вещественных типов, объединенных знаками арифметических операций и круглыми скобками, называется арифметическим.

Результат арифметического выражения может принимать целое или вещественное значение.

К арифметическим операциям относятся:

  • унарные операции: + , — для вещественных и целых чисел;
  • бинарные операции: +, -, *, / для вещественных и целых чисел;
  • бинарные операции: div, mod для целых чисел.

Выражения и операции отношения

Выражение, состоящее из операндов, связанных операцией отношения, называется выражением отношения.

Две операции отношения = и <> применяются ко всем типам, остальные — к операндам простого типа и к строкам.

Операции отношения, путем сравнения двух операндов, позволяют определить истинно ( true ) или ложно (false) значение выражения.

Логические выражения и операции

Выражение, состоящее из операндов, связанных логическими операциями, называется логическим выражением.

Операндами логического выражения могут быть только данные типа boolean , результатом — значение истинно (true) или ложно (false) .

К логическим операциям, которые подчиняются стандартным правилам алгебры логики, относятся:

  • унарная операция not ;
  • бинарные операции and, or, xor .

Логические операции и, рассмотренные выше, операции отношения широко применяются для реализации разветвляющихся и циклических алгоритмов.

Источник: informatics-lesson.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru