Обучение персонала это непрерывный процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоение ими новых навыков и приемов работы. В этой статье мы раскрываем общие сведения про обучение персонала: как его организовать, какие методы, способы и виды обучения персонала использовались раньше и используются сейчас, и почему это важно.
В статье мы рассмотрим:
- Виды и формы обучения персонала
- Методы обучения персонала
- Связь между обучением и мотивацией персонала
- Система оценки обучения персонала
- Примеры обучения персонала из нашей практики
Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников?
Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.
Особенности разработки и реализации программ обучения по ОТ с 01 09 22
Опыт восточных компаний, где предпочитают «вырастить» работника для себя, показывает, что такая стратегия приносит прекрасные плоды. Сотрудник считается тем ценнее, чем дольше он трудится на одном предприятии. Сегодня к пониманию важности постоянного обучения сотрудников приходят и в России.
Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда.
Виды и формы обучения персонала
Вам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей.
- Подготовка персонала,
- Переподготовка персонала,
- Повышение квалификации персонала.
У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим.
Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы.
Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности.
Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде.
Методы обучения персонала
Как работодателю составить программу обучения работников по использованию СИЗ
На сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные.
К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника.
Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе.
Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства.
Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях.
Рассмотрим самые распространенные методы обучения
Лекция — самый оптимальный способ донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить сразу большое количество человек. Однако нужно учесть, что «обратная связь» со слушателями при этом отсутствует, внести какие-то корректировки по ходу занятия в случае, если материал не усваивается, сложно. Для работодателя плюсы лекционного метода обучения сотрудников заключаются еще и в финансовой составляющей.
Большую активность обучающихся предполагает семинар. Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится.
Более современным методом обучения считаются видеоуроки. Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте.
Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали.
В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение. Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации.
Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение. Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным.
В качестве обучения на рабочем месте часто используется производственный инструктаж . Приходя на новое место работы, или знакомясь с нововведениями, сотрудники получают общую информацию о предстоящей работе.
Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности.
Некоторые компании используют метод наставничества, где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным.
Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения.
Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки.
Собрать как можно больше разных идей помогает мозговой штурм. Один из главных его принципов — как можно больше вариантов предложить за короткое время. В условиях стресса мозг, как правило, начинает лихорадочно генерировать идеи, пусть не во всех, но многие идеи могут содержать рациональное зерно. Метод помогает раскрепостить даже самых нерешительных сотрудников, научить людей прислушиваться к чужому мнению.
Для адаптации новых сотрудников отлично подходит сторителлинг (от англ. Story Telling — «рассказ историй»). При помощи историй работника знакомят с традициями и атмосферой компании. Одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы стала технология обучения действием — «аction learning».
Основой этого действа становится группа ключевых сотрудников компании. Участники работают не с упражнениями и смоделированными ситуациями, а с реальными задачами.
Источник: teachbase.ru
Конструктор программ
С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые ФГОС начального и основного общего образования. На уровне начального общего образования они будут реализовываться параллельно с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. А на уровне основного общего образования введения специального образовательного стандарта не предполагается. Таким образом выпускники начальной школы, имеющие особые образовательные потребности (ОВЗ), в случае цензового образования переходят на ФГОС ООО. Обучающиеся, в структуре нарушений которых установлена умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), в 5 классе переходят на ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Новый ФГОС ООО учитывает образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в части планируемых результатов освоения программ учебных предметов и коррекционных курсов, в содержании коррекционной и воспитательной программ, в кадровом обеспечении инклюзивного образования. Однако категория «дети с ОВЗ» достаточно полиморфна, поскольку включает обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра. Для обучающихся каждой из перечисленных групп характерны определенные психофизические особенности, которые влияют на темп и объем освоения образовательной программы.
Влияние особенностей психофизического развития на освоение содержания учебных предметов и образовательной программы в целом учитывается в адаптированных основных общеобразовательных программах основного общего образования, проекты которых разработаны коллективом Института коррекционной педагоги РАО. Каждая из 8 программ, представленных на сайте ИКП РАО (вкладка ФРЦ ОВЗ) ориентирована на особые образовательные потребности представителей определенной нозологической группы, на отдельный (специальный) класс с однородным контингентом.
Одновременно с этим в обычных 5-9 классах массовых школ обучается достаточное число детей, которым ПМПК рекомендовано освоение АООП для обучающихся с определенными нарушениями. Следовательно, учителям-предметникам необходимо дорабатывать рабочие программы учебных предметов в части планируемых результатов, содержания и видов деятельности, учитывая соответствующие положения АООП, рекомендованной каждому обучающему с ОВЗ.
ВАЖНО! При составлении адаптированных рабочих программ учебных предметов необходимо учитывать, что ребенок, получая цензовое образование, обязан пройти государственную итоговую аттестацию.
Источник: csoso.ru
Обучение на производстве: с чего начать и как не заблудиться
Директор по персоналу торгово-производственного предприятия
Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.
Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе. Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации. Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?! Посещая специализированные конференции по вопросам управления персоналом, я воспринимала докладчиков как гидов, проводивших экскурсии по HR-достопримечательностям.
Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:
— Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо — редкой красоты пейзаж!
В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик. Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них. Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.
Правило первое «Без паники!»
Говорят, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры. Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности».
На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам. Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.
Правило второе: «Не заплутай еще больше!»
Турист спрашивает местного жителя:
— Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?
— Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…
Четыре вопроса — как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:
- Что делаем?
- Как делаем?
- Кто делает?
- Сколько стоит то, что мы делаем?
1. Что делаем?
Например, подготовка рабочих включает три основных направления:
- Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу. Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.
- Обучение рабочим профессиям.
- Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе — «повышение разрядов»).
2. Как делаем?
Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.
На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки — для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.
Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные — «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.
3. Кто делает?
Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний — преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.
Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.
4. Сколько стоит организуемое обучение?
Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).
Правило третье: «Язык до Киева доведет!»
Заявление от работника:
«Прошу записать меня на курсы повышения зарплаты».
На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем. Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же. Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!
Процесс | Понимание службой персонала | Понимание производственным персоналом |
Обучение персонала | Процесс приобретения знаний, умений, навыков | Получение «корочки» для допуска к работам |
Аттестация персонала | Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности | Оформление документов (протоколов, удостоверений) |
Повышение квалификации | Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников | Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы |
Развитие персонала | Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др. | Абстрактное понятие |
Язык до Киева доведет, главное — говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.
Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»
«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра — нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон «Об образовании в РФ»;
- Положение о лицензировании образовательной деятельности;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
- РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
- РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
- Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
- Порядок обучения по охране труда;
- Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
- Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
- Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.
Для работы со студентами:
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
- Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
- Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.
Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).
Формы обучения | Программы | Аудитория | Условия | Документ (на выходе) |
Профессиональное обучение | Обучение рабочим профессиям | Рабочие | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно После прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение) Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине |
Свидетельство |
Повышение квалификации | Программы в объеме от 16 до 250 часов | Руководители, специалисты, рабочие | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно | Удостоверение |
Профессиональная переподготовка | Программы в объеме свыше 250 часов | Руководители, специалисты | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно | Диплом |
Специальная подготовка (технические курсы) | ПНАЭ Г-7-003 | Сварщики | Согласование программ с головной материаловедческой организацией | Не требуется |
ПНАЭ Г-7-010 | Контролеры | Согласование программ с головной материаловедческой организацией | Не требуется | |
Подготовка по безопасности в атомной энергетике | Руководители, специалисты | Внутренний стандарт предприятия | Не требуется | |
Подготовка по промышленной безопасности | Руководители, специалисты | Программы, согласованные с Ростехнадзором | Не требуется | |
Охрана труда | Руководители, специалисты | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно | Удостоверение | |
Рабочие | Обучение проводит непосредственный руководитель | Запись в журнале | ||
Пожарно-технический минимум | Руководители, специалисты, электрогазосварщики | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно Согласование программ с МЧС России | Удостоверение | |
Гражданская оборона | Руководители | Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно | Удостоверение |
Правило пятое «Найди других туристов!»
Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром — найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» — это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы. На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций. На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они — HR-вершины заводского учебного центра.
Источник: delovoymir.biz