Как составить программу работы с семьей

«Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.»

МОУ “ООШ д/с с. Ключи”

«Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.»

Тема: «Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.»

  • Семья начинается с детей.
  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

Вебинар «Этапы работы с семьей в раннем вмешательстве на примере программы «Уверенное начало»

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально- психолого -педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

Практическая работа 2.5. «Разработка сайта «Моя семья»

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска.

Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей -инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

В школе работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

Находящейся в социально опасном положении.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Т

Наиболее эффективная форма работы с семьей – это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с Положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних .

Читайте также:
Как подключить наушники к компьютеру без программ

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

– обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

– координировать учебную помощь родителей их детям;

– выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

– обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

– изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

– организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

– оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

– проверка жилищно-бытовых условий семьи;

– сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

– составление плана работы с семьей;

– проведение консультаций, лекций для родителей;

– оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

– отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

– организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

– помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  5. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  6. Составление карты семьи.
  7. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН. КДН и ЗП, Комиссией по работе с несовершеннолетними при сельской администрации. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
  8. Текущие и контрольные посещения семьи.
  9. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, моно сделать вывод о том, наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является индивидуальная форма. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

Приложение 2.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.
  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • КДН и ЗП.
  1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ
  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Медработники ФАПа
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.
  1. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Болезни;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ.

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  1. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ.
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Постоянный патронаж;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования РФ

Источник: xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai

Консультация для педагогов ДОУ «Как разработать программу для работы с родителями»
консультация

Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Как разработать программу работы с родителями»

Подготовил: старший воспитатель

МБДОУ ДСКВ № 17 с.Воронцовка МО Ейский район

Бут Олеся Сергеевна

с.Воронцовка, 2021 г.

Воспитатель работает с семьями детей, чтобы развитие детей протекало благополучно. Общение будет эффективным, если начнете с планирования. Разработайте четкую программу работы с родителями воспитанников и придерживайтесь ее. Составить программу поможет пошаговая инструкция из этой лекции.

Чтобы составить план работы с семьями, выполните пять шагов:

Шаг 1. Установите цели и задачи работы. Важно понимать, с какими входными данными вы имеете дело, и какие изменения хотите получить от реализации программы. Показатели, которые надо учесть при планировании работы с семьями, – в таблице 1.

Таблица 1. Показатели, которые надо включить в план работы с семьями

Четыре этапа, через которые проходят дети:

– ранний возраст (1–3 года);

– младший дошкольный (3–4 года);

– средний дошкольный (5 лет);

– старший дошкольный (6–7 лет).

Нормативные возрастные кризисы: год, три года, семь лет

Есть или нет адаптация к садику, готов ли
к переходу в школу

Особенности развития детей

Благополучное личностное и познавательное развитие; отдельные нарушения развития; сочетания нарушений развития

Любые положительные результаты

в коммуникативной, эмоциональной
и познавательной сферах

Любые трудности в коммуникативной, эмоциональной и познавательной сферах

Вовлеченные, социально благополучные; разные по вовлеченности и благополучию;
мало- и невовлеченные, социально неблагополучные

Запросы участников воспитательного процесса

Чего ожидают от вас семьи (жалобы и пожелания, результаты анкетирований); чего ожидает от вас администрация ДОО (указания руководства, стратегические задачи детского сада)

Подумайте над результатами, которые хотите получить от плана работы с родителями. Примеры таких результатов – на рисунке 1 (запишите формулировки в свою рабочую программу).

Рисунок 1. Каких результатов ждать от программы работы с семьями

Соотнесите входные данные и желаемые изменения. На основе этого сформулируйте цель и задачи работы. Цель описывает результат, на который вы направите работу. Задачи описывают последовательные шаги, которые нужно совершить, чтобы достигнуть цели, а также проблемы на пути к цели.

Какие цели и задачи можно закрепить в плане работы с родителями

Перенесите готовые формулировки в свою рабочую программу.

Цель программы: повысить качество сотрудничества семьи и ДОО, уровень психологического и социального развития детей.

– выявить типичные психологические и социальные затруднения детей;
– собрать информацию о факторах, влияющих на поведение и состояние воспитанников;
– предоставить родителям воспитанников сведения о затруднениях детей и факторах, влияющих на них;
– выявить запросы семей по формам и направлениям помощи от детского сада;
– организовать родительские собрания (семинары, мастер-классы, практикумы и проч.) для обсуждения способов помощи детям;
– инициировать психолого-педагогический консилиум по поиску средств оптимизации развития у детей, имеющих стойкие трудности в поведении и общении.

Шаг 2. Определите участников программы. Оцените кадровые, технологические, материальные возможности ДОО, возможности семьи. Кто должен, а кто может входить в число участников рабочей программы, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Обязательные и возможные участники рабочей программы воспитателя

Читайте также:
Как установить программу nfs на Андроид

Обязательные участники программы

Возможные участники программы

Администрация (заведующий, заместители).

Социальный педагог, педагог-психолог.

Уполномоченный по правам участников образовательных отношений.

Библиотекарь, медицинский работник, вожатый.

Представители службы опеки и попечительства.

Представители управляющего совета ДОО.

Педагоги дополнительного образования

Шаг 3. Определите временные рамки и интенсивность работы. Решите, сколько по времени собираетесь реализовывать рабочую программу в целом и ее отдельные задачи.

Общий срок для реализации рабочей программы

Обычно с программой работают один учебный год. По итогам года надо оценить достигнутые результаты и подготовить следующую программу.

Удобнее всего планировать свое время так: распределите задачи по кварталам и по месяцам. На начало и конец учебного года назначайте мероприятия, которые информируют родителей по общим проблемам воспитания и развития. Мероприятия по частым воспитательным вопросам равномерно распределите по остальным месяцам. Желательно проводить по одному мероприятию с семьями в месяц.

Правильный ответ на вопрос из теста по теме

Как спланировать работу с семьями, если дети в группе постоянно конфликтуют?

Правильный ответ: планируйте работу по проблеме с наибольшей интенсивностью. С родителями желательно встречаться раз в два месяца.

Шаг 4. Запланируйте мероприятия, чтобы решить каждую задачу. Вернитесь к списку поставленных задач и определите, какой характер носит каждая задача. Подумайте, какие действия вам нужно предпринять, чтобы решить задачу. Ориентируйтесь на таблицу 3.

Таблица 3. Характер задач воспитателя и действия, которые надо предпринять

Что нужно сделать

Определить, выявить, сравнить

Рассказать, показать, повысить уровень знаний, познакомить

Научить, сформировать, повысить навыки, скорректировать

Предупредить, не допустить, ослабить и снизить негативные факторы, повысить позитивные факторы

Скоординировать, раздать, заполнить документы, своевременно выполнить

Когда определились с конкретными задачами, выберите мероприятия, которые помогут эти задачи решить. Поможет таблица 4.

Таблица 4. Мероприятия для разных направлений работы воспитателя

Анкетирование, опросы, наблюдение, диагностические срезы, мониторинг, анализ динамики. Сравнение полярных групп воспитанников – например, адаптированных
и дезадаптированных, замотивированных
и неуспевающих

Родительские собрания, лекции, выступления специалистов, презентации, стенды, памятки, информация на ДОО, дни открытых дверей, открытые занятия

Мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, деловые игры-дискуссии для развития знаний
и навыков семей, обучение новым способам поведения активными методами; групповые
и индивидуальные беседы, консультации, психолого-педагогический консилиум

Групповые и индивидуальные беседы, родительские собрания и семинары, работа через сайт ДОО, совместные досуговые мероприятия

Работа через сайт ДОО, родительские собрания

Чтобы выбрать способ работы с семьей, опирайтесь на результаты, которых хотите достичь. Разобраться в этом поможет таблица 5.

Таблица 5. Варианты работы воспитателя с семьями воспитанников

Что поможет достигнуть результатов

Как работать с семьей

Конкретные навыки и умения (предметные результаты
в терминологии ФГОС)

Рассказывайте родителям
о сформированных

и несформированных навыках дошкольника.

Обучайте техникам, которые помогут развить навыки
у ребенка

Способность
к анализу, пониманию,

рассуждению (метапредметные результаты)

Систематичные размышления взрослого
и ребенка, тренировка мышления

Создайте условия
для совместной исследовательской, интеллектуальной, критической работы родителей и детей

Эмоциональное состояние, мотивация, коммуникативные умения (личностные результаты)

Развитие благополучных отношений между взрослыми и детьми

Пропагандируйте психологически здоровые конструктивные отношения.

Обучайте семью приемам гармоничного воспитания.

Проводите профилактику насилия.

Транслируйте уважительное отношение к детям.

Привлекайте педагога-психолога, если работаете
с неблагополучными семьями

Шаг 5. Определите критерии, по которым будете оценивать результаты программы. Оцените результаты программы сами. Проанализируйте, что думают о вашей работе родители воспитанников. Выберите три–четыре критерия, чтобы определить, насколько эффективной оказалась ваша программа. Примеры критериев – на рисунке 2.

Источник: nsportal.ru

Организация работы родительского клуба в детском саду

Рисунок руки на фоне солнца с подписью Родительский клуб

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родители в зале на заседании родительского клуба

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

  1. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
  2. Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
  3. Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
  4. Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.

Мальчик с мамой читают книжку

Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Читайте также:
Программа для того чтобы скачивать музыку из одноклассников на компьютер

Родители на родительском собрании в группе

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

Три мамы с поделками из войлока

Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

  • заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
  • клуб чтения, где родители читают и обсуждают психолого-педагогическую литературу;
  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
  • мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
  • тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
  • практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры в первой младшей группе);
  • решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);
  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);
  • проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).

Дети и родители выполняют спортивное упражнение, стоя на коленях

В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Три женщины держат в руках резиновую уточку, облако из бумаги и солнышко

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Название Суть
«Пожелания» Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный привет» Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и пр.
«Комплимент» Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др.

Родители стоят в хороводе

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Родители и дети выполняют поделку куклу-мотанку

Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Родители за круглым столом вырезают из цветной бумаги

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Автор — Малашкина Е.С., педагог-писхолог, Россия.

  • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
  • «Красные (зелёные) предметы» — по принципу упражнения №1;
  • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>

Источник: melkie.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru