Иногда классные руководители считают, что план воспитательной работы нужен только директору и завучу школы для отчетности, поэтому и составляют ежегодные планы формально. Но воспитание становится действенным тогда, когда оно имеет направленность, планомерность и системность, когда основывается на сотрудничестве и учитывает интересы детей.
Статьи по теме:
- Как написать план воспитательной работы класса
- Как написать программу для начальной школы
- Как создать портфолио класса
Инструкция
Начните составлять план с анализа воспитательной работы за истекший период. Если вы только принимаете класс, побеседуйте с педагогом, работавшим с ним до вас, изучите личные дела учащихся, составьте социальный паспорт каждого ученика и всего класса. Воспользуйтесь разными методами. Например, экспресс-диагностикой «Какие мероприятия, проведенные в классе, вам понравились».
От плана воспитательной работы к проекту развития класса
Попросите детей написать мини-сочинение «Мой класс». Проведите оценку уровня воспитанности учеников.
Напишите характеристику класса, в которой отразите особенности психологии детей, социальные связи, межличностные отношения. Особое внимание уделите определению недочетов и просчетов в воспитании, например, снижение дисциплины, разобщенность в коллективе, скрытые группы и другое. Так вы сможете составить более полную и точную картину класса, определите круг проблем, над которыми предстоит работать.
Сформулируйте цель воспитательной работы с учащимися на предстоящий год, учитывая анализ фактов и выявленные проблемы. Цель может быть поставлена одна и должна быть реальной и достижимой, а вот задач для ее воплощения обычно формулирируется несколько.
Привлекайте к составлению плана работы детей. Когда сами дети ставят задачи, придумывают мероприятия, распределяют обязанности, план перестает быть формальным, а превращается в увлекательное и творческое занятие. Проведите в классе конкурс проектов совместных дел. Воспользуйтесь методикой «мозгового штурма», игрой «дублер» (ученик выступает в роли классного руководителя). Но постарайтесь избежать перегрузки, одного мероприятия в месяц вполне достаточно.
Работу с классом можно запланировать по разным направлениям: эстетическое, нравственное, здоровый образ жизни, гражданско-патриотическое, правовое, трудовое и творческое развитие.
Выделите отдельные разделы для индивидуальной работы с воспитанниками и родителями. При планировании этих разделов привлеките к работе школьного соцпедагога и психолога. Хорошим подспорьем в работе является ведение портфолио класса и каждого отдельного ученика.
Обязательно запланируйте работу с группой «трудных» учащихся и детей, склонных к девиантному поведению. Ведите «дневники» работы с такими детьми.
Источник: www.kakprosto.ru
Воспитательная деятельность классного руководителя | Видеолекции | Инфоурок
Общие подходы к планированию воспитательной работы класса
Оценить
3217 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Общие подходы к планированию воспитательной работы класса
(выступление на районном методическом объединении классных руководителей 5-8 классов)
Гущина Елена Сергевна- учитель истории и обществознания
Общие подходы к планированию внеклассной работы…………. 1
Варианты совместного с учащимися планирования внеклассной работы……………………………………………………………………. 3
Формы и структура плана воспитательной работы………………………………………………….…………………..4
Общие подходы к планированию воспитательной работы
Образование без воспитания и ложно, и опасно: то, что оно дает, — это всего лишь полуобразование; чванливое, самоуверенное, заносчивое, оно вооружает бездуховность, развязывает в человеке «волка».
Планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения ивоспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, родителей).Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
Планирование воспитательной работы — это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации. Планирование — это не только прерогатива классного руководителя, в планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.
Прежде чем классный руководитель приступит к планированию воспитательной работы в коллективе, он должен:
— познакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы па современном этапе;
— изучить документы школы, регламентирующие организацию воспитательной работы в классе;
— изучить особенности развития воспитательной ситуации до его назначения классным руководителем;
— изучить особенности возраста учащихся класса и определить, исходя из них, цели и задачи воспитательной работы;
— изучить уровень развития коллектива класса;
— познакомиться с методами и стилем руководства классом предыдущего классного руководителя (особенно это касается перехода из начальной школы на старшую ступень обучения);
— получить консультацию завуча по воспитательной работе (рекомендации по содержанию планирования в данном классе);
— изучить анализ развития классного коллектива за предыдущий год, проблемы иперспективы развития;
— изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной и политической культуры учащихся;
— привлечь учащихся иродителей к планированию.
В классном коллективе чаще всего составляют:
— план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);
— план ученического коллектива;
— план работы коллектива на определенный период (месяц, год, несколько лет) по важнейшему направлению,например поисковой работе, работе с младшими учениками;
— план подготовки и проведения дела в коллективе;
— план работы творческого объединения и групп.
Важно, чтобы структура плана позволялавидеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Общий алгоритм любого планирования педагогаможно представить следующим образом.
1. Определение предмет планирования(всей деятельности, какого-го направления, конкретного дела).
2. Определение временного периода (год, четверть, месяц и т. д.).
3. Структурирование предметапланирования (выделить направления или вилы деятельности,вычленить содержательные и тематические блоки, т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное).
4. Анализ результатов и состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).
5. Обобщение результатов анализа.
6. Целеполагание (ради чего, над чем работать, что хотелось бы получить в итоге).
7. Коллективное планирование (предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе).
9. Распределение событий во времени. В зависимости оттого, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
10. Оформление (написание) плана.
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематическим. В этом случае изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (на день, конкретное дело).
Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный:определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический:диагностика и анализ результатов и имеющегося опыта, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий:целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный(оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Правилапланирования
Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено па некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятии должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Правило четвертое.Планирование должно учитыватьцели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с к косным коллективом впервые, он должен внимательно изучить системувоспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.
Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.
Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.
Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо дли того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязании взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
Вариантысовместногосучащимисяпланированиявнекласснойработы
Вариант первый
Классный руководитель записывает на школьной доске все предполагаемые внеклассные дела, в которых будет участвовать коллектив учащихся в классе и в школе. Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни класса дела.
Затем группа ребят (по желанию или по выбору самих учащихся) анализирует выбор учащимися мероприятий и определяет группы ребят, которым интересны одинаковые мероприятия.
Такая работа всего класса совместно с классным руководителем позволяет многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.
Вариантвторой
Учащимся класса предлагаются написанные на доске даты красного календаря, но рядом с датой ее значение не пишется. Учащимся класса I необходимо вспомнить значение каждой даты, определить ее важность для каждого из них и коллектива в целом, а также определить, какие из дат, написанных на доске, можно включить в план классных дел на текущий год.
Затем ребята выступают и объясняют, почему необходимо включить или, наоборот, исключить из плана ту или иную дату.
Учащимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения мероприятия, а также определить, в какой форме оно будет проходить.
Варианттретий
Созданный вариант внеклассного мероприятия учащиеся записывают на листок бумаги.
Надо отметить, что в записочках одна форма проведения внеклассного мероприятия может встречаться дважды и даже трижды В результате проведенной работы получится несколько вариантов бесед, праздников и т. д.
Свои творения ребята сдают в жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки ребят по следующим критериям: 1) занимательность; 2) познавательная значимость; 3) задействованность учащихся класса; 4) полезность для учащихся, класса и школы.
Затем жюри внеклассных дел совместно с классным руководителем анализирует полученные разработки и определяет те из них,которые отвечают всем выше перечисленным критериям. Эти разработки с учетом дополнений и замечаний классного руководителя можно вполне успешно использовать в составлении содержания плана воспитательной работы.
Вариант четвертый
Учащимся предлагается побыть в роли классного руководителя, которому необходимо составить план воспитательной работы в своем классе. Вот этой работой и должны заняться сами ребята. С этой целью класс разбивается на четыре группы, по количеству учебных четвертей в учебном году. В каждой группе выбирается руководитель группы. Руководитель группы имеет право вытянуть из коробки листок бумаги, на котором написаны времена года, к примеру осень.
Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план воспитательной работы на I четверть, вторая группа – на II четверть, третья — на III четверть и четвертая — на IV четверть. Ребятам разрешается самим определить, в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать класс, в каких общешкольных мероприятиях они могут проявить себя, какими эти мероприятия будут по содержанию и кто будет отвечать за их проведение.
Ребята могут выполнить эту работу в классе. Если же они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то можно им предложить эту информацию подготовить к следующему классному часу.
Приведенные выше варианты совместного с учащимися планированиявоспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить дети. Да и родители начинают по-иному относиться и к школе, и классу, и к своему посещению учебного заведения.Планирование — это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, детского коллектива и родителей.
Формыиструктурапланавоспитательнойработы
Изучив результаты совместной деятельности детей и родителей, классный руководитель может приступать к анализу полученных результатов и оформлению плана воспитательной работы. Всовременной школе могут быть различные виды планирования воспитательной работы. Среди них можно назвать следующие виды планов: общешкольный планвоспитательной работы; план классного руководителя; план работы кружка; план секции; план клуба и т. д.
Планирование воспитательной работы может быть кратковременным, долговременным, тематическим.
К кратковременному планированию можно отнести планирование воспитательной работы на время проведения внеклассного мероприятия, планирование на неделю.
Долговременное планирование предполагает планирование воспитательной работы на четверть, год.
Тематическое планирование предполагает планирование воспитательной работы по какому-либо направлению, например, по программе «Здоровье» и т, д.
Большое внимание анализу планирования воспитательной работы в классном коллективе уделяется в педагогической литературе. Многие педагоги современности предлагают свои подходы к структуре и содержанию плана воспитательной работы:
— планирование по ключевым делам в классе (В.А. Караковский);
— планирование по видам деятельности (И.С. Щуркова);
— планирование по комплексным программам (О.С. Газман).
Структура плана воспитательной работы может быть такой:
— цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в школе;
— цель и задачи воспитательно — образовательного процесса в классе;
— характеристика классного коллектива
Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах, Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дерклеева Н.И. Родительские собрания: 1-11 классы.М.: Вербум –М, 2002
Дерклеева Н.И., Савченко М.Ю, Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. М.: «Вако», 2005
Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.М.: ЦГЛ, 2006
Источник: www.prodlenka.org
План воспитательной работы в 8 «А» классе
Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.
Воспитание сознательного отношения к учёбе
Развитие познавательных интересов
Исходя из поставленных задач функции классного руководителя 8 го класса определяются как:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация классного самоуправления;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);
защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков;
организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в населённом пункте, поведения в быту;
ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок дневников, разработка методических материалов мероприятий);
еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;
организация дежурства по классу, школе, организация субботников и ремонта классного кабинета;
забота о внешнем виде учащихся;
оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае, принятие мер по оказанию доврачебной помощи;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
составление психолого-педагогических карт учащихся;
направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.
4. Контролирующие:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков 6-го класса и решения вышеперечисленных задач мною были выбраны следующие направления деятельности:
Формы воспитательной работы: тематические и организационные классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми и специалистами разного профиля, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации родителей и учащихся, посещение семей, посещение уроков в классе, шефская работа, вечера отдыха, интеллектуальные игры и конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях, благотворительные и экологические акции, выполнение социально значимых проектов, инструктажи по технике безопасности, выпуск классных газет и т.д.
Воспитательные технологии: индивидуальный подход в воспитании, технология КТД, метод проектов, технология «портфолио», использование ИКТ в воспитательном процессе.
Предполагаемые результаты воспитания:
Воспитательная система класса должна привести к созданию классного коллектива с развитым ученическим самоуправлением. Каждый член классного коллектива должен приобрести социально значимые компетенции, он будет способен эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.
«Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников отечества и стремления подражать им
Усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края
Формы реализации:
Поисково — творческая деятельность
«Нравственно-эстетическое воспитание»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у учащихся:
нравственную культуру миропонимания;
осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы реализации:
тематические классные часы;
дискуссии по нравственной тематике;
организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
праздники, сюрпризы, конкурсы;
изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
«Экологическое воспитание»
Цель: формирование экологических знаний учащихся
Воспитание любви к природе, Родине, самому себе
Развитие наблюдательности, внимания
Формы реализации:
«Физкультурно-оздоровительное воспитание»
Цель: формирование здоровья учащихся
формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего физического здоровья
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья,
воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения
Формы реализации:
« Трудовое воспитание»
Цель: формирование потребности трудиться.
Приобщение детей к труду
Формы реализации:
Шефская помощь ветеранам
«Семейное воспитание»
Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, семье.
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации:
тематические классные часы;
праздники, конкурсы, ролевые игры;
посещение театров, музеев, выставок.
Планируемые результаты.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получили дети вследствие участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение детьми и молодыми людьми социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка, молодого человека со своими педагогам (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение детьми и молодыми людьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей и молодых людей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение детьми и молодыми людьми опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учреждения, в открытой общественной среде.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Работа с родителями
Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
-продолжить совместную деятельность администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
-активизировать работу с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно- воспитательном процессе;
-осуществлять психолого — педагогическое просвещение родителей;
-расширять внешние связи школы для решения образовательных проблем.
Формы работы
Название мероприятия
1.Провести социологический опрос родителей.
2. Провести диагностику мотивации к учению
« Трудности адаптации пятиклассников к школе»
1.Предложить практические советы организации общения с учащимися.
1.Обратить внимание родителей на важность общения с детьми в кругу семьи.
2.Определить методы воспитания в семье.
Работа в группах
Родительское собрание « Как сохранить здоровье ребенка? »
1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «аффект», «стресс».
2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Родительское собрание « Как стать хорошими родителями»
1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей.
Родительское собрание «Роль семьи в образовательном процессе»
1. .Провести социологический опрос родителей.
2.Предложить практические советы по организации летнего отдыха детей
Родительское собрание «Организация летнего отдыха детей»
Направление воспитательной работы
Название мероприятия
Время проведения
Ответственный
Праздник «Здравствуй 8 класс!»
Беседы в классах по ПДД, режиме дня, личной безопасности
День солидарности в борьбе с терроризмом
Неделя памяти, посвященная командиру полка Е.Д. Бершанской
День воинской славы России
Кл.ч «Международный день распространения грамотности»
Кл.ч «Международный день мира»
Источник: mir-olymp.ru