Если Вы успешны в каком-то виде творчества, умении или профессии то в жизни постоянно сталкиваетесь с моментами, когда передаете свои знания другим людям, будь то при каком-то обучении, общении с коллегами, в медиа пространстве и т.п. Если вы хотите не просто передать знания, а поделиться ими в интересном формате мастер-класса, мы собрали для Вас несколько полезных советов.
Если Вы задумали провести хороший мастер-класс, то весь процесс разделите на три части:
- Подготовительная
- Активная
- Подведение итогов
Каждая часть важна в процессе и выделить из них главную — значит упустить что-то важное. Постарайтесь каждую часть отработать до конца.
1. Самая большая и энергозатратная часть — это подготовка.
Она займет у вас наибольшее время, но чем тщательнее Вы проработаете ее, тем легче вам будет в дальнейшем.
- выберете идею мастер-класса и свяжите ее с темой, которую хотите донести до учеников. Поставьте перед собой четкую конкретную цель, которую хотите достигнуть на мастер-классе и разделите ее на несколько задач.
- определитесь с аудиторией, на кого ориентирован Ваш мастер-класс (на новичков или уже с опытом), какой приблизительный возраст и пол слушателей. Чем четче будет понимание слушателей, тем легче будет их увлечь. Важно! Выбранная Вами тема должна быть им по силам и чуть-чуть больше их знаний.
- выберите форму проведения мастер-класса. Главное при выборе формы не сообщить и не освоить информацию, а передать ее, поделиться ей и при этом получить обратную связь от аудитории.
- придумайте проблему, вопрос, парадокс, представляющий интерес для «учащихся». Именно она должна быть решена на мастер-классе.
- Определить время, которое понадобится для проведения мастер-класса.
- определите для себя комфортное количество обучающихся.
- составьте подробный план занятия. Четкий алгоритм поможет вам не выбиться из времени, отведенного на занятие. Включите фантазию, разбив «план» маячками-замыслами. Продумайте так же мотивацию для учеников, без мотивации внимание может быть рассеяно. Это может быть либо готовое изделие в конце занятия.
- определите место проведения мастер- класса! Учтите, что время должно быть с небольшим запасом, чтобы встретить и разместить участников и проводить их в конце занятия.
- определите, входит ли в стоимость мастер-класса материалы, если да, то составьте список необходимого.
Общее впечатление о мастер-классе складывается из мелких, но очень важных деталях. И чем тщательнее вы их продумаете, тем успешнее будет занятие. Все — от приветливо улыбки при входе до оригинальных салфеток на столе будет работать на результат.
Как организовать мастер-класс, урок, обучающее мероприятие? Ольга Чепишко
Если все готово — можно начинать!
2. Активная часть мастер-класса.
- еще раз проверьте все ли необходимые Вам технические средства, материалы готовы к работе.
- приветствуйте учеников
- обязательно, но кратко расскажите о себе, о своих достижениях, о предстоящем мастер-классе и его цели. В трех словах расскажите о плане мастер-класса, возможных перерывах, возможностях места проведения мастер-класса (где что находится, где что взять и куда выкинуть).
- старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Следите за мимикой, жестами, осанкой. Не будьте скованы! К Вам пришли, а значит, доверяют вам как профессионалу!
- идеально знать имена всех учеников. Если это сложно, попросите в начале занятия написать на листочках перед собой или бейджах имена. Если вы будете обращаться к каждому по имени, это позволит создать «домашнюю» обстановку на занятии.
- после вступительной речи постарайтесь сразу построить диалог с учениками. Ваша цель понять вовлеченность каждого в процесс. Но не уделяете этому много времени.
- старайтесь уделить время каждому. Важно! Задействуйте каждого ученика, пусть проявят себя творцами. Индивидуальный подход к каждому слушателю отличает мастер-класс от урока.
- постарайтесь выделить свою «изюминку», то, что отличает вас от других мастеров. Будьте общительны, доброжелательны! Запомните: не только ученики получают от вас знания, но и вы можете подчеркнуть для себя много нового.
- четко следите за временем: нельзя затягивать занятие, цель должна быть достигнута вовремя. Но и торопиться не стоит. Здесь важен баланс золотой серединки.
- в конце занятия обменяйтесь мнением с учениками. Дайте оценку происходящему и получите отзывы о мастер-классе. Обязательно пригласите их на следующее занятие!
3. Подведение итогов.
Часто эту часть путают с заключением мастер-класса. В заключении Вы подводите итоги для учеников, а в обобщительной части — для себя.
Как создать авторский мастер-класс: от идеи до воплощения
Если вы адекватно проанализируете каждый момент — в будущем вы сможете избежать допущенные ошибки или сделаете свое занятие более качественными.
- подумайте, эффективен и результативен ли был мастер-класс для каждого ученика. Что донеслось без проблем, а на что стоит обратить внимание.
- просто пройдитесь по каждому пункту проведения мастер-класса и ответьте себе на вопрос: все ли я сделал качественно?
Не бойтесь, если нашли какие-то недочеты. Это говорит о том, что есть к чему стремиться, а значит совершенствоваться!
И значит — пора готовиться к следующему мастер-классу!
Источник: gomasterclass.ru
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса
Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы — мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Учениками становятся как педагоги, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер – класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и подходами педагогической и исполнительской деятельности.
Публикация «Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
• психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
• определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Что же такое мастер – класс в педагогической деятельности?
Мастер – класс – одна из эффективных форм диссеминации собственного опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.
Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов, являющаяся, по сути, главным средством передачи своей новой (авторской) идеи. Он представляет собой интерактивное занятие практической направленности с профессиональной аудиторией. Объединяющее формат тренинга и конференции для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.
Мастер – класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
В мастер – классе сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний. А способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений.
Основные научные идеи мастер — класса – деятельностный, личностно – ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – мастера.
Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.
Тематика мастер – класса включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий;
• различные аспекты и приемы использования технологий;
• авторские методы применения технологий на практике.
На мастер – классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким контролем педагога, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы.
Педагог – Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу, обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на развитие ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер – класса обеспечивается посредством создания четырех типов условий:
1.) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2.) стимулируется познавательный интерес;
3.) отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
4.) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер – класса, отслеживаются позитивные результаты учебно – познавательной деятельности каждого участника.
Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер – классы от всех остальных форм трансляции опыта.
Формула мастер-класса:
Успешная технология + Компетентностный специалист (Мастер) + Доступность для коллег + Интерактивность = Мастер – класс.
Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
Формы проведения мастер – класса:
— имитационная игра (педагог – мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми);
— лекция с показом приемов;
— интегрированное занятие (лекционно — практическое занятие).
Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Позиция Мастера
• позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности (процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание);
• мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении (использует метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями);
• мастер работает вместе со всеми (создание условий для включения всех в активную деятельность, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности;
• мастер предлагает формы, методы, технологии работы, а не навязывает их участникам;
• мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер – класса, но дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов – мастеров, каждый мастер – класс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер – класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных методов и неудач.
Мастер — класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязные блоки:
1. Цель – ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителям мастер – класс его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер – класс.
2. Основные задачи мастер – класса:
— создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
— передача педагогом – мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
— повышение профессионального мастерства участников;
— совместная отработка методических подходов педагога – Мастера и приемов решения поставленной в программе мастер – класса проблемы;
— внедрение новых технологий обучения и воспитания.
3. Средства
Для достижения цели средства могут быть выбраны любые: технические, наглядные и т. д.
4. Действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога – Мастера.
5. Результат – умение применить в своей деятельности методический прием, метод, методику или технологию, в которой активно работает мастер.
Таким образом, педагог – Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно – воспитательной работы по своему предмету. Мастер – класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность обучающихся, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем, как применить данные методы и техники в своей педагогической деятельности). Сам процесс рефлексии заключается в самоанализе проведенного занятия педагогом – Мастером, где участники задают вопросы по мастер – классу; проходит общая дискуссия; выступление педагога – Мастера с заключительным словом по всем замечаниям и предложениям.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы проведения мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный. Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей, воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия. Участники встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
2. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.
Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование – представление выполненных работ.
3. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общекультурными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры. Мастер организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Проводится рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер – класса рекомендуется использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого ученика мастер – класса.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры, наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва», приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер – классов в рамках распространения педагогического опыта работников учреждений дополнительного образования.
Публикации по теме:
Информация для родителей по подготовке и проведению новогоднего утренника Уважаемые родители! Предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями по подготовке и проведению Новогоднего утренника. В нашем детском саду.
Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению прогулок в детском саду Цели и задачи прогулки в ДОУ Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цели прогулки: укрепление.
Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности,.
Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» Методические рекомендации по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» с использованием активных форм.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Отчет по подготовке и проведению ярмарки «Осень Златокудрая» Отчет по подготовке и проведению ярмарки “Осень Златокудрая” • Цели проведения мероприятия Привлечь родителей в воспитательно -образовательный.
План-конспект по проведению мастер-класса для родителей Массаж «Су-Джок» Цель: Презентация родителям техники массажа рук массажным шариком Су-Джок Задачи: — разъяснить роль активизации нервных окончании пальчиков.
Методические разработка по проведению психологического квеста Методические разработка по проведению психологического квеста Пояснительная записка Что такое Квест? Квест (английское “quest”, поиск).
Родительское собрание в форме мастер-класса «Занятия по подготовке к обучению грамоте» Родительское собрание в форме мастер – класса «Занятия по подготовке к обучению грамоте». Чем же отличаются понятия «фонематический слух».
Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы. Проблема формирования навыков делового письма.
Источник: www.maam.ru
Пошаговая инструкция как составить план проведения мастер-класса
На днях мой канал нашли в Яндексе по запросу «Как составить план проведения мастер-класса». Человек попал на другую статью про формы обучения и я честно говоря не знаю смогла ли быть ему полезна. Тем не менее если такой запрос есть, то статья тоже должна быть.
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс — это такой формат, который подразумевает передачу в первую очередь опыта. Обратите внимание, участникам рассказывают не теорию, а передают именно опыт. «Мастер» показывает «класс». Это может быть мастер класс по какому-то рукоделию или ремеслу. Например, мастер класс по гончарному делу.
Концепция проведения мастер-класса
Любой мастер-класс проходит по схеме работы наставника:
Расскажи-Покажи-Сделай
Иными словами, сначала ведущий должен рассказать, что и как будет происходить, дальше он должен показать на своем примере как это правильно делается и уже после этого ученики повторяют самостоятельно за мастером.
Справедливости ради обращу внимание на то, что в мастер-классе чаще всего участники делают что-то сложное, поэтому правильнее весь процесс поэтапно разбить на маленькие итерации и подавать материал участникам порционно.
Источник: dzen.ru