Как составить школьную программу

Обучение во всех российских образовательных учреждениях осуществляется по определённым устанавливаемым законодательно стандартам. Этим требованиям должны соответствовать программы образования в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях. А каким будет учебный план на 2023-2024 учебный год? Что в обязательном порядке в него войдёт, как будет организовываться учебный процесс? Ответы на эти и прочие вопросы – в статье.

Образование по общепринятым стандартам: ФГОС и их особенности

В России образованию уделяется особое внимание, ведь в ходе образовательного процесса происходит формирование личностных качеств, полезных навыков, норм морали, знаний.

Что же собой представляет ФГОС? Данная состоящая из четырёх букв аббревиатура расшифровывается как «федеральный государственный образовательный стандарт». Часто используется сочетание ФГОС СОО, где СОО – это среднее общее образование, то есть реализуемые в российских школах программы.

ФГОС как единый стандарт был внедрён в России соответствующим приказом под номером 413, изданным Министерством образования и науки в мае 2012-го года. Этот документ редактировался в июне 2017-го года. Для всех школ страны федеральный стандарт станет с первого сентября 2023-го обязательным. Но до этой даты нормативы уже используются некоторыми общеобразовательными учреждениями.

Дочка в 4 года рассказала школьную программу) Какой ваш любимый предмет? #shorts

Полезно знать! Фактически первые стандарты в сфере образования были внедрены гораздо раньше – в 2004-ом году, но тогда общепринятая на сегодня аббревиатура ФГОС ещё не применялась. А нормы имели ориентацию на предметные результаты, а не на личностные, в результате чего вскоре продемонстрировали несостоятельность и были модернизированы.

ФГОС СОО является совокупностью требований, предъявляемых к применяемым в общеобразовательных учреждениях программам обучения. Это обязательные нормы, по которым составляются учебные планы, пишется литература, проводятся занятия и аттестации.

Главной задачей федерального стандарта является создание на всей территории РФ единого образовательного пространства, создающего максимально комфортные условия для всех учеников, в том числе при необходимости переездов или перехода на индивидуальное, домашнее либо семейное обучение.

Методологическим принципом ФГОС являются системно-деятельностные подходы, которые призваны обеспечивать:

  • формирование полноценной готовности учеников к осуществлению образования и саморазвития непрерывно;
  • активное осуществление учащимися учебной и познавательной деятельности;
  • создание нацеленной на развитие образовательной среды в учреждении, занимающемся соответствующей деятельностью;
  • выстраивание обучения с учётом характеристик учащихся: возрастных, физиологических, индивидуальных и психологических.

Иными словами, ФГОС обеспечивают создание комфортных условий и непрерывного процесса обучения с учётом потребностей и особенностей учеников.

Как успешно провести свой первый урок? Что НЕ надо делать и как стать любимым учителем.

ФГОС подразделяются по ступеням образования, то есть предусматриваются отдельные федеральные образовательные государственные стандарты для школьников разных классов. Общепринятая классификация в школах.

  • начальное образование – с первого по четвёртый классы;
  • основное образование – с пятого по девятый классы;
  • среднее образование – 10 класс и 11-ый;
  • образование учеников с ограничениями возможностей по состоянию здоровья.

Все эти виды стандартов, конечно, имеют существенные различия по возрасту и особенностям учеников. Также есть отдельные нормы для дошкольных образовательных учреждений (детских садов), средних профессиональных и высших с разделением для бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры и ординатуры.

Содержание стандартов устанавливается и регламентируется Минобрнауки, и полные тексты документов можно найти на официальном веб-портале министерства, посвящённом ФГОС. Адрес данного сайта в интернете – https://fgos.ru/.

Какими будут учебные планы

Любой годовой план обучения отвечает основным требованиям стандарта. В их числе:

  1. Включение занятий на каждого обучающегося: не меньше 2 170 часов и не больше 2 590 (за двухлетний период), то есть максимум тридцать семь часов за одну неделю.
  2. Наличие одиннадцати (двенадцати) предметов, причём минимально одного из каждой обязательной области.
  3. Включение предметов обязательных видов: русского языка и иностранного, литературы, физкультуры, математики, астрономии, ОБЖ и истории.
  4. Наличие не меньше трёх (четырёх) предметов с углубленными уровнями освоения (за исключением универсального профиля).
  5. Обязательное выполнение учениками индивидуальных проектов.
  6. Включение дополнительных предметов.
  7. Наличие курсов, выбираемых учащимися.

Учебный план расценивается как основополагающий механизм для обеспечения достижения учащимися результатов по усвоению программ по требованиям. В каждом конкретном учреждении может предполагаться или один единственный план, или несколько (профильных).

План создаётся руководством образовательного учреждения с учётом рекомендаций Минобрнауки и требований ФГОС СОО. В нём непременно указываются все предметы и распределение часов по ним (предусматривается количество времени за два года).

Читайте также:
Инновационная программа кем и когда утверждена

Обязательные области и предметы

В 2023-2024 годах в программу войдёт одиннадцать (двенадцать) предметов. Причём предусматривается минимально по одной дисциплине из каждой области. Устанавливаются обязательные области, изучаемые в абсолютно всех российских школах.

Рассмотрим в таблице обязательные по ФГОС в 2023-2024 году предметные области и относящиеся к ним предметы с разными уровнями изучения:

Область Относящиеся дисциплины Уровень: базовый (Б) или углубленный (У)
Литература с русским языком литература; русский язык Б, У Б, У
Иностранные языки основной иностранный язык; второй иностранный язык Б, У Б, У
Науки общественной сферы история; Россия в мире (вместо истории); география; обществознание; экономика; право Б, У Б Б, У Б Б, У Б, У
Информатика с математикой информатика; математика Б, У Б, У
Науки естественные физика; биология; естествознание; химия; астрономия Б, У Б, У Б Б, У Б
Экология, физкультура и ОБЖ ОБЖ; экология; физкультура Б Б Б

Все предметы с областями прописываются в соответствующем утверждённом Минобрнауки документе – Приказе под номером 413. Но он был скорректирован Приказом номер 613, утверждённым в июне 2017-го года.

Главные компоненты планов

План мероприятий, относящихся к образовательной программе, включает обязательно три стандартных компонента:

  1. Предметы, преподаваемые в школе: как обязательные, так и дополнительные.
  2. Выбираемые учащимися курсы: факультативные или элективные. Элективные – это курсы, избираемые обязательно, а факультативные – являющиеся необязательными для конкретного образовательного уровня или направления подготовки. Примеры: русское правописание, политология, деловой английский, клетки и ткани, основы правоведения, современная литература.
  3. Индивидуальный выполняемый каждым учеником проект. Это внеурочная работа, которая обучающимся осуществляется самостоятельно, но под руководством так называемого тьютора (учителя) по выбираемой тематике в рамках либо одного, либо сразу нескольких курсов или предметов в определённой разновидности деятельности (практика, творчество, социализация, познание, исследования). Проект выполняется за один год или два.

Профили

Профиль обучения определяется как способ введения всех учащихся в определённую производственно-общественную практику, и он не ограничивается планом программы, фиксированным набором предметов и образовательным пространством в учреждении.

К сведению! Для конкретного профиля план выстраивается таким образом, чтобы учащиеся ориентировались на будущую интересующую или выбранную профессиональную сферу деятельности. Учитывается предполагаемая направленность продолжения образования, поэтому изучаются намерения учеников и родителей.

Образовательная программа российской школы может включать либо единственный учебный план, либо сразу несколько, в том числе планы для различных профилей:

  • естественнонаучного, охватывающего биотехнологии, медицину, ветеринарию;
  • социально-экономического, ориентированного на относящиеся к социальным направлениям профессии в экономике и финансах, предпринимательстве, управлении;
  • технологического, ориентированного на инженерию, информационные технологии и производство;
  • гуманитарного, включающего психологию, педагогику, социальные отношения;
  • универсального, подходящего ученикам, выбор которых не попадает ни в один из перечисленных профилей.

Пример плана на 2023-2024 год

Учебный план формируется по такой инструкции:

  1. Определение конкретного профиля.
  2. Выбор общих предметов из всех областей (по одной дисциплине из областей) на базовых уровнях. Для всех профильных направлений (за исключением универсального) также выбирается минимально три-четыре предмета с углубленными уровнями.
  3. Дополнение плана индивидуальными проектами.
  4. Распределение общего объёма времени по предметам (с учётом профиля).
  5. Подсчёт суммарного количества часов. Если сумма меньше минимального объема, то либо меняются часовые количества, либо вводятся дополнительные предметы.

Предлагаем изучить учебные планы в прилагаемом документе PDF-формата, составленном одним из образовательных учреждений.

Что нового ожидается в 2023-2024 учебном году

Стандарты образования периодически обновляются, и это происходит примерно раз в десятилетие. Глобальные изменения в ближайшем будущем ожидают и ФГОС: ко второму кварталу 2023-го года должны завершиться работы по обновлению программ, используемых в школах. А завершающий этап окончательного перехода на новые стандарты запланирован на сентябрь 2023-го года. Но что именно будет меняться? Отдельные корректировки подробно рассматриваются ниже.

К сведению! Главной задачей нового ФГОС стала конкретизация предъявляемых ко всем учащимся требований. Ранее стандарты включали лишь общие установки для определённых компетенций. А в новой редакции будут предусматриваться чётко устанавливаемые требования к предметным результатам учеников в разных дисциплинах.

Занятия по шахматам

В начальной школе будут проходить уроки шахмат: по 33 часа за учебный год для первоклассников и по 34 часа – для более старших учащихся. Предполагается, что такое занятие будет заменять один урок физической культуры в неделю. Для учителей обязательна переподготовка

Ещё один иностранный язык

На данный момент в большинстве российских школ ученикам преподаётся лишь один иностранный язык – английский. Но по новому ФГОС СОО планируется ввести ещё один дополнительный язык. За один день реализовать это не удастся, поэтому многие учреждения уже начали поэтапное решение задачи. Каким именно будет язык, неизвестно. Возможно, учащимся будет предоставляться право выбора из нескольких вариантов (например, немецкий и французский, как было ранее).

Обязательные аттестации и экзамены

ЕГЭ по-прежнему остаётся стандартным для всех выпускников школ тестированием. Но экзамены по некоторым предметам не будут обязательными к сдаче. Так, пока не планируется проведение ЕГЭ по иностранному языку, хотя в Минобрнауки планируют ввести такую практику с 2023-го года. Также нет в планах и тестирования по истории, которого боялись многие ученики и родители.

Читайте также:
Программы для изменение разрешение экрана Андроид

Аттестации предусматриваются и для учеников средних классов. Так, в 4-7 классах учащиеся будут выполнять обязательные ВПР – всероссийские проверочные работы. Такое тестирование для восьмиклассников не является обязательным, но может назначаться по усмотрению руководства школы. Причём впервые ВПР для восьмых классов могут быть проведены уже в 2023-ом году.

Культурное развитие

Курс по культурным нормативам для учеников внедряется в школах Саратовской, Ярославской, Пензенской, Новосибирской и Тульской областей, а также в Ставропольском крае, в Татарстане и в Коми. В рамках такого нововведения школьники будут посещать всевозможные культурные мероприятия (выставки, исторические фильмы и так далее), а также на основе получаемых впечатлений и знаний вести дневники.

Составлением учебных планов занимаются уполномоченные сотрудники образовательных учреждений, и программы, как правило, выкладываются в общем доступе на сайтах школ. Так что ученики и родители могут ознакомиться с набором предметов и количеством часов для всех дисциплин.

Источник: v-2021.org

Методики составления расписания занятий

Методики составления расписания занятий

Автоматизированные системы управления сегодня — обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный.

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой «Наука составлять расписание». Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. «Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов». В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин. Их труд «Алгоритм составления расписания занятий» раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения.

Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации — возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев. Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости. Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Как составить заявление на заочное обучение в школе

Есть дети, у которых нет возможности ежедневно посещать школу по разным причинам. Выход есть — закон не запрещает родителям таких школьников выбирать иную форму учебы, например, заочную или очно-заочную. Рассказываем, кому подходит такая форма получения образования, как на нее перейти и как написать заявление на заочное обучение в школе по всем правилам.

В каких случаях можно перейти на заочное обучение в школе

Законодательство в России разрешает родителям по собственному усмотрению выбрать, как их детям получить общее образование — в школе или на дому (п. 4 ст. 63 ФЗ № 273 от 29.12.2012 ). Надо учесть и желание детей по этому поводу. Если выбор пал на школу, то и тут есть несколько вариантов обучения: очный, заочный и очно-заочный (п. 2 ст.

17 ФЗ № 273).

Заочная учеба отличается от привычной очной некоторыми нюансами. Школьник числится в конкретной школе, обучается по государственным школьным программам, получает задания от учителя, но не ходит на занятия в учреждение ежедневно.

Очно-заочный формат предполагает, что ученик часть предметов изучает в школе, часть — дома по определенному графику. Для этого требуется заявление-согласие на перевод отдельных учебных предметов на заочную форму обучения, которую родители пишут на имя руководства школы.

Такая необходимость возникает по разным причинам: из-за болезни, бытовых, семейных проблем. Вот лишь небольшой перечень ситуаций, в которых подходят заочные занятия:

  • если у ребенка есть серьезное заболевание, инвалидность, быстрая утомляемость;
  • если семья часто переезжает в разные города по разны причинам, например, семья военных;
  • если ученику далеко или сложно по разным причинам добираться до учебного заведения;
  • если ребенок усиленно занимается спортом, музыкой и др.;
  • если школьник одновременно работает (в старших классах);
  • из-за психологических проблем или конфликтов с одноклассниками;
  • если способности ученика позволяют осваивать школьную программу самостоятельно быстрее, экстерном;
  • если школьнику требуется индивидуальный подход, и он освоил занятия в онлайн-школе или с репетиторами.
Читайте также:
Установка программ в профиль пользователя

Закон не устанавливает конкретные ситуации, при которых разрешено переводить школьников на заочное (или дистанционное) изучение предметов. Перевести обязаны любого ученика, если его родители написали заявление о переводе на заочное обучение в школе по новому закону об образовании ФЗ № 273 (в редакции от 17.02.2023). Обстоятельства или состояние здоровья школьника значения не имеют.

Для сведения: об учебе по обмену для школьников

Как в школе перейти на заочное обучение

Чтобы перевестись на «заочку», надо договориться с администрацией учебного заведения и написать заявление ученика о переводе на заочную форму обучения на имя директора школы и руководства Департамента образования. Если ученик несовершеннолетний, то за него такой запрос пишут родители. Закон не запрещает обратиться в образовательное учреждение с такой просьбой в любое время: в начале, середине или в конце учебного года. Но если нет форс-мажорных обстоятельств, предпочтительнее это делать в летний период, до начала следующего учебного года или в самом начале до октября-ноября.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каковы особенности очно-заочной формы обучения. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ориентируйтесь на пошаговую инструкцию, как перевести ребенка на заочное обучение в школе:

  1. Составляем заявку на имя директора образовательного учреждения.
  2. Прикладываем согласие на обеспечение условий для такого учебного процесса.
  3. Если внутренние документы учебного заведения такой формат предусматривают, директор издает приказ о переводе школьника на другой вид учебы.
  4. Затем все сведения об ученике вносят в классный журнал.
  5. На ученика формируют личное дело и оставляют на хранение в школе (его отдадут родителям, если потребуется, например, перевести в другую школу).
  6. Администрация учебного заведения составляет индивидуальный график для школьника и обговаривает его с законными представителями (родителями).
  7. Если договоренности достигнуты, то директор и родители подписывают договор.

Дополнительно к заявлению прикладывают паспорт заявителя (с отметкой о регистрации по месту жительства), копию документа об образовании (если есть) или справку с оценками по итогам предыдущего периода, предоставленную администрацией школы.

Надо знать: кому положено бесплатное питание в школе

Как составить заявление на переход на заочное обучение в школе

Унифицированного бланка законодательство не предусматривает. В некоторых школьных заведениях утвердили собственный образец. Если он принят в конкретном учреждении, то ориентируйтесь на него. Если нет, то вы вправе составить текст на собственное усмотрение. Структура стандартная: кому, от кого, основная часть с просьбой, дата и подпись.

В текст обязательно включите следующие сведения:

  • название образовательного учреждения и Ф.И.О. директора;
  • Ф.И.О. школьника и класс, где он учится;
  • Ф.И.О. родителя (или законного представителя), адрес проживания, телефон для связи;
  • формат обучения, на который просите перевести;
  • с какого дня хотите перейти на новый формат учебного процесса;
  • по всем предметам или по части из них (перечислите конкретные);
  • основание — ссылка на положения законодательства;
  • отметка о том, что с графиком, порядком работы с учащимися и аттестации в таком формате вы ознакомлены;
  • подтверждение того, что всю ответственность за ребенка на время заочного обучения вы берете на себя.

Вот образец, как написать заявление ученика 17 лет о переводе на другую форму обучения:

Образец заявления о переводе школьника на заочную форму обучения

А это пример, как составить заявку совершеннолетнему ученику:

Образец заявления от ученика о временном переводе на заочное обучение в школе

Иногда требуется перейти на «заочку» только по некоторым предметам, тогда подойдет очно-заочная форма. Вот, например, образец заявления на имя директора школы о том, что ребенок будет заочно изучать арифметику в связи с тренировками:

Директору МБОУ СОШ № 77

от родителя ученика

3-Б класса Пэпэтэшина П.П.

Пэпэтэшиной Марии Ивановны,

проживающей по адресу:

г. Москва, просп. Замечательный, д. 2

В соответствие с п. 23 ст. 2, ч. 2 ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , прошу перевести моего сына Пэпэтэшина Петра Петровича, учащегося 3-Б класса, на очно-заочное обучение по индивидуальному учебному плану в связи с проведением тренировок по спортивной гимнастике.

Прошу предоставить возможность:

  1. Заочного обучения по предмету арифметика.
  2. Очного обучения по всем остальным предметам.

С порядком работы с учащимися, получающими общее образование в образовательной организации в очно-заочной форме, ознакомлена.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка на период заочного обучения беру на себя.

Может пригодиться: как оформить налоговый вычет за обучение ребенка

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

  • Ломова Анна

2023-06-23 11:58:55

Но бывает и так, что администрация школы отказывает в переводе ученика на заочную форму обучения, ссылаясь на то, что это не предусмотрено ее учредительными документами. Если вы получили отказ, есть несколько вариантов: перевестись в другое учебное заведение, где «заочка» есть; обжаловать отказ в департамент образования администрации субъекта РФ.

Источник: ppt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru