1. Чётко определите цель и не отвлекайтесь на лишнее
Если ваша цель — быстро заговорить по‑английски, отсекайте сложные грамматические темы и ненужную лексику. Вот что важно изучить в самом начале:
- Глагол to be.
- Вспомогательные глаголы to do, to have, will и модальные would, should, can.
- Три формы времени: Present Simple, Past Simple, Future Simple. А также то, как составлять в них отрицательные и вопросительные предложения.
А если, к примеру, впереди у вас экзамены, то план занятий будет другим. Вот несколько пунктов из него:
- Разобраться в формате экзаменов.
- Выучить более сложные грамматические конструкции. Здесь пригодятся и Conditionals, и пассивный залог, и хорошее знание артиклей.
- Научиться писать грамотные и структурированные эссе.
Но цель занятий — это точка B, а нужно не забывать и о точке A. Важно определить свой начальный уровень и ожидаемый результат занятий, а уже потом составлять план. С этим помогут опытные преподаватели или регулярные тесты — о них мы расскажем чуть ниже.
Как выучить английский самостоятельно? | Пошаговый план
2. Используйте бесплатные языковые приложения
С их помощью можно практиковать язык где и когда угодно. Выдалась свободная минутка в метро, во время обеда, в очереди — запускайте приложение и учитесь. Это проще, чем сесть за стол, открыть рабочую тетрадь и найти нужную страницу в учебнике. А дети и вовсе часто воспринимают такие приложения как очередную игру для смартфона. В итоге и ребёнок развлекается, и прогресс заметен.
Вот несколько отличных сайтов и приложений:
- Игра Wordle — чтобы каждый день запоминать по новому английскому слову. А если вам удобнее мобильные программы, попробуйте варианты для iOS и Android, смысл тот же.
- Приложение Skyeng для iOS или Android — чтобы учить и повторять английские слова.
- Игра Semantris — чтобы быстро печатать и подбирать нужные ассоциации на английском.
- Tandem — чтобы общаться с иностранцами.
- Упражнения для мозга на английском — чтобы тренировать память, логику и внимание, а заодно прокачивать знание языка.
3. Запишите на занятия ребёнка, а учитесь вдвоём
Если английский нужно учить и родителям, и детям, а ресурсов не хватает, запишите ребёнка в онлайн‑школу и занимайтесь вместе с ним. Обычно подобные курсы дают крепкую базу, и так вы шаг за шагом выучите язык всей семьёй.
Или наоборот, подключайте ребёнка к своим домашкам. Вместе учите слова, разговаривайте на английском, слушайте аудио. Да, тема инвестиций вряд ли заинтересует пятиклассника, а вот поговорить о хобби, чертах характера, путешествиях он точно будет рад.
4. Добавьте в обучение игровые механики
Игра помогает быстрее освоить иностранный язык — и взрослым, и детям. Самый простой вариант — взять мячик и начать передавать его друг другу, при этом вспоминая английские слова на определённую тему: «Еда», «Погода», «Животные». Кто не вспомнил слово с мячиком в руках, тот проиграл.
Как выучить английский самостоятельно? | План обучения на год
Вот ещё пара идей:
- «Съедобное — несъедобное». Родитель бросает мячик и называет любое слово на английском. Если предмет можно съесть, ребёнок ловит мяч. Если нельзя — отбивает его.
- «Кто хочет стать миллионером». Ведущий задаёт вопрос (на каком языке — зависит от уровня участников) и предлагает четыре варианта ответа на английском. А участникам нужно выбрать из них правильный. Это поможет быстрее запомнить новые слова. А если задавать вслух вопросы на английском, можно заодно потренировать аудирование.
5. Окружите себя английским
Закончить урок и забыть про английский на ближайшую неделю — не самый лучший подход. Важно окружать себя языком:
- Пересматривайте любимые мультики и фильмы в оригинале всей семьёй — для начала можно делать это с субтитрами. Также пробуйте повторять фразы за героями вслух.
- Читайте сказки в оригинале — можно по ролям.
- Пытайтесь практиковать базовые бытовые диалоги, используя новые слова.
- Переведите все свои гаджеты на английский язык — поначалу будет сложно, потом привыкнете.
- Называйте на английском каждый предмет, который видите: на прогулке, на концерте, дома.
- Читайте англоязычные блоги или сайты. С этим вам помогут, например, расширения‑переводчики, которые можно установить в браузер.
6. Постарайтесь сформировать привычку
Да, совет очевидный, но и проигнорировать его мы не можем. Регулярность — королева прогресса, и здесь своя арифметика. В случае с иностранным языком заниматься каждый день по 15–20 минут даже эффективнее, чем 1,5 часа раз в неделю.
Вот как настроиться на английский и ввести обучение в привычку:
- Применяйте правило пяти секунд. Если вы вроде хотите позаниматься, но вам тревожно или скучно, посчитайте от 5 до 1. Когда дойдёте до единицы, начинайте действовать.
- Ставьте микроцели. Масштабная задача вроде «научиться говорить как носитель» мотивирует в долгосрочной перспективе, но тревожит, если нужно сесть за английский прямо сейчас. А вот цель «понять всё, что говорят в этом 3‑минутном видео» уже не выглядит такой пугающей. И когда достигаешь подобных целей, проще поверить в себя и вернуться к учёбе на следующий день.
- Повторяйте. «Один раз выучили, а потом забыли» не наш вариант. Вы лучше усвоите информацию, если будете к ней возвращаться. Первый раз — сразу после занятия, затем — через несколько часов и на следующий день. А чтобы закрепить знания, вернитесь к выученному через 2 недели — тогда важное точно отложится в памяти.
- Делайте паузы. Позанимались 5 минут, а потом поняли, что устали? Ничего страшного. Возможно, пришло время отдохнуть, а завтра вернётесь к английскому с новыми силами. И да, при таком раскладе шанс продолжить занятия выше, чем в обратной ситуации — когда вы или ребёнок настолько перенапряглись, что теперь ещё месяц не готовы ничего делать.
7. Отслеживайте прогресс и уделяйте внимание мотивации
Маленькие награды, похвалы и даже обычное High five («Дай пять!») — это важные моменты для любого обучения. Они действительно помогают быстрее достигать прогресса.
А нагляднее всего с его оценкой помогают технологии. Представьте фитнес‑браслет, который показывает количество шагов, объём физической активности и сожжённые калории. То же самое и с учёбой.
Когда ученик видит количество пройденных уроков, выполненных домашек, выученных слов, он лучше понимает, какой путь уже проделан и сколько шагов осталось до следующего уровня.
Как самостоятельно отслеживать прогресс:
- Спрашивайте напрямую у преподавателя. Например: «Сколько ошибок ребёнок (я) в среднем делает (делаю) в этой теме?», «Какие правила нужно повторить, чтобы процесс пошёл быстрее?».
- Проходите тесты на знание языка. Для чистоты эксперимента можно даже выполнять одни и те же задания раз в пару месяцев. Например, тесты Skysmart, Puzzle English, English Dom.
- Придумайте для ребёнка и себя шкалу прогресса. Например, «Первая ступень — пообщаться с продавцом в магазине по‑английски», «Вторая ступень — рассказать о себе». Обязательно поощряйте друг друга за переход на новый уровень.
- Визуализируйте. Например, составьте для себя табличку с основными навыками, записывайте успехи и трудности.
- Как выучить английский с помощью рисования: необычный способ запоминать новые слова
- 21 бесплатный ресурс для практики английского языка для детей и взрослых
- Как получить крутое английское произношение
Источник: lifehacker.ru
Как выучить английский язык самостоятельно

Если вы задались подобным вопросом, значит, уже осознали необходимость изучения языка. Следующее, что нужно сделать, взять на себя ответственность за процесс и результаты обучения. Существует множество полезных приемов и инструментов, чтобы выучить английский. Они действительно работают, если прилагать усилия.
- Как определить свой уровень языка?
- Тест на знание языка
- Как построить программу действий
- Правила и грамматика
- Фильмы и сериалы для изучения английского
- Как набирать словарный запас
- Полезные приложения для изучения языка
Пошаговый план, если хотите выучить английский самостоятельно:
1. Сформулируйте цель, для чего вам нужен английский. Цель должна быть конкретной и четкой.
2. Определите свой уровень знания языка на данный момент. Так вы поймете, с чего начать самостоятельное изучение.
3. Выберите учебные пособия или обучающие видео, в которых объясняются правила грамматики. После изучения каждой темы делайте упражнения на тренировку и закрепление правила.
4. Пополняйте словарный запас. Для этого почаще смотрите видео, фильмы, проходите игровые тесты, читайте. Чтобы вы ни делали, вы неизбежно столкнетесь с новыми для себя словами.
5. Тренируйте навыки аудирования: слушайте радио, подкасты, аудиокниги, смотрите кино и новости. Так вы запомните произношение слов, научитесь различать акценты и выучите новые слов.
6. Начинайте говорить как можно раньше. Для этого необязательно знать все времена и грамматические конструкции. Начинайте с простых предложений и знакомых слов. Не стесняйтесь и не бойтесь ошибиться.
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Тестирование
Отправная точка в изучении английского – определение уровня владения языком. Для этого существуют разные виды тестирования. Например, бесплатное онлайн-тестирование от Кембриджа: на знание основ английского языка, для детей школьного возраста, на знание делового английского. Также можно пройти тестирование от Британского совета, онлайн-тест от Kaplan International English, языковые тесты от EF.
Предлагаем начать c прохождения авторского теста Courson Language School.
Помимо определения общего уровня владения языком имеет смысл выяснить уровень владения четырьмя основными навыками: говорение, чтение, понимание на слух, письмо. Задайте себе несколько вопросов: что дается лучше всего, какой навык хотелось бы улучшить. Можно нарисовать колесо баланса этих четырех навыков, чтобы по каждому из них визуализировать соотношение между текущим и желаемым уровнями.
Определите свой уровень английского языка

Пройдите наш мини-тест и определите уровень владения английским языком.
Тест разработан Courson Language School
| Пройти тест |
1. Sarah ____ from Canada

затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
2. My friend ____ in Paris

затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
3. She/when/get home/does?

When she get home does?
Does when she get home?
When does she get home?
затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
4. Every day I wake up ___ 7:00 and go to work

затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
5. _____ you like ____ coffee?

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
6. There isn’t _____ milk in the fridge

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
7. Do you _________ work on Sundays?

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
8. Mike and Tim _____ to the cinema last Saturday

didn’t went
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
9. You _______bring anything special to the party

don’t have to
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
10. Sorry, I can’t chat. I _____ dinner right now

am cooking
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
11. Where _____ you ______ for your holiday next month?

are/going to
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
12. Do you need to ______ a phone call?

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
13. I _______ the Star Wars films

have never seen
have ever seen
have never saw
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
14. She’s thinking _____ changing her job

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
15. If you ______ that expensive car, you ___ enough money to go on holiday

buy/won’t have
bought/don’t have
don’t buy/won’t have
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
16. She said it ____ purpose

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
17. What ____ if you ____a mobile phone?

will you do/haven’t
would you did/had
would you do/didn’t have
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
18. They won’t be able to travel _____ they have a visa

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
19. You _____ smoke cigarettes on the plane

don’t have to
затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
20. This is Sarah, ____ husband you met

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
21. I wish Lisa _______ more time working instead of texting friends

would spend
затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
22. Spam emails ________ to me every day

are being send
are being sent
затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
23. She ______ the downstairs floors all evening and they hadn’t dried yet

had been painting
has been painting
was painting
затрудняюсь ответить
| Узнать результат |
24. You’d better _____ an umbrella — it looks like rain

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |
25. You _____ to get people’s attention

затрудняюсь с ответом
| Узнать результат |

Вам не помешает подтянуть свои знания
| Пройти еще раз |

Неплохо, но не для поездки за границу
| Пройти еще раз |

У вас есть еще пробелы в знаниях
| Пройти еще раз |

Хорошо, но с носителем языка будет сложно
| Пройти еще раз |

Отлично, рекомендуем практиковать язык еще
| Пройти еще раз |
Формируем цель
Выучить английский – слишком размытая, а потому не самая подходящая цель. Для того чтобы достигнуть ощутимого результата и не потерять мотивацию, стоит конкретизировать собственные устремления и определить реальные сроки достижения цели.
Если язык нужен для работы, сформулируйте, чего именно нужно добиться – проводить презентации, писать письма или проходить интервью на английском. Если язык нужен для путешествий, поставьте цель комфортно чувствовать себя за границей: бронировать столик в ресторане, отель или экскурсию без переводчика, хорошо понимать гида, иметь возможность торговаться на рынке. Хотите лучше понимать тексты на английском? Задайтесь целью прочитать и понять комикс, любимую книгу или научную статью. Пример четкой и легко измеряемой цели – хорошо сдать экзамен по английскому языку.
Как построить программу действий
Для понимания азов можно начать с обучающего видео. Рекомендую к просмотру это видео про изучение иностранных языков.
На начальных этапах также помогут мобильные приложения. Однако большинство из них позволит прокачать в основном словарный запас и в меньшей степени поможет во всестороннем развитии языковых навыков.
Выстроить программу обучения поможет консультация с преподавателем. Он порой незаменим в изучении языка: выстраивании системного подхода и понимании тонкостей и нюансов. Сегодня существуют разные онлайн-форматы, позволяющие общаться с наставником удаленно: видеокурсы, вебинары, обучение с помощью Skype.
Тем, кто уже достиг среднего уровня владения английским, помогут сервисы для общения с иностранцами с целью изучения языков (например, italki) или разговорные клубы. Последние, как правило, имеют свои группы в социальных сетях. Попробуйте поискать их по запросу language exchange.
Правила и грамматика
Многие люди годами изучают английский язык в школе и в университете, самостоятельно и с репетиторами, но так и не начинают говорить.
Причина в образовательном подходе, когда уделяется больше внимания письму и грамматике, чем навыкам аудирования и разговорной практике. Язык – это, прежде всего, инструмент общения, поэтому, начиная изучение, не стоит углубляться в теорию. Начинайте сразу разговаривать, пусть и не идеально. Конечно, грамматическая база должна быть.
Но лучше отработать каждую конструкцию до автоматизма на практике, чем долго и мучительно подбирать правильную форму вспомогательного глагола в каждом отдельном случае. Естественность в применении языка могут дать только практические навыки. Поэтому говорите и не бойтесь ошибиться. Носители языка в любом случае поймут, как и мы понимаем ломаный русский иностранцев.
Произношение и акцент
Начинающие изучать английский язык зачастую делятся на два лагеря. Одни считают британский вариант английского классикой и отрицают американское произношение, считая его неправильным. Другие называют «британский английский» чопорным и трудно воспринимаемым на слух. Они руководствуются тем, что большинство информации, содержащейся в наши дни в инфополе, в частности в интернете, производная американской культуры.
Я рекомендую не зацикливаться на произношении, особенно тем, кто только начинает. На английском сегодня разговаривают во всем мире, а не только в Великобритании и в США. Вариантов произношения одного и того же слова может быть больше двух. Чтобы использовать английский в реальной жизни, придется привыкать ко всему разнообразию акцентов: китайскому, индийскому, африканскому, итальянскому, латиноамериканскому. Главный совет: «тренируйте ухо» на восприятие разных вариантов произношения и говорите, как удобнее вам.
Однако стоит помнить, что большинство международных экзаменов по английскому языку (такие как IELTS, CELA) предполагает именно британское произношение. Это значит, что студент должен хорошо его понимать.
Источник: www.kp.ru
Индивидуальная программа по английскому: миф или реальность?

Читая сайты языковых курсов и частных репетиторов, часто вижу обещание разработать индивидуальную программу для каждого ученика. И недоумеваю. В большинстве случаев за индивидуальную программу выдается изучение учебника с вкраплениями дополнительных материалов – грамматических упражнений, игр и прочих распечаток.
Кому НЕ нужна индивидуальная программа
На самом деле, в большинстве случаев этот подход полностью оправдан. Это как покупать готовую одежду или шить на заказ. Если фигура стандартная, и никаких подвыподвертов не требуется, мы идем в магазин. А если выпуклости и впуклости тела требуют особых лекал, или вы готовитесь пойти на вечеринку в маскарадном костюме – то вам прямая дорога в ателье. С вас снимут индивидуальные мерки, внимательно выслушают все пожелания (для чего нужен костюм, для каких целей, для какого случая) и сошьют полностью уникальный наряд.

Представляете, сколько тонкостей нужно учесть? Это и есть индивидуальный пошив подход.
Не зря в английском есть понятие tailor-made, которое родом именно из портновского дела (tailor – портной) и часто используется в таких комбинациях: tailor-made course, tailor-made program.
Что такое индивидуальная программа обучения английскому
Программа обучения английскому
Так вот, в большинстве случаев поход в магазин изучение готового учебника полностью оправдано. Но вот только не надо называть это «индивидуальной программой»! Потому что и ПРОГРАММЫ-то как таковой нет (согласно толковому словарю, программа – это план, а планы готовятся заранее): прошли материал, спонтанно нашли интересную игру или подходящие упражнения, выдали ученикам, все довольны.
Индивидуальная программа обучения английскому
Или такой вариант: у опытных преподавателей уже давным-давно подобраны все игры, упражнения и дополнительные материалы к учебному курсу, эти наработки используются со всеми учениками, со всеми группами. Где здесь ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа?
Индивидуальная форма занятий

А еще часто ставят знак равенства между индивидуальной программой и индивидуальной ФОРМОЙ занятий: мол, мы же занимаемся вдвоем: я и ученик/я и преподаватель, а значит, у нас индивидуальная программа и подход. Подход-то, может, и индивидуальный, а программа – не факт.
Подробнее о преимуществах и недостатках индивидуальных занятий и занятий в группе.
Индивидуальная программа VS Индивидуальный подход
Ну а тут-то в чем подвох? Как мне кажется, индивидуальный подход – это все же не то же самое, что программа. Программа будет заключаться в заранее приготовленном плане (с учетом многих нюансов конкретного ученика), а индивидуальный подход – в том, как мы с этой программой будем подходить к ученику. Например, если ученик пришел усталый, мы не будем делать что-то утомительное, а пойдем выполнять план speaking’а за чашкой кофе в кафе; или поменяем форму упражнения/activity. Индивидуальный подход будет проявляться и в том, что Васю нужно больше хвалить за успехи, потому что его мотивирует именно похвала, а Петю можно и поругать, ибо его это дисциплинирует, и он сам в этом признался.
По-настоящему индивидуальная программа обучения английскому
ПРОГРАММА – это план, написанный заранее. Программа — это когда на основе предварительного общения, конкретных задач и индивидуальных особенностей ученика учитель заранее прописал все эти включения в основной учебник, когда все эти включения мотивированы чем-то большим, чем «дополнить материал учебника». ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа – это полностью новый «учебник» для конкретного ученика. Да, возможно, он будет представлять собой компиляцию разных учебников, ресурсов для чтения/аудирования, материалов из сети. Но это будет осмысленная компиляция для решения задач уникального ученика и подстраивающаяся под его особенности.
Как составить индивидуальную программу по английскому
Чтобы не быть голословной, в дальнейшей серии постов про индивидуальный подход я напишу о том, как написать по-настоящему индивидуальную программу изучения английского или хотя бы адаптировать существующий учебник под нужды конкретного ученика. И сразу предупреждаю, что это крайне трудо- и времязатратное занятие. Кроме того, не всегда оно необходимо, ибо в большинстве случаев программа учебника вполне подойдет для решения типичных задач. Моя главная цель в том, чтобы стандартный курс учебника с дополнительными материалами перестали считать индивидуальной программой.
Всеми этими зубодробительными увлекательными вещами я занималась в третьем модуле курса DELTA (международный диплом для преподавателей английского взрослым), а именно разрабатывала индивидуальную программу обучения английскому для конкретного ученика. А до написания программы пришлось исполнить много танцев с бубном провести долгую предварительную работу сродни исследованию. Как вам, например, такие изыскания:
1. Система убеждений вашего ученика (Learner belief systems )

Это все те установки, убеждения и стереотипы вашего ученика, которые нужно учитывать при разработке индивидуальной программы и планировании уроков.
2. Мотивация ученика к изучению английского (Motivation)
Instrumental или/и integrative?
Extrinsic или/и intrinsic?
3. Стили обучения/когнитивные стили (Learning/cognitive styles)
Старые добрые системы восприятия, доминирующие у ученика: визуальная, аудиальная, кинестетическая и др. А также (пока без перевода): concrete learning
style, analytical learning style, communicative learning style, authority-oriented
learning style.
4. Стратегии обучения (Learning strategies)
Любимые и используемые учеником стратегии запоминания и усвоения материала, компенсаторные стратегии, метакогнитивные, аффективные, социальные (столько умных слов!))) обязательно напишу обо всем подробно).
5. Анализ целей и задач (Needs analysis)
Только с этого пункта начинается конкретная конкретика, здесь мы собираем
информацию, которая и нужна для планирования содержания курса. Предыдущие
пункты в основном нужны для планирования форм работы и взаимодействия. (Ранее я уже немного писала о needs analysis)
6. Проводим тест/собеседование для определения уровня и развития компетенций (Diagnostic или Placement test)
7. Пишем план (Course and syllabus design)!
Какие навыки будем прокачивать развивать? Какую область языка? Подбираем материалы, ресурсы, формы заданий/activities. Помним о принципах отбора материала. Не забудем про временные рамки.
8. Предусматриваем промежуточное/итоговое тестирование (Formative/summative evaluation)
Достиг ли ученик того, к чему стремился?, а также способы оценить эффективность курса (Course evaluation) – хорошую программу мы разработали?
Итак, как написать индивидуальную программу . Схема по пунктам.
3. Learning/cognitive styles
5. Needs analysis
6. Placement test
7. Course and syllabus design
8. Evaluation (formative/summative; course evaluation)
Это общая схема. Каждый из этих пунктов, а также его уместность и необходимость, можно обосновать подробнее и включить методы сбора данных. Смотрите, непосредственно разработка программы стоит аж на седьмом месте! Прежде чем писать план, нужно все же хорошенько выяснить, для кого мы ее пишем.
Я вот сейчас написала все это, перечитала и ужаснулась: во что я ввязалась?)) Это же по сути весь третий модуль DELTA, а по-хорошему – и первый тоже.
Коллеги, мне продолжать? Вам было бы интересно? Поделитесь своим опытом планирования курса изучения английского!
Любители английского – а вы когда-нибудь занимались по (настоящей) индивидуальной программе? Какие впечатления?
Источник: anglofeel.ru