Пояснительная записка
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса «Народное творчество» для обучающихся 7,8 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе примерной (авторской) программы «Народное творчество», А.В. Шевлякова. 2007г. и Программы факультативных курсов « Познание православной культуры из сферы народного творчества», 2009г
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой увеличено количество часов на четыре часа, так как программа рассчитана на 64 часа.
Основная концепция курса – изучение наиболее значимых вопросов, непосредственно связанных с программным материалом на более углубленном уровне.
Основная концепция курса–направлена на формированиекультуры обучающихся, их духовных богатств, воспитание интереса к народности, к народной поэзии.
Выбор темы предлагаемого факультативного курса определяется особой актуальностью на сегодняшний день, так как программа факультатива направленана обращение к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев.
Рабочая программа по предмету требования к структуре и разработке Ячменев ВД
В курсе прослеживаются основные направления народного творчества.
Открывается курс вводной темой, раскрывающей истоки русской национальной культуры. Далее следуют разделы: «Праздники. Обряды. Игры», «Песенное творчество», «Устное творчество», «Русский костюм», «Русский народный танец», «Детский фольклор», «Русский театр», «народные промыслы, ремёсла», «Зодчество», «Дом».
Изучение тем основано на ряде принципов.в единый курс интегрируются, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО, технологии – принцип интегративности. Особое внимание уделяется народному наследию своей области и своего региона – принцип регионализации. Через расширение тем, которые по своей направленности ближе к народному творчеству данной местности, реализуется принцип вариативности.
Произведения устного, песенного творчества подбираются по жанровому принципу.
Завершение курса – установление связи народной культуры и современности, обобщение знаний, полученных в ходе занятий обучающимися.
Предлагаемый факультативный курс способствует реализации школьного компонента.
Составляем рабочую программу
Цель факультативного курса «Народное творчество»:развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории; воспитания чувства национальной гордостиза свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Изучение предлагаемого курса направлено на достижение следующих задач:
1. дать общее представление о содержании и объёме понятия «народное творчество», о его классификации, их функциях, художественном своеобразии;
2. развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
3. воспитывать чувство национальной гордостиза свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
— Интегративности;
— Регионализации
— Вариативности;
— Прочности и наглядности;
В процессе реализации программы у учащихся формируется ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию и саморазвитию.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 7, 8 классов.
Место и роль учебного предмета в учебном плане ОУ
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса школьного компонента содержания образования «Народное творчество» предназначена для обучающихся 7, 8 класса, рассчитана на 1 год (35 ч) обучения .
Занятия по данному учебному предмету проводятся в ходе основной учебной деятельности общеобразовательного учреждения – 1 раза в неделю.
Учебно – тематический план
№ Название разделов Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе
1. Вступление
3 3
2. Праздники. Обряды. Игры 5 6
3. Песенное творчество 7 7
4. Устное творчество 4 5
5. Русский костюм 2 3
6. Русский народный танец 1 1
7. Детский фольклор 2 2
8. Русский театр 2 2
9. Народные промыслы. Ремёсла. 2 3
10. Зодчество. 1 1
11. Дом 1 1
12 Заключение 1 1
Итого 31 35Тема № 1.Вступление (3 часа).
Этногенез славян. Верования древних славян. Славянская языческая символика.
Тема № 2. Праздники. Обряды. Игры (6часов).
Народный календарь. Календарные обряды. Сезонные праздники. Свадьба, отпевание, тризна. Игры. Русская драка.
Праздники, обряды, игры Иркутской области.
Тема № 3.Песенное творчество (7 часов).
Семейно-бытовые песни. Календарные песни. Обрядовые песни. Исторические песни. Эпические песни. Лирические песни. Казачьи песни.
Частушки. Городской романс. Песни Иркутской области. Песни Братского района.
Тема № 4. Устное творчество (5часов).
Сказки. Былины. Загадки, пословицы, поговорки. Слова и поучения. Проза.
Поэзия.
Тема № 5. Русский костюм (3часа).
Мужской и женский костюм. Головные уборы. Украшения. Местный костюм.
Тема № 6. Русский народный танец (1час).
Смысл танца. Обрядовые танцы. Бытовые танцы. Особенности традиционной народной хореографии Иркутской области.
Тема № 7. Детский фольклор (2часа).
Родины и крестины. Колыбельные песни. Пестушки и потешки. Прибаутки. Заклички и приговорки. Дразнилки.
Игры. Страшилки.
Тема № 8. Русский театр (2часа).
Ряженые. Скоморохи. Лубочный театр. Балаган. Кукольный театр.
Вертепные представления.
Тема № 9. Народные промыслы и ремёсла (3часа).
Глиняная игрушка. Резьба по дереву. Плетение. Художественная обработка бересты, соломки.
Тема № 10. Зодчество (1час).
Деревянное строительство. Каменное зодчество. Деревня. Город. Храм.
Тема № 11. Дом (1час).
Семиотика жилья. Русская кухня. Имена. Именослов бурятских имен.
Тема № 12. Заключение (1час).
Древнерусская культура и современность. Экология культуры.
Требования к знаниям, умениями, навыками обучающихся
В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты:
— принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно — исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
— формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Учебно-методическое обеспечение
В процессе реализации данной программы используются такие технологии иметоды обучения как:
1.технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
2.исследовательский и частично- поисковый методы — помогут овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
3.технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
4.объяснительно-иллюстративный метод
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
• практические занятия;
• домашняя самостоятельная работа;
• защита презентаций;
• творческих работ
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы проверки и оценки результатов обучения осуществляются через формы промежуточного контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение индивидуальных заданий.,
Итоговый контроль: тестовые задания, практические работы, творческие работы.
Примерные темы творческих работ:
1.Праздники Иркутской области.
2. Сказки народов Иркутской области.
3. Народные промыслы в иркутской области.
4. Жилища народов Иркутской области.
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Всего часов Дата
проведения Из них
Практических работ
Контрольных
и Диагностических работ
Основные
знания, умения, навыки
план
факт
Тема№1. Вступление 3 1
1. 1. Этногенез славян. 1 Знатьпроцесс формирования древнеславянской этнической общности
2. 2.Верования древних славян. 1 Знатьязыческих богов древних славян;
уметьобъяснять особенности славянского мировоззрения
3. 3.Славянская языческая символика. 1 Знать причину появления языческой символики;
Уметь соотносить символы и стихии
Тема № 2. Праздники. Обряды. Игры 6 2
4 1.Народный календарь. Календарные обряды. 1 Знать календарные праздники и обрядность славян
5 2.Сезонные праздники. 1
6. 3.Свадьба, отпевание, тризна. 1
7 4. Игры. Русская драка. 1
8 — 9 5.Праздники, обряды, игры Иркутской области. 2 Знать календарные праздники и обрядность своей области.
Тема № 3. Песенное творчество 7 2
10 1. Семейно-бытовые песни. 1 Знать виды песен славян. Уметь различать характер песен
11 2.Календарные песни. Обрядовые песни. 1
12 3.Исторические песни. Эпические песни. 1
13 4.Лирические песни. Казачьи песни. 1
14 5.Частушки. Городской романс. 1
15 6.Песни Иркутской области. 1 Знать песенный репертуар о своей области
16 7.Песни Братского района. 1 Знать песенный репертуар о воем районе
Тема№4.Устное творчество 5 2
17 1.Сказки. Былины. 1 Знать характеристикой устного народного творчества и его отдельных жанров.
18 2.Загадки, пословицы, поговорки. 1
19-20 3.Слова и поучения. 2
21 4.Проза.Поэзия. 1
Тема № 5.
Русский костюм 3 1
22 1.Мужской и женский костюм. 1 Знать особенности русского костюма, украшений.
23 2.Головные уборы. Украшения.
24 3. Местный костюм
Творческий отчет
Тема № 6. Русский народный танец
1
25 1.Русский народный танец
1 Знать особенности русского народного танца.
Уметь различать характер танцев
Тема № 7. Детский фольклор 2
26 1. Родины и крестины. Колыбельные песни. Пестушки и потешки. 1 Знать характеристикой детского фольклора и его отдельных жанров.
27 2. Прибаутки. Заклички и приговорки. Дразнилки. Игры. Страшилки. 1
Тема № 8. Русский театр 2
28 1. Ряженые. Скоморохи. Лубочный театр. 1 Знать историю появления и развития русского театра.
29 2. Балаган. Кукольный театр. Вертепные представления. 1
Тема № 9. Народные промыслы и ремёсла 3 2
30 1. Глиняная игрушка. Резьба по дереву. Плетение. 1 Знать виды народных промыслов и разнообразие ремесел.
31-32 2. Художественная обработка бересты, соломки. 2 Творческий отчет
Тема № 10. Зодчество 1
33 1. Зодчество Знать историю Развития зодчества на Руси
Тема № 11. Дом 1
34 1. Русские дома Знать особенности устройства русского быта
Тема № 12. Заключение 1 1
35 1.Контрольный тест 1 Закрепление курса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается УМК :
1.Шевляков А.В. «Народное творчество»
Дополнительная литература:
Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г.
Исаенко В. Православные христианские праздники // Воспитание школьников. 1993 г., №3.
Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000 г.
Справочники и энциклопедии школьного библиотечного фонда.
II.Экранно-звуковые средства обучения:
компьютерные презентации в формате Ppt.
III. ТСО:
Источник: ped-kopilka.ru
Примерные методические рекомендации к технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) — презентация
Презентация на тему: » Примерные методические рекомендации к технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу)» — Транскрипт:
1 Примерные методические рекомендации к технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу)
2 Рабочая программа разрабатывается в целях : обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного образования; обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3 Технология разработки рабочей программы 1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения. 2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения/Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
4 Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
5 Задачи учебной рабочей программы: Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся; Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
6 Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
7 Функции программы определяют следующие требования к ней: — наличие признаков нормативного документа; — учет основных положений образовательной программы школы; — полнота раскрытия целей и ценностей обучения; — системность и целостность содержания образования; — последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; — определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы; — учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ; — конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
8 Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно- -методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне); г) в случае, если примерная, авторская программы и со- ответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам).
9 Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
11 Титульный лист содержит: 1) наименование общеобразовательного учреждения; 2) грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы; 3) название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; 4) указание класса, параллели, на которой изучается программа; 5) год составления программы.
12 Новизна и отличия рабочей программы от примерной: — краткая характеристика сформированных личностных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года; — особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения); — личностные, и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиям к ЗУН учащихся – выпускников; — предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся; — сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной; — внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; — количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; — УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ); — педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
13 Формулирование целей и задач учебного предмета Цели и задачи обучения поставлены диагностически точно, если: — дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности; — описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности; — возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля; — существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
14 Задачи предмета Обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические,развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относитель- но самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
15 В разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» отражаются: — основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; — конечная система знаний, способов деятельности; — перечень формируемых умений и навыков и практической деятельности; — перечень проблем, которые ученики должны научиться решать; — требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
16 Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы: 1.Наименование раздела программы и количество часов на раздел. 2.Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.
3. Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала. 4. Тип урока. 5. Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности. 6. Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).
7. Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). 8. Домашнее задание. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем. 9. Дата проведения.
При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
17 Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения: 1)название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение; 2) требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения данной темы (например, обучающийся должен «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь опыт», «демонстрировать»); 3) Содержание учебного материала (понятия, двигательные действия, подлежащие освоению, и др.).
19 В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы органов управления образованием, перечень необходимого для реализации программы учебного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную.
Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В качестве дополнительной литературы могут быть предложены материалы из учебно-методических комплектов других авторских линий, если соблюдается единообразие методологической основы. Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.
21 Внедрение рабочей программы Первый этап. Рабочая программа подлежит обязательной экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Протокол заседания методического объединения учителей от Руководитель МО (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
Если в школе менее трех учителей- предметников, то рабочая программа согласовывается на заседании районного (городского) методического объединения. Если в рамках внутреннего рецензирования были сделаны замечания и пожелания, то программа отправляется на доработку.
22 Рецензируемая рабочая программа должна удовлетворять следующим условиям: отвечать современным методическим требованиям, предъявляемым к программным документам в отношении структуры и оформления; иметь признаки локального нормативного документа, т.е. учитывать основные положения образовательной политики учреждения; обеспечивать последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания учебного предмета; обеспечивать полноту раскрытия целей обучения с включением всех элементов содержания: оригинального учебного материала, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к воспитанию и пр.
23 Второй этап. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее УВР) на предмет соответствия программы учебному плану ОУ и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне и представляется к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете школы перед началом учебного года, где она может быть принята или отправлена на доработку.
По решению педагогического (методического) совета рабочая программа может быть направлена для проведения процедуры внешнего рецензирования. На последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: «СОГЛАСОВАНО». Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата. При использовании данной программы без внесения каких-либо изменений в последующие годы достаточно проведения внутренней экспертизы.
24 Третий этап. В случае положительного заключения педагогического (методического) совета школы рабочая программа утверждается руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью (на титульном листе (вверху справа): «УТВЕРЖДАЮ». Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата.).
Этот этап устанавливает статус рабочей учебной программы как локального нормативного документа, регламентирующего реализацию содержания учебного предмета. Рабочая программа после утверждения хранится у педагогического работника, заместителя директора по УВР и предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета. Следует особо подчеркнуть, что при составлении рабочей учебной программы на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами, учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоение ему авторского права на материал программы.
25 Оформление рабочей программы 1.Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, листы формата А4. 2.Таблицы вставляются непосредственно в текст. 3.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
На титульном листе указывается: название Программы (предмет, курс); адресность или (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся); сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория); год составления Программы. 4. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 5. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).
26 Используемая литература Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань, Положение о порядке разработки рабочей программы. _o_porjadke_razrabotki_rabochej_programmy/
27 Подготовлено к Методическому совету педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV, VIII видов ОУМЦ СВАО г. Москвы Колосковой Л.А., учителем биологии и географии ГОУ СкОШИ октября 2011 г.
Источник: www.myshared.ru
ФГОС для дополнительных занятий и факультативных курсов
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Публикация «ФГОС для дополнительных занятий и факультативных курсов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утвержденановая структура государственного образовательного стандарта. Каждый стандарт содержитв себе3 вида требований:
1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Задачи дополнительных, факультативных занятий.
1. Расширение образовательных возможностей учебного процесса;
2. Удовлетворение потребностей студентов во всестороннем развитии своего творческого потенциала;
3. Вовлечение студентов в творческий процесс как основное условие развития личностных и профессиональных качеств;
4. Изучение способностей и интересов студентов;
5. Развитие инициативы и самостоятельности у студентов в процессе образовательной деятельности;
6. Углубленное изучение отдельных дисциплин;
7. Расширение форм сотрудничества студентов и преподавателей;
8. Создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов;
9. Развитие творческих способностей.
Организация занятий.
В соответствии с ГОС СПО, учебными планами предусмотрены дополнительные дисциплины не более 4 часов в неделю. Перечень факультативных дисциплин устанавливается в соответствии с интересами, запросами студентов, разрабатывается преподавателями, рассматривается на заседании кафедр и утверждается приказом директора колледжа.
Выбор факультативных занятий осуществляется вновь принятыми студентами в течение первого месяца учебного года, а продолжающими обучение до начала учебного года (как правило, перед уходом на очередные каникулы).
Для оказания помощи студентам при выборе факультативных дисциплин зав. кафедрой, классные руководители и преподаватели должны проводить разъяснительную работу о значении, необходимости и целесообразности изучения того или иного факультативного курса.
Факультатив открывается при наличии не менее 15 человек, проводятся, как правило, после учебных занятий, по отдельному расписанию.
Программа факультатива утверждается на заседании кафедры.
Формами факультативных занятий являются : предметные кружки по отдельным дисциплинам, научно-исследовательские студенческие общества, спортивные секции, творческие кружки, молодёжные объединения по интересам.
Часы факультативных занятий учитываются при определении суммарной нагрузки студентов по нормам максимального объёма.
Формой проверки знаний, умений и навыков студентов по факультативным предметам могут быть рефераты, доклады, творческие отчеты и др. виды контроля. Результаты контроля не влияют на стипендиальное обеспечение студентов.
Обязанности руководителей факультативных занятий.
Разрабатывать и представлять программу факультативных занятий на утверждение заместителю директора по учебной работе в сроки, определяемые приказом директора колледжа.
Разрабатывать и представлять учебно-методическое сопровождение.
Своевременно оформлять журнал занятий в соответствии с требованиями оформления учебных журналов.
По итогам года сдавать заместителю директора учебной работе отчёты о работе факультатива за учебный год.
Документация и отчетность.
Руководители кружков, факультативов имеют и ведут следующую документацию:
рабочая программа, согласованная и утвержденная администрацией школы, которая включает в себя пояснительную записку, отражающую цели и задачи факультативного курса; тематику занятий;
перечень умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести на факультативных занятиях;
список литературы для учителя и учащихся;
заместитель директора по УВР осуществляют тематическое инспектирование работы кружков и факультативов через проверку журналов не реже 1 раза в четверть;
посещение занятий кружков и факультативов согласно школьному календарному графику ВШК;
анкетирование учащихся и родителей с целью изучить состояние удовлетворенности работой существующих и социальный заказ на организацию новых кружков и факультативов.
Руководитель кружка несет дисциплинарную ответственность за невыполнение своих функциональных обязанностей, а также за нарушение правил внутреннего распорядка школы, охраны труда и устава школы.
Оценка качества работы факультатива.
Контроль эффективности проведения факультативных занятий осуществляется по следующим показателям:
метод проведения занятий (лекции, беседы, решение задач, лабораторно – практические занятия и т. д.);
формы занятий (семинар, диспут и т. д., их адекватность заявленному содержанию и эффективность;
активность и самостоятельность учащихся в процессе занятий;
посещаемость факультативных занятий.
Публикации по теме:
Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида ГБУ КРОЦ Г. Москва 2018 г. Косова Л. И. «Физминутки на дополнительных.
Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ МБО ДО ДПиШ Миякинский район Республика Башкортостан 1.
О разработке примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ОВЗ Современные требования, предъявляемые государственной политикой Российской Федерации и обществом к системе образования лиц с ограниченными.
Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду Попова Елена Михайловна Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду. Актуальность данной темы обусловлена.
Организация и проведение занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.
Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.
Положение о бесплатных дополнительных образовательных услугах в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ о бесплатных дополнительных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад №» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет.
Реальность — ошибка. Перманентное развитие мозга без дополнительных усилий автор: Иннокентий Скирневкий специалист по мышлению, спикер TEDx, автор образовательного проекта для дошкольников «Сказбука» Вас когда.
Структура написания дополнительных программ в ДОУ СТРУКТУРА НАПИСАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОУ Направление образовательной программы определяется тем конкретным родом занятий, который.
Практическое задание в рамках дистанционных курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620) Модуль 2.
Источник: www.maam.ru