Что это такое? Разработка конспектов уроков – это обязательная часть подготовки независимо от того, где она проводится. И даже если занятия по данной теме уже пройдены, работа с новой группой может потребовать дополнений.
Как составить? При подготовке необходимо учитывать, чтобы материал соответствовал требованиям ФГОС. Как же разработать конспект урока, чтобы он отвечал правилам и при этом не терял качества и эффективности обучения?
Оглавление:
- Что такое конспект урока
- Основные требования к разработке конспекта урока
- 4 составляющих конспекта урока
- Советы по разработке конспектов уроков
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Как создать онлайн-курс с нуля, где его разместить и как заработать? Обзор площадок онлайн-обучения
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.
Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:
Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников
Возможность участия
в творческих конкурсах
Портал “Солнечный свет”
Что такое конспект урока
Прежде, чем педагог приступит к занятию, он формирует календарно-тематический план. Затем по каждому уроку он отдельно составляет конспект — то, на что сможет опираться при подготовке учебного материала и непосредственно во время работы с детьми. Этот план оформляется определенным образом и впоследствии может использоваться, как шаблон наработки для других занятий или даже предметов.
В процессе разработки конспекта урока педагогом учитывается следующее:
- Длительность занятия: 45 или 90 минут.
- Особенности и возможности учеников: возрастные, личностные, интеллектуальные, индивидуальные, уровни развития знаний, умений и навыков. Эти критерии педагог оценивает лично на протяжении всего процесса общения с детьми.
- Требования ФГОС: цели, задачи и методы урока в рамках предмета, материально-техническое обеспечение, соответствующая литература. Помимо них в конспекте раскрывается ход занятия и формы контроля знаний.
- Учебная программа: количество обязательных часов на освоение предмета и самостоятельное закрепление, формирование по этим данным КТП на год/ четверть/ семестр, подбор литературы и т.д.
Как самостоятельно снять и смонтировать видеоурок | vigbo.com
Конспект занятия является подспорьем, которое помогает педагогу в реализации целого спектра задач. Для простоты восприятия он оформляется по определенным стандартам и позволяет провести самоанализ как при подготовке, так и по окончании урока. Задачи, которые помогает реализовать такой план: активизация и определение вектора ученической деятельности, помощь в понимании и закреплении, повторении материала (в школе и дома) и т.д.
Основные требования к разработке конспекта урока
Умение составлять план к каждому занятию является обязательным умением для педагога независимо от того, чему он учит. Разработка конспекта уроков существенно упрощает образовательную деятельность, экономит время для работы с детьми, помогает структурировать процессы. В связи с этим студентов педагогических направлений еще перед выпуском в обязательном порядке обучают составлению таких планов.
Умение писать конспекты по итогу показывает способность специалиста собирать, анализировать и преподносить информацию. Также по нему можно понять, насколько хорошо педагог умеет распределять рабочее время и укладываться в сроки, так как это важно для выполнения КТП.
Разработка плана-конспекта подчинена определенным требованиям, которые варьируются в зависимости от типа урока и есть во ФГОС. Учебных стандартов несколько, для разных предметов и типов образовательной деятельности они свои. Утверждает их Министерство образования. Каждый урок должен соответствовать своей теме, определенной учебным планом, быть направленным на реализацию 3 видов задач (о которых говорилось выше) и иметь понятную структуру.
Формирование конспекта должно опираться на:
- Требования актуальной образовательной программы.
- Годовой КТП.
- Особенности конкретной учебной ситуации.
План занятия должен быть четким и последовательным, кратким и вместе с тем отражать суть каждого действия. Для этого ему придается определенная структура. Рассмотрим подробнее ее элементы.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Первая составляющая, от которой зависит тип урока — цель. В ее роли могут выступать:
- Усвоение нового материала.
- Его закрепление.
- Отработка посредством повторения изученного.
- Систематизация и обобщение знаний и умений.
- Контроль усвоенного при помощи различных средств.
- Коррекция знаний, умений и навыков.
Наряду с целью конспект урока содержит в себе и другие обязательные элементы. Они определяются государственными стандартами. Так, в нем обязательно должны раскрываться:
- Тема занятия. Она должна быть четкой и конкретной, соответствовать актуальному КТП, отражать информацию и терминологическую базу, которую детям надлежит освоить на текущем уроке.
- Цель занятия. Определяется, исходя из места урока в учебном плане и самого предмета. Реализует сразу 3 функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
- Ход занятия. В этом блоке поэтапно пошагово расписывается деятельность педагога и учеников, приводится текст заданий и вопросов на проверку знаний.
- Дополнительные занятия: в конце урока и для самостоятельного изучения дома.
- Блок повтора: содержит вопросы и примеры всех задач, направленных на закрепление усвоенного материала.
Конспект урока должен опираться на длительность занятия и учитывать нагруженность учеников информацией. Важно, чтобы даже в условиях дефицита времени с его помощью педагог мог дать детям ключевую информацию и помочь разобраться с ней. Задание, даваемые на дом и для самостоятельного изучения, рекомендуется делать соразмерными и посильными для учеников.
4 составляющих конспекта урока
Тема урока
Определяется согласно месту в календарно-тематическом плане. Тема должна быть краткой и емкой. Например, «Действия с десятичными дробями», если речь идет о математике, или «Виды предложения по цели высказывания», если о русском языке.
Исходя из формулировки, становится понятно, какую информацию дети будут изучать на занятии. При этом тема может звучать и иначе, все зависит от того, какие задачи стоят перед педагогом при работе со школьниками в конкретный момент.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Задача урока
Отображает то, зачем проводится занятие. По ней можно понять, что главное должны получить дети в ходе урока: отработку умений, усвоение нового материала или иное. При этом задача состоит из 3-х частей, так называемых подзадач. Это:
- Образовательная. Предполагает подачу и усвоение классом нового учебного материала, формирование навыков и причинно-следственных связей между объектами и модулями.
- Развивающая. Состоит в активизации у школьников познавательного интереса и стремления к работе учебным материалом.
- Воспитательная. Выражается в прививании детям морально-нравственных и этических норм, развитии личностных качеств. Например, в математике это — уважение к данной дисциплине и понимание необходимости знания формул в реальной жизни. Урок русского языка поможет ценить богатство родной речи и учиться им пользоваться. Тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» направлена на формирование патриотизма.
Ход урока
Главная часть конспекта. В ней подробно расписываются по шагам деятельность педагога и учащихся, разбираемые задания, рассматриваемые вопросы.
Зачастую ход урока включает в себя следующие этапы:
- Приветствие учителя и класса.
- Блок повторения ранее изученного материала посредством короткого опроса отдельных школьников или всех присутствующих.
- Проверка выполнения заданий для самоподготовки (домашней практики).
- Изучение нового материала через лекцию.
- Закрепление полученных знаний посредством пересказа, повторения, выполнения заданий.
- Подведение итогов занятия.
- Объявление домашнего задания.
Необходимо отметить, что представленная структура не является обязательной и может быть выражена в иной форме, как того требуют тип и задача конкретного занятия.
Например, чтение параграфа для пересказа предполагает, что урок ориентирован на закрепление у школьников умения работать с информацией. В таком случае этап объяснения нового материала заменяется на самостоятельную работу с текстом.
Предполагается, что каждое действие учителя и учеников сопровождается кратким описанием и пояснением. Например, какой именно параграф и сколько времени будут изучать дети, с помощью каких методов будет осуществлена проверка усвоения и какие технологии, средства применяются в ходе занятия.
Источник: solncesvet.ru
Как составить учебный план для самостоятельной учебы с помощью Notion и ChatGPT
Самостоятельная учеба — это отличная возможность углубить свои знания в определенной области, но она требующая тщательного планирования и самодисциплины. Для того, чтобы получить максимальную отдачу от самостоятельного освоения знаний, вам необходимо разработать эффективный учебный план, который будет помогать вам управлять своим временем и усилиями.
Зачем составлять учебный план?
Многие могут организовать себя самостоятельно, занимаясь самообучением, готовясь к экзаменам или при написании научных работ. Однако для этого необходимо уметь работать с большим количеством информации. Составление учебного плана поможет вам структурировать изучаемый материал. Вы сможете распределить его по уровням сложности , построить логическую последовательность изучения тем. Среди навыков , которые пригодятся при самообучении: самодисциплина, самомотивация, тайм-менеджмент, логическое мышление, скорочтение, целеполагание и планирование.
Шаг 1. Поставьте цель , составьте список: какими знаниями или навыками вы собираетесь овладеть. Ваш план должен представлять собой стратегию достижения цели, должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и промежуточные этапы для оценки прогресса . Что вы хотите достичь, изучая данный предмет? Какую информацию вы хотели бы получить?
Шаг 2. Определите общее количество времени , которое уйдет на всё обучение (например, 3 месяца). Используйте приложения ( например, Google Календарь или Notion ), чтобы определить конкретное время, в которое вы сможете заниматься. Не пытайтесь учиться каждый день , важно уделять время отдыху, но помните, что от количества времени, которое отводится на изучение материала, будет зависеть и объем полученной информации. Обязательно включайте в учебный план перерывы и выходные, учитывайте свое расписание и другие обязательства.
Источник: dzen.ru
Как составить учебный план, чтобы ученик остался надолго
Новый ученик — новый индивидуальный учебный план. Составить такой не всегда просто: он объемный, занимает много времени и требует детального подхода. Хотите облегчить задачу? Сегодня расскажем о том, на какие пять моментов обратить внимание при составлении оптимального учебного плана.
Цели
Определитесь с целью занятий и обсудите детали вместе с учеником. Студенты часто ставят абстрактные цели. Работать с такими целями сложно: нет ощущения прогресса. Чтобы поставить конкретную цель, попробуйте методику SMART.
- S — Specific. Цель должна быть конкретной.
- M — Measurable. Цель должна быть измеримой.
- A — Achievable. Цель должна быть достижимой.
- R — Relevant or Result-oriented. Цель должна быть значимой для студента.
- T — Time-bound. У цели должны быть сроки.
- Хочу выучить английский.
Хочу сдать IELTS General на 7.0 overall к декабрю следующего года.
- Нужен английский для интервью.
Нужен английский, чтобы через полгода пройти интервью на позицию Senior Software Engineer в Google.
Спросите ученика, какого результата он хочет достичь и когда. Оцените его уровень, чтобы понять, реальна ли такая цель. В статье Как определить уровень знаний на первом уроке вы найдете разные способы определения уровня и несколько тестов. Продумайте этапы достижения цели. Больше примеров правильной постановки целей по методике SMART в статье Постановка учебных целей.
Интересы
Помимо основной цели, у каждого студента есть темы, на которые он говорит с удовольствием и те, которые он избегает. Полезно узнать об этом заранее, чтобы уроки точно шли по плану.
Для того чтобы выяснить интересы и предпочтения, можно до начала занятий отправить студенту ссылку на гугл-форму с небольшим опросом. Попросите отметить в списке наиболее интересные темы, а потом перечислить две-три, о которых говорить не нравится.
Если у вас занятия с ребенком, попробуйте разузнать о его любимых фильмах, играх и хобби. После этого вам будет легче сделать подборку материалов, которая наверняка заинтересует ученика и будет ему полезна.
Материалы и ресурсы
Материалы во многом определяют, будет ли ученику интересно. Обсудите предпочтения заранее. Некоторые студенты не любят учебники, потому что тексты в них быстро устаревают. Другим нужны материалы, созданные специально для них, с учетом их целей.
Предложите студенту отметить утверждения, с которыми они согласны, а потом объяснить, почему:
I’d like to use a coursebook in our lessons.
I like it when I spend most of the lesson speaking.
I want to read and listen to authentic texts.
I learn better when I watch videos.
I like working with a lot of different materials in one lesson.
I prefer to focus on one text or topic in a lesson.
I think that doing tests is very important if you are preparing for an exam.
Если ученик только начинает изучать язык, вопросы стоит перевести на русский.
Преподаватель должен понимать, сколько времени займет у него подготовка к занятиям: будет ли это поиск одного-двух дополнительных упражнений, адаптация аутентичных видео или создание планов уроков с нуля.
Когда вопрос с материалами решен, подберите три-пять онлайн-ресурсов с учетом потребностей студента. Важно, чтобы он мог пользоваться ими самостоятельно и лучше всего — бесплатно. Вот для чего нужны такие ресурсы:
- повторение лексики — Quizlet, Memrise, Anki;
- работа с грамматикой — LearnEnglish Grammar;
- тренировка аудирования с подкастами — 6 Minute English, 6 Minute Vocabulary, Amateur Traveler про путешествия или Naked Scientists про науку;
- знакомство с актуальной разговорной лексикой — Reddit, социальная сеть с обсуждениями абсолютно любых тем;
- проверка знаний — Quzizz и Google Forms для тестов и опросов.
Время
Следующий важный момент — количество времени, которое ученик готов уделить занятиям. Вот что стоит учитывать:
- сколько занятий в неделю он готов посещать;
- есть ли время на домашние задания;
- есть ли хобби и интересы, связанные с английским;
- как часто ученик пользуется английским в обычной жизни.
Эти вопросы можно задать ученику прямо на занятии или включить в гугл-форму:
Do you usually have time for homework? If you do, how much a week?
Do you usually do homework at the weekend or during the week?
How many lessons a week would you like to have?
Do you read, write or watch anything in English in your everyday life?
Do you sometimes talk to people in English? If yes, what do you usually discuss?
Если студент приходит на два занятия в неделю, но при этом готов заниматься самостоятельно в свободные дни, можно задействовать формат flipped classroom. В этом случае домашним заданием может быть видео с разбором грамматики или чтение статьи по теме следующего занятия. На уроке вы обсудите возможные вопросы и выведете материал в речь.
Оценивание
Ученик чувствует прогресс, если вы регулярно проводите тестирования и оцениваете, чего удалось достичь. Включите промежуточные проверки в ваш учебный план.
Если занимаетесь по учебнику, это могут быть тесты после каждого юнита. При подготовке к экзаменам полезно писать пробные тесты, чтобы понять, над какими навыками нужно больше работать. Если задачи у студента практические, дайте подобное задание в качестве теста. Например, предложите написать письмо с вопросами в отель, если работаете над английским для путешествий.
Создавать и хранить планы удобно с помощью цифровых инструментов, например, Notion. Это поможет вам всегда иметь доступ к личной базе и быстро адаптировать материалы для новых учеников. Больше про Notion читайте в статье Приложение Notion для учителей: как выжать максимум пользы?
Надеемся, что теперь у вас есть все необходимые инструменты, чтобы составить учебный план для нового ученика легко и эффективно. А значит — достичь поставленных целей.
Источник: skyteach.ru