Для записи программы, реализующей разветвляющийся алгоритм, используются операторы перехода: оператор условного перехода и оператор безусловного перехода. Как уже выше отмечалось, что при разветвляющемся алгоритме порядок действий зависит от выполнения или не выполнения некоторого условия. Поэтому в языке Бейсик предусмотрены специальные выражения либо отношения, либо логические, которые позволяют записать условия для ветвления.
2.5.1. Выражения отношения
Выражения отношения образуются из сравнения двух выражений либо арифметических, либо строковых. Ограничимся рассмотрением выражений отношения, в которых присутствуют арифметические выражения. По сравнению с арифметическими выражениями в составе выражения отношения всегда присутствует лишь одна операция отношения из возможных шести:
Операции отношения | Знак операции | Выражение в Бейсике |
Равенство | = | x = y |
Неравенство | x < >y | |
Меньше | x < y | |
Больше | > | x > y |
Меньше или равно | < = | x < = y |
Больше или равно | > = | x > = y |
Изучаем BASIC (ZX-Spectrum) #1 — Азы синтаксиса
Значением выражения отношения могут быть лишь TRUE или FALSE. TRUE с английского языка переводится как истина, что обычно ассоциируется с ответом «ДА», FALSE с английского языка переводится как ложь, что обычно ассоциируется с ответом «НЕТ». Значение выражение отношения может быть получено только после того, как получены значения арифметических выражений, входящих в выражение отношения.
Примеры выражений отношений, для записи условий на языке Бейсик:
A > B+10 | SIN(C) < 30 | A$ = ”cat | X < >135 | Y/17 > = Z | S+T < = F |
2.5.2. Логические выражения
Сложное условие записывается с помощью логических выражений, содержащих операции: NOT – логическое отрицание, AND – логическое умножение (в переводе с английского языка означает И) – конъюнкция (название в математике), OR – логическое сложение (в переводе с английского языка означает ИЛИ) – дизъюнкция (название в математике). В логическом отношении операции осуществляются над операциями отношений. Поэтому действие логических операций можно полностью описать таблицей истинности над двумя выражениями отношений A и B, которые принимают значения либо TRUE, либо FALSE:
Логическое выражение в общем виде может содержать несколько логических операций, поэтому определен приоритет их выполнения: высший приоритет – логическое отрицание (NOT), затем – логическое умножение (AND), низший приоритет – логическое сложение (OR). Для изменения порядка выполнения логических операций используются круглые скобки (как в арифметических выражениях).
Примеры логических выражений, для записи условий на языке Бейсик:
Я пытался изучить программирование с нуля за 7 дней и вот что получилось в итоге
Ответ: C>1 AND C
2. Записать на языке Бейсик условие: C ≤ 1 или C ≥7, т.е. С не принадлежит интервалу (1, 7) или графически
Следует отметить следующий порядок вычисления логического выражения: 1. вычисляются значения арифметических выражений, 2. вычисляются значения выражений отношений, 3. вычисляется значение логического выражения.
2.5.3. Операторы условного перехода
Программирование, т.е. составление программы на алгоритмическом языке, состоит в написании последовательности операторов алгоритмического языка, реализующих алгоритм решения задачи.
Обычно операторы в программе выполняются последовательно: один за другим. В языке Бейсик, как и в любом другом языке программирования, имеются такие операторы, которые могут изменять порядок выполнения операторов в программе. В частности, те операторы, которые сообщают компьютеру о том, что управление должно быть передано некоторым другим частям программы, называются операторами передачи управления. Передача управления может быть условной или безусловной, т. е. управление будет передаваться в том случае, если некоторое условие истинно, или независимо от условия.
Условные операторы служат для изменения последовательности выполнения операторов программы в зависимости от некоторого условия. Они позволяют описывать разветвляющийся вычислительный алгоритм типа развилки, который был описан выше. По своей структуре условные операторы подразделяются на строчные и на блочные.
Однако любой условный оператор начинается с ключевого слова IF, что в переводе с английского языка означает если. Затем записывается условие в виде логического выражения или выражения отношения и потом следует ключевое слове THEN, что в переводе c английского языка означает тогда. Далее следуют отличия в использовании блочного или строчного условных операторов, а также учитывается тип разветвляющегося алгоритма. В условных операторах могут использоваться еще два ключевых слова: ELSE, что в переводе c английского языка означает иначе, и ENDIF, что в переводе c английского языка означает конец если.
Синтаксис условного строчного оператора для полного варианта разветвления, т.е. алгоритм предусматривает одно действие (команду 1) при значении условия TRUE (истина, «Да») и одно действие (команду 2) при значении условия FALSE (ложь, «Нет»):
Источник: cyberpedia.su
Презентация на тему Операторы языка Бейсик 10 класс
Алгоритм решения задачи, записанный на языке Бейсик, называется программой на языке Бейсик. Текст программы, как и осмысленный текст на русском языке, состоит из отдельных предложений. В языке Бейсик они называются операторами.
- Главная
- Информатика
- Операторы языка Бейсик 10 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Операторы языка Бейсик
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 101»
г.
Слайд 2Алгоритм решения задачи, записанный на языке Бейсик, называется программой на
языке Бейсик.
Текст программы, как и осмысленный текст на русском
языке, состоит из отдельных предложений. В языке Бейсик они называются операторами.
Слайд 3Программа на языке Бейсик представляет собой последовательность строк.
каждой строки ставится её номер. Строки нумеруются по порядку, обычно
с шагом 10, т.е. 10, 20, 30, 40 и т.д.
Слайд 4
Слайд 5Оператор REM
REM – с англ. означает “примечание” служит для
включения в программу пояснений, необходимых для того, чтобы она была
понятна.
— последовательность любых символов
Например:
10 REM Вычисление интеграла. Иванов
110 REM Блок расчёта стоимости
Или использовать в одной строке с любым другим оператором:
110 Y=4*X^3 +6 ‘ Расчёт прочности
Слайд 6Оператор присваивания LET
Оператор присваивания — он присваивает переменной значение некоторого
выражения.
LET – в переводе “пусть”, может быть опущен.
X = A — Общий вид оператора присваивания
Х – имя переменной, А – текстовое или арифметическое выражение.
Слайд 7Примеры записи оператора:
30 LET R = 3*X + 2* SIN
(Y) ^2. – 1й оператор вычисляет значение R по формуле.
LET B = “Ячейка номер 2” — 2-й оператор присваивает текстовой переменной В значение текстовой константы.
Слайд 8Оператор ввода данных INPUT
INPUT -в переводе означает «ввести», служит для
ввода в компьютер с клавиатуры значений исходных величин в процессе
выполнения программы и размещения их в ячейках памяти, выделенных для этих величин.
Общий вид оператора:
INPUT ; Х1, Х2, Х3, …, Хn.
— тестовая константа, служит для пояснения, какие величины нужно ввести и в каком порядке; может быть опущена.
Например, INPUT ; Х1, Х2
Слайд 9
Работа осуществляется в режиме диалога с пользователем: оператор выводит сообщение
подсказку на экран, тем самым, приглашая пользователя к вводу данных.
при этом должен в ответ на каждую переменную оператора набрать на клавиатуре её значение, разделяя через запятую.
По окончании набора данных пользователь должен нажать клавишу Enter.
Слайд 10Оператор PRINT
PRINT – оператор вывода. Он служит для вывода значений
величин на экране дисплея в процессе выполнения программы.
оператора:
PRINT X1, X2, …, Хn — экран разбивается на 5 колонок, по 14 позиций в каждой. Значение каждой величины печатается с начала очередной колонки.
или
PRINT X1; X2; …; Хn — значения выводятся в одну строку
Слайд 11Пример:
10 X = 5: В = “ИВАНОВ”
20 PRINT X;
B; “ВСЕ”
Что выведется на экран?
На экран выведет : 5 ИВАНОВ
ВСЕ
Т.к. оператор просматривает значения всех указанных переменных и выводит их на экран.
Слайд 12Оператор END
END – прекращает выполнение программы, является последним оператором
программы.
Т.о.Составные части программы определяются так:
REM _ название программы
Оператор
ввода (INPUT)
Операторы вычисления и вывода результатов
END
Слайд 13Программа вычисления суммы 2 чисел
10 REM Вычисление суммы
20 INPUT “Введите
2 числа”; X, Y
30 LET A= X+Y
40 PRINT “Значение А=”;
Слайд 14Практическая работа:
1.
2.
3.
4.
Составить программы для вычисления значений следующих выражений:
Слайд 15Домашнее задание:
§3.2 (учебник Ляхович В.Ф. Информатика 10-11)
Составьте текст программ для
следующих задач:
Вычислить объём и площадь поверхности цилиндра с диаметром D
и высотой H.
Вычислить стоимость мебельного гарнитура, содержащего четыре стула, два кресла и один стол. Стоимость изделий соответственно А, В и С р.
Вычислить значение у = (3х3+2,5а — 10) / ⎜k ⎜.
Источник: theslide.ru
Программа на языке Бейсик
REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и
REM Это комментарий
‘ Это тоже комментарий
CLS – оператор очистить экран. Вся информация, которая была на
PRINT – оператор вывода.
Общий вид оператора: PRINT “формат:”, список или PRINT х1; х2;…
пример: PRINT «Привет! Меня зовут Саша.»
На экран будет выведено сообщение: Привет! Меня зовут Саша.
INPUT – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений. Общий вид оператора: INPUT; х1; х2;…
пример: INPUT а
На экране появится приглашение ввести данные (появится знак «?») и компьютер будет ждать их ввода.
Для ввода необходимо ввести данные с клавиатуры и нажать ввод (enter).
INPUT «Введите число а: «,
Компьютер выведет на экран: ‘Введите число а:’ и будет ждать ввода данных.
DIM – оператор описания типа переменной.
Одномерный массив имеет вид DIM(d), а двумерный DIM(n,m).
Под переменной языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.
Переменная — это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение. Переменная — это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации. В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с индексами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
Константы – данные, значение которых не меняется во время работы программы.
Пример: DIM a, b, chislo1 AS INTEGER, где Integer – целые числа от -32768 до 32768 Если в программе используются переменные, не описанные с помощью оператора DIM, то компьютер будет рассматривать их как универсальные переменные. Это может привести к неэффективному использованию оперативной памяти. К тому же, такие программы не всегда легки для восприятия — плохо читаемы. Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так: LET переменная = значение (или просто: переменная = значение)
Пример: LET a = 3 chislo1 = 15
END – оператор конца программы.
Пример 1. Записать на языке программирования Бейсик выражение
Пример 2. Составить алгоритм (блок-схему) и программу на языке Бейсик вычисления значения t. Если
Алгоритм (блок-схема)
t, p, x вычисляются через другие переменные
m, y не вычисляются через другие переменные
Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.
Программа на языке Бейсик
10 REM Вычисление значения t
20 INPUT “Введите значение переменных m,y”;m, y
Задание 1. Записать на языке программирования Бейсик выражение
Задание 2. Составить алгоритм (блок-схему) и программу на языке Бейсик вычисления значения p. Если
Источник: poisk-ru.ru