Современная система образования предъявляет новые требования к педагогу-психологу дошкольного учреждения, согласно которым, каждый специалист должен иметь свою Рабочую программу. Об этом гласит Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 48 п.1, где написано, что «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность … в соответствии с утвержденной рабочей программой». А во ФГОС ДО определена структура Рабочей программы, которая должна содержать три обязательных раздела.
Однако, на практике психологам ДОО трудно определиться, чем именно наполнять эти разделы Рабочей программы. В связи с этим возникла необходимость в разработке единых рекомендаций для педагогов-психологов ДОО.
Методические рекомендации по написанию Рабочей программы педагога-психолога ДОО разработаны Изотовой Р.В. — педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад №15» ПКГО, руководителем Городского методического объединения педагогов-психологов ДОО г. Петропавловска-Камчатского, а также утверждены на Городском методическом объединении педагогов-психологов ДОО г.Петропавловска-Камчатского (протокол № 2 от 28.09.2016г)
Как правильно составить оффер ПСИХОЛОГУ? | Разбор с Михаилом Дашкиевым. Бизнес Молодость
Рабочая программа: что это и про что?
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог-психолог создает свою психолого-педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Основанием для разработки Рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«, ст. 48 п.1;
ФГОС ДО, в котором определена структура Рабочей программы.
Методологической основой для разработки Рабочей программы является развернутое перспективное планирование.
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ:
характеризует систему организации профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном ДОУ.
Показывает как с учетом конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников психолог осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса.
Разработка Рабочей программы
Рабочая программа составляется на учебный год, с учетом потребностей и особенностей ДОУ.
Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания.
Программа должна быть рассмотрена на Педагогическом совете и утверждена руководителем ДОУ.
На наш взгляд, к молодому специалисту – психологу, только окончившему ВУЗ – не следует предъявлять требований к наличию Рабочей программы. Молодым специалистам достаточно иметь перспективный план, т.к. первые два года деятельности являются адаптационными для специалиста. Молодой психолог должен не только адаптироваться в профессии, но и понять структуру и потребности учреждения. И уже после этого он в состоянии грамотно написать свою Рабочую программу.
КАК И ГДЕ НАЙТИ МУЖЧИНУ ПОСЛЕ 30? ПСИХОЛОГ ОРЛОВА, ДАЙНЕКО, АССОЛЬ, БЕБЕНИНА
Структура Рабочей программы
1 . Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Приложения к программе
На титульном листе должно быть указано полное название дошкольного учреждения, согласно Уставу ДОУ (сверху листа).
Ниже «РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете, протокол №__, дата__»; а также «УТВЕРЖДАЮ руководитель (ФИО), подпись, печать».
Указывается учебный год, на который составлена Рабочая программа, и ФИО педагога-психолога
Перечень разделов и подразделов Рабочей программы с указанием номеров страниц.
Целевой раздел кратко обосновывает Рабочую программу психолога.
Нормативно-правовое обоснование для разработки Рабочей программы (перечень нормативных документов):
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»
Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)
Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»
Цели и задачи деятельности педагога-психолога на учебный год.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ…. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья…..
Создание в ДОУ благоприятного психологического климата…
Психологический анализ социальной ситуации развития…
Профилактика и преодоление трудностей …
Развитие психолого-педагогической компетентности…
Оказание своевременной психологической помощи…
Особенности дошкольного образовательного учреждения.
Здесь надо указать какое количество групп функционирует в ДОУ, какой направленности (группы раннего возраста, общеразвивающие, комбинированные группы или компенсирующего вида). Возрастной контингент воспитанников и их особенности (дети с ОВЗ, ранний возраст и т.п.). Обозначить нагрузку психолога (1 ставка) и основную направленность деятельности, исходя их потребностей ДОУ и возможностей самого психолога.
Направления деятельности педагога-психолога
Цель: получение информации об уровне…
Указываются виды диагностических работ, с какой категорией (дети, педагоги, родители) проводится, а так же диагностика по запросам
Цель: предотвратить возникновение возможных проблем в развитии…
Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка и т.д.
Цель: коррекция отклонений психического развития…
Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС ДО. Прописать, что возможна работа по запросу
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……
Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу
Цель: повышение психологической компетенции педагогов, родителей….
Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, стендовая информация
Посещение занятий, открытых мероприятий
Экспертиза деятельности группы или воспитанника
Экспертиза образовательной или коррекционно-развивающей среды, ее психологической безопасности и комфортности
Анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
Оценка профессиональной деятельности педагога
Участие в работе конфликтных комиссий
Участие в аттестационной комиссии
Перечислить все формы данного вида работы
Перспективный план на 20__/20__ уч.год
Оформляется в табличном виде, как и в прошлые года
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Как запустить свой онлайн-курс по психологии?
Онлайн-курс для тех, кто хочет делиться своими знаниями и получать за это хорошие деньги
Пошаговая программа создания онлайн-курса по психологии от идеи в голове до первых учеников. Поделимся работающей технологией запуска онлайн-курса или целой онлайн-школы по психологии.
Онлайн-курс Наталии Гжебик — психолога с 21-летним опытом, специалиста по развитию и продвижению психологической практики NEW
Беспрецедентно исчерпывающая программа из 11 блоков / 70 уроков с эксклюзивной для психологической сферы информацией
Вы автоматически получите моментальный доступ к онлайн-курсу сразу после оплаты и сможете начать!
Почему сейчас самое лучшее время для создания своего онлайн-курса по психологии?
- Мощно растущий тренд на онлайн обучение в целом
- Психология входит в топ-3 самых популярных тем онлайн-курсов
- Психология занимает 4 место по выручке онлайн-курсов — 18 750 млрд. рублей
- Средний чек за онлайн-курс вырос в 2 раза по сравнению с предыдущим годом
- Сейчас происходит трансформация спроса — переход от массовой псевдопсихологии к серьезной и научной психологии для «умных»
- Онлайн-курсы по психологии, отношениям и саморазвитию легко продаются на «эмоциональном импульсе»
- В текущей ситуации потребность в психологической поддержке увеличилась — важно создать дополнительную возможность психологической помощи для большего числа людей и альтернативу ощутимому по стоимости индивидуальному психологическому консультированию
Давайте вместе запустим ваш первый онлайн-курс!
Кому подойдет наш онлайн-курс?
Психологам, которые уперлись в «потолок» по числу клиентов и доходам от частной практики — вы получите источник серьезного дополнительного дохода, не отрываясь от консультирования
Психологам, которые хотят сбалансировать свою занятость в частной практике — у вас будет высокий пассивный доход и приток новых клиентов
Психологам, которые хотят перейти из частной практики в инфобизнес — вы будете заниматься любимым делом без необходимости личного присутствия
Психологам, которые только начинают профессиональную деятельность — вы получите хорошую практику, широкую узнаваемость и приток новых клиентов в частную практику
Психологам, которые занимаются обучением, супервизией и консультированием коллег — вы сможете увеличить число клиентов, учеников и супервизируемых, повысите свой статус в глазах коллег и клиентов
Студентам-психологам — свой онлайн-курс поможет вам структурировать получаемые во время обучения знания и обеспечить себе плавный вход в профессию
Специалистам «смежных» специальностей: коучам, персональным наставникам, консультантам по саморазвитию, личной эффективности, врачам, телесным практикам и другим, чья деятельность затрагивает психологические аспекты — вы получите дополнительный источник дохода и клиентов
Продюсерам психологов , которые запускают онлайн-курс по психологии совместно с экспертом — вы сможете проходить курс сразу с реализацией своего проекта
Желающим освоить деятельность продюсера психологических онлайн-курсов «с нуля» — вы получите сертификат продюсера онлайн-курсов по психологии и сможете проходить его на своем «пилотном» проекте (просто найдите эксперта, которому нужен продюсер, а если проекта пока нет, свяжитесь с нами и мы поможем найти вам эксперта-психолога для обучения)
Непсихологам — людям с ценным жизненным опытом, связанным с психологией: личного развития, продуктивности, преодоления проблем, кризисов и т.д. — сейчас доверяют тем, кто делится не просто теориями, а своим личным опытом*
* Внимание! Если вы успешно и в срок реализуете информацию по созданию онлайн-курса, возможно, мы предложим вам оплачиваемое сотрудничество.
Один раз выделяете время на создание курса — и он работает на «автопилоте» 24/7 в течение нескольких лет
Программа онлайн-курса:
Обратите внимание, что это не просто теория, а продуманная последовательность необходимых шагов запуска вашего онлайн-курса
БЛОК 1: ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ / КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Тренд на онлайн-обучение и популярность курсов по психологии
- Технология создания онлайн-школы / курса и форматы подачи информации
- Анализ реального спроса и выбор темы онлайн-курса
- Изучение потребностей целевой аудитории для успеха запуска онлайн-курса
- Правильное позиционирование онлайн-школы /курса
- Юридические нюансы работы онлайн-школы / курса: оформление, оферта, налоги, предотвращение возвратов оплат, профилактика «сливов»
- Окончательная проверка концепции вашей онлайн-школы / курса
БЛОК 2: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Разработка логических модулей/блоков и содержания уроков вашего онлайн-курса
- Разработка вспомогательных материалов для вашего онлайн-курса
- Конструирование заданий в уроках вашего онлайн-курса
- Окончательная проверка содержания вашего онлайн-курса
БЛОК 3: РАЗРАБОТКА ТАРИФНЫХ ПЛАНОВ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Ценообразование вашего онлайн-курса
- Разработка тарифных планов вашего онлайн-курса
- Окончательная проверка стоимости вашего онлайн-курса
БЛОК 4: ПРАВИЛЬНАЯ «УПАКОВКА» ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Написание «продающего» ваш онлайн-курс текста
- Разработка «посадочной» страницы и размещение продающего текста
- Окончательная проверка «упаковки» вашего онлайн-курса
БЛОК 5: ТЕХНОЛОГИИ ЗАПУСКА ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Способы запуска онлайн-курса и какой из них подойдет лично вам
- Запуск через вебинар / автовебинар
- Запуск через «интенсив»
- Запуск через марафон
- Запуск через консультацию
- Запуск через контентные «прогревы»
- Запуск через лендинг с видео
- Окончательная проверка выбранной вами технологии запуска
БЛОК 6: «ВОРОНКА ПРОДАЖ» ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Схемы «продающих воронок» и какая из них подойдет лично вам
- Схема через лендинг на «холодную» аудиторию
- Схема через чат-бот
- Схема через квиз
- Схема через рассылку в личные сообщения в соцсетях
- Схема через email рассылку
- Окончательная проверка вашей «продающей воронки»
БЛОК 7: ПРОДВИЖЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Варианты продвижения онлайн-курса и какой из них подойдет лично вам
- Сотрудничество психолога с продюсером и продюсера с психологом (что нужно знать лично вам)
- Контекстная реклама на посадочную страницу
- Таргетированная реклама во ВКонтакте
- Трафик из Телеграм
- Трафик из Инстаграм
- Продвижение через партнерскую систему
- Продвижение через маркетплейс онлайн-курсов
- Окончательная проверка выбранных вами вариантов продвижения
БЛОК 8: ПРИЕМ ОПЛАТ И РЕГИСТРАЦИЯ НА ОНЛАЙН-КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ
- «Ручная» оплата онлайн-курса
- Оплата по платежной ссылке
- Автоматическая оплата + автоматическая выдача чека с занесением в приложение МОЙ НАЛОГ для самозанятых
- «Ручная» выдача участникам доступа к онлайн-курсу
- Автоматическая выдача участникам доступа к курсу
- Сервисы для приема оплат от участников, в т.ч. из-за рубежа
- Показ работы лучшего платежного сервиса прямо на экране
- Беспроцентные рассрочки для повышения объема продаж — банковские и небанковские
- Окончательная проверка настройки оплат и регистрации участников
БЛОК 9: РАЗМЕЩЕНИЕ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ НА УЧЕБНОЙ ПЛАТФОРМЕ
- Технология производства онлайн-курса (оптимизация и упрощение создания)
- Запись и обработка видео, рекомендации по оборудованию
- Показ общих настроек онлайн-курса на учебной платформе прямо на экране
- Показ настроек уроков онлайн-курса прямо на экране
- Показ настроек доступа ученика к онлайн-курсу
- Информация по интеграции учебной платформы с платежным сервисом
- Окончательная проверка размещения онлайн-курса на учебной платформе
БЛОК 10: РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ПОСЛЕ ЗАПУСКА ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Типы проверки выполненных заданий учениками
- Показ настроек проверки заданий на учебной платформе прямо на экране
- Работа в общем чате учеников прямо внутри учебной платформы
- Техподдержка учеников
- Способы поддержки мотивации учеников
- Работа с кураторами онлайн-школы / курса
- Окончательная проверка настройки работы с учениками в вашем онлайн-курсе
БЛОК 11: ЗАПУСК ОНЛАЙН-КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ
- Вопрос-ответ перед стартом вашего онлайн-курса (список частых вопросов по итогу курса и ответы на них)
- Возможные проблемы с запуском и как их решать
- Техподдержка учебной платформы
- Итоговая «сборка» всех блоков вашего онлайн-курса
- Тестовый запуск продаж вашего онлайн-курса
- Окончательная проверка запуска вышего онлайн-курса
Плюс уникальные методические материалы и персональная обратная связь!
Доступ к онлайн-курсу 1 год .
Темп занятий 1-3 раза в неделю (3 недели/блок уроков), что соответствует темпу воплощения полученной информации — создания своего онлайн-курса в реальном времени. Последовательное поочередное открытие уроков тематическими блоками в зависимости от объема конкретного блока и необходимого времени на его практическую реализацию. Вы можете двигаться в более медленном комфортном темпе — мы даем доступ с большим запасом по времени + возможность «заморозки» в некоторых тарифах. У каждого участника свое индивидуальное расписание, поэтому вы не привязаны к другим участникам и можете начать заниматься, когда удобно.
Полное информационное и практическое сопровождение Наталии Гжебик
«Меня зовут Наталия Гжебик, я психолог с 21-летним опытом и специалист по продвижению психологической практики. Веду частную практику онлайн, живу в Санкт-Петербурге. Более 10 лет я консультирую и продвигаю психологов – провела более 4 300 часов консультаций по вопросам развития и продвижения практики, продвигала в Интернете практику более 380 психологов. Основатель онлайн-школы для психологов ПСИХОЛОГИЯ КАК БИЗНЕС»
Не уверены, какую тему выбрать для онлайн-курса?
Регистрация и оплата
Разные способы оплаты, в том числе с карт зарубежных банков!
Возможна беспроцентная рассрочка от Тинькофф на 3 месяца, Всегда. Да (банки МТС, Совкомбанк и Купи не копи) на 4 и 6 месяцев, и от нашей школы на 2 месяца!
Просто нажмите на кнопку под выбранным тарифом, а на этапе выбора способа оплаты выбирайте рассрочку. Если вам необходима консультация по рассрочкам, напишите лично Наталии Гжебик в WhatsApp
Варианты участия в онлайн-курсе
ЛАЙТ 29 400 рублей 37 400 рублей
- 11 блоков / 70 уроков
- Техподдержка
- Шаблоны, методички, инструкции и примеры выполнения заданий
- Неограниченный доступ к обучающей платформе на 12 месяцев
- Задания для самостоятельного выполнения по запуску курса
- Проверка реального выполнения самостоятельной работы, без обратной связи
СТАНДАРТ 47 900 рублей 58 900 рублей
- 11 блоков / 70 уроков
- Техподдержка
- Шаблоны, методички, инструкции и примеры выполнения заданий
- Неограниченный доступ к обучающей платформе на 12 месяцев
- Задания для самостоятельного выполнения по запуску курса
- Проверка самостоятельной работы и помощь в реализации куратором (профессиональным психологом)
МАКСИМУМ 99 900 рублей 119 900 рублей
- 11 блоков / 70 уроков
- Техподдержка
- Шаблоны, методички, инструкции и примеры выполнения заданий
- Неограниченный доступ к обучающей платформе на 12 месяцев
- Задания для самостоятельного выполнения по запуску курса
- Проверка самостоятельной работы и помощь в реализации лично Наталией Гжебик
- Личное наставничество Наталии Гжебик в формате консультаций на всем протяжении курса (11 онлайн-консультаций по 11 блокам)
- Возможность заморозки на 1 месяц
ПРЕМИУМ 289 000 рублей 379 000 рублей
- 11 блоков / 70 уроков
- Техподдержка
- Шаблоны, методички, инструкции и примеры выполнения заданий
- Неограниченный доступ к обучающей платформе на 12 месяцев
- Задания для самостоятельного выполнения по запуску курса
- Проверка самостоятельной работы и помощь в реализации лично Наталией Гжебик
- Реализация основных пунктов блоков 1, 2, 3, 4 и 8, 9 вместо вас (концепция, проектирование, программа, упаковка, настройка приема платежей и регистрации участников, размещение и техническая настройка вашего курса на учебной платформе)
- Возможность заморозки на 3 месяца
Вы точно уверены, что хотите зарабатывать именно психологией?
Тогда без специальных знаний не обойтись, регистрируйтесь и начните заниматься уже через минуту!
Частые сомнения коллег при создании онлайн-курса
«На рынке полно психологических курсов, я не смогу привнести ничего нового». Уже давно никто не может привнести ничего нового — востребованность онлайн-курса это вопрос подачи информации, уникальности вашей личности и популярности тематики.
«Для успеха онлайн-курса нужно опуститься на уровень «попсового» психолога». Люди уже насытились упрощением и псевдопсихологией, и как раз сейчас идет активный переход к «психологии для умных».
«Онлайн-курс не способен заменить хорошую психотерапию». А это и не требуется — ваша онлайн программа привлечет мотивированных людей, готовых платить за информационную психологическую помощь. И они смогут стать и вашими клиентами в частной практике.
«Я никому неизвестен как психолог, поэтому мой онлайн-курс никто не захочет купить». Мы дадим вам работающие технологии привлечения учеников, а ваша известность будет расти как раз за счет запуска своего курса.
«Создание своего онлайн-курса это сложно». Разработка своего онлайн-курса с нами это удовольствие от самореализации, пошаговый алгоритм простых действий и сопровождение в течение всего процесса.
«Производство своего онлайн-курса это дорого». Мы покажем вам, как создать свой онлайн-курс самостоятельно и без лишних вложений.
«Я хочу выйти на пассивный доход, но боюсь, что мне придется постоянно вести вебинары». Классический онлайн-курс это видеокурс в записи, поэтому не требует вашего присутствия. Есть несколько форматов ведения курса — даже если вы решите вести именно вебинары, то в дальнейшем сможете использовать их запись, а не повтор в реальном времени.
«Надо обязательно нанимать видеооператора и арендовать студию». Мы расскажем, как можно записать онлайн-курс самостоятельно даже у себя дома.
«Я не являюсь специалистом в сфере психологии и не смогу конкурировать с профессионалами». Если вы обладаете ценным личным опытом, который будет интересен людям, то имеет смысл делать упор именно на него, тем более что сейчас на это есть хороший спрос. Нет никакой необходимости конкурировать напрямую с профессиональными психологами.
Если у вас все-же остались какие-то сомнения или есть нужна помощь с выбором тарифа, напишите лично Наталии Гжебик в WhatsApp
Ждем вас на курсе!
Похожие программы
Частная психологическая практика: организация, развитие и продвижение Частная психологическая практика: организация, развитие и продвижение
Онлайн курс для психологов, которые хотят увеличить свою практику с нуля до 12-30 клиентов в неделю Пошаговая программа развития и продвижения вашей частной практики в Интернете. Опыт более 370 коллег и наработки эксперта по продвижению психологов в РФ Наталии Гжебик. Мы дадим вам четкий алгоритм, «волшебный пинок» и персональное сопровождение.
Источник: psypracticerussia.ru
Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
- формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
- развивать сферу познания;
- развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
- повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
- тренировать психологические качества;
- формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
- учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
- отрабатывать координацию движений.
- развивать сферу познания;
- учиться передавать чувства в эмоциях;
- осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
- развивать сферу познания;
- воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
- практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
- учиться описывать свои переживания словами;
- сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Принцип классификации | Вид занятия (его суть) | Примеры |
По количеству участников | Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) | Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». |
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) | Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. | |
Совместное для детей и родителей | В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья». | |
По направлению образовательного процесса | Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) | В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). |
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) | На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. |
|
По методике проведения | По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. | Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами. |
Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.
Источник: melkie.net