Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее — Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее — образовательные программы или программы).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»):
основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) или образовательными стандартами (далее — ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12);
Внедряем профстандарты: как составлять и вносить изменения в должностные инструкции работников
программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73);
Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*(1).
Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности*(2). Соответственно, их использование — обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности. В связи с этим далее в методических рекомендациях будут рассматриваться вопросы учета требований профессиональных стандартов при разработке именно таких программ.
Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, статья 195.1.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 9 ст. 73, 74; глава 10 ст. 76).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
Система обучения с нуля: как ее создать и развивать в компании
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы» (п. 13, 15).
5. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
6. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
7. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
8. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
9. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
10. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры».
11. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
12. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
13. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
14. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
15. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Часть I.
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*(3).
Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*(4)).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Связь образовательной программы с профессиональными стандартами
Наименование программы
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
Уровень квалификации
Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной программы»*(5) или иных документах, входящих в ее состав — паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.
Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки)
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС или ОС, а дополнительные профессиональные программы — программы профессиональной переподготовки (далее — программы профессиональной переподготовки) на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования (далее — СПО и ВО) к результатам освоения образовательных программ.
Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).
Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО.
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»*(6). В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция»*(7).
В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием таблицы 2.
Источник: www.dokipedia.ru
Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.
Порядок внедрения профессиональных стандартов
В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов. Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников. В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений. Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов. Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись. Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов. План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом. План внедрения профессиональных стандартовЭтап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании. Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы. Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол. Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору. Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание. Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны. Пример В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда». Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда». При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности). Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2. В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:
- исключена позиция «Инженер по охране труда»;
- добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».
Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.
Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.
Он может включать в себя:
- организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
- мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
- внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Документ утверждает руководитель организации.
Внедрение профессиональных стандартов: последствия
Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.
Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование.
Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
- от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.
Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.
В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.
- профессиональный стандарт
- квалификационный экзамен
- квалификационный аттестат
- профессиональные квалификационные группы
- независимая оценка квалификации
Источник: www.klerk.ru
План-график внедрения профессиональных стандартов

План-график внедрения профессиональных стандартов обязателен для государственных и муниципальных организаций, а также принадлежащих им предприятий. В чем заключается специфика его составления?
Вам помогут документы и бланки:
- Что представляет собой план-график внедрения профессиональных стандартов в организации
- Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов
- План-график внедрения профстандартов: структура документа
- Где можно скачать образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов
- Итоги
Что представляет собой план-график внедрения профессиональных стандартов в организации
Профстандарт — это совокупность критериев квалификации, которая нужна сотруднику предприятия для осуществления своей профессиональной деятельности, выполнения предусмотренной контрактом трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Разрабатываются профстандарты компетентными государственными ведомствами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 195.2 ТК РФ).
Использовать профстандарты обязательно:
- государственным и муниципальным структурам (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584);
- предприятиям, которые более чем на 50% принадлежат данным структурам (п. 1 постановления № 584);
- частным фирмам, имеющим рабочие места, наличие которых предопределяет необходимость предоставления работникам льгот и преференций, гарантированных законодательством РФ (ст. 57 ТК РФ).
Порядок применения профстандартов также устанавливается федеральными властями.
Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов
Стоит отметить, что Правительство РФ на данный момент разработало только 1 нормативный документ, регулирующий порядок применения профстандартов организациями.
Так, постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 введена обязанность для государственных и муниципальных структур (включая предприятия, в которых более чем 50% доли принадлежит властям) по составлению особых планов внедрения профстандартов в организациях.
Соответствующие документы должны содержать, прежде всего, перечни профстандартов, которые подлежат применению в организации, а также сведения об этапах их практического внедрения.
Кроме того, в планах мероприятий по внедрению профстандартов (получивших также неофициальное наименование «планы-графики») фиксируется потребность организации в проведении обучения сотрудников в целях обеспечения соответствия их квалификации тем критериям, что зафиксированы в профстандартах.
В рассматриваемых планах-графиках также должны отражаться перечни локальных нормативов и иных документов организации (касающихся, в частности, вопросов аттестации и иных форм оценки компетентности сотрудников), которые должны быть изменены исходя из критериев, установленных в профстандартах.
Реализовать мероприятия, отраженные в плане-графике, в соответствии с требованиями постановления № 584 организациям нужно было до 01.01.2020. Вновь создаваемые государственные организации и учреждения вместе с тем обязаны обеспечить применение соответствующего плана-графика (как следует из некоторых разъяснений контролирующих органов), дополнять его по мере появления новых профстандартов.
Если рассматривать постановление Правительства РФ № 584 в порядке правовой аналогии с точки зрения его применимости частными предприятиями, не принадлежащими более чем на 50% государству или муниципалитетам, но обязанными использовать профстандарты (например, по причине наличия «вредных» рабочих мест), то правомерно будет говорить о возможности составления на предприятии плана-графика внедрения профстандартов в структуре, основанной на положениях соответствующего постановления.
Рассмотрим, каким образом может выглядеть подобный план-график.
План-график внедрения профстандартов: структура документа
План-график внедрения профстандартов можно оформить в виде таблицы. В ней, если следовать предписаниям постановления № 584, обязательно нужно будет отразить:
- перечень профстандартов, которые применяет учреждение;
- этапы внедрения соответствующих профстандартов;
- сведения о требуемых изменениях в локальных нормативах;
- сведения о необходимости организации обучения сотрудников, которые обязаны работать по профстандарту.
Также имеет смысл — хотя это и не предписано законодательством — отразить в таблице перечни сотрудников, ответственных за реализацию этапов внедрения профстандартов, а также сроки реализации данных этапов.
Каким образом можно оптимально соотнести указанные типы сведений?
В 1-м столбце таблицы можно перечислить непосредственно профстандарты, используемые в фирме, со ссылкой на нормативные акты, в которых они утверждены. Например, если внедряется профстандарт «Бухгалтер», то это будет приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н.№
Во 2-м столбце можно отразить перечни мероприятий, составляющих этапы внедрения профстандартов. Например, это могут быть такие мероприятия, как:
- издание приказа о подготовке и внедрении профессионального стандарта;
- изучение особенностей НПА, регулирующих применение профессионального стандарта;
- определение наличия потребности в прохождении работником дополнительного обучения в целях повышения его квалификации по требованиям профессионального стандарта;
- проведение (при необходимости) дополнительного обучения работника;
- заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором учтены особенности применяемого профстандарта;
- осуществление мониторинга изменений в НПА, регулирующих применение профстандарта;
- инициирование новой серии реализации этапов внедрения профстандарта — в установленном порядке.
В 3-м столбце можно указывать сведения о лицах, ответственных за проведение тех или иных этапов мероприятий по практическому внедрению профстандартов. Сроки исполнения соответствующих этапов можно отражать в 4-м столбце таблицы.
В 5-м столбце будет удобно фиксировать сведения о требуемых изменениях в локальных нормативных актах — опять же, соотносительно с каждым мероприятием. Например, если по итогам обучения сотрудника перезаключается дополнительное соглашение с ним, то это может потребовать корректировки положений, к примеру, коллективного договора, подписанного фирмой-работодателем.
В 6-м столбце могут отражаться различные комментарии и пояснения к сведениям, которые фиксируются в предыдущих столбцах. Например, одним из соответствующих примечаний может быть ссылка на решение аттестационной комиссии о том, что требуется дополнительное обучение для таких-то сотрудников, — это позволит привести документ в соответствие к одному из критериев, установленных постановлением № 584.
Каковы требования к внедрению профстандартов в коммерческой организации? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и скачайте алгоритм действий коммерческой организации, а также образцы необходимых документов.
Где можно скачать образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов
Образец плана-графика внедрения профстандарта вы можете скачать, кликнув по ссылке ниже.
Итоги
План-график внедрения профстандартов — документ, который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 госпредприятия, а также фирмы, которые более чем на 50% принадлежат государству или муниципалитету, как субъекты применения профстандартов должны составлять обязательно с учетом критериев, прописанных в данном постановлении. Частные компании, имеющие «вредные» рабочие места (то есть также обязанные применять профстандарты), могут составлять аналогичный план-график — на основе критериев, установленных правительством.
Изучить иные полезные сведения о профстандартах вы можете в статьях:
Источник: nalog-nalog.ru