Самовоспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность личности, ориентированная на формирование и совершенствование ее позитивных качеств.
Самовоспитание начинается с самосознания – самовосприятия себя как личности, своего места в общественной и профессиональной деятельности.
Структурно самовоспитание включает единство в таких видах деятельности:
— познавательной — самопознание – изучение собственных особенностей: характера, мотивов, интересов, идеалов, темперамента, способностей, чувств.
— эмоционально-оценивающей – самооценка — результат сравнения себя с идеалом, эталоном.
— деятельностно-регулятивной – саморегуляция – контроль своей деятельности.
Профессиональное развитие и саморазвитие определяется как процесс формирования и совершенствования профессиональных ЗУН и профессионально-важных качеств личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание включает элементы:
— самоактуализацию (постановка целей);
— самодетерминацию (отбор приемов и методов);
ФОП ДО. Проектируем целевой раздел программы ДОО
— самореализацию (реализация задуманного);
— самоанализ и самооценку (анализ результатов саморазвития).
Структура готовности учащегося к профессиональному самовоспитанию и саморазвития включает компоненты:
— мотивационный – устойчивая профессиональная направленность, интерес к профессии, ориентация на достижение высоких результатов в работе);
— содержательный – (личностно присвоенные знания фундаментальных и предметных дисциплин, знания по основам самоорганизации, самоуправления, самосовершенствования личности в профессиональной деятельности);
— операционный – (умения по саморегуляции и самоконтролю)
— интеграционный (умения создать картину собственной профессиональной индивидуальности и определить пути и способы дальнейшего профессионального саморазвития)
Условия, которые необходимо создать для профессионального самовоспитания и саморазвития личности в учебном учреждении:
1. ориентация учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию в будущей профессиональной деятельности (использование активных методов и методик обучения и воспитания – проблемных, игровых, контекстных, индивидуальныхх заданий научно-исследовательского характера и т.д.);
2. информирование учащихся о методах, способах и приемах самовоспитания (воспитание воли и характера, работа на перспективу, самопоощрение и самонаказание, самоуважение, самообязательства, самовнушение, самопринуждение, самоотчет);
3. насыщение содержания образования концепциями, которые ориентируют на рефлексию, самопроектирование, самообучение, самоорганизацию, саморазвитие в сфере профессионально-важных качеств личности;
4. применение методик и технологий обучения, которые благоприятствуют приобретению опыта деятельности, который саморазвивает в личностно-профессиональном плане;
5. формирование умений составления собственной программы профессионального саморазвития и самовоспитания (составление собственного автопортрета, собственной личностно-профессиональной модели, выполнение научно-исследовательских заданий, творческих проектов).
С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности
Источник: studopedia.su
Профессиональное самовоспитание.
Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самовоспитание — непременное условие совершенствования человека. Желание и опыт самосовершенствования составляют необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
а) адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательным учреждением и фактор свободного времени.
Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если за требованиями руководства не чувствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в таком учреждении у работника не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.
Основой самовоспитания служит самосознание, или Я-концепция, то есть устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он формирует самооценку и строит свое взаимодействие с другими людьми.
Процесс самовоспитания:
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.
В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий (рефлексия), поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Профессиональное самовоспитание педагога — сознательная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных.
Профессиональное самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально психологических особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Процесс профессионального самовоспитания осуществляется в три этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.
Первый этап — самопознание — связан с глубоким изучением будущим педагогом требований, предъявляемых к избранной профессии, осмыслением этих требований и анализом собственной личности и своей профессиональной деятельности. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления).
На этапе самопрограммирования педагог разрабатывает программу самовоспитания, план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Далее следует этап реальных действий по самоизменению. Есть множество методов.
Методы самовоспитания направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.
Основные методы самовоспитания:
Самоорганизация личной жизни — разработка принципов и правил личного поведения – «правил жизни». Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всем:
— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
— не отвлекайся во время работы;
— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;
— не закончив начатого дела, не переходи к другому;
— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
— встретишь на пути трудности — не прекращай работу;
— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;
— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах;
— со всеми проявляй вежливость и тактичность;
— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;
— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
— учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Еще методы: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоотчет, самопоощрение, самокритика, следование примеру и др.
Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.
Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагогической деятельности.
Как учиться в вузе?
Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамотно распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на будущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины.
В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практические занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы.
Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распределить силы и время? Вот некоторые рекомендации и советы первокурснику…// В.Б.Успенский. Введение в психолого-педагогическую деятельность.
С.102-106.
Планы семинарских (практических) занятий по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»:
Семинар 1. Профессиональное обучение в системе профессионального образования.
Вопросы для устного обсуждения*:
1. Специфика специальности «Профессиональное обучение».
2. Профессиональное обучение и его место в системе образования.
3. Перспективы педагогической профессии.
* Для устных вопросов письменно составляется план ответа (по пунктам) на каждый вопрос в тетради.
Задания для СРС ( сдаются в печатном варианте, после проверки вкладываются в Портфолио работ студента по дисциплине «ВППС» ):
1.Раскрыть содержательную составляющую понятий обучение, профессиональное обучение, профессиональная деятельность. Рассмотреть трактовки данных понятий у различных авторов (не меньше указанного количества авторов). Задание сделать в таблицах.
| № | ФИО авторов | Содержание понятия «обучение» |
| 1. | ||
| 2. | ||
| 3. | ||
| 4. | ||
| 5. |
| № | ФИО авторов | Содержание понятия «профессиональное обучение» |
| 1. | ||
| 2. | ||
| 3. |
| № | ФИО авторов | Содержание понятия «профессиональная деятельность» |
| 1. | ||
| 2. | ||
| 3. |
2.Рассмотреть отличие в содержании понятий: квалификация, профессия, специальность, профиль. Ответ подготовить в форме размышления (не более одного листа формата А4).
Семинар 2: Система профессионально-педагогического образования в РФ
Вопросы для устного обсуждения:
1.Общие сведения о системе высшего образования в Российской Федерации. 2.Профессионально-педагогическое образование как часть системы высшего образования в РФ.
3.Значение и место профессионально-педагогического образования в стране.
Задание для СРС:
1. Составить опорно-логическую схему «Система образования РФ» (схему сделать в любом из редакторов векторной графики или Microsoft Word).
2. Интернет-обзор высших учебных заведений системы профессионально-педагогического образования России реализующих образовательные программы профессионально-педагогического образования (унверситеты, институты, факультеты, кафедры). Составить список (не менее 20 ОУ).
Семинар 3. История становления профессионально-педагогического образования: проблемы и перспективы развития.
Вопросы для устного обсуждения:
1.История и этапы становления профессионально-педагогического образования в России.
2.Структура современной системы высшего, начального и среднего профессионально-педагогического образования, ее особенности и перспективы развития (НПО, СПО, ВПО).
3.Уровневая модель подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации).
Задание для СРС:
1.Разработать групповой проект* (микро-доклад + презентация в Power Point) по следующим темам:
1.«Становление профессионально-педагогического образования в Германии»
2.«Становление профессионально-педагогического образования в Англии»
3.«Становление профессионально-педагогического образования в Китае»
4.«Становление профессионально-педагогического образования в Украине»
5.«Становление профессионально-педагогического образования в Республике Белорусь»
6.«Становление профессионально-педагогического образования в России»
*Количество участников проектной группы 4 человека. Темы не должны повторяться. На группы разбиться самостоятельно. Регламент выступления 8-10 минут. Наличие электронной презентации обязательно (не менее 15 слайдов).
Групповой проект будет оцениваться по следующим критериям:
— содержательность выступления;
— участие в представлении проекта (выступлении) всей проектной группы;
— эмоциональность и красочность презентации;
— целостность, смысловая завершенность выступления.
Семинар 4. Содержание подготовки педагога профессионального обучения
Вопросы для устного обсуждения:
2.Компетентностно-квалифицированные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их особенности.
Задания для СРС:
1.Разработать опросник (анкету, контрольную работу) по данной теме (не менее пяти заданий или вопросов, с ответами).
2.Изучить ФГОС по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Составить список всех преподаваемых дисциплин цикла Б.3.* по своему профилю (право и правоохранительная деятельность).
*Не забудьте зайти на кафедру и узнать дисциплины вариативной части и дисциплин по выбору и включить их в список.
Источник: infopedia.su
Советы по профессиональному самовоспитанию
Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, примеряете их значимость для конкретных профессий, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий – самосовершенствование с целью достижения поставленной цели – овладения этой профессией.
Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Самовоспитание в широком смысле этого слова – сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков. В том случае если эта деятельность направлена на развитие корректировку комплекса качеств с целью подготовки себя к профессии, ее относят к профессиональному самовоспитанию. Среди способов и приемов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на свое сознание, чувство, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения определенной профессией, основными принято считать: самопознание (самоизучение, самоанализ, самонаблюдение, самооценка); самообразование; самоприказ; самоубеждение, самовнушение, самоодобрение; самоконтроль; упражнение (или самоупражнение в определенных действиях или поступках).
Остановимся подробнее на каждом из них.
Самопознание. Известно, что самовоспитание начинается с самопознания, самоизучения. Узнать самого себя человеку помогает оценка его другими людьми. Но важнейшим источником самопознания при профессиональном самовоспитании является проба своих сил в конкретной деятельности.
Те из вас, кто занимается в межшкольных УПК, имеют наиболее благоприятные условия для самопознания, так как там есть возможность испытать свои качества при овладении навыками и умениями по определенной специальности, профессии, иногда по разным профессиям. Самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, самооценки и самоанализа.
С процессом самонаблюдения вы наиболее ярко знакомитесь при чтении художественной литературы, особенно мемуарной, – там самонаблюдение выступает во всей своей силе. Дошедшие до нас, например, дневниковые записи Л. Толстого и Н. Чернышевского свидетельствуют об огромной роли самонаблюдения в самовоспитании.
Так, Л. Н. Толстой использовал самонаблюдение почти всю свою сознательную жизнь. Его дневники составляют 13 томов в полном собрании сочинений писателя. В них отражена вся его жизнь – с девятнадцати до восьмидесяти лет. Последнюю запись в дневнике Л. Н. Толстой сделал за три дня до смерти.
В процессе самонаблюдения человек замечает, как быстро он овладевает профессиональными навыками и умениями, насколько успешно справляется с осваиваемой специальностью, оценивает свои возможности, сравнивает себя со своими товарищами, анализирует причины удач и неудач. Человек может наблюдать за собой непосредственно в данной ситуации или призывая на помощь память (как он вел себя вчера, месяц тому назад, год). Бывает, что к одному и тому же факту своей жизни человек возвращается много раз, и таким образом происходит формирование верного представления о себе.
Как видно из вышесказанного, процессу самонаблюдения всегда сопутствует самоанализ и самооценка. Самоанализ представляет собой анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, чувств, переживаний, то есть в конечном итоге анализ качеств своей личности, мотивов своего поведения.
Умение осмыслить свои поступки и переживания обычно есть у каждого из вас. А вот степень развития этого умения свидетельствует об уровне самосознания личности.
Самооценка играет наиболее существенную роль в саморегуляции поведения человека в процессе профессионального самовоспитания. Без самооценки невозможно самопознание, самовоспитание. Из практики известно, что в жизни не так просто оценить человека, как это иногда кажется. Еще сложнее объективно оценить самого себя. Различают адекватную, или соответствующую возможностям человека, самооценку, и неправильную, неадекватную (завышенную или заниженную), самооценку.
Для формирования правильной самооценки важно прислушиваться к оценке окружающими своего поведения и результатов деятельности, качеств своей личности, а также сравнивать себя с другими людьми.
Развивая самосознание, важно, конечно, стремиться к тому, чтобы оно было направлено на профессиональное самовоспитание и не превращалось в самокопание.
Самообразование. Самообразование, связанное с подготовкой к профессии, может включать в себя изучение специальной научно-популярной литературы; общение с людьми данной профессии; знакомство с литературой о них; решение различных задач; просмотр кино- и телепередач; посещение лекций, факультативов, курсов, кружков, спецшкол и т. п.
Самоприказ. Этот метод, т. е. способность человека самому себе приказывать, как действовать в определенной ситуации, как жить, может быть очень эффективным. Все вы знакомы с произведением Н. Островского «Как закалялась сталь».
Главный герой романа, Павел Корчагин, когда понял, что уже никогда не сможет встать с постели, что нет надежды на выздоровление, решил, что его жизнь не принесет пользы. Вот тогда-то его рука потянулась к револьверу. Но он сумел остановить себя с помощью самоприказа. Павел Корчагин приказал себе: «Спрячь револьвер и никогда никому об этом не рассказывай!
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».
Результативность самоприказа зависит от волевых качеств. Безвольные люди не получают результатов при использовании этого метода.
При использовании самоприказа как метода самовоспитания важно не делать для себя поблажек. В целях профессионального самосовершенствования самоприказ можно использовать на практических занятиях, на уроках труда или в УПК, в тех случаях, когда вы приступаете к выполнению сложной операции или осваиваете самостоятельно выполнение сложной детали. Применяя этот метод, надо помнить, что действенность его связана с самоубеждением.
Самоубеждение. По сути, это дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против».
Часто в случае неуверенности в выборе профессии или в правильности оценки своих качеств человеку приходится самому анализировать различные позиции и убеждать себя в правоте. Самоубеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель – доказать себе истинность определенного положения, правильность поступка или, наоборот, ложность положения, неверность поступка.
Самоубеждение можно использовать для профессионального самовоспитания. Так, определив для себя будущую профессиональную деятельность, взвесив, все ли необходимые качества есть для этой деятельности, обычно приступают к самовоспитанию: заставляют себя тренироваться в формировании нужного качества или, наоборот, в устранении вредных привычек. При этом подкрепляют свои действия различными аргументами. Самоубеждение связано с самоприказом: самоприказ наиболее действен, если дается на основе самоубеждения, а самоубеждение часто завершается самоприказом выполнить принятое решение.
В работе над собой при подготовке к профессиональной деятельности человеку нередко приходится избавляться от неправильных взглядов, укоренившихся отрицательных привычек. Это очень трудное дело. Оно проходит в острой, бескомпромиссной внутренней борьбе. Поэтому очень важно научиться прибегать к сознательному методу самоубеждения.
В процессе самовоспитания наряду с самоубеждением применяется метод самовнушения, или, как теперь очень часто его называют, метод активного самовнушения, аутогенная тренировка. Внушаться могут как определенные мысли, так и связанные с ними состояния. Самовнушение – это способ заставить себя поверить в возможность реального совершения того, к чему сильно стремишься.
Для эффективности самовнушения необходимо неоднократно повторять одни и те же слова, выражающие одну мысль, и верить в силу проводимого самовнушения.
Великий русский психиатр и психолог В. М. Бехтерев считал, что лучшее время для самовнушения – вечернее (перед засыпанием) и утреннее (вслед за просыпанием) состояние легкой дремоты. В это время мышцы максимально расслаблены и кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения.
Чтобы самовнушение было эффективным, нужно, прежде всего, определить его цель и задачи. И только после того, как станет предельно ясной цель самовнушения, можно приступить к составлению словесных формул. Слова и фразы этих формул должны произноситься мысленно целиком, от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном.
Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно. Во время проговаривания фразы, внимание обязательно должно быть сосредоточено на предмете внушения, нужно ярко представлять образы того, что внушается. После каждой фразы делается пауза.
Самоконтроль. Это способность самостоятельно находить, направлять и предупреждать ошибки и недостатки в собственной деятельности.
В профессиональном самовоспитании самоконтроль помогает не только установить, обладает ли человек профессиональными качествами, но и следить за их формированием.
Самоконтроль устанавливает отклонения от личного образца. Поэтому очень важно, чтобы представления об образце были объективно верными. И здесь очень важно сформировать у себя правильное представление о той профессии, которую вам хотелось бы получить, и о тех требованиях, которые она предъявляет к личности работающего.
Упражнения (самоупражнения). Народная мудрость гласит: посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Упражняясь, тренируясь, человек и воспитывает у себя привычки, которые потом обеспечивают ему успех в работе.
Чтобы управлять собой, развитием своих позитивных и устранением негативных качеств, чтобы готовить себя к успеху в профессиональной деятельности, надо научиться познавать себя, уметь заниматься самообразованием и самовоспитанием.
В том случае, когда человек ставит четко определенные цели, намечает пути их достижения и контролирует результаты, он имеет дело с программой самовоспитания. Такие программы составляются многими людьми.
Так, Л. Н. Толстой в шестнадцать лет составил подробную программу. В ней он выделил три раздела: качества ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качества души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Затем он по пунктам расписал, что надо будет делать для этого:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
- Изучить практическую медицину и часть теоретической.
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
- Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
- Изучить историю, географию и статистику.
- Изучить математику, гимназический курс.
- Написать диссертацию.
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
- Написать правила.
- Получить некоторые знания в естественных науках.
- Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.
- Преодоление вялости, инертности, пассивности путем развития воли.
- Выработка умения понимать людей и помогать им.
- Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени.
15. Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки.
16. Добиваться высокого качества выполняемой работы.
Составив эту программу, он неустанно следовал ей, фиксируя это в своем дневнике. Эти записи служили ему надежным самоконтролем.
Источник: studfile.net