Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.
Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.
При планировании учебного процесса изучаются действующие нормативно-правовые акты: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепция национальной безопасности Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области безопасности; анализируются действующие образовательные программы и учебные издания; изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.
ФГОС 2021: ТОП-5 ОШИБОК РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различают следующие документы планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ:
ѕ план мероприятий школы по курсу ОБЖ на учеб-ный год;
ѕ план-график распределения учебного материала по курсу ОБЖ на учебный год;
ѕ тематический поурочный план на четверть;
ѕ план урока ОБЖ.
При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
ѕ Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
ѕ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;
ѕ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;
ѕ стандарт основного общего образования по ОБЖ;
ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
Как составить Рабочую Программу тренировок за 5 Минут
среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;
ѕ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования.
Источник: studfile.net
Презентация, доклад Краткие методические рекомендации по написанию рабочей программы по ОБЖ ООО
Слайд 1Краткие методические рекомендации по проектированию рабочей программы по учебному предмету (ОБЖ) в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Гребенникова Майя Николаевна,
старший преподаватель кафедры ВТ и БЖ ВОИПКиПРО
Слайд 2Программа ОБЖ (ФГОС)
Слайд 3В соответствии с требованиями ФГОС ООО, структура рабочей программы по любому
Слайд 4Единые требования ФГОС ООО в проектировании каждого из обязательных структурных пунктов
рабочей программы по учебному предмету/курсу.
Слайд 5Титульный лист рабочей программы по учебному предмету, курсу Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1111 . Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования Составитель(и): Иванова И.И., учитель ОБЖ Петрова П.П., преподаватель — организатор ОБЖ 2013
Слайд 6Титульный лист рабочей программы по учебному предмету, курсу Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1111 . Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса на 2013-2014 годы Составитель(и): Иванова И.И., учитель ОБЖ Петрова П.П., преподаватель организатор ОБЖ 2013
Слайд 7Пояснительная записка В пояснительной записке конкретизируются нормативные документы, на которые опираются составители
рабочей программы (вначале обязательно указываются ФГОС ООО и Примерная ООП ООО образовательного учреждения; затем можно указать примерную программу по учебному предмету и авторскую программу). Рабочая программа предмета «___________» для основного общего образования разработана на основе — нормативных документов: — информационно-методических материалов: Также обязательно в пояснительной записке должны быть сформулированы цели изучения предмета / курса в основной школе с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 8Общая характеристика учебного предмета, курса В этом пункте необходимо раскрыть роль и
важность предмета / курса с точки зрения целей основного общего образования и современных требований к выпускнику, показать преемственность при изучения данного предмета в начальной, основной и старшей школе; сделать акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.
Слайд 9Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В данном пункте указываются
классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета в основной школе и количество часов, выделяемое на освоение программы. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения (таблица 1).
Слайд 10Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ОБЖ Внимание! Требования к результатам отличаются от
самих результатов (таблица 2)! В рабочие программы по учебным предметам, курсам включаются формулировки результатов из примерной ООП ООО, авторских программ по учебным предметам, а не требования к результатам, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО.
Слайд 11В данном пункте отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Все результаты должны быть расписаны по годам обучения. Причем предметные результаты расписываются по уровням: выпускник научится (для базового уровня результатов); выпускник получит возможность научиться (для повышенного уровня результатов). Например: 5 класс Личностные: … Метапредметные: … Предметные: Пятиклассник научится …. Пятиклассник получит возможность научиться…. и т.д.
Слайд 12Содержание учебного предмета, курса В данном пункте в формате списка раскрываются названия
Слайд 13Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности В данном пункте
обязательно должны быть указаны темы и основные виды учебной деятельности. Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам, курсам. Календарно-тематические планирование не включается в структуру рабочей программы по учебным предметам, курсам. Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения) и представляется в виде таблицы, например: Предмет «_________________» 5 класс
Слайд 14Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Данный пункт включает в себя
описание необходимого для успешной реализации рабочей программы учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронные образовательные ресурсы, специализированные программные средства), задающего организацию основных видов учебной деятельности по предмету в рамках системно-деятельностного подхода ФГОС ООО. К учебно-методическому обеспечению относятся учебники и/или учебные пособия, с помощью которых изучается данный предмет и/или курс. Если предмет относится к обязательной части основной образовательной программы основного общего образования, то соответствующий этому предмету учебник рекомендован федеральным перечнем учебников, который утвержден приказом Минобрнауки России. Тогда в данном пункте вашей рабочей программы обязательно должна быть такая часть.
Слайд 15Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В пункте 4 «Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» расписываем каждую из трех групп результатов по годам обучения – с 5 по 9 класс. Поэтому на период пилотного введения ФГОС основного общего образования в данном разделе допускается возможным представить портрет выпускника основной школы (ФГОС ООО, пункт 6). «6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Источник: shareslide.ru
Рабочие программы по ОБЖ для 10 — 11 класса.
Татьяна Московская
Тип материала: Программа
Рейтинг: голосов:7 просмотров: 64461
Краткое описание
воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Описание
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
- Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (в соответствии с требованиями, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы):
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
1. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/2 .
2. «О гражданской обороне» (1996 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4426
3. «О безопасности» (1992год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8251
4. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 год ). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4433
5. « О пожарной безопасности» (1994 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4432
6. «О безопасности дорожного движения» (1995 год). http://www.gibdd.ru/documents/
7. «О радиационной безопасности населения» (1996 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8496
8. «Об обороне» (1996 год ). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4430
9. «О воинской обязанности и военной службе» (1998 год ).
http://www.old.mil.ru/articles/article3718.shtml
10. «О статусе военнослужащих» (1998 год). http://www.old.mil.ru/articles/article3648.shtml
11. «Об образовании» (1992 год ). http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
12. «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г . N 35-ФЗ; http://www.consultant.ru/popular/terror/73_1.html
Постановления Правительства Российской Федерации.
1. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 547 2003 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4283
2. «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к службе в Вооруженных Силах» (№1441 1999 год). http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5966oll.ob_no_to
3. «О внесении изменений в Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» (№100-ФЗ 2005 год).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» ( №422 от 11 июля 2005г.). http://krstur.cross-edu.ru/gos%20programma.htm
Программно — методическое обеспечение предмета.
1 . Приказ Министра Обороны Российской Федерации №203 и Министерства образования Российской Федерации №1936 от 3 мая 2001 года « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». http://www.uraledu.ru/node/4500
2 . Региональная учебная программа по курсу ОБЖ ( Информационный бюллетень Департамента образования администрации Владимирской области №7 2007год).
3. Региональный базисный учебный план (Приказ Директора департамента образования администрации Владимирской области №528 от 25. 07. 2007 года»
4. Методическое письмо управления общего среднего образования Минобраза России №811.14-12 от 22.05.1998 год «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России». h ttp://infopravo.by.ru/fed1998/ch04/akt17969.shtm
5. Постановление Министерства труда РФ «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» от 17 августа 1995 года №46. http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=nh=0id=6
Мероприятия по основным направлениям деятельности школы и организации учебного процесса по ОБЖ:
· учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)
· внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);
· работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методического оборудования и имущества).
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ используются:
· все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);
· все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);
· информационные стенды по всем разделам предмета ОБЖ
· «Основы безопасности жизнедеятельности» журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.
· информационные образовательные ресурсы, презентации
· памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,
· образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
· средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы ГП-5);
Источник: www.uchmet.ru