Инструментарий, необходимый для проведения наблюдения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(схемы, таблицы, протоколы наблюдений, прикладываются к программе)
Анализ результатов наблюдения (проанализировать данные полученные в результате наблюдения на основе разработанного инструментария):
Приложение 7
Диагностические методики изучения познавательных интересов
и интеллектуальных способностей младших школьников
Беседа
1. Беседа с классным руководителем
Врачебно-педагогические наблюдения. Начало
В чем заключается трудность в воспитании данного школьника?
Дисциплина школьника дома и в школе
Какие конкретные факты говорят о его «трудности»?
Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и их результаты?
Домашние условия школьника
2. Беседа со школьником
Кем ты хочешь стать после окончания школы?
Какие учебные предметы ты любишь больше всего?
Твои товарищи. Что ты о них думаешь?
Твое любимое занятие в школе и дома.
Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
3. Беседа о школьнике с его товарищами
Давно ли вы дружите?
Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия?
Что тебе нравиться в твоем друге?
Что тебе не нравиться в твоем друге, почему?
2. Методика «Страна Вообразилия»
Цель: Изучение уровня развития познавательной потребности у детей младшего школьного возраста.
Оборудование. Для проведения методики желателен следующий наглядный материал, который значительно облегчает общение с ребёнком:
1. Изображение волшебника (может быть, в восточном костюме, с палочкой в руках
и т.д.).
2. Изображение мудреца (может быть, в виде седобородого старца).
3. Изображение ковра-самолёта (из любой детской книжки).
4. Изображение необычной машины (много кнопок, лампочек и т.д.).
5. Изображение огромной, очень толстой книги.
6. Изображение яркого солнечного дня; мальчик, просыпающийся в своей постели, рядом с кроватью улыбающаяся мама.
Все изображения должны быть цветными, особый профессионализм здесь не обязателен. Чёрно-белые картинки не допускаются (в таком случае лучше обойтись совсем без картинок). Инструкция: «Ты знаешь, есть такая страна, которая называется Вообразилия, где все, что люди придумают или вообразят, тотчас сбывается. Давай и мы тоже попробуем что-нибудь интересное вообразить. Согласен поиграть в такую игру?».
Ситуация 1. Ребёнку говорится: «Представь себе, что здесь вдруг появляется настоящий волшебник (демонстрирует изображение, если оно есть) и говорит, что может исполнить любые твои пять желаний. Что бы ты у него попросил?» Время выполнения задания ограничивается 6 минутами.
Педагогические наблюдения
Ситуация 2. «А теперь в стране Вообразилии мы с тобой увидели необыкновенного седобородого старца- это мудрец (демонстрируется изображение). Он может ответить на любые твои вопросы, потому что он знает всё. О чём ты спросил бы у него?» Регистрируются первые пять вопросов. Максимальное время выполнения задания — 6 минут.
Ситуация 3. «Знаешь, на чём ездят в стране Вообразилии? На ковре-самолёте, конечно. Этот ковёр-самолёт в мгновение ока доставляет тебя туда, куда ты хочешь. А теперь вообрази, куда бы ты хотел слетать?» Регистрируются первые пять ответов. Максимальное время выполнения задания- 6 минут.
Ситуация 4. «А вот это- чудо- машина из страны Вообразилии (демонстрируете изображение). Она умеет всё на свете: шить, печь пироги, мыть посуду и даже делать любые игрушки. Ей нужно только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так. », — и она выполнит любое твоё задание. Что должна сделать чудо- машина по твоему приказанию?» Регистрируются первые пять ответов. Время выполнения задания ограничивается 5 минутами.
Ситуация 5. «А это главная книга страны Вообразилии. В ней есть любые истории обо всём на свете. О чём бы ты хотел узнать из этой книги?» Регистрируются первые пять ответов. Максимальное время выполнения- 5 минут.
Ситуация 6. «А это совсем замечательная ситуация. Представь себе, что в стране Вообразилии ты очутился вместе с мамой (демонстрируется рисунок). Ты просыпаешься, к тебе подходит радостная мама и говорит, что вы сегодня на один день очутились в стране Вообразилии, и ты можешь делать всё, что душе твоей угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал».
Регистрируются первые пять ответов. Максимальное время ограничивается 4 минутами.
Следует отметить, что, описывая ту или иную ситуацию, можно добавлять красочные подробности (в зависимости от воображения самого экспериментатора). Особенно желательно это делать, если нет демонстрационных карточек.
Из ответов на каждую из 6 ситуаций выбираются ответы познавательного характера.
Естественно, что даже у детей с очень высокой познавательной потребностью всё же далеко не все ответы будут определяться именно этой потребностью. Приводим ориентировочное число ответов познавательного характера для каждой из трёх групп детей.
3. Что я люблю больше всего
Мое любимое время года ________________________________________________________
Мое любимое животное _________________________________________________________
Место, где я люблю бывать больше всего на свете ___________________________________
Мой лучший друг ______________________________________________________________
Мой любимый вид спорта _______________________________________________________
Моя любимая книга ____________________________________________________________
Мое любимое занятие __________________________________________________________
Мой любимый фильм ___________________________________________________________
Моя любимая телепередача ______________________________________________________
Моя любимая одежда ___________________________________________________________
Моя любимая музыка ___________________________________________________________
Мой любимый музыкальный инструмент __________________________________________
Моя любимая песенка __________________________________________________________
Моя любимая игра _____________________________________________________________
Мой любимый цвет _____________________________________________________________
Мой любимый звук _____________________________________________________________
Мок любимое время года ________________________________________________________
Моя любимая игрушка __________________________________________________________
Мое любимое блюдо ____________________________________________________________
Мой любимый запах ____________________________________________________________
Что я люблю делать
Нарисуй, что ты больше всего любишь делать, или вырежи картинки из журнала и наклей их.
Я думаю, что я могу. я знаю, что я могу!
Лучше всего я умею:
Я не очень хорошо умею
Больше всего я хочу научиться:
4. Методика «Рамочка для фотографии»
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
5. Методика «Настроение»
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Математика
Физкультура — и т.д.
Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
6. Методика «Ранжирование».
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в третьем классе, и обосновать значимость предметов одним — двумя словами. Например, математики — интересно и т.Д. это исследование позволяет вызвать учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
7. Методика «Сочинение»
Учащимся 4 класса без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (но выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:
• Что я знаю о языке ?
• Что я знаю о математике ?
• Мой самый любимый предмет.
• Мое самое любимое занятие.
• Мой самый грустный день в школе.
• Мой самый счастливый день в школе.
• Мой выходной день.
• Что я думаю о моей учебе в школе.
• Как я хочу закончить четвертый класс.
• Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное — чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д
Приложение 8
Карта наблюдения и анализа внеурочного мероприятий / занятия кружка
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / ЗАНЯТИЯ КРУЖКА
Дата проведения ______________________________________________________________
Название объединения _________________________________________________________
Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________
Класс / возраст _______________________________________________________________
Количество присутствующих учащихся _________
Направленность внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, общекультурная, общеинтеллекутальная, социальная)
Вид внеурочной деятельности (познавательная, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая, социально-творческая, проблемно-ценностное общение)
Форма проведения (практикум, кружок, экскурсия, школьное научное общество, клубное занятие, научная конференция, круглый стол, диспут, олимпиада, поисковое исследование, проект и т.п.) ____________________________________________________
Тема внеурочного мероприятия / занятия
Универсальные учебные действия, формируемые в ходе занятия ____________________
Оцените каждый из предложенных ниже показателей по следующей шкале:
2 балла – показатель реализован полностью,
1 балл – показатель реализован частично,
0 баллов– показатель не реализован
Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?
(Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия).
Предложения и рекомендации по совершенствованию занятия
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 9
Схема самоанализа внеурочного мероприятия
Источник: allrefrs.ru
Педагогические наблюдения в детском саду
Методика ведения педагогических наблюдений.
ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.
Наблюдение за детьми в их естественном окружении — дома, в группе, на участке детского сада — один из методов, полезность которого доказана практикой.
Публикация «Педагогические наблюдения в детском саду» размещена в разделах
Что такое наблюдение? НАБЛЮДЕНИЕ — ЭТО ПРОЦЕСС СБОРА ТОЧНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОН РАБОТАЕТ ИЛИ ИГРАЕТ ОДИН, ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ. Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.
Фиксация наблюдения — это процесс документирования наблюдаемого.
Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе — позволяет выявить зону ближайшего развития
В основе наблюдений за детьми — уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.
РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.
Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Объективное наблюдение — это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста, например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения :
«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».
Эта запись даё т следующую информацию:
• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Гриша пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.
Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.
ДОСТОВЕРНОСТЬ — очищенная (свободная от субъективной окраски) запись фактов; многократное повторение одних и тех же реакций (действий, способов) в различных ситуациях. Например:
«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».
«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».
«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».
«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».
Такие факты можно считать достоверными. Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.
РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО — анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.
Например, отставание ребёнка по одному из параметров — не повод для паники. Нужно смотреть на картину в целом.
Выводы — обобщённая, согласованная точка зрения о ситуации в развитии ребёнка, основанная на достоверных фактах. Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.
Достижения — факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребёнка, субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.
ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ :
• ценится и процесс, и результат;
• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;
• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;
• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;
• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации
Повествовательные или дневниковые заметки.
Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась.
Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата. Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
Карта наблюдения.
Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.
Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.
Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков.
Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определё нному времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определё нного поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
Портфолио — это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:
• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;
• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);
• предоставление фактов для многосторонней оценки;
• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;
• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.
Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.
Оформление портфолио начинают родители — приобретают папку, подбирают фотографии. Родители наполняют его информацией о семье и домашнем укладе, об интересах и домашних увлечениях ребёнка, о взаимоотношениях ребёнка с родственниками, ее соседями, о его мечтах и предпочтениях.
Вклад воспитателей — записи наблюдений, отчётные листы продвижении ребёнка в той или иной предметной области, тексты и высказываний и рассказов, рисунки, выполненные задания и другие свидетельства его активной учебной и творческой деятельности в группе. Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определённым областям знаний, заложенным в образовательных программах.
Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.
Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.
Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.
Публикации по теме:
«Однажды в детском саду…» Видео 27 сентября в России отмечается праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. И в этот день хотелось бы пожелать всем работникам.
Адаптация в детском саду Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Кинезиология в детском саду Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования.
Наблюдения на прогулке в детском саду В детском саду летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспитатели стараются организовать различные мероприятия, которые.
Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском.
Выпускной в детском саду. Выпускной в детском саду. Реб 1: О ком сегодня все твердят? И для кого улыбки эти? Волнуется весь детский сад, причина есть – конечно, дети.
Выпускной в детском саду Сценарий выпускного бала «До свидания, детский сад!» Действующие лица: Волшебник-недоучка, Мэри Поппинс, Пеппи Длинныйчулок Под музыку.
Выпускной в детском саду Звучит музыка, дети входят танцуя, начинается вальс. Воспитатель: На праздник дружною семьей, Мы собрались в последний раз, Ребят мы в школу.
Выпускной в детском саду. Ведущий: Сегодня праздник удивительный Он не простой, а заключительный! Для всех, кто в школу собирается Чудесный праздник начинается!.
Источник: www.maam.ru
Классное руководство. ПК 3.1Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
В данном разделе представлен протокол педагогического наблюдения с результатами проведенного исследования и выводами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа педагогической диагностики с результатами проведенного исследования.
Протокол педагогического наблюдения.
Программа наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 2 «Б» класса.
Даты: 13.01.2020— 24.01.2020г.
Время: 14.00 — 18.45
Урок (мероприятие): русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, иностранный язык, технология, перемена.
Количество учащихся :23
Цель : определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Инструкция: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
1.Тебе нравится в школе?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы
Б) не хотел бы
В) не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю
Б) хотел бы
В) не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
А) да
Б) не очень
В) нет
Обработка результатов : за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл,
последний – 0 баллов.
25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная
20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
10-14 баллов – негативное отношение к школе.
Вывод: Результаты теста показали, что 84 % обучающихся имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной. 10 % — отношение к себе как к школьнику сформировано, лишь 6 % показало, что сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. Уровень мотивации средний.
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Цель: исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги и карандаши.
Кол-во участников: 10
«На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Рисунок маленький. На карандаш давила не сильно при выполнении работы. Иголок много, рисунок выполнен четкими линиями. На кактусе можно разглядеть зигзаги.
Обладает такими качествами как скрытность, осторожность, агрессивность в легкой степени. Интровертированность
Рисунок на весь лист. На карандаш давила не сильно при выполнении работы. Иголок мало, рисунок выполнен мягкими линиями, яркие цвета. Иголочки улыбаются. Есть дополнение -полянка с цветами.
Ребенок открытый, оптимист, обладает женственностью и э кстравертированностью
Рисунок крупный, только кактус. Тонкие и прямые иголки.
Мальчик одинок и интровертирован
Рисунок среднего размера. Иголок мало, но они не касаются кактуса. Цветок находится в горшке. При выполнении работы на карандаш не давила.
Обладает такими качествами как стремление к домашней защите, тревожность.
Рисунок крупный, в центре листа. При выполнении работы давила на карандаш. Иголок немного. Рисунок выполнен мягкими линиями.
Импульсивна, склонна к лидерству. Обладает женственностью .
Рисунок среднего размера. На карандаш давила не сильно при выполнении работы. Иголок мало, рисунок выполнен мягкими линиями. Есть дополнение к кактусу, облака солнце и братья- кактусы
Обладает такими качествами как открытость, женственность, э кстравертированность.
Цель : выявить уровень самооценки учащихся.
Кол-во участников: 23
Инструкция: на листе нарисована лесенка из 10 ступеней.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступени).
1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).
Вывод: Большинство обучающихся имеют средний уровень самооценки, это составляет 65% У данных детей сформировано положительное отношение к себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т. д. Это нормальный вариант развития самооценки., 21% — обучающихся имеет высокий уровень самооценки Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними».
Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).,14 % респондентов имеют заниженный уровень самооценки.
Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Предварительный просмотр:
Программа педагогического наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 2 «А» класса.
Дата: 19.01.19 — 25.01.19
Время: 8.30 — 13.05
Урок (мероприятие): русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, физическая культура, перемена .
Количество учащихся: 28
Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.
Задачи: провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке; осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка; добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.); соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки; выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля; умение организовать свою деятельность; умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности; соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности; планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдное (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).
Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности
Учащийся (имя и начальная буква фамилии)
Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося
осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.)
добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.)
недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.)
соблюдение правил поведения при изменении обстановки
выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.)
умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.)
умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав
умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности
соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.)
планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки
умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки
Источник: nsportal.ru