Как составить программу развития территории

Основу стратегического плана развития любого хозяйствующего субъекта, в т. ч. и территории составляет различные проекты и программы, направленные на повышение эффективности функционирования тех или иных сфер экономики в соответствии с выбранными стратегическими целями развития.

Следует остановиться на трактовке этих понятий. Говоря о проектах, мы имеем в виду инвестиционные проекты, т. е. “… требующие привлечения необходимых инвестиционных ресурсов для осуществления любой деятельности, разрешенной законодательством”. Ею может быть: строительство, модернизация и ремонт объектов, научно – технические разработки, производство промышленной продукции, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, транспортные, гостиничные и туристические услуги и т.п.

Реализация инвестиционных проектов осуществляется организациями и предприятиями различных форм собственности на территории муниципального образования и, как правило, преследует своей целью получение коммерческого эффекта.

Сделано в Звизжи. Как практики работы с историями стали катализатором развития территории?

Однако у инвестиционных проектов могут быть сопутствующие (или основные в зависимости от характера проекта) эффекты:

— социальный, в рамках создания, например, дополнительных рабочих мест;

— экологический, связанный с улучшением состояния окружающей среды, и другие.

Инвестиционные проекты детально прорабатываются по схеме инвестиционного проектирования, применяемой в мировой практике с составлением бизнес-планов проектов и выделением в них таких традиционных разделов, как:

— резюме (суммарная оценка);

— маркетинг и конкуренция;

— материальные факторы производства;

— финансово-экономическая оценка проекта.

Программа – понятие более широкое, чем проект. Она, в принципе, может включать в себя насколько проектов, связанных с реализацией общих целей программы. Под программой понимают комплекс соподчиненных целей народнохозяйственного значения и средств их достижения, а также правовое, финансовое и организационное обеспечение. Поэтому чаще всего их называют целевыми программами.

Разделы целевой программы:

1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;

2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;

3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;

4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;

5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;

6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

В зависимости от масштаба и уровня целей различают следующие виды целевых программ:

На любом уровне данные программы называются государственными.

Первой государственной программой, получившей всемирную известность, был план ГОЭЛРО, предусматривавшей ускоренную электрификацию послереволюционной России. Много государственных программ было реализовано в годы великой депрессии в США, Великобритании и Швеции, а затем в западной Европе после второй мировой войны.

План развития территорий — Дмитрий Русаков

Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время в РФ утверждены и реализуются 41 государственная программа, сгруппированные в пять программных блоков (http://government.ru/programs/).

Региональные программы – государственные программы субъектов федерации -представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

В обязательном порядке обеспечивается соответствие государственных программ субъектов РФ, а также муниципальных программ базовым принципам программно-целевого метода управления. А именно: программы формируются исходя из четко определенных целей социально-экономического развития с установлением количественно измеримых индикаторов их достижения; определяются ответственные лица за достижение целей и значения соответствующих индикаторов; формируетсяперечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач, и финансируется их выполнение.

Исходя из складывающейся практики внедрения новых программ рекомендуется отражать в государственной (муниципальной) программе обобщенные параметры государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), меры правового регулирования, меры налогового регулирования сферы реализации программы. На региональном уровне следует также отражать деятельность муниципальных образований, обеспечивающую достижение поставленных целей государственной программы субъекта РФ.

На территории Тульской области реализуется ряд государственных программ, с которыми можно ознакомиться на портале правительства Тульской области https://tularegion.ru/tula/celevprogr/

Следует отметить, что помимо масштаба и уровня целей целевые программы трех уровней управления территориями различаются и источниками финансирования: федеральные программы финансируются из федерального бюджета, региональные – из бюджета субъекта российской Федерации, муниципальные программы – из местного бюджета. При этом на территории муниципального образования возможна реализация целевых программ всех трех уровней, что, с одной стороны, позволяет иметь дополнительные источники финансирования стратегического плана развития муниципалитета, а, с другой стороны, служит ориентиром в разработке целей стратегического развития. В целом же все целевые программы являются инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных первоочередных территориальных проблем, а также одним из важнейших средств реализации структурной политики, осуществляемой на данной территории.

Читайте также:
В каких программах создают спецэффекты

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 383 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Методические рекомендации по составлению программ развития сельских поселений и их интеграции с программами районного и регионального уровня

В условиях перехода к рыночной экономике агропромышленный комплекс России приобретает всё большее разнообразие форм хозяйственной деятельности и объединений, которые обуславливают изменение градостроительной деятельности в сельской местности. Однако существующие методы архитектурной науки не позволяют решать современные проблемы, требующие комплексного рассмотрения.

В новых условиях хозяйствования методологической базой проектирования должен стать средовой подход к решению градостроительных и архитектурных задач организации сельской среды обитания.

Это связано с тем, что существующий нормативный подход к проектированию не учитывает многообразие территориальных особенностей, многообразие условий жизнедеятельности людей, этнические особенности, культурные традиции общности людей, проживающих в поселениях.

Новый градостроительный кодекс (ГрК) Российской Федерации с 1 января 2010 года вводит обязательность разработки документов территориального планирования для федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Главной целью территориального планирования субъекта федерации является создание такой пространственной структуры территории, которая учитывая природные, культурные, демографические, экологические, социальные и другие условия развития, будет способствовать устойчивому развитию всех отраслей экономики и наилучшим образом обеспечит благоприятные и безопасные условия проживания населения, охрану и рациональное использование природных ресурсов, сохранение объектов культурного наследия, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущих поколений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· провести комплексные обследование территорий субъекта федерации для выявления природного — ресурсного, историко-культурного, демографического, социального и экологического потенциалов, выявить проблемные местности и поселения, а также зоны с особыми условиями пользования территорией;

· на основе обследования разработать предложения по совершенствованию пространственной организации территории, включающей в себя:

1. развитие выявленного опорно-пространственного каркаса территории;

2. территориальное планирование развития муниципальных образований (районов) субъекта федерации;

3. на базе территориального планирования обосновать функциональное зонирование местности, определение режима средопользования в каждой из выявленных зон.

Согласно статье 14 ГрК РФ [198] результирующими документами территориального планирования субъектов РФ является карты (схемы), на которых обозначены:

  • границы муниципальных образований — городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта РФ;
  • границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;
  • границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а так же планируемые границы таких земель;
  • границы территорий объектов культурного наследия;
  • границы зон с особыми условиями использования территорий;
  • границы территорий, подверженных риску возникновение чрезвычайных ситуации природного и технического характера и воздействия их последствий;
  • границы земельных участков, которые предоставлены для размещение объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капительного строительства, находящиеся в собственности субъекта РФ, а так же границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Предлагаемая модель регулирования процесса организации территориального планирования и сельского расселения, для обеспечения устойчивого развития представлена на рис. 6.5.1.

Формирование

Концепции сельского

Расселения

Уровень компетенции

Органов государственной

Власти РФ

Органов государственной

Власти отдельных

Субъектов РФ

Уровень компетенции

Органов местного

Самоуправления

Рис. 6.5.1. Модель регулирования процессов организации территориального планирования и сельского расселения для обеспечения их устойчивого развития

Разработанные и утвержденные документы территориального планирования субъекта Российской Федерации являются основой территориального планирования муниципальных образований. В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006г.), муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения [199] . Процесс разработки программы развития территории с учётом комплексности различного уровня (федерального, регионального и местного) приведён на рисунке 6.5.2.

По завершении территориального планирования муниципальных образований оформляются следующие документы:

1. Схема территориального планирования муниципального района, которая включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

· объекты электро-, водо- и газоснабжения в границах муниципального района;

· автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктам, мостов и иных транспортах инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в городских муниципального образования;

· иных объектов, размещение которых необходима для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Схемы (карты) территориального планирования сельского муниципального района включают в себя:

· существующие и планируемые границы поселений входящих в состав муниципального района;

· границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

· границы территорий объектов культурного наследия;

· границы зон с особыми условиями использование территорий;

· границ земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Рис. 6.5.2. Процесс разработки программ развития территории

2. Генеральный план сельского поселения, который разрабатывается на основе схемы территориального планирования муниципального образования с проведением в обязательном порядке публичных слушаний.

Читайте также:
Программа которая восстанавливает фотографии

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направление и границы развития территорий сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благоустройству.

Особенностью документов территориального планирования муниципальных образований на современном этапе, является необходимость проработки всей территории либо района (для схем территориального планирования муниципальных районов), либо — поселения или городского округа (для генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений). При этом должны быть показаны границы, как существующие, так и планируемые, земель всех категорий, в т.ч.: земель населенных пунктов; земель сельскохозяйственного назначения; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Каждая категория земель в составе генерального плана должна быть также дифференцирована по зонам. Например, для территорий населенных пунктов должны быть выделены следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные. В составе земель сельскохозяйственного назначения должны быть выделены сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На отдельных схемах должны быть показаны земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. Из состава земель особо охраняемых территорий должны быть показаны земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.

При этом все территории должны также дифференцироваться по уровню ведения (собственности, значению) – федеральные, областные, муниципального района, муниципального поселения, муниципального городского округа.

В составе документов территориального планирования осуществляется резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, в т.ч. для размещения объектов производственной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Предлагаемый методический подход позволяет более обоснованно принимать решения по развитию территорий субъектов Российской Федерации, особенно в сельской местности. Например, как показывает анализ, основной причиной препятствующей росту темпов малоэтажного строительства в Ленинградской области является «отсутствие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки» [200] .

В других регионах, например, в Воронежской области документы территориального планирования подготовлены в 2008 году, но до настоящего времени не завершены работы по подготовке правил землепользования и застройки городских и сельских поселений [201] .

Одной из причин такого длительного решения обозначенной проблемы является отсутствие целевого финансирования данной работы. Как показывает анализ, средства требуются немалые. Так стоимость разработки генерального плана Боевского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области за 1 кв. км. составляет 9,103 тыс. рублей (без учёта стоимости картографического материла).

Аналогичная работа в Смоленской области проводилась с 2001 по 2006 год [202] , что обусловлено недостаточным финансированием в первые годы разработки схемы территориального планирования и недостаточным опытом проведения работы.

Более основательно к вопросу подготовки территориального планирования подошли в Белгородской области, где администрациями поселений были переданы на уровень муниципального района следующие полномочия в сфере градостроительной деятельности:

· выдача разрешений на строительство;

· передача полномочий по приёму объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, расположенных на территории поселения;

· разработка и утверждение местных нормативов планирования сельских поселений;

· резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд [203] .

При этом администрации поселений осуществляют контроль за исполнением полномочий, переданных по договору администрации муниципального района, перечисляют финансовые средства, предназначенные для исполнения переданных полномочий, а также предоставляют необходимую информацию, материалы и документы, связанные с передаваемыми полномочиями. Кроме того, администрации поселений оказывают содействие и помощь районной администрации, главному архитектору района и другим специалистам в части подготовки документов территориального планирования и плавил землепользования и застройки, поскольку именно на этом уровне имеется достаточно полная информация о реальном состоянии сельских поселений и проблемах развития территорий, объективных предпосылках зонирования территории, инженерного и транспортного обустройства и так далее.

Анализ сложившейся практики территориального планирования позволяет сделать вывод о том, что данная проблема государственными органами власти пущена на самотёк, что неизбежно приведёт к перекосам в развитии хозяйственной деятельности по всей территории страны.

Следовательно, первоочередной задачей при формировании долгосрочных программ развития, в том числе и сельских территорий, должна стать проблема государственного контроля за формированием планов развития территорий субъектов федерации и изыскания возможности устойчивого финансирования этой работы из федерального бюджета.

Методический подход к формированию программ развития сельских поселений их интеграции с программами районного и регионального уровней, сформированный по результатам выполнения научно-исследовательской работы представлен на рисунке 6.5.3.

Читайте также:
Установите последовательность заполнения справочника города в программе мастер тур

Этапы создания сельских поселений XXI века приведены в приложении Н.

Рис. 6.5.3. Схема формирования программ развития сельских поселений и их интеграции с программами районного и регионального уровней

Источник: poisk-ru.ru

Проект регионального развития

Прошедшие два-три года для большинства компаний характеризовались не только высокими темпами роста продаж, но и активным географическим расширением. Компании выходили в регионы, по большей части просто тиражируя структуру отдела продаж головного офиса. Сегодня организации пытаются внести больше осмысленности в модель своего регионального развития, чтобы с одной стороны оптимизировать расходы компании, с другой — повысить эффективность регионов.

Есть вопросы?
позвоните по +7 (499) 681-18-81

Предлагаю на рассмотрение три модели регионального развития:

  • Централизованную
  • Децентрализованную
  • Смешанную

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

При централизованной модели штатная структура составлена таким образом, что центр принятия всех решений по регионам располагается в головном офисе, а региональным представительствам отданы исключительно исполнительские полномочия. При такой операционной системе в головном офисе должны находится территориальные менеджеры (TSM = Territory Sales Manager) с подчинением либо коммерческому директору (SD = Sales Director), либо Генеральному директору (GM = General Manager), если последний самостоятельно участвует в коммерческой деятельности организации.

В подчинении у TSM находятся региональные менеджеры (RSM = Regional Sales Manager), которые базируются непосредственно в регионах. У каждого из RSM в подчинении есть определенное количество торговых представителей (SR = Sales Representative) в соответствии с требованием региона. Число RSM соответствует числу охватываемых регионов.

При охвате всей России – это 6: Москва и Центральная Россия, Северо-Запад, Юг, Волга, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Однако все зависит от интенсивности бизнеса в отдельно взятом регионе и вкладе этого региона в структуру продаж компании. Например, регион Волга может быть условно компанией «поделена» на два региона с центрами в Нижнем Новгороде и Самаре. В каждом центре будет находиться свой RSM.

Число TSM соответственно зависит от количества RSM и, как правило, идет в соотношении 1:3 или 1:4, если позволяет географический размах.

При такой модели основные бизнес-процессы компании в регионах строятся следующим образом:

Полномочия и модель дистанционного управления:
Все полномочия по принятию стратегических решений по каждому региону отданы группе SD/GM + TSM.
Все полномочия по принятию тактических решений по региону лежат на соответствующем TSM.
Все полномочия по четкому исполнению поставленных задач лежат на RSM.

Таким образом, позиция RSM несет на себе исключительно исполнительскую функцию по организации SR на выполнение задач, присланных из центрального офиса.

Отсюда очевидно, что TSM требуется полноценная и доскональная информация о самих регионах, а также о событиях – крупных и малых – там происходящих. Кроме того, TSM должен лично взаимодействовать с VIP и KOL в регионах и иметь возможность связываться с ними напрямую из головного офиса, минуя RSM. Поэтому неизбежен большой объем командировок TSM в регионы (минимум по 5 дней в каждом регионе в месяц), а также ежедневный сбор информации о текущей ситуации (мониторинг). Сбор информации должен осуществляться двойным путем – письменно (заполнение базы данных, системы отчетности или CRM-системы – это осуществляет как RSM, так и его SR) и устно по телефону.

Потребность в регулярных сборах RSM в головном офисе при такой системе работы отсутствует, так как вся информация консолидируется у TSM.

Надо понимать, что при таком уровне полномочий квалификация TSM должна быть очень высокой, в противном случае риск ошибок также высок, к тому же будет помножен на число подотчетных регионов.

RSM должен обладать высокой квалификацией по организации работы SR, высокой собственной исполнительностью и педантичностью для сбора информации и ведения отчетности.

Его основная функция – это коучинг подчиненных и контроль над реализацией поставленных задач, а также передача информации в головной офис.

Система мотивации должна быть составлена адекватно задачам каждого: TSM должен получать вознаграждение за выполнение бизнес-плана, RSM – в первую очередь за четкое исполнение поставленных задач (KPI = Key Performance Indicators).

Бизнес- планирование: Осуществляется головным офисом – непосредственно TSM на основании информации о регионе. Согласовывается с SD/GM. И потом доводится до сведения RSM с соответствующими инструментами для выполнения поставленной задачи.

Бюджетирование: Также осуществляется TSM и утверждается SD/GM. Управление бюджетом происходит из центра, в распоряжении RSM могут быть исключительно средства на оперативные расходы, запланированные заранее на месяц для региона.

Маркетинг: Все маркетинговые мероприятия по региону планируются TSM (возможно совместно с RSM), централизованные мероприятия планируются совместно TSMs + SD/GM + Marketing Manager. До сведения RSM доводится график мероприятий и план требуемых действий/ активности со стороны региона. В задачи RSM входит организация всех мероприятий на местах в соответствии со сценарием. Внеочередные мероприятия могут предлагаться RSM, но должны согласовываться с TSM во время ежедневных отчетных созвонов.

Очевидные плюсы и минусы модели

Сильные стороны модели

Слабые стороны модели и риски

  1. Полный контроль над ситуацией и активностью в регионах
  1. Полный контроль отношений с ключевыми фигурами в регионах
  1. Полный контроль над расходами

Источник: www.papagroup.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru