Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Проверка GPTchat на присутствие ИИ. Сможет ли он написать программу которая работает?
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным липом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов: внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного): предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы: должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.
В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента; положение клиента в экономической среде; отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место. Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но предварительно аудитор должен согласовать возможность такого контакта с клиентом.
В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или предыдущий аудитор отказался дать информацию.
При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор должен собрать больший объем материала с подтверждением достоверности отчетности.
Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.
Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению учета, способствуют получению информации «из первых рук».
Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют воочию убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.
Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить на этом этапе работы — определение связанных и ассоциированных с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия и любые другие стороны, которые могут влиять на управление и оперативную политику друг друга). Информация о них должна быть раскрыта, если она является материальной: должны быть описаны природа и объем операций между сторонами (операции купли-продажи между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.
На основе полученной информации аудитор должен решить, необходимо ли привлечение для консультаций по отдельным вопросам специалистов и экспертов (юристов, специалистов по налогам, технологии и т.д.).
Обзор деятельности предприятия должен включать в себя:
1) глубокое понимание предпринимательской деятельности клиента, мотивы поведения старшего управленческого персонала для оценки риска представления ложной информации;
2) предварительные аналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия, чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо:
3) понимание особенностей учетной политики;
4) оценку уровня существенности.
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе проверки. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными входе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта,
Составляя общий план и программу аудита, аудиторская организация должна учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация при необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии сданным общим планом и данной программой.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
— расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
— проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.
Составной частью общего плана являются положения по управлению и контролю качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
— формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
— распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
— инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
— контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
— разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
— документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (сведений руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в порядке, установленном в аудиторской организации.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого липа. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в федеральном правиле (стандарте).
Источник: studopedia.su
План и программа проверки
Для организации проведения аудита и определения необходимого бюджета времени аудитору необходимо разработать план и программу проверки. План проверки включает следующие показатели: период проведения проверки, исполнители проверки, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ.
На основе плана проверки осуществляется разработка программы аудита. В ней содержится перечень источников аудиторских доказательств, определяется порядок проведения тестов системы внутреннего контроля и аудиторских процедур. В программе аудита необходимо предусмотреть проведение аналитических процедур, учесть степень автоматизации обработки учетной информации, определить приемы и методы проверки.
Особое место в программе занимает:
• выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита кредитных операций и займов — учетного, налогового и управленческого;
• планирование проверки кредитных операций и займов;
• процедуры, которые бы подтверждали надежность системы внутреннего контроля за правильностью оформления и учета кредитных операций и займов: обязательность тестирования системы внутреннего контроля, которое либо может быть первым
этапом аудиторской проверки, либо проводится на этапе планирования й подготовки аудита.
В целях разработки эффективного подхода к аудиту заемных средств на стадии планирования аудитор должен оценить систему внутреннего контроля.
Эта оценка подтверждается или корректируется при проведении аудиторских процедур по существу.
Для определения критериев оценки результатов на стадии планирования, характера и объема проводимых аудиторских процедур при составлении программы аудита заемных средств необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск по аудируемому разделу.
Уровень существенности определяет степень аудиторского риска. Эти два компонента позволяют выявить объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур по кредитам и займам и уточнить аудиторский риск.
Система внутреннего контроля заемных средств изучается аудитором прежде всего с позиции внутреннего контроля.
Аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:
• подтверждается ли первичными документами начисление процентов по полученным кредитам и займам;
• подтверждается ли законность отнесения на расходы начисленных и уплаченных процентов по полученным кредитам и займам;
• оформляются ли надлежащим образом пролонгированные кредиты и займы;
• какова регулярность проведения инвентаризаций и сопоставляются ли полученные результаты с данными бухгалтерского учета.
— контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота;
— контроль соблюдения установленного порядка проведения операций по кредитам и займам и отражения их в учете;
— контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций по кредитам и займам на счетах бухгалтерского учета;
— арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
Общий итог оценки подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как «низкая», «средняя» или «высокая».
Оценка слабых мест системы внутреннего контроля помогает определить основные направления аудиторской проверки, т. е. сформулировать программу аудита заемных средств, включающую перечень конкретных аудиторских процедур, позволяющих получить необходимые аудиторские доказательства для обоснования достоверности или недостоверности данных по кредитам и займам. Кроме того, способствует уточнению выборки и позиций для проведения аудита заемных средств в соответствии с оценкой степени надежности системы внутреннего контроля и оказывает влияние на выбор методов проверки.
Программа аудита заемных средств имеет структуру по направлениям проверки, идентичную структуре, изложенной в таблице 26, параграф 16.3.
В программе сосредоточиваются области аудита заемных средств с повышенным внутренним риском, т. е. области, которые являются ключевыми по риску документального оформления. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских доказательств.
Программа аудиторской проверки кредитных операций и операций по займам служит подробной инструкцией проверяющим, в процессе выполнения которой аудитор должен рассмотреть:
1) полноту отражения в отчетности заемных средств;
2) документальное подтверждение прав на полученные и используемые заемные средства;
3) правильность формирования расходов по оплачиваемым процентам и отражение их в учете и отчетности в соответствии I- принятой учетной политикой и действующим законодатель-!’Гном;
4) соответствие отнесения всех расходов, связанных с получением и использованием заемных средств, к отчетному периоду;
5) порядок подготовки и проведения инвентаризации, отражение в учете и отчетности ее результатов;
6) соблюдение требований по составлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
7) тождественность данных аналитического, синтетического учета и отчетности;
8) проверку организации налогового учета по заемным средствам, учета налога на прибыль;
9) выявление нетипичных операций.
В процессе осуществления проверки и в зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. План и программа проверки должны быть оформлены документально.
Источник: finances.social
Составление программы проверки. Составление основным аудитором инструкций для ассистентов по выполнению отдельных аудиторских процедур
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она является, с одной стороны, подробной инструкцией, с другой стороны — средством контроля качества.
Каждая аудиторская процедура в программе должна иметь свой номер или код, на который будет ссылаться аудитор в рабочих документах. Программа должна содержать тесты для проверки функционирования СВК и выявления недостатков в ней и программу аудиторских процедур по существу (по каждому разделу б/у — перечень действий аудитора при проверке).
При составлении программы аудита следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для фин-хоз. деятельности фирмы и для формирования результатов ее деятельности. Кроме того, есть участки, проверка которых производится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате).
При этом в программе следует обосновать применение выборки. При необходимости программа может пересматриваться, с отражением причин и результатов этого в аудиторской документации. Так, причинами этого может быть обнаружение большего количества нарушений, чем это предполагалось при предварительной оценке аудиторского риска.
Если б/отч клиента входит в состав годового отчета акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), включается в проспект эмиссии или является составной частью отчета исполнительного органа экономического субъекта, то при планировании аудита следует предусмотреть изучение той дополнительной информации, которую получает аудитор, на предмет ее непротиворечивости во всех существенных аспектах проаудированной б/отч. Проверяемая организация может иметь филиалы в других городах и регионах, которые будут аудиторваться другой фирмой. В этом случае в программу аудита основной а/орг. будет включаться оценка существенности показателей филиала, аудит которых она не производит, определения уровня собственных знаний о деятельности этого обособленного подразделения и риск существенных искажений показателей этого подразделения. В результате основная а/орг. определяет, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки аудиторского заключения о б/отч экономического субъекта, к которому относится филиал.
Аудиторская выборка
Сплошная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности часто бывает очень трудоемкой, однако, согласно нормам профессиональной этики аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности отчетности, либо отказаться от выражения мнения о ней.
Сплошные проверки проводятся на малых предприятиях (т.е. где объемы операций незначительные), проводится аудит по спец. заданиям, в т.ч. инициативный, когда в договоре прямо оговаривается проведение сплошной проверки.
Когда объем проверяемой документации или число операций достаточно велики и правомерно применение статистических методов аудитор может проводить выборочное обследование. В соответствии с фед. стандартом № 6 «Аудиторское заключение» в аудиторском заключении по итогам обязательного аудита следует указывать, что аудит проводился на выборочной основе, в т.ч. когда аудит проводился сплошным методом.
Выборочной проверке подвергаются те участники учета, где риск возникновения существующих ошибок достаточно низок, (в следствие того налажен грамотный и эффективный контроль на участке, бухгалтерия обеспечена документацией).
Выборка — отобранные по определенным правилам элементы (документы или бух. записи) для формирования проверяемой совокупности. Выборка — должна быть репрезентативной (представительной) обладает всеми свойствами генеральной совокупности.
Существует 2 вида выборочных проверок:
на соответствие — задача проверки на соответствие установить часто ли нарушитель нормы внутреннего контроля. Пример: проверка санкционирования руководством оплаты счетов на приобретение материальных ценностей, оплаты услуги, сличение поступающих материальных ценностей по наименованиям, количеству, качеству. Его наз.атрибутивным.
2. по существу — наз. количественный. Измерение нарушения внутреннего контроля в стоимостном выражении. Пример: подтверждение сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах.
Источник: studentopedia.ru