Как составить программу преподавания

Практически каждое образовательное учреждение решает, какие именно предметы отобрать для учебного плана, в каком соотношении распределить основной базисный цикл, профильные дисциплины, дисциплины по выбору. Как обеспечить логичность, преемственность, непрерывность в изучении материала. Решение всех этих вопросов упирается в необходимость проектирования содержания образования на уровне учебных планов. Примерный учебный план образовательного учреждения определён государственными образовательными стандартами. Основываясь на ГОС, учреждение составляет свой учебный план.

Субъектами проектирования учебных планов обычно являются представители администрации образовательных учреждений, а также лица, ответственные за учебную (учебно-методическую) работу: завучи, руководители методических объединений, заместители деканов, заведующие кафедрами.

Учебный план — это нормативный документ, в котором определяются перечень изучаемых дисциплин, количество часов, отведённых на их изучение, последовательность их изучения по годам, а также нагрузка (недельная и годовая).

Как преподавать английский по стандартам Кембридж университета. Методика преподавания.

Учебный план бывает базисным (разрабатывается Министерством образования и науки и носит рекомендательный характер) и рабочим (уточняется в учебном заведение).

Структура УП:

  • график учебного процесса;
  • сводные данные по бюджету вемени;
  • план учебного процесса (включающий в себя перечень дисциплин, количество часов, отведенных на их изучение, последовательность их изучения по годам; их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации).

Требования к УП:

  1. Преемственность.
  2. Целостность (максимум отражения содержания обучения).
  3. Сбалансированность.

Принципы разработки УП:

  1. Обеспечение достижения целей.
  2. Природосообразность.
  3. Учёт санитарно-гигиенических требований.
  4. Оптимальность расположения дисциплин.
  5. Опора на современные достижения науки.
  1. Предметный (классический план для школ и вузов, где отражены перечень дисциплин, последовательность их изучения, нагрузка).
  2. Учебный план с выделением содержательного ядра (выделяется одна ведущая дисциплина, а вокруг неё выстраиваются все остальные).
  3. Учебный план с выделением образовательных сфер (выделяется целый блок дисциплин, а вокруг них выстраиваются все остальные).
  4. Субъектно-уровневый план — учебный план индивидуального обучения.

Для составления графика учебного процесса необходимо представлять возможное распределение всех видов обучения, аттестации и каникул в течение календарного срока освоения основной образовательной программы. График учебного процесса составляется на основании ГОС по специальности и с учётом планирования учебного процесса внутри учебного заведения, а также проводимой в организациях и на предприятиях практики. Сводные данные по бюджету времени студента дают общее представление о сроках освоения основной образовательной программы по годам (курсам) обучения, в том числе о предусмотренном недельном времени на различные виды обучения и аттестации, а также на каникулы и праздничные дни. В таблице сводных данных по бюджету времени указывается время по курсам (годам) обучения, предусмотренное на:

Как успешно провести свой первый урок? Что НЕ надо делать и как стать любимым учителем.

  • все виды теоретического обучения;
  • производственную (профессиональную) практику и подготовку к итоговой государственной аттестации (в неделях), в том числе для получения первичных навыков (учебная практика), по профилю специальности; преддипломную (квалификационную) практику и стажировку;
  • промежуточную аттестацию;
  • каникулы;
  • праздничные дни;
  • преддипломную практику;
  • подготовку к итоговой государственной аттестации;
  • итоговую государственную аттестацию.

В нём отражается: планирование теоретического обучения; планирование производственной (профессиональной) практики в неделях — по семестрам, в том числе практики для получения первичных профессиональных навыков (учебная практика), практики по профилю специальности, стажировки (практика квалификационная); планирование промежуточной и итоговой государственной аттестации, в том числе экзаменов, курсовых проектов, зачётов; планирование выполнения выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), итогового междисциплинарного экзамена по специальности; планирование времени на подготовку к итоговому экзамену или на выполнение дипломного проекта; планирование сдачи итогового экзамена (в соответствии с графиком учебного процесса) или защиты дипломного проекта.

Планирование времени на освоение учебных дисциплин осуществляется по следующим циклам.

I. Теоретическое обучение — дисциплины федерального компонента, в том числе:

  • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • математические и общие естественно-научные дисциплины;
  • общепрофессиональные дисциплины;
  • специальные дисциплины;
  • дисциплины специализации;
  • производственная (профессиональная) практика;
  • дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением;
  • направления углубленной подготовки (для повышенного уровня образования);
  • резерв учебного времени.

II. Теоретическое обучение — дисциплины национально-регионального (регионального) компонента.

III. Дисциплины факультативные.

IV. Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения).

Содержание регионального (национально-регионального) компонента устанавливается образовательным учреждением или субъектом Федерации самостоятельно.

Планирование производственной (профессиональной) практики осуществляется в соответствии с логикой закрепления приобретённых в процессе теоретического обучения знаний и отработки умений и навыков:

  • учебная практика для отработки умений и получения первичных профессиональных навыков;
  • практика по профилю специальности;
  • квалификационная практика (стажировка).

Производственная (профессиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) должны составлять 40—50% от общего объёма времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

Читайте также:
Как настроить гитару 6 струнную программа

В структуру учебного плана наряду с указанными компонентами входят:

  • пояснительная записка к учебному плану;
  • тематические планы по дисциплинам для данной специальности;
  • примерные программы учебных дисциплин для данных уровней (базового или повышенного) специальности;
  • перечень лабораторий, кабинетов, мастерских и др.

В пояснительной записке указываются:

  • назначение учебного плана (специальность, уровень усвоения);
  • исходные документы, на основании которых он составлен;
  • особенности распределения учебного времени по дисциплинам;
  • использование резерва времени;
  • наименования дополнительных специальных учебных дисциплин, внесённых учебным заведением;
  • особенности планирования факультативных занятий;
  • возможные сроки изменения аттестации и т.д.

Рассмотренные компоненты учебного плана удобно представить в единой таблице.

Наибольшую трудность для практиков представляет проектирование плана учебного процесса. План учебного процесса составляется на основании государственного образовательного стандарта по специальности, графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени.

Исходные данные, которые необходимы для проектирования плана учебного процесса:

  • перечень учебных дисциплин (указан в обр. стандартах соответствующей ступени обучения);
  • максимальная учебная нагрузка (в часах) при освоении конкретных дисциплин, в том числе обязат. учебные занятия (лекции, лаб. и практ. работы, курсовые проекты) и СРС;
  • распределение обязательных учебных занятий (в часах) по четвертям, курсам и семестрам;
  • распределение промежуточных и итоговых аттестаций по четвертям, семестрам: количество экзаменов, курсовых проектов (работ), зачетов;
  • количество контрольных работ.

Этапы разработки УП:

  1. Подготовительный, на котором осуществляются следующие действия:
  • диагностика образовательных потребностей и ресурсного обеспечения;
  • выявление противоречий в теории и практике;
  • определение возможных вариантов устранения противоречий;
  • определение средств для устранения противоречий.
  1. Декомпозиция
  • составление перспективного плана;
  • экспертная оценка учебного плана;
  • разработка учебных программ;
  • определение соответствия санитарным требованиям;
  • апробация учебного плана.
  1. Трансформация
  • оценка возникших проблем и затруднений;
  • внесение необходимых коррективов.
  1. Создание окончательного учебного плана.

31. Проектирование учебной программы

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий объём (перечень) ЗУН-ов, подлежащих усвоению учащихся в рамках отдельно взятого предмета.

Виды учебных программ:

  • Авторская программа (вносится что-то новое).
  • Типовые программы (программы, ориентированные на среднестатистического учащегося, разрабатываются Министерством Образования).
  • Рабочие учебные программы.

Способы построения программ:

  • Линейный — изучение в строгой последовательности.
  • Концентрический — периодическое повторение материала на более глубоком уровне.

Структура учебной программы:

  1. Цели учебной программы.
  2. Задачи учебной программы.
  3. Основные идеи, на которые опирается программа. Принципы отбора содержания образования.
  4. Требования к уровню усвоения содержания образования (какие ЗУН-ы должен получить учащийся).
  5. Содержательная характеристика дисциплины (выделяют определённые разделы дисциплины).
  6. Методы, формы и средства обучения.
  7. Текущий контроль (типы вопросов, заданий).
  8. Итоговый контроль (структура, критерии оценки, форма проведения).
  9. Методическое обеспечение (литература — обязательная и дополнительная).
  10. Материально-техническое обеспечение.
  11. Квалификационная характеристика преподавателей (требования к профессии, к личности).

Как правило, в тексте учебной программы находит отражение концепция освоения содержания конкретного предмета, которой придерживается педагог. Преподаватели проектируют свои учебные программы на основании примерных программ учебных дисциплин. После того как заданы цели (требования к уровню и качеству подготовки учащихся, студентов), необходима разработка содержательной части, являющейся, по сути, программой действий по достижению целей. В круг задач на этом этапе проектирования входят:

  • обоснование критериев отбора содержания учебного материала;
  • определение целесообразного соотношения между его теоретической и практической составляющими, между объёмом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов;
  • поиск наиболее эффективных педагогических технологий (с точки зрения поставленных целей);
  • определение форм организации внеучебных мероприятий;
  • разработка контрольных заданий и выбор методов оценки знаний.

При проектировании учебной программы полезно прогнозировать результат освоения каждого из её разделов. Обязательной составляющей учебной программы является список информационных источников, поддерживающих учебную работу как студента, так и преподавателя (специальная литература, Интернет-ресурсы). Возможно также включать в текст программ перечень контрольных и(или) тестовых заданий.

При проектировании учебной программы необходимо учитывать и реальные временные и материальные ресурсы в учебном заведении. Следует разделять предваряющее проектирование, в ходе которого создаётся идеальная модель содержания программы, и сопровождающее проектирование, когда эта модель апробируется, получает конкретное наполнение и корректируется в вариативных условиях реального образовательного процесса.

Источник: studfile.net

Планирование репетитора

Что является залогом настоящего успеха в бизнесе? Правильный ответ: умение планировать. В любом деле, а особенно предпринимательстве, всегда нужно продумывать каждый шаг наперед и уметь прогнозировать его последствия.

В репетиторском бизнесе преподаватель является частным предпринимателем: он сам организовывает свое дело, контролирует все процессы, выбирает путь для развития, рекламирует свои услуги и многое другое. Вся его работа строится на планировании, и от этого зависит и его доход, и успех у клиентов. Как и что нужно планировать в репетиторском деле? Читайте в этой статье.

С чего начать построение плана?

Каждый ваш ученик – это проект, исполнение которого требует особого подхода и продуманной стратегии. В вашем случае способ и алгоритм действий должен определиться на первых двух-трех занятиях с клиентом. Для этого нужно ответить на два вопроса:

Читайте также:
Как принять основное средство в программе 1с

1. Каковы возможности и слабые стороны вашего ученика?

Под словом «возможности» мы имеем ввиду не только интеллектуальные способности и другие природные дарования ребенка. Здесь вы должны учитывать интересы учащегося, степень поддержки родителей, его занятость (кружки и секции, как известно, отнимают время), общий уровень преподавания в школе и другие факторы. Ваша задача определить: какие из них вам сыграют на руку, а какие могут выступить серьезной помехой в вашей работе. Знайте своих «врагов» и «друзей» в лицо.

2. Какова истинная цель подготовки?

Обычно клиенты приходят с абстрактными жалобами на «плохую успеваемость», «низкие баллы пробного экзамена», «непонятные объяснения учительницы в школе» и т.д.. Задача репетитора понять, что под этим скрывается на самом деле. Например, плохая успеваемость нередко является следствием отсутствия интереса к учебе, низкая подготовленность к ЕГЭ – отсутствием в школьной программе времени на решение определенного типа задач, а непонятное объяснение школьного учителя – особенностями восприятия учащегося. Исходя из того, определяем цель: «поддерживать интерес к занятиям», «усовершенствовать навык решения данного типа задач», «пройти курс занятий с визуальными методами обучения» и т.д.. Цель поставлена – можно приступать к планированию.

Как составить план занятий?

Если суммировать опыт большинства репетиторов, то чаще всего они идут двумя путями:

Путь 1. Составляют план занятий согласно школьному учебнику обучаемого, соблюдая хронологическое соответствие с программой обучения.

Путь 2. Планируют занятия после каждого контроля знаний согласно результатам учащегося.

Какой из них выберете вы, зависит от вас и от вашего клиента. Оба метода эффективны и хорошо зарекомендовали себя в репетиторской практике.

Оформление плана

Если календарно-тематический план в школе учитывает лишь тему и характеристику деятельности учащегося, то план репетитора позволяет широко охватить все процессы и результаты обучения. Для этого вы можете вести журнал каждого вашего подопечного, в котором будет указано:

1. ФИО, класс, школа учащегося.
2. Имя и контакты родителей.
3. Тематический план занятий на ближайшее время.
4. Даты проведенных занятий.
5. Результаты проведенных занятий.
6. Домашнее задание.
7. Данные об оплате.
8. Данные о перенесенных занятиях.

Журнал ведется в произвольной форме. Многие репетиторы молодого поколения предпочитают вести его в виде документа в формате Exel или специальных программах (например, Лидертаск).

Успехов в планировании!

Нужен репетитор для дистанционных задятий?

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

План урока։ как правильно его составить.

<

» />

Опубликовано 20 Фев 2023
5 мин чтения

План урока։ как правильно его составить.

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи.

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты:

  • Ознакомление с новой темой,
  • Закрепление пройденного материала,
  • Повторение,
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров.

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

Как составить план урока

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия.

Читайте также:
Программа шире круг белагропромбанк как работает

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

Как составить план конспекта

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару.

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов.

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения.

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.

5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.

Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников, помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта.

Источник: uteach.io

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru