Описание работы: в работе рассматривается жанровое и видовое разнообразие тематических вечеров, особенности их проведения с точки зрения режиссуры, а так же рекомендации по подготовке. Материал будет интересен для педагогов организаторов дошкольных, школьных и учреждений дополнительного образования.
Цель: рассмотреть тематический вечер с точки зрения режиссуры;
определить особенности драматургии мероприятия – тематический вечер;
обозначить план действий в подготовке и проведении мероприятия в школе.
Само понятие «вечер» сложилось от факта приятного и интересного проведения времени, чаще всего вечернего, в коллективе людей, собравшихся по конкретному случаю. Постепенно слово «вечер» приобрело жанровую окраску, развилась такая разновидность массового, тематического отдыха как разного рода вечера.
Вечера различают по содержанию, структуре, методике проведения. Вечера порой классифицируются, исходя из трех основных признаков:
содержательного;
структурного;
ИДЕАЛЬНЫЙ режим за неделю. Как быстро настроить циркадные ритмы
жанрового.
Если исходить из содержательного признака, то вечера можно подразделить на следующие виды:
— вечер социально-значимого содержания, — вечер, посвященный юбилею школы, итогам какого-либо объединения, конференции и т.д.,
— вечер морально-этического содержания и значимости, — вечера литературные, музыкальные и т.д., где представлена определенная информация,
— спортивные,
— развлекательные вечера.
Если же рассматривать вечера с точки зрения их структуры, то в зависимости от внутренней логики построения вечера педагоги-организаторы делят вечера еще и на следующие типы:
— вечера тематической направленности
— вечера информационной направленности
— вечера отдыха, развлекательные.
Первый тип вечеров характерен более яркой эмоциональной разновидностью, второй отличает логическая организация материала, а третий — живой, эмоциональный, конкретно-действенный характер.
Вечера отдыха в школе чаще всего бывают игровыми, развлекательными.
Несмотря на разнообразие типов, и жанровой окраски вечеров, у них есть и некоторые общие черты с точки зрения методики организации и проведения.
Одной из специфических черт вечера, отличающих его, например, от концертов, композиций и др., является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации аудитории. Особенно действенны и часто применяемы прием новизны и эффект соучастия.
Для достижения этой цели — организаторами вечера зачастую используется и множество других приемов активизации аудитории: массовое исполнение песни, танца, игры и др., включение в действие подсадного героя в зале, обращение зрителя к участникам вечера по микрофонам, установленным в зале, и многое другое.
Особенности драматургии вечеров
Одно из существенных качеств любого вечера построение его по драматургическим законам на основе сценария или сценарного плана.
Сценарный план — это краткий перечень различных выступлений, концертных номеров и т.д., составляющих основную программу вечера, зафиксированный в определенной драматургической последовательности.
Как составить программу успеха
Сценарий чаще всего состоит из отдельных эпизодов. Каждый эпизод подчиняется единой теме, идее и сквозному приему, но и имеет свою законченную структуру внутри целого действия вечера. Каждый эпизод должен быть на своем месте с точки зрения драматургической структуры материала.
— Экспозиция вечера — «экспонирует», предъявляет тему вечера, вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства действия.
— Развитие действия — самый долгий отрезок действия по времени, который может состоять из нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей.
— Кульминация — момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия. Это самый яркий эмоциональный эпизод или часть его.
— Развязка это разрешение конфликта
— Финал — это окончательное прояснение всех ситуаций.
Каждый эпизод подчиняется общей драматургической структуре, но имеет и свою внутреннюю драматургическую законченность, и свое развитие, свое нарастание и стремление к разрешению.
Наряду с сюжетной организацией действия используется и бессюжетная, т.е. дивертисментная его организация — иными словами — целое, собранное из частей, мозаичность построения материала. И в том, и в другом случае сценарист должен знать основные приемы монтажа (стыка) разных эпизодов и разнородного материала друг с другом. Наиболее применяемые приемы монтажа в сценариях вечера таковы:
— Параллельный приём сопоставления разнородного материала предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий. Например, на сцене идёт параллельный рассказ о событиях на фронте и в тылу в один отрезок времени.
— Контрастный приём монтажа – два отрывка, два материала противопоставляются друг другу. Часто мирное время и материал об этой поре резко противопоставляется известию о наступившей войне, звуком бомбёжки, голосу диктора, произносящему текст о событиях на фронте и т. п.
— Логически последовательный приём монтажа материала предусматривает логический естественный переход из одного отрывка в другой, соответственно логике событий. Текст о войне переходит логически в песню соответствующего содержания и настроения.
— Ретроспективный приём из любого эпизода композиции уводит зрителя в тот или иной эпизод прошлого.
— Приём рефрена или лейтмотива позаимствован как термин у музыки, дословно этот термин означает повторение того или иного отрывка мелодии. В композиции рефреном тоже может стать тот или иной музыкальный фрагмент, мотив. Но им может стать и какое-либо стихотворение, текст, эпизод. Он служит своеобразным напоминанием какой-нибудь важной мысли, какого-нибудь настроения, чувства. Рефреновый мотив или эпизод стыкуется постоянно с другими эпизодами сценария, но это автору по его соображениям нужно.
— Ассоциативный приём — самый сложный, поскольку здесь эпизоды стыкуются друг с другом таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложен этот приём потому, что зрители в зале имеют очень разный опыт, эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия. Но в то же время этот приём даёт и большой простор зрителю для работы собственного воображения, фантазии, поэтому такая работа встречает живой отклик в зале.
Сценарий вечера или его сценарный план являются основным документом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и свето — шумового оформления, проведения и организации всех репетиций, приготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для вечера и т.д. Нужно написать сценарий, подготовить выступающих на вечере, а значит, их найти, подготовить их выход на сцену, включить все это в сценарий в определенные эпизоды, согласно развитию действия и драматургическим законам. Важно оформить зал, фойе, другие вспомогательные аудитории, дать рекламу, подготовить афишу, пригласительные билеты и т.д. Важно каждому участнику организационной группы дать конкретные задания по его возможностям и желанию. Очень важно в школе привлекать в состав этой группы и самих ребят, и их родителей.
Особенности подготовки и проведения школьного вечера
Особое место в работе организатора вечера занимает подготовка выступающих на нем.
Существенным компонентом вечера является и разнообразная зрелищная программа, включающая художественные номера, т.д. В том или ином типе вечеров преобладает тот или иной характер зрелищности. В танцевальных вечерах — больше танцев, музыки, в театрализованных тематических вечерах больше театрализованных фрагментов, киноматериалов, в вечерах отдыха — преобладают конкурсы, игры, музыка, танцы.
Каждый вечер требует ряда репетиций с отдельными исполнителями и с творческими коллективами. Каждый номер должен писаться в единое действие, в структуру вечера. При этом важно помнить о том, что собой представляет тот эпизод, в который включается номер, — завязку или кульминацию. Все вместе участники вечера создают своеобразную ткань сценического действия и его развития.
Возникает на глазах у зрителя своеобразное действо. Следующий этап после репетиций номеров — сводные репетиции. Их должно быть не менее двух-трех. Только так выясняются проблемы в состыковке материалов и эпизодов и т.д. Затем следуют монтировочные репетиции — световое, музыкальное и другое оформление действия. И в заключение — генеральная репетиция.
Лучше, если она не одна, а две-три. Здесь важно почувствовать слаженность всего механизма предстоящего зрелища.
Важно продумать и «окружение» действия вечера: перед его началом и после. Нельзя его резко останавливать — возможны какие-либо викторины, программы, танцы, песни в фойе, угощение и т.д. Можно заканчивать общее действие и в других аудиториях и комнатах, по интересам зрителей.
Предварительная организационная и методическая работа.
1. Организация и проведение по параллелям всех классов смотров юных певцов, сочинителей, чтецов, гитаристов, исполнителей на других инструментах, представителей других творческих жанров с целью выявления победителей по классам. Репертуар приурочить к Новому году. Возможны и другие тематические номера.
2. Конкурс на лучшую стенную газету по параллелям. Выявить лучшую. Стенные газеты используются для оформления праздничного зала, где будет проходить вечер.
3. Активизировать действие и работу постоянных творческих коллекти¬Wow — направить выбор их программы в соответствии с направлением общей подготовки.
4. Назначить ответственных из числа преподавателей и школьников разно-го возраста за наиболее важные моменты и эпизоды в подготовке и проведении вечера.
5. Подготовить все технические и светозвуковые средства, их исправ¬ность и готовность к предстоящему празднеству.
6. Назначить дежурных, следящих за порядком и чистотой во время проведения праздника.
7. Раздать ответственным и дежурным сценарный план и план проведения праздника — они должны быть полностью осведомлены о всем ходе представления и всех его отдельных эпизодах и частях.
Кроме социально-педагогической функции любой школьный вечер выполняет
— гедонистическую функцию (вызывает у зрителей чувство наслаждения от зрелища)
— коммуникативную (создает возможности общения молодежи).
Наиболее важная черта вечера, отличающая его от концерта, театрализованного представления включение в его сценарий деталей, фактов и материала местного, конкретного значения. Тот или иной вечер, подготовленный для одной аудитории, для одной школы, очень трудно «оторвать» и «пересадить» в другие условия, в другую аудиторию без поправок и потерь. Каждый вечер интересен и оригинален именно в конкретных условиях.
Каждый школьный вечер требует и продуманного применения разнообразных приемов воплощения материала содержания. Это своего рода художественно-образный комментарий происходящему на сцене и звучащему документальному материалу.
Заключение
Среди разнообразных форм и видов досуговой деятельности школьников: спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, историко-архивной, трудовой, эстетической и других особое место занимает совместная творческая деятельность детей и взрослых, связанная со зрелищными сценическими формами. Эти формы наиболее интересны для ребят-исполнителей и ребят-зрителей в первую очередь тем, что включают в себя в большей или меньшей степени элементы театрализации, игры. Такие виды досуга развивают художественно-творческие способности детей, укрепляют их взаимоотношения друг с другом, формируют коллектив, способствуют сближению детей, учителей и родителей.
В практике школьного досуга традиционными выступают следующие театрализованные формы: детские спектакли, инсценировки, театрализованные представления, композиции, концерты, конкурсные — игровые и развлекательные программы, вечера, дискотеки и праздники, которые являются своеобразной вершиной работы и сценариста, и режиссёра, и организатора.
У режиссёров, начинающих работать с детьми, могут, в свою очередь, осложниться отношения с актёрами и в первую очередь из-за того, что режиссёра готовили к работе с актёром-профессионалом. Работать с детьми, дано далеко не каждому и об этом лучше самому взрослому человеку сказать себе честно и сделать соответствующий вывод.
Мы все от природы наделены разными способностями и вполне спокойно относимся к тому, что, к примеру, можем хорошо рисовать, но у нас нет музыкального слуха, можем петь, но не умеем быстро считать. Но если человеку сказать, что он не имеет от природы необходимые данные к общению, к включению в мир детей, он обидится. И напрасно.
Режиссёрам необходимо помнить, что они приходит к детям тоже далеко не полностью подготовленным к работе с ними, несмотря на его профессиональное режиссёрское или актёрское образование. Нужно вооружиться, в свою очередь, не только специальными знаниями по педагогике и психологии, по проблемам творческого и общего развития личности ребёнка в том или ином возрасте, но и терпением, вниманием, умением слушать детей, какими бы они ни были и любить их, несмотря ни на что. Сам же процесс работы постановщика с конкретными детьми и над конкретным драматургическим материалом зависит от многих причин, которые решать приходится, опять-таки, на конкретном месте в соответствии с материально-техническим уровнем школы, с тем морально-психологическим климатом, которые уже сформирован в этом коллективе. Главный ключ к успеху — воспитывать прекрасное в душе актёра и зрителя и не ставить во главу угла внешний блеск и эффекты, постоянно выверять свою совместную творческую работу с детьми вопросами к самому себе: «Зачем я это делаю?» и «Чему я хочу научить?». Всё бессмысленно, если нечего ответить на эти вопросы.
Список используемой литературы
1. А. Рубб Пока занавес закрыт – библиотека «в помощь культработнику» — М., Совецкая Россия 1987 г.
2. Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. — М., 1968.
3. Верниковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений. – Л.:1977
4. Генкин Д.М. Массовые праздники. -М., 1975.
5. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клубов. — М., 1988.
6. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: учебное пособие
для студентов институтовкультуры. – М.: Просвещение,1988г.
7. Маршак М.И. Клубный сценарий. — М., 1975.
8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.- М., 1981.
9. Шароев И.Г. Режиссура театрализованных представлений. — М., 1986.
Источник: ped-kopilka.ru
Технология подготовки и проведения.
Методика подготовки тематических вечеров включает в себя следующие элементы:
— выбор социально-значимой темы, определение цели программы, работа над идейно-художественным замыслом;
— подбор материала (документального, художественного,
— драматургическая организация материала (разработка сюжетного хода, композиционное построение, составление сценарного плана или написание сценария);
— репетиционная работа: с ведущими, выступающими (по необходимости), с исполнителями художественных номеров, отбор художественных фрагментов и наглядных средств;
— подготовка музыкального и светового оформления, проверка технического оснащения;
— подготовка художественного оформления: аудитории, в которой планируется проведение программы, костюмы, бутафория, подготовка выставки, плакаты и газеты и др.;
— информирование о проведении вечера: изготовление афиши; пригласительных билетов, сообщение по местному радио и т.п.;
— решение организационных вопросов: обеспечение порядка; организация встречи гостей; приобретение призов и подарков, работа гардероба
На подготовительном этапе работы ведущему необходимо подвергнуть анализу условия будущей коммуникативной деятельности, выявить возможные социально-психологические и другие противоречия, с которыми предстоит ему столкнуться во время ведения программы. Важно ознакомиться с составом потенциальной аудитории, ее отношением к теме и жанру предстоящей программы, степени заинтересованности в предстоящей встрече.
ВОПРОС 23. Клубные вечера развлекательного характера для различных социальных групп. Особенности их организации и проведения.
КЛУБНЫЙ ВЕЧЕР — это массовое мероприятие, посвящённое той или иной теме, строящееся по определённой программе в рамках единого временного отрезка, т.е. вечера. Это комплекс различных развлечений, массовых игр, выступлений художественных коллективов, объединенных сюжетно и тематически.
По составу участников клубные вечера делятся на вечера для различных возрастных и социальных групп – детские утренники, вечера для молодежи, студентов, воинов, интеллигенции, ветеранов войн и труда, молодых и многодетных семей, пожилых, одиноких, инвалидов и т.д.
Клубный вечер широк по своей тематике и видам (это и различного рода вечера встреч с интересными людьми, и вечера отдыха, и игровые вечера, и тематические вечера, вечера ответов на вопросы, торжественные вечера и др.). Это всегда заранее намеченная, спланированная программа, в которой присутствуют две линии:1. информационная, 2. эмоциональная.
Все клубные вечера развлекательного характера можно условно разделить на те, в основе которых лежит танец или конкурс.
В настоящее время среди вечеров, в основе которых лежит танец, клубные работники используют танцевальные вечера, состоящие из двух трёх отделений, в перерывах между которыми проводятся разнообразные игровые программы, показы мод, демонстрации причёсок и т.д.
Вечера, в основе которых лежит конкурс, можно условно разделить на:
1. Конурсы за столиками (огоньки)
2. Познавательные (Что? Где? Когда?)
3. Конкурсно -развлекательные (КВН, Мисс и Мистер) и др.
Методика подготовки вечеров (этапы)
1. Определение цели, темы вечера
2. Определение аудитории, времени и места проведения
3. Определение формы проведения вечера
4. Создание творческой группы
5. Составление плана подготовки и проведения вечера
6. Установление связи с другими КДУ, общественными организациями, предприятиями
7. Решение художественного оформления
8. Подбор музыкального оформления
9. Подготовка технических средств
10. Подбор ведущих
11. Разработка графика репетиций и их проведение
12. Рекламно- информационное обеспечение вечера (печать, радио, афиши, пригласительные и т. д.)
13. Организация аудитории
14. Проверка подготовленности
15. Проведение вечера
16. Анализ вечера
В организацию клубного вечера может быть введен метод театрализации и тогда вечер станет ярче, зрелищнее. Для него обязательно пишется сценарий, в котором определяется тема и идея, экспозиция, основное действие с кульминацией и финал.
В театрализованных вечерах отдыха упор делается на различные игровые ситуации. Пути воздействия на эмоции людей различны – от освещения, убранства помещения, музыкального сопровождения, зрелищной части до разнообразной деятельности на вечерах.
Вечера отдыха рассчитаны на аудиторию от 16 до … лет, поэтому необходимо учитывать интересы разных групп и в соответствии с ними строить программы, чередовать медленные и быстрые по ритму танцы, но еще лучше проводить вечера более дифференцированно.
Используемые средства — художественно-выразительные: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия; изобразительные: оформление сцены, зала, свет, декорации, костюмы, видеоряд; технические: световая, аудио и видеоаппаратура; материальные: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, поделочные материалы; финансовые средства.
ВОПРОС 24. Научно-просветительные вечера в учреждениях культуры. Специфика. Жанры научно-просветительных вечеров.
ВЕЧЕРА НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО характера. Тематика таких вечеров охватывает вопросы астрономии, географии, физики, живой природы, истории, краеведения, химии, экологии, религии. Язык вечеров должен быть простым, понятным для широкой аудитории. В вечерах этой группы широко используются различные опыты, научно-документальные фильмы, выступления ученых и специалистов.
Целесообразно проводить циклы вечеров, посвященных одной отрасли науки, техники, знаний. Программы построения вечеров зависит от темы и идеи вечера, от того, на какую аудиторию расчитан вечер. В подготовке вечеров следует иметь тесный контакт с библиотекой, обществом «Знание» и другими социально-культурными институтами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Тематический вечер
Тематический вечер — Это культурно-досуговая программа предполагающая сценарно-драматическую разработку темы, основана на документальном материале с включением реальных героев. В подготовке программы такого рода в ЦНК используется разнообразный комплекс выразительных средств: художественные образы, конкретизированные документы, техническое оборудование, общение и другие средства.
Виды тематических вечеров: вечер- портрет, вечер- встреча, вечер вопросов и ответов, жанровые вечера (литературные, музыкальные, театральные, этнографические и др.). У каждого вида вечеров свое назначение, своя специфическая методика подготовки и проведения в контексте общей методики подготовки вечера.
Программа вечера- портрета полностью посвящена человеку (или группе людей со схожей судьбой.) О нем рассказывают, рассматривая его личность с различных углов зрения: как хорошего специалиста, как семьянина, как патриота своего народа, талантливого человека и т.п. Для участия в такой программе приглашаются коллеги по работе, члены семьи, ученики, участники творческого коллектива и просто хорошо знающие героя программы люди. Цель данной программы «изобразить» человека (написать его портрет) рассмотрев с разных сторон жизнедеятельности. В практике центров немецкой культуры данная форма работы очень популярна, так как у российских немцев множество достойных для подражания примеров в общественной жизни, литературе, искусстве; участников интересных событий и рядовых жителей, уважаемых и почитаемых односельчанами.
Вечер- встреча – это программа, на которую приглашается интересный гость для участия и общения с аудиторией. Этот человек рассказывает о себе, о своих достижениях в творчестве, науке, деятельности; дает информацию, интересующую присутствующих; отвечает на заданные вопросы, возможно, задает свои для поддержания беседы. Ведущий, на вечере, помогает приглашенному гостю в организации информации, которой он пришел поделиться.
В основе вечера вопросов и ответов лежит получение информации по интересующим вопросам. После определения тематики и круга, интересующих аудиторию вопросов, для участия в вечере приглашаются специалисты, владеющие данной информацией.
Литературные, музыкальные, театральные гостиные, как культурно-досуговые программы камерного характера предполагают обилие выразительных средств (жанров литературы, музыкального, театрального) и непринужденное общение в аудитории.
Методика подготовки тематических вечеров включает в себя следующие элементы:
— выбор социально-значимой темы, определение цели программы, работа над идейно-художественным замыслом;
— подбор материала (документального, художественного, публицистического);
— драматургическая организация материала (разработка сюжетного хода, композиционное построение, составление сценарного плана или написание сценария);
— репетиционная работа: с ведущими, выступающими (по необходимости), с исполнителями художественных номеров, отбор художественных фрагментов и наглядных средств;
— подготовка музыкального и светового оформления, проверка технического оснащения;
— подготовка художественного оформления: аудитории, в которой планируется проведение программы, костюмы, бутафория, подготовка выставки, плакаты и газеты и др.;
— информирование о проведении вечера: изготовление афиши; пригласительных билетов, сообщение по местному радио и т.п.;
— решение организационных вопросов: обеспечение порядка; организация встречи гостей; приобретение призов и подарков, работа гардероба и другие вопросы.
Особенности драматургии вечеров общения.
Драматургия вечеров общения – это драматургия самой жизни. Вечера не тиражируются, поэтому замысел, как правило, может быть реализован только однажды ( предполагая одну площадку проведения).
Действие вечера будет развиваться от экспозиции и завязки к кульминации и развязке не по законам и канонам драмы: будут возникать непредвиденные противоречия, которые нужно использовать или устранить, действующие лица, которые могут помочь и помешать развитию вечера, обстоятельства, которые так или иначе, повлияют на ход событий.
В драматургии любого вечера общения можно различать два вида ситуаций: условную и реальную. Условная ситуация создаётся необходимостью развития тематического замысла вечера, в неё можно вовлекать собравшихся, заставляя их сопереживать и анализировать. Если в её пределах автор вечера добьётся повышения активности участников, он может быть удовлетворён результатом.
Но на самих вечерах общения, как правило, параллельно развивается и другая ситуация – безусловная. Вот в ней-то и заключается особенность драматургии клубного общения. Возникают реальные коллизии, реальные противоречия, реальные конфликты. Эти конфликты социального, нравственного, психологического порядка тоже могут иметь не только своё развитие, свою кульминацию, но и своё психологическое и эмоциональное разрешение. Иногда реальная ситуация поворачивает развитие вечера в свою сторону, поэтому уже в его замысле желательно использовать реальную жизненную ситуацию, в которой могла бы реализоваться задача вечера и раскрылись возможности участников.
Ситуация знакомства – даёт возможность автору вечера представить друг другу незнакомых участников, побудить их интерес друг к другу, создать круг внимания к общей теме и проблеме.
Ситуация спора. Задача – выяснение мнений, суждений участников по какому-либо вопросу. Здесь возможно определение позиции. Если позиции, отношение к предмету спора не совпадают или не противоречат друг другу, спор может не возникнуть и всё сведётся к обмену информацией, а то и уходу от обсуждаемой темы и проблемы.
Ситуация принятия решения.- Эта ситуация может возникнуть, если в теме заложены альтернативные варианты решения какой-либо жизненной проблемы. В этом случае в качестве экспозиции предлагаются предварительные условия, возможные пути решений. Участники выдвигают свои предложения, аргументируют их. Идёт отбор наиболее рациональных предложений и т.д.
Ситуация совместной деятельности. В процессе совместной деятельности проявляются и формируются характеры, личности. Драматургия будет строиться на проявлении деловых и нравственных качеств участников, оценки их общественной деятельности. Как правило, здесь тоже возникают и противоположные мнения, и конфликты… Совместная деятельность и на самих вечерах, где собравшимся ясна и интересна цель, задача, условия затеи, средства её осуществления. В этом случае возникает коллективная творческая деятельность.
Ситуация соревнования – во многом зависит от заранее выработанных условий, которые соблюдают все. В основе её – реальные и возможности участников. Цель каждого из них – добиться наиболее высоких результатов по сравнению с другими. Соревнование – средство активизации участников вечера. Автор сценария вечера – специалист в области смысловой информации.
Он извлекает из жизненного материала – из фактов, явлений, характеров, предметов их возможное значение и их многообразные связи друг с другом. Сценарий лишь «черновик» вечера. Это стадия понимания материала, стадия его первого, пока ещё словесного оформления.
Для того чтобы подготовить интересный вечер, нужно научиться, увлекательно рассказывать. Это относится не только к выступающим и ведущим, но и прежде всего к авторам сценария, к умению распределить на вечере имеющийся материал.
Новую информацию, новые сведения лучше расходовать на вечере экономно. Не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух, лучше искать наглядный материал и максимально насыщать зрительную часть вечера. Другая крайность – недостаток информации. Недостаток значимой для посетителя информации приводит к так называемому « информационному голоду», ослабления внимания, аудитории.
Еще на стадии подготовки сценария автор должен предварительно рассчитать все нагрузки: психологическое и информационное напряжение, разрядку этого напряжения, степень оригинальности формы их содержания, построить композицию вечера с расчетом, чтобы он воспринимался с возрастающим интересом. Нельзя допускать однообразия информации, чередовать материал, различный по характеру, создавая непрерывную смену информации.
Общий план вечера представляет схему последовательного рассказа или развития сюжета, порядковую запись названий эпизодов. Для этого можно предварительно, в соответствии с сюжетным или сценарным ходом, распределить отобранный материал и обозначить границы эпизодов. Необходимо подумать о том, как ввести собравшихся в основную тему, познакомить друг с другом, то есть продумать часть сценария, которая называется экспозицией. Желательно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие вечера (завязку действия), продумать движение действия к высшей точке напряжения (кульминации). Развязку и финал лучше не затягивать: они должна следовать вскоре за кульминацией.
Конфликт
Конфликт-1) открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор. 2) (в психологии) столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в создании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Различают виды конфликтов: внутриличностный. Столкновение примерно равных по силе, по противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного и того же человека. Межличностный. Ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм. Пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующей сторон;
3) в искусстве конфликт нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряжённых конфликтов в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движение героев. Конфликты разнокачествены по своей сути. Они могут представлять собой серьёзнейшие соц.коллизии.(нац-гос, общественно нравст.) или исторические универсальные противоположности (жизнь перед лицом смерти, конфронтация любви и ненависти, добра и зла) конфликты могут выступать как недоразумения, порой весёлые и забавные, т.е. в качестве феноменов неповторимо единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда и во все случайных, сопряжённых с чьей-то интригой ( что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, многих комедий) конфликт может воплощаться не только в прямом противоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действия, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, в независимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполнителей драматической напряжённости. Сценическая форма отражения противоположностей в жизни людей содержит три типа конфликта: герой-герой, герой-среда, герой-зрительный зал.
Комиссаржевский В: действие в театре это ещё и всегда воздействие. В каждой пьесе на сцене встречаются и сталкиваются самые различные люди, для того чтобы отстаивать свои интересы и цели, для того чтобы воздействовать друг на друга своими мыслями, словами, переживаниями, идеями для того чтобы бороться, побеждать или терпеть поражение.
Театр это всегда б-ба противоречий, всегда жизнь, взятая в бурном, энергичном движении, всегда конфликт.
Если на сцене нет острого столкновения мировоззрений и характеров, поединка точек зрения и желаний, значит, нечего играть актеру и смотреть зрителю, значит, нет драмы, нет театра. И наоборот: чем глубже и напряжённей основной конфликт пьесы. Тем ярче и полнее раскрывает он человеческие характеры, тем активней и увлекательней становится сценическая борьба героев, тем напряженнее каждая их сценическая встреча.
4) в массовом действии конфликт возникает между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной, праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в ТП создаётся таким монтажным приёмом, как контраст. ( межличностное взаимодействие, общение, сквозной действие, проблема)
Драматургия. 1) совокупность драмат.произведений какого либо писателя, народа, эпохи. 2) теория, искусство построения драм. Произведения. 3) принцип воплощения отд. Произведения: драма-спектакля, фильма, массового праздника. 4) продуманная, спец.
Выстроенная и организованная структура , композиция какого-либор материала или мероприятия. Отсюда сложившееся понятие в различных сферах творч. Жизни 5) д. означает какое-либо лит.драм. произведение, требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства. В этом смысле различают театр драмы- муз, эстрад, цирковую, телевизионную, кино-радио.
Сложились формы в культуре- праздники, народные гулянья, вечера обряды, ритуалы, игровые и спортивные программы, конкурсы, смотры, фестивали, концерты, спектакли, ярмарки, тп, балы, дискотеки, шоу и др. Р.П. Козлова
Значение форм по рябкову( значение форм культурно – досуговой деятельности заключается в том, что в любой исторической эпохе они выполняли и выполняют свою главную функцию — делают жизнь человека эмоционально насыщенной, интересной, содержательной, внося ту радость и теплоту, которая исходит от общения в сфере культ-досуг деят-ти. Формы отражают определённые традиции, обусловленные географическими, национальными, временными, государственными рамками их использования.
Можно подвести итог всего сказанного: предметом сценариста является драматургический конфликт. Попытка создать «бесконфликтную» драматургию обогатила теорию драматургии уникальными данными: было экспериментально доказано, что вместе с ликвидацией конфликта исчезает и сама драматургия. Конфликт – основа полноценного драматического произведения и драма не существует вне конфликта. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – относится к внешнему конфликту. Если в драматургическом произведении за обыденными ситуациями встают серьёзные проблемы, а изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их психологии и мировоззрении, то действие можно отнести к внутреннему конфликту.
Источник: studfile.net