Когда дочка перешла на семейное обучение, первое время у меня голова шла кругом от огромного количества всевозможной информации вокруг. Регистрация на различных обучающих платформах, выбор литературы, консультации с более опытными родителями, тайм-менеджмент. Я не знала, за что браться. Сейчас с высоты своего опыта, я предлагаю разделить подход к образовательному процессу на 6 этапов.
1. Постановка целей
Именно с этого я советую начинать организацию образовательного процесса. Необходимо выделить для себя главные цели обучения.
- Какие предметы более интересны ребёнку?
- На какие нужно обратить внимание в связи с ОГЭ и ЕГЭ?
- Что для вас в приоритете: сдать аттестации на «отлично» или заложить ребёнку необходимую базу знаний?
- Что даётся ребёнку сложнее: устные предметы или составление конспектов?
- Какой подход к обучению для вас ближе: чёткое следование школьной программе, анскулинг или творческий подход?
Ответив для себя на эти вопросы, можно даже тезисно выписать их в блокнот, вы придёте к тому, чего хотите достигнуть к концу учебного года. И двигаться дальше станет легче.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ?
2. Разработка схемы обучения
Далее нужно выбрать стратегию или схему образовательного процесса.
Можно заниматься каждый день разными предметами, по аналогии со школой. Например, остаться в привычной системе и изучать от четырех до шести предметов в день, и в конце года сдавать все аттестации.
А можно выбрать обучение блоками. То есть какое-то определённое время заниматься исключительно одним предметом. Например, в сентябре изучать только математику, в октябре — биологию, в ноябре — литературу. И в конце каждого периода сдавать аттестацию по пройденному предмету.
Второй вариант несколько необычен, но именно он подошёл нам с дочкой идеально.
3. Выбор основной и дополнительной литературы
Это довольно длительный и трудоёмкий этап. Учебных пособий в настоящее время более, чем достаточно. Необходимо сначала определиться, для каких предметов вам нужна более основательная подготовка, а по каким достаточно одного учебника.
Несмотря на обилие современных средств, роль учебника в образовательном процессе сложно переоценить. Хороший учебник, на мой взгляд, чётко структурирован, имеет множество творческих заданий, содержит тесты для самопроверки. Он также включает в себя разные виды информации: текстовую, графическую, картографическую.
Дополнительную литературу можно приобрести по предметам, наиболее интересующим ребёнка, и сделать это при его непосредственном участии.
4. Поиск образовательной платформы
Здесь ваш выбор должен опираться на цели образовательного процесса.
- Нужны ли вам репетиторы по предметам или достаточно обучающих уроков и выступлений экспертов в различных областях знаний?
- Необходимы ли вашему ребёнку входные и промежуточные контрольные по предметам или вас больше интересует креативный подход?
Ответив на эти вопросы, необходимо изучить образовательные онлайн-ресурсы и справочно-информационные порталы, и выбрать наиболее подходящий. Также советую обратить внимание на онлайн-библиотеки, онлайн-журналы по различным предметам, а также обучающие уроки на YouTube.
5. Тайм-менеджмент и организация вне учебного времени
Здесь нужно ориентироваться исключительно на своего ребёнка. Может ли он рано вставать? Когда он наиболее активен, утром или во второй половине дня? Необходимо учесть его желания в первую очередь.
Без грамотного распределения времени на семейном обучении не обойтись. Очень полезно своими руками сделать красивое расписание. Например, если вы занимаетесь одним предметом в день, то распишите количество времени на чтение литературы, просмотр видео-урока, написание конспекта, решение тестов, творческое задание.
Но нужно помнить, что отдыхать тоже крайне важно. У ребёнка должно быть достаточно времени для прогулок на свежем воздухе и для занятий своими делами. Это помогает переключиться, настроиться на позитив и набраться сил.
6. Составление плана уроков
План я советую разработать под каждый предмет. Делать его лучше поурочно, отдельно прописав тему занятия, соответствующий параграф в учебнике, видео на интернет-портале, урок с репетитором, если нужно, письменный конспект, тесты, практические и творческие задания.
Делайте все вместе с ребенком. Вовлекайте его в процесс. И через некоторое время увидите, что ваша тотальная помощь уже не требуется, только небольшой контроль.
И призываю вас не забывать, что основная наша задача как родителей – это развитие мыслительных навыков ребёнка и интереса к обучению, а также психологической устойчивости к стрессам и меняющемуся миру, что особенно актуально в последнее время.
Автор : Елена Лачина
Спасибо за ваши «Спасибо» . Подписывайтесь на канал . Будьте в курсе семейного обучения.
Источник: dzen.ru
Учебный план — табу, расписание не нужно. Делаем хоумскулинг осмысленным и последовательным
Нужно ли тем, кто уходит на семейное обучение, следовать школьным учебным планам и заниматься каждый день по типовому расписанию? Джули Богарт учила пятерых детей дома и считает, что это избыточно и разрушает саму идею анскулинга. Она обобщила свой опыт в книге «Магия домашнего обучения» — и многие советы подходят и для дистанционного обучения.
Некоторые родители носятся со своими красивыми ежедневниками и журналами. Жить без них не могут! И я тоже верила, что хорошо составленное расписание — это волшебная палочка для достижения успеха в домашнем обучении. Я целых три месяца благополучно следовала ежедневному плану занятий с двумя старшими детьми.
И в разгар моей радости по этому поводу десятилетний Ноа вдруг заявил: «Ненавижу свою жизнь». Я была раздавлена — и поняла, что наши с ним представления об успешной учебе не совпадают. Тогда я вернулась к главным вопросам: «Что такое учеба? Как мне измерить прогресс в ней? Как соотносятся вдохновение и дисциплина, радость и усидчивый труд?»
Для анскулеров составление учебного плана — это табу. Оно воспроизводит школьную систему и подрывает природную способность детей к самообучению. Я горела желанием испытать передовой подход и выбросила расписание. Всем сердцем приняла идею анскулинга. Нас распирало от новой энергии: «Вот способ учиться радостно и свободно!» Но только так не получилось.
Из нашего воздушного шарика счастливой учебы вышел весь гелий; я не могла придумать, как каждый день поддерживать любопытство детей на первоначальном уровне — и сами дети тоже не могли. Они бесцельно бродили по дому. Я впала в ступор: заставлять их делать что-либо я не хотела, но и видеть их внезапную вялость и апатию у меня не было сил. Я знала, что у истинных приверженцев теории свободного обучения не бывает таких провалов, но что делать дальше, не понимала.
На протяжении следующих нескольких лет я испробовала (как и вы) массу всевозможных образовательных теорий и подходов. И в любой системе присутствовала как волшебная сила, так и скука — до тех пор, пока однажды я не пересмотрела все. Я перевела свой взгляд с образовательных теорий на нашу повседневную жизнь. Иными словами, перестала сосредоточиваться на обучении как таковом и занялась своей домашней жизнью.
Дом, а не школа
Родители, мы с вами дома: возвращаясь в это место, мы сбрасываем обувь, стаскиваем лифчики и валимся на диван. В долгой разлуке мы скучаем по дому. Дома мне можно быть собой, нет необходимости изображать кого-то.
Когда я только занялась домашним обучением, у меня было сильное искушение превратить свой дом в школу (к этому толкает сам термин хоумскулинг). Однако дом и школа соединяются примерно как вода с маслом. В школе вам надо отдельное разрешение даже на то, чтобы сходить в туалет! В школе нельзя плюхнуться на диван: вас заставляют сидеть на стульях за партами. Урок начинается со звонка.
Еда по расписанию. За поведением учеников следят, его оценивают.
Что происходит, когда вы пытаетесь навязать школьную систему дома? Возникает раздражение. Дети инстинктивно противятся тому, чтобы место, которое они любят, превращалось в совсем другое — такое, где на них оказывают давление и дают указания. Они также знают, что навязывание школьного расписания дома — лицемерие.
Они видят, как вы читаете сообщение в мессенджере посреди урока математики. Они видят, как вы идете к холодильнику за стаканом сока для малыша, когда по расписанию у вас чтение вслух.
И в глубине души вы сами понимаете, что от вас не требуется жить по установленному вами же расписанию
Все это знают! Вы спокойно делаете исключения для самих себя — и это разумно. Вы дома. Дом — это место, где все приспособлено под нужды и желания каждого из проживающих в нем. Сначала люди, потом расписание.
Я поняла, что ради более эффективного домашнего обучения я должна отказаться от школьной системы с ее ограничениями и запретами и поставить себе на службу энергию дома. Я отреклась от своей верности священному «школьному расписанию». Ему на смену пришел более щадящий «домашний распорядок».
Распорядок, а не расписание
Вы когда-нибудь планировали еду на неделю для своей семьи? По воскресеньям вы отправляетесь в магазин со списком покупок. Завтрак, обед и ужин, помноженные на семь дней.
Наступает понедельник: на завтрак — овсянка, на обед — жареный сыр, на ужин — жаркое на сковородке. Пока все идет хорошо. Все едят, все довольны. Приходит вторник: на завтрак — яичница-болтунья с тостами. Вы все едите с удовольствием, все запланированные ингредиенты использованы.
И тут вдруг, как гром среди ясного неба, приходит сообщение от вашей лучшей подруги: «Давай встретимся и пообедаем в парке? Не беспокойся, — пишет она, — у меня есть кукурузные лепешки тако с начинкой и картошка фри на всех».
О нет! А как же расписание еды? Как быть с обедом, который вы уже запланировали и для приготовления которого купили продукты? Вы размышляете: может, уговорить детей съесть бутерброды с тунцом за ужином, чтобы наверстать упущенное? И конечно, они соглашаются, ведь пикник — это так весело.
Но когда наступает время ужина, бутерброды с тунцом плюс жареная курица с картофельным пюре — этого оказывается для них слишком много. Дети болтают ногами под столом, ноют, что они объелись, обещая все доесть за завтраком.
Давление от этой еды по расписанию ощущается все сильнее. Что нам есть на следующее утро?
Ура! Недоеденные бутерброды и холодное пюре. Просто чтобы наверстать
Читаются нотации: «Вы обещали все это съесть — а теперь не хотите. Ну все. Больше никаких пикников!» И ваши дети, припертые к стенке, измучившиеся, растерянные, спрашивают себя, в чем они провинились.
Театр абсурда. Какой родитель будет пихать в ребенка еду, чтобы соблюдать меню? А между тем, в домашнем обучении многие родители поступают именно так. Учеба по расписанию, основанная на количестве страниц, разбитая по дням недели, иногда даже по времени суток, ведет к возрастанию тревожности.
У меня была подруга, которая никогда не брала выходной по понедельникам, потому что в ее расписании были запланированы дела на каждый понедельник в году. Она ненавидела «отставать». Расписание похоже на сердитую, полную осуждения тетушку, у которой из родинки растут волосы, которая смотрит на вас сверху вниз за то, что вы не соответствуете ее чрезмерным ожиданиям.
Дело в том, что мы не едим по расписанию. Мы едим по распорядку. Мы покупаем еду, которую можно приготовить к любому из трех приемов пищи, так, чтобы можно было подкрепиться, когда мы голодны. Если у нас есть вариант получше — например, кто-то приглашает нас на ланч, — конечно, нам наплевать на бутерброды с тунцом.
Вернувшись домой, мы просто едим следующую еду и не пихаем в себя оставшиеся сэндвичи. На самом деле, иногда мы понимаем, что вот этот незапланированный ланч был лучше, чем то, что ожидалось.
Веселая тетушка Леди Вдохновение
Образованию тоже идет на пользу такая стратегия: следовать распорядку, но не строгому расписанию. Если вы учите своих детей дома по расписанию, трудно дать волю вдохновению. Вдохновение — это веселая тетушка, которая приносит в класс банки с жидким серпантином. Леди Вдохновение превращает расписание в хаос.
Она является в виде приглашения пренебречь планом — таков ее главный способ передвижения. Увы, в гости вдохновение приходит ненадолго. Как только кончается жидкий серпантин в банке, оно удаляется прочь, даже не попрощавшись. И что тогда делать?
Родители, временно отказавшиеся от школьного расписания, беспокоятся, что их дети могут начать отставать; они спрашивают себя, стоило ли вообще отвлекаться на вдохновение, — и берутся за дело с удвоенной силой. Но что, если к образованию подходить так же, как к планированию еды? Конечно, мы можем составить расписание уроков на неделю, но мы с радостью устремляемся вслед за вдохновением, если оно дает более ценный опыт обучения. А после того, как оно покидает нас, мы просто возвращаемся к тому месту программы, на котором остановились.
Работает ли это? Могут ли наши дети учиться по распорядку, а не по расписанию?
Распорядок — вещь выносливая: он служит нам, когда мы в нем нуждаемся, и всегда готов отойти в сторону. Более того: когда Леди Вдохновение отправляется в семью соседей, мы не спрашиваем себя, чем занять пустые часы. Стоявшая передо мной дилемма свободного обучения была решена. У меня созрел план, как проводить дни, когда вдохновение иссякает.
В моей семье распорядок дня по большей части выглядел следующим образом:
- Как проснемся — так и проснемся (после того, как выспались).
- Завтрак и игры — около получаса. Я обычно некоторое время проводила за компьютером и слушала радио, прежде чем взяться за основные дела. Дети играли с конструктором, пластилином, куклами, занимались творчеством и рукоделием или же играли в видеоигры.
- Потом мы собирались в гостиной для совместного чтения вслух: глава из романа, басня Эзопа, стихотворение, отрывок из научно-популярной книги, текст по истории и пара книг с картинками для самых маленьких.
- Затем мы шли к кухонному столу писать упражнения, диктанты, заниматься правописанием, фонетикой и развитием речи, грамматикой или логикой — наша порция «лингвистических наук» на день.
- Задействовали в учебе тело: арифметические операции, предлоги, домашний адрес, звуки речи.
- Делали перерыв (прыгали на батуте, перекусывали, бегали по двору с собакой).
- Занимались математикой (игры, рабочие тетради, счетные предметы).
- Обедали.
- Работали над проектом (история, сочинение, естественные науки).
- Оставляли себе свободное время, или ехали в библиотеку, или в кино.
Этот распорядок дня можно было перекроить под себя, если мы были записаны к стоматологу или если звонила подруга и предлагала бесплатные билеты в контактный зоопарк. План работы на день летел в тартарары ради кормления коз. Кормить коз почти всегда намного полезнее для учебы, чем выполнять упражнения в тетради. На следующий день мы возвращались к своему распорядку — предсказуемому устройству наших совместных дней.
Большинство людей согласны с тем, что питаться надо по распорядку. Если пропустили обед — вы не отстаете в еде. А как насчет предметов вроде математики, грамматики, которые учатся поэтапно?
Разве по ним нельзя отстать? Не следует ли ими заниматься по жесткому расписанию?
«Отставание» предполагает, что вы считаете, будто составители программ знают, с какой скоростью вашим детям положено учиться. Но ведь вы дома, и у вас билеты в первом ряду, с которого лучше видно, учит ли ваш ребенок материал. Если вы действительно стали столь беспечно относиться к образованию своего ребенка, что целыми днями бродите по городу, не уделяя времени фонетике, счету и изучению Солнечной системы, то вы имеете полное право отказаться на время от «лучших» предложений. Посидите дома. Сосредоточьтесь на распорядке, до тех пор, пока не ощутите, что в вашей семейной школе воцарилась стабильность.
При этом большинство людей не следуют за вдохновением каждый день. Распорядок учебы и предсказуемый режим еды и сна помогает вам сохранить рассудок. Не все зависит от гипертрофированного любопытства ребенка или от вдохновленной инициативности родителей. Установление привычек привносит в жизнь покой и гасит тревогу.
Интервальные тренировки
Нет никакого магического количества минут, дней, страниц в рабочей тетради, которое убедит вас в том, что ваш ребенок достаточно хорошо учится. Как только вы скатитесь до того, что начнете измерять успехи своего ребенка в соответствии с внешними стандартами, вы никогда уже не успокоитесь, потому что эти стандарты меняются из года в год и от предмета к предмету. Вместо этого лучше сосредоточьтесь на росте жизненной энергии, выдержки, способностей и умений ваших детей.
Учиться чему-либо означает применять существующих набор навыков к новым задачам, не теряя присутствия духа. Некоторые уроки требуют большей сосредоточенности или сопряжены с ощущением дискомфорта оттого, что мы еще не слишком хорошо разбираемся в предмете. Вот почему для учебы важны жизненные силы и выдержка. Принцип учебы таков: чем новее идея, тем больших усилий требует ее освоение. Если идея знакома или опирается на изученный материал, а объем новой информации не слишком большой, ребенок может предпринять серьезную попытку освоить ее, используя то, что уже умеет, и свою волю к познанию.
Один образ очень сильно помог мне в деле взращивания жизненной энергии и выдержки в процессе обучения. Поразмыслите о том, как организуются спортивные тренировки. Я — марафонец. Когда мы готовимся к марафону, в разные дни недели мы бегаем на разные дистанции, увеличивая общую длину маршрута от недели к неделе.
Типичная неделя выглядит так:
- Понедельник: Отдых
- Вторник: Бег на пять километров
- Среда: Бег на восемь километров
- Четверг: Бег на пять километров
- Пятница: Отдых
- Суббота: Бег на тринадцать километров
- Воскресенье: Смешанная тренировка
Заметьте: существуют дни отдыха между самыми длинными забегами (каждую неделю по субботам дистанция увеличивается на полтора километра). Воскресенье — день смешанной тренировки, посвященный разного рода аэробным нагрузкам.
Если применить эту модель к домашнему обучению и, например, обсудить с ребенком цели в изучении математики?
Цель — освоить таблицу умножения к концу февраля. Сейчас январь. Что, если мы составим расписание занятий, которое поможет тебе добиться успехов в выполнении этой задачи?
Распорядок может быть такой: в некоторые дни меньше задач, а в какой-то один — упражнения на весь материал, изученный к настоящему моменту, и больше задач, чем во все остальные дни. Почему бы не посвятить некоторые дни отдыху или игре в кости в качестве аналога смешанной тренировки?
Пример:
- Понедельник: Решить 3 задачи
- Вторник: Решить 5 задач
- Среда: Решить 3 задачи
- Четверг: Выходной
- Пятница: 8 задач
- Выходные: Игра в кости в свое удовольствие!
А как этот применить к фонетике и чтению? Вы можете сначала «читать» книгу без слов, потом ту, где есть только слова, уже знакомые вашему ребенку, потом прочесть книгу ребенку вслух, потом попробовать книгу, где будут недавно выученные правила чтения*? Выполните одну страницу — а потом перекусите от души и обнимитесь в качестве награды за приложенные усилия.
Как правильно организовать домашнее обучение
Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?
Свернуть
Рекомендации по правильной организации домашнего обучения
Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо
- Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.
С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.
Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.
- Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.
По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).
После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.
- В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.
Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.
- Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.
Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода — недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой — ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.
Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.
- Определиться с формой домашнего обучения.
С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, как он хотел бы получать знания и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.
Формы домашнего обучения
Надомное
Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.
Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся педагоги к внеклассной работе.
Семейное
Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.
Классы семейного типа создаются при полной инициативе и участии родителей, которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.
Экстернат
Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.
Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.
После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки учебники и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.
Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.
Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.
По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.
Родители в домашнем обучении
Оставляя ребенка на домашнем обучении, родители берут на себя роль наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.
- Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.
Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.
- Организованность.
Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.
- Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.
Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.
- Способствовать развитию самостоятельности.
Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю самостоятельного получения знаний ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.
- Развитие навыков целеполагания.
Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.
Плюсы и минусы способа
Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.
Слабые сторона обучения на дому:
- Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
- Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
- Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе отказа от возможности зарабатывать.
- Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.
Сильные стороны домашнего обучения:
- Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
- Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
- Возможность углубленного изучения действительно интересных дисциплин и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
- Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.
Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)
Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей — достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.
Похожие записи:
- Тенденции развития форм обучения. Нетрадиционные формы организации уроков
- Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД)
- Особенности физического воспитания детей с нарушенным интеллектом в коррекционных школах.
- Делаем ёлочные игрушки с ребёнком
Источник: paidagogos.com