Как составить психокоррекционную программу

Психодиагностика как основа составления психокоррекционных программ. Интерпретация психодиагностических данных при разработке психокоррекционной программы. Принципы построения психокоррекционных программ. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей при построении психокоррекционных программ.

Значение объективного личностно-ориентированного подхода при разработке психокоррекционных программ. Обоснованность, преемственность и перспективная направленность психокоррекционных программ. Необходимость комплексного подхода к коррекции отклонений в развитии ребенка.

Психодиагностика как основа составления психокоррекционных программ

Психологическая диагностика — представляет собой учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакм.

Психолог.воздействие, направленное на изменение способов поведения и каких-либо индивидуально-психолог.особенностей личности, вызывающих ее дезадаптацию в среде, наз-ся психокоррекцией.

Как не стать жертвой манипуляций в отношениях? Вся правда о манипуляторах и их приёмах

Осн.цель корр.работы:способствовать оптимальному психическому и личностному развитию ребенка, раскрытию его потенциальных возможностей с учетом индивидуальности и возраста.

Принципы ПК-ой работы:

1) принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости корр.работы принимается только на основании психолого-пед.анализа внутр. и внешн. условий развития ребенка;

2) принцип единства диагностики и коррекции. При подборе диагностич.методик психолог должен учитывать их корр.направленность;

3) принцип единства изучения личности и общения: личность- психосоц.качество индивида. Только в процессе общения наиболее полно проявляются все наиболее существенные параметры личности;

4) принцип генетич.подхода;

5) принцип детерминизма. Необходимость изучать личность ребенка во всех многообраз.связях его с окр.людьми;

6) принцип единства сознания и деятельности (сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует);

7) принцип беспристрастности, объективности при проведении ПК работы;

8) принцип сотрудничества (необходимость установления контакта и доверия в отношениях с ребенком, взаимопонимание).

Психолог.интерпретация психодиагностич. данных-это ответы на сл. вопросы:

— что означают полученные результаты;

— какие психологические механизмы обусловили получ. результаты психодиагностики, предшествующ. проведению ПК работы;

— какое именно психич.явление отражено в получ.результатах.

В зависимости от того, какой вид психич явления отразился в полученных результатах ПД-ки, будет выбран тот или иной метод, формы и продолжительность ПК-ии, а также в целом определены необходимость и возможность ПК-ого вмешательства.

Интерпретация психодиагностических данных при разработке психокоррекционной программы

Выделяют следующие аспекты интерпретации результатов ПД-ки:

1) научный- интерпретация в виде теорет. обобщения (установление соответствия/несоответствия состояния, уровня развития и др. характеристик изучаемого психич. явления возрастным и общ. закономерностям развития);

Вводная видеолекция к курсу «Основы психокоррекции»

2) прикладной (анализ и разработка психолог. основ учебных и воспит. планов, дидактич. и методич.материалов);

3) практический (разработка конкретных рекомендаций по обуч., воспит. изучаемого ребенка на основе составленных психолог. характеристик).

Т.о., интерпретация представляет собой способ моделирования процесса психич. развития, воссоздание истории развития и психолог. особенностей ребенка.

3 типа корр.программ:

— общая: система условий, кот.необходимо создать для оптимального развития личности в целом;

— типовая: система условий, кот. необходимо создать для благоприятного развития личности;

— индивидуальная: спец. созданная для данного клиента система условий, позволяющих оптимизировать процесс развития конкретной личности.

Общая модель коррекции~ это система условий оптимального возрастного раз-ия личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окр. мире, о людях, отношениях между ними, предполагает использование различ. видов деят-ти для системности мыш-ния, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д. Предполагает чадящих охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента. Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модельоснована на организации практических действий на различных основах, направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Инд-ная модельвключает в себя опр-ние инд-ной хар-ки раз-ия личности клиента, его обучаемости, интересов, типич. проблем, составление программы инд-ного раз-ия с опорой на более сформированные стороны, действия вед. системы для осущ-ния переноса полученных знаний в новые виды деят-ти и сферы жизни конкр. человека.

Читайте также:
Что такое программа медиалог

Целенаправленное воздействие на клиента осущ-ся через психокорр-ный комплекс, состоящий из:

1) диагностического блока целью которого явл-ся диагностика особенностей раз-ия личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологич. коррекции.

2) установочный блок, целью кот. явл-ся побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своем будущем.

3) корр-ный блок, целью которого явл-ся гармонизация и оптимизация раз-ия клиента, переход от отриц. фазы раз-ия к положит., овладение способами овладения мира, взаимодействия и т.д.

4) оценка эффективности корр-ных воздействий. Цель — измерение психологич. содержания и динамики реакций, способствование появлениюпозитива, реакций и переживаний, стабилизация позитивн. самооценки.

Принципы построения коррекционных программ:

Основные принципы составления психокоррекционных программ

Как отмечает А.А. Осипова, составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Этот принцип означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастнопсихологических и индивидуальных особенностей клцента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, показывает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов практической психологии.

Критически переосмысленные и взятые на вооружение методы, разработанные на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший кругобщения в психическом развитии клиента.

8. Принцип опоры, на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Читайте также:
Сколько действует свидетельство о регистрации программы для эвм

Источник: allrefrs.ru

Методические рекомендации для школьных педагогов-психологов по написанию программы коррекционного курса «Коррекционно-развивающие (психокоррекционные) индивидуа

Методические рекомендации для школьных педагогов-психологов по написанию программы коррекционного курса «Коррекционно-развивающие (психокоррекционные) индивидуа.

Методические рекомендации для школьных педагогов-психологов по написанию программы коррекционного курса «Коррекционно-развивающие (психокоррекционные) индивидуа

  • ← Программа курса коррекционно-развивающей области «Развитие зрительного восприятия»
  • Официальный сайт ОГБОУ “Архангельская школа-интернат” Рязанской области →

АНО «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

Приоритетные проекты

  • Современная образовательная среда для школьников
  • Доступное дополнительное образование
  • Рабочие кадры для передовых технологий
  • Цифровая образовательная среда

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Рубрики

  • 2023
  • Авторские публикации
  • Нормативные документы
  • Периодический сборник «Учебно-методических материалов»

Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai

практическое задание 16. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 22.18 Kb.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)

Дисциплина: Психолого-педагогическая коррекция

Практическое задание 3, Модуль 3. Игровые технологии в психолого-педагогической коррекции. Требования к составлению психокоррекционных программ

слушатель Дудкина Татьяна Павловна

Преподаватель:

Слюсарская Татьяна Вадимовна

г. Волгоград – 2021

Практическое задание 3

Цель: познакомиться со структурой программы психокоррекционной работы, приобрести умения составлять программу психокоррекционной работы для дошкольников (младших школьников или подростков) с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями

1. Познакомьтесь со структурой программы психокоррекционной работы (файл Требования к составлению)

2. Составьте программу психокоррекционной работы для дошкольников (младших школьников или подростков) с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями (любое нарушение развития – на Ваш выбор).

Программу психокоррекционной работы для дошкольников (младших школьников или подростков) с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями

1. Пояснительная записка

2. План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ
3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

1. Пояснительная записка

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

— Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

— Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ

— Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении

— Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ

— Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

— Программу должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.

— Методическая особенность преподавания – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных ситуаций.

— Важное условие реализации курса – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

— Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

— Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие.

— Длительность занятий: 35-40 минут.

— Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года.

Целевая группа : дети с ОВЗ и ЗПР в возрасте 7-8 лет.

Режим проведения: 1 занятие в неделю.

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1 блок программы: — диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:

Читайте также:
Название игровой программы для детей ко дню космонавтики

1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

2. Тест Розенцвейга.

3. Анкета для родителей.

4. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

5. Схема наблюдения за сформированностью приемов игровой деятельности

6. Методика «Узнай, кто это»

7. Методика «Чем залатать коврик?»

8. Методика 5. «Найди и вычеркни»

9. Тест нервно-психической адаптации

10. Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка»

11. Методика экспесс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)

2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.

3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

1. повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. активизации коммуникаций в семье.

Работа с педагогами:

Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ

Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.

Работа с ребенком ОВЗ:

Развитие интеллектуальных способностей через специально организованные занятия

Оптимизация учебной деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения

Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.

Ожидаемый результат программы:

— оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

— адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ

— конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ

— развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

2. План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ Месяц Направление работы

Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие

Обследование детей с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации

Реализация коррекционно-развивающей программы

Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия

Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ

Определение способностей ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков

Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ

Развитие интеллектуальных способностей

Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ

Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ

Проверка результативности психокоррекционной программы

Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год

3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Специалисты ПМПк, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:

Учитель русского языка

Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ОВЗ, изучение анамнеза.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по методикам различными специалистами, углубленная психодиагностика, определение ресурсного состояния, предмета выравнивания, зон особого внимания.

Рекомендации по работе с ребенком ОВЗ, выбору стратегий воспитания и обучения

Разработка стратегии сопровождения ребенка, индивидуального плана психокоррекционного воздействия

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Повторное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по методикам первичного обследования, с целью фиксации результативности.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru