В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы:
1. Выбор учебных пособий. Преподаватели психологии используют, чаще всего, авторские учебные программы, среди которых есть прекрасные образцы методического творчества. Такие программы, имеющие, как правило, личностно-ориентированный или практико-ориентированный характер, успешно реализуются в средних учебных заведениях и приносят ощутимый развивающий результат, высоко оцениваемый и самими студентами, и педагогической общественностью, и родителями.
3. Постановка учебных целей. Исходя из целей разных образовательных программ, преподаватель ставит цели своего учебного курса, определяет его функции в структуре данной программы. Эти цели должны быть определенным образом соотнесены также с субъективными ожиданиями студентов. Формулировка соответствующих целей обычно начинается со слов: «Изучить», «Научиться», «Дать представление», «Овладеть», «Усвоить» и т. п. Разные цели предполагают использование различных обучающих методов. Существуют многочисленные виды и приемы учебной деятельности, которые могут варьировать даже в рамках относительно ограниченного объема материала.
Как составить программу успеха
4. Разработка рабочей программы курса. В процессе подготовки учебного курса по дисциплине преподаватель составляет его рабочую программу и тематический план проведения занятий. Это могут быть отдельные документы, или же тематический план может быть частью рабочей программы.
Рабочая программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана образовательной программы и является единой для всех форм обучения, осуществляемых в учебном заведении: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Рабочая программа обычно содержит:
— тематический план учебных занятий,
— систему и критерии оценки знаний и умений.
5. Подготовка тематического плана занятий. Тематический план строится на основе учебной программы и представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.
— раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы;
— демонстрирует распределение учебных часов по разделам, темам и формам учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа);
— определяет сроки выполнения заданий по самостоятельному изучению материала студентами;
— определяет сроки выполнения письменных заданий студентами;
— определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного материала.
6. Разработка формата курса. Формат проведения курса в значительной степени определяется формами учебных занятий, контроля и оценки, предусмотренными учебным планом. Однако возможны различные процедуры проведения занятий и оценивания.
Основной вопрос заключается в том, как будет структурирован курс: каковы будут его организация, порядок и темп прохождения, количество, характер и временные рамки проведения тестов, использование оценивающих техник, выбор лекционных и семинарских форм проведения занятий. Все это зависит от содержания и целей курса.
Практическое руководство по созданию психологических программ
7. Разработка критериев оценки знаний и умений. Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учебного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учебного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель.
8. Планирование отдельных учебных занятий. Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лекций, семинаров, практических занятий, уроков, а также разработка заданий для самостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним.
Задачами подготовительной работы преподавателя к занятию являются:
— определение целей занятия;
— выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;
— подбор методов и приемов обучения;
— разработка методов контроля и оценки успешности занятия;
— планирование этапов занятия;
— подготовка конспекта (плана) занятия.
Как проект педагогического труда, любая программа по психологии должна отражать основные его компоненты, конкретизированные в собственно дидактические категории применительно к каждому конкретному учебному курсу или предмету.
Как проектный текст, определяющий профессиональную деятельность преподавателя психологии, образовательная программа по любому учебному курсу или конкретному предмету должна иметь следующую структуру или логику своей организации:
1) Пояснительная записка.
2) Содержание и тематический план.
3) Рекомендации по организации образовательного процесса (формы, методы, приемы, средства).
4) Рекомендации по организации самостоятельной работы.
5) Формы промежуточного и итогового контроля.
6) Список источников информации для преподавателя и обучающихся.
Структура пояснительной записки определяется самим автором – педагогом, проектировщиком, разработчиком образовательной программы, но ее обязательными, инвариантными частями являются следующие:
· методологические принципы и теоретические концепции, реализуемые в программе;
· соответствие государственному образовательному стандарту (в тех случаях, если он имеется);
· цели и задачи программы;
· направленность курса и его место в учебном плане (для образовательных программ профессионального или школьного образования);
· объем или трудоемкость;
· основные идеи или логические линии и принципы отбора содержания;
· формы и методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся;
· образовательные результаты и способы их отслеживания и оценки.
Содержание программы должно соответствовать целям и задачам, быть научно обоснованным, достоверным, современным, актуальным, практически значимым и доступным для обучающихся, хорошо структурированным.
Содержание излагается в тезисном виде по основным тематическим блокам и представляется в виде тематического плана.
Тематический план включает последовательное наименование всех тем учебного предмета или курса, количество часов на их освоение и указание на основные формы организации образовательного процесса. Для вуза – это лекции, семинары, практикумы и самостоятельная работа студентов. Для школы, где основной формой организации учебного процесса остается урок – указываются формы урока или образовательные модели (дискуссия, тренинг, лекция, ролевая игра и т. д.).
В хорошо структурированной программе в данном разделе содержатся указания на конкретные необходимые дидактические материалы (раздаточные, демонстрационные, исследовательские) и оборудование для организации учебного процесса, требования к средовым условиям (помещение для тренингов, для дискуссии, исследовательской или проектной работ, для лекций).
Итоговая диагностика успешности в каждой программе должна включать следующие материалы:
· уровни и критерии успешности освоения программы;
· формы текущего, промежуточного и итогового контроля;
· методы организации промежуточного, текущего и итогового контроля (устное собеседование, письменная работа, тесты, защита проектной, творческой или исследовательской работы);
Списки источников информации для преподавателя и обучающихся могут различаться. Списки источников информации для обучающихся должен включать:
· обязательные для использования учебники или учебные пособия;
В качестве дополнительных источников для самостоятельной работы обучающихся в психологических программах целесообразно отражать разнообразные по жанрам потенциальные источники психологического знания: научные монографии и публикации, справочники и словари, художественные тексты, хрестоматии, научно-популярные источники, интернет-источники, практические руководства и другое. Важно, чтобы все рекомендованные тексты были научно достоверными, современными, доступными для работы обучающихся.
Планирование учебных занятий по психологии
У некоторых преподавателей возникают затруднения при планировании учебных занятий по психологии.
Общая структура плана занятия.
1. Вступительная часть:
• название среднего учебного заведения;
• дата, время и место проведения занятия;
• номер и год обучения;
• фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
• тема занятия, оборудование.
2. Цели и задачи.
Требования к целям и задачам:
Требования к прогнозируемым результатам:
— занятие должно отражать степень достижения поставленных целей и задач.
• методические указания к организации наиболее сложных видов деятельности учащихся на занятии.
4. Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. Прогнозируемые результаты.
Возможно, в план нужно ввести некоторые изменения при проведении занятия, т.к. нередко возникают обстоятельства, которые не могли быть учтены заранее.
Необходимо проанализировать насколько пункты плана были практически реализованы и определить причины расхождения между предполагаемым и осуществлённым в реальности.
К сожалению, в последнее время такому анализу уделяется мало внимания. Это отрицательно сказывается на качестве планирования будущих занятий.
Источник: poisk-ru.ru
Практическое руководство по созданию психологических программ
Мастер-класс для психологов и коучей
Сделай 7 шагов к созданию эффективной авторской психологической программы
Рассмотрим:
1.Виды программ
2.Этапы создания психологической программы
3.Модель программы «ВЕКТОР»
4.Оформление программы
5. Пример
6.Вопросы для самопроверки
7.Вопросы для составления авторской программы
Презентация и примеры программы по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1-5R5EY2Nf2fpGNk6y1RQchECVBm6E0CJ?usp=share_link
➤Узнать больше обо мне и записаться на консультацию https://taplink.cc/elenakisselova
САЙТ http://elenakisselova.com
Канал для психологов ДНК Психотравмы https://t.me/dnkpsy
Помочь каналу http://qiwi.com/n/ELENAKISSELOVA
➤Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:
✸Vk https://vk.com/elenakisselova
✸Я в Инстаграм INSGRM_URL
✸Я на Фейсбук FB_URL
#психолог #психологеленакиселева #мастеркласс #онлайн #программа #коуч #создание #саморазвитие #повышениеквалификации #мип #технологии
Источник: www.b17.ru
Оформление программы психологического тренинга
Остановимся поподробнее на некоторых важных элементах оформления.
Титульная страница. Здесь важно четко сформулировать название программы и имя автора (автора-составителя). Чаще всего указывается именно автор-составитель, т.к. специалисты редко создают «с нуля» новые программы, а составляют их из уже известных, ранее опубликованных и используемых частей. При оформлении письменных работ принято в «шапке» обозначать название учреждения, в котором создан текст или при котором проводится данная работа. В нижней части титула указывается место и год создания программы.
Центр тренинга «Развитие»
Тренинг ассертивности
Автор-составитель: тренер Московской гильдии практических психологов Залесская С.М.
Тренинг ассертивности
Ассертивность (англ, assertiveness) — термин, которым обозначают способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Это понятие впервые стало применяться в ситуациях, где обычный разговор двух людей стал рассматриваться как потенциальная ситуация продажи.
Здесь суть ассертивного поведения рассматривалась как умение отстаивать свои границы, права и желания, не нарушая границ другого человека. Можно сказать, что ассертивное поведение — это умение вести «бой на границах»: не отступать вглубь своей территории и не захватывать территорию соперника.
В обычной жизни человек больше склонен нападать или спасаться бегством и поэтому ассертивное поведение нельзя назвать естественным. Это «выученное поведение». Выучиваясь такому поведению, человек приобретает способ защиты от «нападения на свои границы». В этом контексте становится понятна основная цель предлагаемого тренинга.
Цель тренинга: Развитие чувства уверенности участников тренинга на основе их самоуважения и самопринятия, овладения эффективными способами отстаивания своих границ, прав и желаний.
Задачи тренинга:
- — повышение у участников группы внутреннего состояния уверенности в общении;
- — развитие умения распознавать манипуляции и справляться с ними;
- — тренировка навыков осознанно использовать различные стили поведения;
- — усиление восприимчивости и открытости новому опыту;
- — тренировка навыков использования ассертивных техник в сложных и нестандартных ситуациях общения.
Продолжительность тренинга: 3 дня по четыре часа.
График проведения: с 14.00 до 18.00.
ПРИМЕР 3
Тематический план тренинга «Планирование успешной карьеры»
Кол-во занятий (часов)
Планирование профессионального роста
Мои жизненные и профессиональные планы.
Знаешь ли ты свою будущую профессию?
Тратим деньги на профессиональный рост. Эмиграция. Оценка событий карьеры.
Планирование распределения своего времени
Пространство жизни и время. Человек-однодневка.
Анализ моментов, на которых мы теряем время.
Прохождение собеседования с работодателем
Кадровая справка. Собеседование с работодателем. В отделе кадров.
Социально- производственная адаптация
Повышение и увольнение. Песчинка или камень. Отношения с начальством.
Кол-во занятий (часов)
Сглаживание конфликтов. Зарабатывание денег.
Работа «единой командой»
Прорвись в круг. Секретный фарватер.
Ответственность и умение управлять
Хроника пикирующего бомбардировщика.
Суперигра для менеджеров.
Структура занятий. Это «стержень» программы. Здесь выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии.
ПРИМЕР 4.
Структура тренинга
Первый этап — введение и знакомство (1-й день работы).
Второй этап — развитие базовых навыков (2-й и 3-й день работы).
Третий этап — индивидуализация, проработка индивидуальных проблем участников (4-й день работы).
Четвертый этап — закрепление навыков (5-й день работы).
Пятый этап — подведение итогов и расставание (6-й день работы).
Структура одного дня работы
Первый этап — знакомство.
Второй этап — разминка.
Третий этап — тема дня.
Четвертый этап — групповые упражнения.
Пятый этап — подведение итогов дня.
Шестой этап — домашнее задание.
Содержание тренинга. Это «ядро» программы. Здесь (особенно если речь идет об авторской программе) представляется каждое занятие, его цели и задачи, подробное описание всех используемых средств и форм контроля.
ПРИМЕР 5.
1 занятие. Цель занятия состоит в когнитивной проработке проблемы «Уверенность в себе / Неуверенность / Агрессивность».
Здесь участники через обсуждение приходят к осознанию признаков, по которым они могут классифицировать поведение как уверенное, неуверенное и агрессивное.
Каждый участник анализирует индивидуальные, только ему присущие когнитивные барьеры.
Упражнения этого занятия отбираются таким образом, чтобы каждый участник смог пережить успех, достиг поставленной цели.
Переформирование поведения по принципу маленьких шагов начинается уже на первом занятии. Здесь, в первую очередь, тренируется уверенность в установлении контакта.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
2 занятие. Цель занятия — фиксация (выделение, опознание) и осознание признаков уверенного поведения.
Здесь идет проработка отдельных аспектов уверенного поведения: контакт глаз, выражение чувств.
Содержательный контекст, в котором тренируются эти компоненты уверенности, определяют сами участники.
Каждый участник группы сам выбирает сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности.
Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре.
Первые индивидуальные ролевые игры опираются на обсуждение ситуаций домашнего задания.
Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока каждый участник не достигнет требуемой компетентности действий.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
3 занятие. Цель занятия — усиление концентрации на отдельных аспектах уверенного поведения.
Все упражнения сосредоточены на индивидуальных трудностях уверенного поведения участников. Применяемые ролевые игры соответствуют степени уверенности поведения и возрастающей сложности ситуации.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
4 занятие. Цель занятия — помочь участникам понять сложные взаимосвязи и взаимовлияния собственного поведения и условий окружения.
При анализе результатов выполнения каждого упражнения подчеркивается долговременное влияние тех или иных условий на поведение.
В первой части этого занятия на вымышленном примере поясняются и поэтапно заносятся на доску или плакат функциональные взаимосвязи поведения и окружения.
Во второй части в разработанную модель органично включают проблемные ситуации клиентов. На этой фазе поведение каждого обсуждается с учетом его связей с когнициями и чувствами, учитывается влияние собственного поведения на поведение партнера.
Исходя из такой логики построения занятия обсуждение домашнего задания проводят в конце работы. В этом обсуждении клиенты используют теоретические соображения относительно названных взаимосвязей.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
5 занятие. Цель занятия — проработать выделенное участниками альтернативное поведение.
Каждый участник ищет ситуации, в которых возможно реальное альтернативное поведение.
Проработанные ранее принципы уверенного поведения применяются в этих, часто сильно эмоционально окрашенных, ситуациях.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
6 занятие. Цель занятия — закрепить опыт эффективного уверенного поведения и научиться быть социально компетентным в трудных ситуациях.
Занятие подразделяется на две части:
- — в первой части каждый участник подробно обсуждает с тренером и группой свой опыт поведения в ситуации особой степени трудности;
- — во второй части на базе полученного опыта каждый участник разрабатывает индивидуальную стратегию создания и развития в будущем репертуара уверенного поведения.
Основная форма текущего контроля: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.
Для оценки изменений до и после тренинга используются:
- 1) опросники оценки тенденции ко лжи и нейротизма;
- 2) опросник неуверенности в себе;
- 3) опросники оценки состояния: эмоционального, психомоторного.
Список литературы. Здесь указываются источники, которые использовались при создании программы и источники дополнительной информации, с помощью которой участники могут выполнять самостоятельную работу в определенном целями и задачами данной программы направлении.
После реализации программы, особенно начинающему тренеру, рекомендуется проводить самоанализ проделанной работы. Здесь важно выделить особенности протекания группового процесса, успехи и неудачи, определить степень эффективности разработанной программы, сделать выводы и, если потребуется, внести коррективы в программу. Такой анализ будет эффективным, если при планировании работы тренер предусмотрел средства, позволяющие ему фиксировать важнейшие параметры процесса реализации программы.
Источник: bstudy.net