На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:
1. перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
2. распределение по семестрам и последовательность их изучения;
3. трудоемкость их изучения;
4. формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5. виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
Обратимся к традиционному содержанию учебного плана и к тому, какую пользу из этой информации может извлечь для себя преподаватель психологии.
1. Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных планах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3 из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета все программы высшего образования можно разделить на три типа:
Бумажная работа/Школьная документация/Рабочая программа, воспитательный план/
Ø основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Психология» (базовое психологическое образование): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количества изучаемых дисциплин;
Ø основные образовательные программы высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и внешкольных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;
Источник: pedlib.ru
Рабочая программа по психологии для 5 – 11 классов. Ч. 1
Программа «Психология» учебный курс для V – XI классов» была разработана согласно программе «Психология» учебный курс для III – XI классов» (авторы: А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых), рекомендованной редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.
Цель программы «Психология» учебный курс для V – XI классов»: приобщение каждого школьника к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека.
Данная цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, его собственным внутренним миром.
Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребёнка:
Рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной в соответствии с новых ФГОС НОО и ФГОС ООО
- формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
- оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;
- пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр. );
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроение и так далее);
- понимание чувств настроений, переживаний других людей.
Программа «Психология» учебный курс для V – XI классов» представлена в гимназии целостной системой психологического образования обучающихся, которая включает в себя учебно-методическое пособие «Преподавание психологии в школе III – XI классы» и учебные пособия (учебники) для 3 – 11 классов общеобразовательной школы (А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых).
Учебно-методическое пособие «Преподавание психологии в школе III – XI классы» состоит из двух частей.
В первой части учебно-методического пособия авторы дают научное обоснование программы, показывают логику построения учебного курса, подробно рассматривают дидактические аспекты преподавания психологии в школе.
В части второй представлены программа преподавания психологии в школе (3 – 11 классы), тематические и поурочные планы, методические разработки уроков по всем темам, предусмотренных программой.
Каждый учебник посвящён одной проблеме общепсихологического знания, которая отражена в названии учебного пособия, соответствует тематическому плану учебной программы и предназначена для изучения в течение всего учебного года:
3-й класс – познавательные психические процессы;
4-й класс – познавательные (продолжение) и эмоционально-волевые психические процессы, речь;
5-й класс – психические свойства личности: способности, характер, темперамент;
6-й класс – психология общения;
7-й класс – человек в группе и коллективе;
8-й класс – психология деятельности;
9-й класс – психология личности;
10-й класс – психология самоопределения;
11-й класс – психология: наука, культура, жизнь.
При разработке программы «Психология» учебный курс для V – XI классов» необходимо было опираться как на общие научные знания в области психологии, так и на знание основных закономерностей психического и логического развития на этапах школьного детства, отрочества и ранней юности. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке.
Поэтому, при разработке программы «Психология» учебный курс для V – XI классов» учитывалось, что младший подростковый возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства. При работе с более старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.
В учебной работе по психологии со старшеклассниками (обучающиеся IX – XI классов) основное внимание необходимо уделить пониманию ими своего призвания, их умению видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Программа учебного курса «Психология» для гимназии включает в себя тематический и поурочный планы на каждый год обучения с V – XI класс.
Программа составлена из расчёта 17 учебных часов в год – 1 урок в неделю. За семь лет обучения в гимназии – 119 часов. В программе указано количество часов на изучение каждой темы. Учитель (педагог – психолог) может самостоятельно распределить часы по темам программы и выбрать конкретную форму проведения занятий в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и условий работы в том или ином классе.
Материал, предусмотренный каждым тематическим планом, рассчитан на изучение в течение одного года. Однако по усмотрению администрации гимназии и преподавателя психологии этот материал можно изучать и в течение одного года и в течение полугода. Всё зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития обучающихся, степени профессиональной подготовки педагога – психолога, резерва времени, желания родителей и самих обучающихся.
Источник: www.infobraz.ru
План работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год в школе по ФГОС 0.5 ставки
План работы педагога-психолога на 2022-2023 учебный год в школе по ФГОС 0.5 ставки цель: содействие полноценному личностному, социальному и интеллектуальному развитию учащихся. Сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Задачи:
1. способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
2. содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
3. принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
4. обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы;
5. способствовать формированию у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
6. организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
7. психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Источник: 100ballnik.com