Качества личности, требуемые в профессиональной деятельности и для самореализации в целом, могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самовоспитания и самообучения.
Самовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Согласно данному определению, самовоспитание — это деятельность, направленная на выработку человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств для выполнения своего предназначения.
Таким образом, самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь.
ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплины
Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами.
Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых разных потребностей:
— саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования);
— достижения (может быть связано с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением и стремлением приобрести более высокий статус;
Однако потребность в самовоспитании и мотивы самовоспитания носят вторичный характер. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития — самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации — не гарантирует возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей желает самосовершенствоваться, но этот процесс часто носит стихийный характер, используются случайные обстоятельства и возможности, предоставляемые жизнью для продвижения в своем развитии.
Необходимым условием является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности целеустремленности и самоотверженности.
Вместе с тем, когда у человека вырабатывается привычка заниматься самовоспитанием, то формируется истинная потребность в самовоспитании, удовлетворение которой обретает индивидуально-личностный смысл. Поэтому в процессе самовоспитания наиболее сложными является начальный период.
Наличие выраженных мотивов самовоспитания определяет специфику, т.е. своеобразие постановки конкретных целей самовоспитания. Цели, в свою очередь, могут быть различными. Нередко человек тратит немало времени, чтобы обнаружить свои сильные стороны личности. В данном случае цель самовоспитания совпадает с целью самопознания. В качестве цели нередко выступает самоутверждение или самосовершенствование.
Цели могут различаться по объекту, например, развивать в себе определенные личностные качества; психические процессы (память, мышление, воображение); способности; умение общаться с людьми; конкретные навыки, необходимые для осуществления той или иной деятельности, и многое другое.
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
Цели могут быть поставлены как производные от стремления властвовать, подчиняться или сотрудничать с другими. Самовоспитание может актуализироваться и под влиянием внешних тенденций, например моды: «Все занимаются самосовершенствованием. ».
Сущность, методы и этапы самовоспитания
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.
Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.
Источник: studfile.net
26 способов саморазвития и самосовершенствования
Любите развиваться? Постоянно ищите способы самосовершенствования? Стремление к личностному росту – очень важная черта характера, которая должна доминировать над многими другими. Именно благодаря умению расти, улучшать себя, люди получают максимальную отдачу от жизни.
Человеческий потенциал – безграничен, поэтому дорога к самосовершенствованию не заканчивается никогда. Чем больше человек растет, тем больше он понимает, что ему еще есть куда развиваться.
Не хотите останавливаться на достигнутом? Собранные в статье способы саморазвития помогут двигаться дальше.
Читайте книги каждый день
Книги – концентрированные источники мудрости. Чем больше читаете, тем больше обретаете. Уделяя внимание чтению книг каждый день, человек питает мозг большим количеством знаний, расширяет словарный запас, обогащает внутренний мир.
Учите языки
Изучение языка – совершенно новый навык, а процесс знакомства с ним – совершенно другой опыт и возможность узнать культуру, традиции народа.
Найдите новое хобби
Есть ли что-то новое, что может заинтересовать, помимо обычных любимых увлечений? Какой-нибудь вид спорта или развлекательные интересы, такие как танцы, дегустация вин, кулинария? Возможно, есть желание записаться на курсы? Изучение чего-то нового развивает в различных аспектах: физически, умственно или эмоционально.
Создайте вдохновляющую комнату
Окружение задает настроение и ритм. Если живете во вдохновляющей среде, заряжаетесь энтузиазмом каждый день. Сделайте ремонт в комнате, обставьте так, чтобы она мотивировала на новые свершения.
Преодолейте страхи
У всех есть свои страхи — неуверенности, публичных выступлений, риска. Они удерживают людей в одном положении и мешают им развиваться. Признайте, что страхи отображают области, в которых можно расти. Они выступают в качестве компаса для личностного роста. Если испытываете страх, тогда еще есть куда развиваться.
Преодолейте его и станете на ступеньку выше.
Прокачайте навыки
Если играли когда-нибудь в видеоигры, особенно РПГ, тогда точно знаете концепцию. Совершенствование навыков требует опыта, который поможет стать лучше и сильнее. Хотите «прокачать» ораторские способности или стиль письма? Составьте список своих навыков, займитесь их улучшением.
Просыпайтесь рано
Раннее пробуждение (скажем, в 5-6 утра) улучшает продуктивность и качество жизни. Это объясняется тем, что сознание настраивается на продолжение активности в течение дня, пробуждает движущую силу.
Придерживайтесь еженедельного плана тренировок
Лучшее начало для самосовершенствования – поддержание хорошей физической формы. Попробуйте бегать трусцой не реже 3 раз в неделю по 30 минут. Для разнообразия можете разбавить бег плаванием или уроками физкультуры.
Начните писать Руководство по жизненному пути
Руководство по жизненному пути – идея, которая может стать решающей для дальнейшего прогресса. Фактически, это – книга, содержащая основные сведения о том, как можно прожить жизнь полноценно. В ней описываются цели, принципы и ценности.
Напишите письмо своему будущему Я
Кем видите себя через 5 лет? Будете ли таким же, как сейчас? Каким человеком станете?
Напишите письмо будущему себе и запечатайте его. Для начала попробуйте взять период 1 год. Отметьте в календаре дату открытия. Затем начните работать, чтобы стать человеком, который должен прочитать это письмо.
Покиньте зону комфорта
Настоящий рост приходит через тяжелую работу. Комфорт не помогает развиваться. Он заставляет останавливаться на половине пути.
Какова ваша зона комфорта? Боитесь выйти из нее в большинстве случаев? Держитесь в пределах личного пространства в присутствии других людей? Встряхнитесь. Сделайте что-нибудь другое.
Открывая себя новой ситуации, человек буквально растет по мере того, как учится действовать в новых обстоятельствах.
Бросьте кому-нибудь вызов
Конкуренция – один из лучших способов личностного роста. Поставьте задачу (похудение, физические упражнения, увеличение прибыли), соперничайте с заинтересованным другом, чтобы увидеть, кто достигнет цели первым. Благодаря этому оба участника добиваются большего, чем если бы они отправились по выбранной дороге в одиночку.
Определите слепые пятна
С научной точки зрения, слепые пятна относятся к областям, которые глаза не способны видеть. С точки зрения личностного развития, слепые пятна – что-то о себе, о чем человек не знает. Обнаружение слепых зон помогает определить области для совершенствования.
Попробуйте идентифицировать вещи/события/людей, которые вызывают раздражительность/обиду/сомнения. Они и будут слепыми пятнами. После этого продумайте шаги по их устранению.
Попросите об обратной связи
Как бы человек не старался совершенствоваться, у него всегда будут слепые пятна. Обращение за отзывом дает дополнительную точку зрения, перспективу развития. Можно попросить об этом семью, друзей, коллег или даже простых знакомых. Это должны быть люди, у которых не будет предвзятого отношения, и они смогут дать объективную оценку.
Сосредоточьтесь на списке дел
Начинайте день со списка задач, которые хотите выполнить. Это помогает сосредоточиться и провести время с пользой.
Установите большие и смелые цели
Такие цели заставляют выйти за пределы нормальных способностей. Так как они большие и смелые, для их реализации требуются нестандартные подходы. Подумайте о том, что могло бы заставить чувствовать себя на вершине мира. Решили? Приступайте к выполнению задуманного.
Чтобы достичь успеха в жизни, научитесь устанавливать SMART-цели.
Признайте свои недостатки
У всех есть недостатки. Самое главное: понять их, признать и начать работать над ними. Как считаете, какие они? Над чем можно начать работу прямо сейчас? Какой подход выбрать?
Действуйте
Лучший способ учиться и совершенствоваться – действовать. Что собираетесь делать? Какие меры можете принять немедленно? Ожидание ничего не дает. Действия дают моментальные результаты, на которых можно учиться.
Откажитесь от дурной привычки
Есть ли вредные привычки, от которых можно отказаться? Любите много спать? Не тренируетесь? Опаздываете? Сутулитесь?
Кусаете ногти? Курите?
Выработайте новую привычку
Некоторые хорошие новые привычки включают чтение книг, статей о личностном росте, раннее пробуждение, физические упражнения и медитацию. Есть ли еще какая-то привычка, которую можете выработать, чтобы улучшить себя?
Избегайте негативных людей
Как говорит известный американский автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и жизни, — Джим Рон: «Вы – это «среднее арифметическое» тех пяти человек, с которыми вы проводите большую часть своего времени». Куда бы вы ни пошли, всегда найдутся негативные люди. Не проводите слишком много времени рядом с ними, если чувствуете, что они тянут вниз.
Учитесь иметь дело с трудными людьми
Иногда общения с трудными людьми нельзя избежать. Например, на работе, или если человек является частью внутреннего круга контактов. Найдите способы справляться с ними.
Учитесь у своих друзей
У каждого есть удивительные качества. Попробуйте подумать о хорошем друге. Какое у него есть качество, которое хотелось бы перенять? Какие методы можно использовать, чтобы научиться у него? При необходимости обсудите с ним этот вопрос.
Не тратьте время на чаты
Все приложения с чатами приводят к потере времени, которое можно уделить другим видам деятельности, приносящие пользу. Отключите автоматический запуск, включайте их только тогда, когда действительно есть свободное время на них.
Перестаньте смотреть телевизор
Большинство программ и рекламных объявлений на телевидении обычно снижают уровень сознания, не помогают расширять возможности. Если перестать смотреть телевизор, появившееся свободное время можно провести с пользой. Например, общаться с близкими друзьями, медитировать, учиться стратегическим играм, таким как шахматы, и пр.
Отпустите прошлое
Есть ли какое-то разочарование или несчастье из прошлого, за которое держитесь? Если это так, пришло время отпустить его. Оно препятствует дальнейшему движению и развитию. Оторвитесь от прошлого, простите себя и идите вперед.
Помните: если хотите заниматься личностным ростом, нужно действовать. Ответственность за собственное развитие несет только сам человек. Не нужно перекладывать вину за «неблагоприятные условия» на кого-то другого. Выбирайте один или несколько из перечисленных советов и действуйте!
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Источник: sovets.net