Немаловажным для каждого организатора массовых мероприятий и праздников является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.
Данное пособие раскрывает этапы написания сценария мероприятия.
Данные методические рекомендации рекомендованы для студентов и преподавателей специальностей «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность».
ВВЕДЕНИЕ.
КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ? [ЛАЙФХАКИ РЕЖИССЁРА]
Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.
Для сценария любого мероприятия необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.
На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И если у организатора массовых мероприятий работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться, что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно «насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их — и сценарий готов.
Однако при чтении такого сценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становится видно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу «за уши», не выдерживается характер и стилистика речи действующих героев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такие ошибки? Для начала — познакомиться с методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать рецепты, гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степени мастерства педагога, его творческой натуры, но и от авторской смелости, остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства и стремление к созданию «технологически» грамотного сценария необходимо организатору мероприятий и праздников в его работе.
ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?
СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). Сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованные представления, праздники, массовые зрелища, игровые программы и т. д. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.
Написание сценариев: для кино, влога и музыкального клипа | ASUS Studio
ВЫБОР ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ СЦЕНАРИЯ.
Одной из задач сценариста (организатора мероприятий) является создание оригинального художественно-просветительского произведения путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущего мероприятия определяется сценарием.
Форма мероприятия — это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Особенные черты: каждое мероприятие становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Сценарий должен рассматриваться как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»
Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.
Тема — это круг явлений, отобранных и освещенных автором.
Идея — это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, педагогу-организатору (сценаристу) следует еще постепенно подвести участников и зрителей мероприятия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.
Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому при выборе сюжета акцент нужно сделать на основном событии. Следующим шагом является продумывание композиции сценария (организации действия и соответствующее расположение материала), то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ.
Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.
Завязка — начало конфликта.
Кульминация — наивысшая точка развития конфликта.
Развязка — разрешение конфликта.
Основное действие — строгая логичность построения и развитие темы.
Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.
Классическую структуру любой программы должны составлять следующие элементы:
Пролог — композиционный прием, показ или демонстрация идей автора сценария, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.
Завязка — начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки — драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.
Сюжетный ход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.
Основное развитие действия — здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его «несущих» конструкций.
В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – это режиссерская запись сценарного развития любого мероприятия во времени, фиксирующий порядок действий основных исполнителей, приглашенных гостей мероприятия, работы различных площадок и служб.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН включает в себя:
· Ответственный за мероприятие.
*В зависимости от уровня мероприятия, сценарный план должен быть утверждён: руководителем учреждения; заместителем директора; режиссёром. (Смотреть приложение).
Литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, с технических оснащением, перечнем реквизита.
Режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических средств, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.
Композиция (соединение, расположение, составление) — построение художественного произведения.
Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.
Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.
Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.
Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть проблематику, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.
Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Автор сценария создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.
Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. Предусмотрев в сценарии зрительские активизации.
К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, игровые моменты, коллективное исполнение песен, вопросы из аудитории, обмен мнениями и т.д.
Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯМЕРОПРИЯТИЯ.
В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:
Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
План творческой деятельности. Определение тематической основы будущего сценария, изучение интересов аудитории, постановка педагогических задач.
Кристаллизация плана- обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев.
Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.
Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств, для воплощения замысла.
При подготовке детских программ и концертов необходимо очень серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария.
Так же нужно включать в сценарий игровые моменты, детские и тематические стихи, поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так и прозаических. Материал можно брать из книг по организации досуга и культурных мероприятий, книг по проведению праздников, стихи, прозаические произведения. Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так же необходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку, которая ярко отражала ее.
СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что такое сценарий фильма и сериала?
Рассказываем о видах и этапах создания. А также о том, что поможет написать первый сценарий.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Андрей Калинин
Автор и редактор. Любит рассказывать истории о предпринимателях, образовании и культуре. Сам учится в Skillbox.
Из статьи вы узнаете:
- что такое сценарий;
- какие виды сценариев бывают;
- из каких этапов состоит работа над сценарием;
- что поможет написать сценарий.
Что такое сценарий?
Сценарий — это литературно-драматическое произведение, где подробно описаны действия и диалоги, происходящие в фильме, клипе, рекламном ролике.
Также сценарии пишут для компьютерных игр и мероприятий. Но в этой статье речь пойдёт именно о киносценариях.
Виды сценариев
Можно выделить два вида сценариев:
- Оригинальный основан на собственной идее сценариста, режиссёра или продюсера.
- Адаптированный базируется на истории, которую уже рассказывали в другой форме — например, книги, пьесы, шоу, снятого ранее фильма. Чаще всего адаптированные сценарии пишут на основе книг-бестселлеров. Вряд ли этот вариант подойдёт начинающему сценаристу, поскольку права на адаптацию нужно покупать.
Ещё есть режиссёрский сценарий — это документ, где прописаны важные для съёмок технические нюансы. Например, расположение камер, цветовое оформление сцены, движение и реакции актёров и так далее.
Этапы работы над сценарием
Выделяют пять этапов работы над сценарием.
Можно пропустить все этапы и написать готовый сценарий за ночь. Но, как правило, работа над проектом включает всё перечисленное. Сначала автор придумывает логлайн, пишет синопсис, затем расписывает структуру и набрасывает диалоги, потом на основе всего этого пишет сценарий.
Структура сценария
Жанровый сценарий обычно имеет классическую трёхактную структуру.
- Первый акт: завязка. Зрителя знакомят с главным героем и его привычным миром, который к концу акта должен быть разрушен. Например, в «Аватаре» бывший морпех Джейк Салли прикован к инвалидному креслу. Это его привычный мир. Однако вскоре Джейк отправляется на планету Пандора, где ему достаётся аватар — отдельное тело, в которое переносится сознание. У героя появляется вызов — втереться в доверие к аборигенам.
- Второй акт: конфронтация. У героя появляется цель, ради её достижения он оставляет привычный мир и отправляется в «путешествие». В пути он сталкивается с препятствиями и решает конфликты. Конфликты могут быть внешними и внутренними, но обязательно должны нарастать по мере развития сюжета.
Второй акт обычно содержит один или несколько поворотных пунктов, где меняется ход событий, а герою предстоит принять важное решение. Так, во втором акте Джейк Салли приходит к решению сражаться с людьми на стороне народа На’ви.
Конечно, сценарист может менять местами элементы сюжета: например, начать фильм с финала. Примеры нелинейных сюжетов — «Криминальное чтиво» и «Бойцовский клуб». В артхаусных фильмах и вовсе нет чётких законов. Но у хорошей жанровой истории (да и нежанровой тоже) всегда будет начало, середина и конец.
Что поможет написать сценарий фильма или сериала
Писать сценарий — как собирать пазл. В голове есть отдельные кусочки, которые постепенно складываются в цельную картину. И сложится она, только если писать. Пусть это и напоминает порой блуждание в тумане.
Вот что стоит делать каждому, кто задумал написать сценарий:
- Читать сценарии. Многие известные сценаристы считают чтение сценарных учебников не очень полезным, а иногда и вредным занятием. Другое дело — читать хорошие сценарии. Это отличная школа. Тем более что сейчас их легко найти в интернете.
- Рассматривать референсы. Полезно смотреть фильмы, чем-то похожие на тот, что вы задумали написать (и, конечно, читать их сценарии). Так можно уберечься от штампов и заезженных приёмов — и, наоборот, подметить удачные сюжетные ходы, принципы и интонацию.
- Как попасть в киноиндустрию начинающему сценаристу? 5 способов
- Питчинг сценария — что это такое, как к нему подготовиться, где найти
- Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии — рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!»
Источник: skillbox.ru
Как написать сценарий: рекомендации и лучшие способы написания сценария. Пошаговые мастер-классы для начинающих с подробными описаниями этапов
Сценарий к фильму это самый важный и главный момент. Без продуманного и хорошо спланированного сценария невозможно снять качественный фильм. Многие киностудии приглашают известных актеров и используют незаурядный сценарий, ведь с привлечением мировых звезд успех все равно гарантирован.
Сценарий это некое поле битвы, где молодые специалисты пытаются отвоевать свое место. Но начинающему сценаристу не стоит лениться. Хорошее написание не требует больших затрат. Благодаря качественному написанию появляется возможность привлекать талантливых актеров и получать хорошее финансирование.
Конечно же, не стоит забывать, что это не так-то просто сделать. У вас должна получиться индивидуальная история, с завлекательными персонажами и хорошими диалогами.
В этой статье вы сможете найти ответ на вопрос: «как написать сценарий к фильму?».
С чего начать?
Работа сценариста является творческой профессией, но в то же время к ней предъявляются большие требования, что усложняет ситуацию. Продюсеры и режиссёры редко берутся за прочтение больших текстов, и поэтому в основном все подгоняется под образец готового сценария. И именно на этом этапе происходит одобрение или отказ. Основную тематику и подражание задают американские сценаристы.
Представленный образец может подойти к любому жанру, исключение сериалы, так ка там немного другая специфика написания:
Вы должны четко понимать, о чем вы хотите написать. Можно не бояться фантазировать, но стоит придерживаться четкой структуры. Не стоит думать о том, что вам кажется 100% результатом, другим может совершенно не понравится ваша идея. Перед тем как выпускать работу, на начальном этапе следует обратиться к критикам, чьему мнению вы больше всех доверяете.
Логлайн — небольшое описание фильма, буквально пару предложений. Он содержит некую краткую характеристику всего, что происходит в действиях сюжета. Зачастую для привлечения внимания вводят конфликт.
Всем известный пример: Молодой мужчина в самом расцвете сил, каждый год отмечает с друзьями Новый год в бане, но дальше происходят необъяснимые вещи и он просыпается у незнакомой женщины. Что будет дальше с ними?
Когда вы уже определились с концепцией фильма, подберите несколько фильмов в похожем жанре. Они вам помогут в некоторых моментах, однако, не стоит полностью копировать сценарий.
Чтобы накопить опыт, профессиональные сценаристы рекомендуют регулярно просматривать кинофильмы и делать для себя выводы и помечать индивидуальные фишки автора.
Обратите внимание!
Теперь стоит подумать над развязкой ситуации и как правильно написать сценарий. Определиться, кто будет основным персонажем, а какие события ждут второстепенных персонажей. Лучше придумывать не один слой истории. Это будет основой вашего сюжета. Отдельная часть занимает определенной документации, где описывается характер и поведение, каждого героя.
Если правильно оформить эти документы будет легче провести работу. Следуя четкому и структурированному плану работы — можно быстро подготовить работу.
- краткое описание;
- завязка ситуации;
- моменты сюжета;
- кульминация;
- развязка.
Полностью всё описывать не нужно, ваш синопсис должен пробудить желание дочитать до конца. Используется более 1000 символов. Если вы считаете, что все хорошо оформили можно приступать к поискам продюсера и режиссёров.
Очень часто бывает так, что качественно написанный сценарий отправляется в утиль, до того как в нем смогут рассмотреть поистине стоящие моменты для снятия фильма. Это происходит из-за того что допускают грубые грамматические ошибки, непонятное написание сюжета, не цепляющий синопсис.
Обратите внимание!
Применяйте тритмент для того чтобы хорошо организовать презентацию своей работы. Это описание сюжета примерно на 10 страниц. Он поможет продюсеру представить, что в итоге получит зритель. Его главная задача захватить внимание, заинтересовать и как можно дороже продать вашу работу.
Если все прошло успешно и ваш проект уже в руках нужных людей стоит перейти к драфту. Не сдерживайте порывы своей фантазии, воплощайте на бумагу все, что вам приходит в голову, творите.
Далее то, что у вас получилось, необходимо отредактировать и подогнать под определённые рамки. На этом этапе происходят редакторские корректировки, Их количество не ограниченно. Это своего рода фильтр, где отсеиваются не нужные части целой картины.
Теперь стоит задуматься о названии. Только теперь после всех утверждений и редакций придумывается конечное название фильма. Оно должно отражать краткий смысл и немного раскрывать суть.
Сценарий к фильму
Многие новички в этом деле сталкиваются с вопросом, как правильно написать сценарий. Можно применить готовый шаблон. Но перед работой лучше попросить образцы киностудии, так как в большинстве случаев у всех свои требования.
Обратите внимание!
Пример на американском фильме, который снимали в 2017 году.
Требования: Шрифт Courier New и 12-м кеглем, это помогает количеством страниц, определять продолжительность фильма. Краткое описание вначале каждой страницы.
Сценарий к книге
Фильмы очень часто разнятся с напечатанными книгами. Иногда искажаются сюжеты. Написать сценарий книги можно при помощи простых правил.
Перевести сценарный в прозаический. Прозу нельзя взять написать и оформить как сценарий. Здесь можно описывать, что чувствуют персонажи, можно детально описать место, где происходят события.
Видоизменение. Очень легко передается предыстория героя, рассказывается о том что с ним произошло, можно описать все по мелочам.
Добавлять. В книге можно оставлять большие описания, можно растягивать на несколько частей. Автор может позволить себе включить свои рассуждения. Можно описать давнишние события, которые напрямую не связаны с сюжетом. Это поможет придать глубокий смысл тексту.
Оригинальность идеи. Все что вы напишите, уже будет иметь оригинальность, не стоит просто переписывать другими словами подобные произведения.
Перетасовка. Автор берет старый материал, который ранее пользовался успехом и делает комбинацию на свой вариант.
Не употребляйте в тексте слова: её, свой, его. Например, она открыла свой рот (а чей же еще она могла открыть?). Эти слова делают текст дешевым.
Избегайте речевых ошибок, которые связанны с причастными и деепричастными оборотами. Например: Возвращаясь, домой на меня напал маньяк или, подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Из этого получается не совсем уместные выражения.
Сценарий для видео ролика
В этой части статьи расскажем, как написать сценарий к видео ролику.
Любая видео работа начинается с плана в голове, который потом перетекает на лист бумаги.
Сценарий это основная работа любого видео.
На основе детального сценария вся работа станет намного понятнее и структурированной, избавит от ненужных действий.
- Завязка истории.
- Развитие сюжета. Намек на кульминацию.
- Развязка.
Детский сценарий
Детский сценарий пишется так же как и любой другой сценарий.
- Завязка действия;
- Развитие действия;
- Кульминация;
- Спад действия;
- Заключение.
Начало сюжета связанно с названием, представляются герои и постепенно описывается сюжет.
Рассмотрим сценарий на примере детского праздника
Перед началом ведущий может немного расслабить детей и прочитать им смешные стихотворения. Показать, как украшено помещение.
Далее детям предлагается пройти в красиво украшенный зал. Это уже займет половину сценария.
Кульминация не должна растягиваться на длительное время. Ставится задача, как она достигла своего кульминационного момента, она должна закончиться и перейти в следующий этап.
Концовка обычно растягивается на пару минут не более. Например, заключительная песня с поклоном.
- Определитесь с темой.
- Продумайте сюжетную линию и образ героев.
- Определитесь с ходом событий.
- Обязательно стоит включить театрализованные представления.
- Не забывайте включать в сценарий детские песни.
- Сюжет должен закончиться сюрпризным моментом (угощения, подарки).
Как написать сценарий к собственному ролику
На эту тему можно посмотреть видео. Есть большое количество качественного контента, как снять ролики для ютуба.
Если вы хотите написать интересный захватывающий текст для вашего влог-видео. Сама по себе идея супер. Влог это мощный инструмент для продвижения рекламы или личного бренда.
Рассмотрим простой и понятный подход к структуре ролика. У многих новичков возникают проблемы. Сценарий влог — видео требует совершенно иного подхода.
Время ролика ограничено. Вам нужно поделиться необходимой информацией и сохранить свой авторский стиль.
- Нужно завоевать зрителя, привлечь его внимание на дальнейший просмотр. Это возможно только первые несколько секунд. Создайте интригу.
- Некоторые зрители могут смотреть видео без звука, позаботьтесь и о них. Создайте большие титры.
- Большую роль играют качественные, красивые заставки, которые привлекают внимание.
- Расскажите о себе. Коротко и по сути, чтобы не отходить от основного сюжета.
- Контент. Излагайте текст, простым языком избегая сложных оборотов. Не забывайте об основной мысли.
- Обратная связь. Предлагайте высказываться в комментариях.
- Прощание. Призыв к действию. Зритель может забыть подписаться на ваш канал.
Источник: podelki.expert