Как составить программу исследования проблемы

Содержание

Чтобы успешно решить выбранную проблему, исследователь должен в первую очередь иметь наиболее полное представление о том, что. уже было сделано его предшественниками. Для этого тщательно анализируются доступные для исследователя нормативные (постановления, приказы, инструкции) и патентные (описания патентов и изобретений) документы, изучаются литературные источники (книги, журналы, научные сборники, архивные документы), статистические материалы (это могут быть результаты социологических опросов, результаты успеваемости, результаты тестирований и т. п). Вопрос поиска нужных для изучения первоисточников будет рассматриваться отдельно. Но в данном случае уместно указать, что изучение состояния проблемы следует начинать с наиболее основательной публикации (это может быть монография, диссертация, тематический сборник научных трудов и проч.), которая является наиболее близкой к выбранной для исследования проблемы. Во время ознакомления с ней может оказаться, что в тексте, в подстрочных ссылках и в списке использованной литературы приведен целый ряд работ, нужных для дальнейшей обработки с целью ознакомления с состоянием выбранной для исследования проблемы.

Уткин А. Как выявить проблему для учебного исследования или проекта

Результатом этого этапа исследования должен стать библиографический список проработанных литературных источников, а выписки из обработанных материалов, конспект обработанных материалов или реферат (подробнее об этом речь пойдет дальше).

Результаты ознакомления с состоянием проблемы могут показать, что выбранная для исследования проблема уже изучена, описана и нашла широкое практическое применение. В таком случае изучение состояния проблемы предотвращает дальнейшей бесполезной работе над решением уже исследованной задаче.

Может случиться и так, что выбранная для исследования проблема изучена еще не полностью, некоторые ее вопросы исследованы поверхностно и вскользь. К тому же исследователь может и не согласиться с некоторыми положениями ранее проведенных исследований. Поэтому имеющиеся в печатных источниках сведения не могут стать преградой для проведения нового исследования. Их детальное изучение может вызвать необходимость в некоторых изменениях предварительно сформулированной названия проблемы (темы) исследования.

Уточнение проблемы (темы) и составление программы исследования

Предварительное формулирование проблемы научного исследования еще не всегда является окончательным. Изучение состояния выбранной для исследования проблемы определяет те ее аспекты, которые уже решены ранее, и дает возможность четко очертить те вопросы, которые еще требуют своего решения. Согласно этой формулировки проблемы может несколько сужаться (или расширяться), а ее название соответствующим образом уточняться.

После уточнения проблемы составляют программу (иногда ее называют планом) всего исследования, которая определяет систематичность и последовательность работ в процессе исследования. Главное место в программе занимает методика исследования, которая представляет собой совокупность и взаимосвязь способов, методов и приемов, необходимых для проведения исследования.

Как запоминать много и надолго.Проверенный способ.

В программе исследования обосновывают выбор темы исследования, раскрываются ее актуальность и научную новизну, определяют цель и задачи исследования, составляют календарный план проведения работ, формулируют гипотезу исследования.

Обоснование темы исследования имеет целью показать, из каких соображений был выбран для исследования указанную проблему, чем обусловлена необходимость исследования — развитием науки, общественными потребностями или она будет представлять собой обобщение определенного опыта и др.

Актуальность исследования определяется тем, насколько его результаты будут способствовать решению конкретных практических задач или способствовать устранению существующих противоречий в образовании. Новизна исследования может заключаться в том, что на его основе могут быть установлены новые педагогические закономерности и определены пути их применения для конкретных практических потребностей в образовании.

После доказательства актуальности выбранной темы переходят к формулировке цели исследования, а также указывают конкретные задачи, которые должны быть решены в соответствии с этой цели.

Цель исследования уже заложена в само название выбранной для исследования темы. Четкое представление цели исследования способствует целенаправленной деятельности исследователя, активизирует его творческий потенциал. Цели научных исследований могут быть самыми разнообразными и направленными на:

— выявление зависимостей, существующих между какими-то факторами;

— определение связей между определенными явлениями;

— определение условий для устранения недостатков в процессах;

— раскрытие возможностей усовершенствования процессов;

— установление закономерностей и тенденций развития и т. др.

При формулировании цели исследователь выясняет. какой результат хочет получить и каким он желает быть.

Цель исследования конкретизируется в его задач которые дают представление о том, на что будет направлено исследование. Задачи раскрывают цель исследования и в своей совокупности должны быть адекватными этой цели.

Читайте также:
Когда заканчивается тестирование программы

Формулируют задачи исследования обычно в форме перечисления (изучить. описать. установить. выяснить. вывести формулу. и др.).

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет — это то, что содержится в пределах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частичное.

В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Основными объектами педагогических исследований могут быть деятельность учителей, воспитателей и преподавателей, учеников и студентов, педагогические отношения (между субъектом и объектом обучения и воспитания, личностью и коллективом, обучением и самообразованием, воспитания и самовоспитанием), организация или управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом, учебно-воспитательным заведением и тому подобное.

Довольно часто исследователи начинающие объектом или предметом исследования ошибочно называют участников педагогического процесса (учеников, студентов, учителей, преподавателей, родителей, дидактические или технические средства обучения, учебное оборудование и тому подобное).

Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет определяет аспект рассмотрения, дает представление о способ рассмотрения объекта исследования, о том, какие отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Наличие цели и задач становится предпосылкой для обоснованного выбора методов исследования, нужных для исследования средств (анкет, тестов, приборов и др.), методов обработки результатов исследования и, наконец, способов, с помощью которых результаты исследования будут интерпретированы соответствующим образом оформлены. В программе работ также отражают пути внедрения результатов исследования (устные выступления, публикации и тому подобное).

Календарный план работ, включенный в программу, способствует четкому определению распределения времени на каждый этап исследования. Отсутствие календарного плана приводит к неопределенности (и как следствие — затягивание) сроков выполнения отдельных этапов исследования, к нарушению ритмичности всей работы. А все это становится причиной снижения качества результатов исследования.

Гипотеза исследования представляет собой возможную (предполагаемую) ответ на вопрос, который ставит перед собой исследователь, и состоит из предполагаемых связей между изучаемыми фактами. Формулировка гипотезы начинается еще во время размышлений над целью и задачами исследования. Анализируя состояние выбранной для исследования проблемы, исследователь размышляет над необходимостью исследовать в первую очередь более актуальные вопросы, сформировать предварительные представления о связях, которые могут существовать между уже известными фактами. На основе всего этого постепенно и возникает представление о гипотезе исследования.

Необходимость наличия гипотезы в научном исследовании определяется тремя существенными причинами:

— гипотеза представляет собой как будто компас, который определяет направление деятельности исследователя;

— удачно сформулированная гипотеза предупреждает некоторую неопределенность будущих результатов исследования;

— гипотеза направляет мысли исследователя и четко определяет те материалы, которые должны быть собраны в процессе исследования.

Убедительность гипотезы проверяется и доказывается экспериментально. Чтобы правильно сформулировать гипотезу, необходимо иметь широкий кругозор в области исследуемой проблемы, хорошо знать исторические предпосылки исследуемой проблемы и ее теоретические основы. Гипотеза должна формулироваться так, чтобы ее формулировка четко просматривались положения, которые нуждаются в доказательствах и защите.

Различают две категории гипотез: индуктивные и дедуктивные. При индуктивной гипотезе выходят из наблюдения отдельных фактов, на основе которых пытаются сделать обобщающие выводы. Основой дедуктивной гипотезы может стать какое-нибудь общее положение благодаря которому делаются выводы о связях между отдельными явлениями.

Гипотеза исследования будет выполнять свою функцию только тогда, когда она будет отвечать следующим условиям:

— быть разумным предвидением, а не торопливой догадкой;

— быть простой и четкой по формулировке;

— быть адекватным ответом на поставленный вопрос;

— соответствовать фактам, на основе которых сформулированы ее и для объяснения которых она предназначена;

— учитывать ранее открытые закономерности, но не вступать в противоречие с уже известными результатами исследований;

— объяснять определенный круг явлений действительности;

— предсказывать новые факты, явления и связи между ними;

— подвергаться эмпирической проверке.

Гипотезу нельзя строить на доказательстве очевидных истин. Она должна предусматривать поиск чего-то неизвестного в науке и практике.

Обычно гипотеза предполагает, средство решения педагогической задачи является эффективным, какие условия являются ведущими, а какие корректируя мы; какие формы и методы обучения и воспитания лучше всего использовать для решения конкретного вопроса, а какие — для другого и тому подобное. Гипотеза должна предусматривать оптимальный вариант из нескольких возможных. Однако она может меняться в ходе творческого поиска. Наиболее оправданные гипотезы формулируются в виде: «Если имеет место А, то будет иметь место и В при выполнении условия С».

Гипотеза любого педагогического исследования должна формулироваться так, чтобы ее можно было экспериментально проверить.

Читайте также:
1 какие программы предназначены для обработки текстовой информации

Формулируя гипотезу, всегда следует помнить, что гипотеза, которая не учитывает специфики изучаемых явлений, может даже мешать процессу исследования.

Источник: studbooks.net

Как написать проблему в магистерской диссертации + пример

Как написать проблему в магистерской диссертации + пример

Магистерская диссертация всегда строится на гипотезе. На протяжении всего научного труда эта гипотеза будет находить свои доказательства или опровержения. Чтобы найти собственную гипотезу, надо выявить проблему, которую следует решить.

В статье мы на конкретных примерах расскажем как сформулировать проблему диссертационного исследования. В конце вас ждет готовый образец.

Еще больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое проблема магистерского исследования

Главная цель диссертации — найти проблему, у которой нет решения и показать возможные варианты ее решения.

Проблема магистерской работы — это противоречие или пробел, который мешает в развитии науки.

Можно сказать, что проблема ВКР — это отправная точка работы. Именно она задает направление диссертации, определяет ее объект, предмет и прочее.

Как определить проблему магистерской работы

Чтобы выявить проблему в любом научном труде надо изучить много информации, посмотреть, какие теории были выдвинуты и как они повлияли на решение проблемы.

Именно с определения проблемы начинается написание диссертации. Ее надо выявить на этапе сбора информации.

Но окончательно сформулировать проблему можно только после написания основной части ВКР. Как правило, после этой части работы магистр уже принял за основу другие труды, полностью изучил плюсы и минусы теорий и концепций, понял их роль в развитии науки.

Этапы выявления проблемы магистерской диссертации

Выявить проблему в ВКР — дело непростое. Обычно магистры придерживаются следующих действий:

  1. Определяет, насколько проблема целесообразна. На этом этапе автор показывает, что заинтересован в проблематике. Ведь чтобы написать хорошую работу. мало перечитать литературу и чужие труды. Хорошо когда магистр стремится к новым открытиям и свершениям.
  2. Оценивает проблему на актуальность. Недостаточно просто выявить проблему. Надо оценить актуальность и необходимость ее решения. Диссертант должен увидеть, что решение этой проблемы поможет в развитии науки. Актуальность проблемы показывает актуальность всей работы.
  3. Сопоставляет проблему исследования с поставленной целью. Важно, чтобы цель диссертации способствовала решению проблемы. В цели работы надо не только показать необходимость решения данной проблемы, но и разработать пути ее разрешения.
  4. Определяет новизну и практическую значимость проблемы и работы в целом. Решение проблемы в конце ВКР подчеркнет значимость работы, покажет, каких результатов добился автор. Лучше, чтобы пути решения проблемы были новые, оптимальные и эффективные.
  5. Грамотно оформляет проблему. Проблема должна быть правильно и четко сформулирована. Грамотная формулировка покажет компетентность автора выпускной квалификационной работы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Проблема магистерской диссертации

Как правильно сформулировать проблему ВКР

После того, как магистр выявил проблему, он ее грамотно формулирует. Чтобы это правильно сделать, соблюдают следующие условия:

  • формулировку проблемы пишут простым, понятным и ясным языком;
  • проблема исследования должна быть реальной, решаемой;
  • при постановке проблемы диссертант заранее продумывает, на какие вопросы она будет отвечать. Например, как повысить работоспособность или как увеличить прибыль;
  • полностью сформулировать проблему можно только после написания основной части ВКР.

Проблема магистерской диссертации: пример

Чтобы лучше понять, как сформулировать проблему, посмотрите готовые примеры.

Магистерская диссертация на тему «Сравнительный анализ образов кровного и приемного родителя в сознании ребенка, воспитывающегося в государственном учреждении»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Несмотря на достаточно большое количество исследований представлений о взрослом у воспитанников детских домов и интернатов, сравнительный анализ образов кровного и приемного родителя в сознании ребенка-сироты в научной литературе не представлен.

Магистерская диссертация на тему «Проблема подготовки семьи к приему ребенка-сироты»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Значимость организации системы подготовки семей к приему ребенка-сироты обусловлена ростом количества отказов от приемных детей. В тоже время наблюдается дефицит программного и методического обеспечения психолого- педагогической подготовки кандидатов в замещающие родители.

Магистерская диссертация на тему «Особенности эмоциональных переживаний приемного ребенка в замещающей семье»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Переход из государственного учреждения к жизни в замещающей семье является для ребенка стрессовой ситуацией. В научной литературе представлены описания различных аспектов переживания стресса, но эмоциональные переживания ребенка в замещающей семье до настоящего времени изучены не были.

Магистерская диссертация на тему «Изучение характера межличностных отношений в замещающих семьях»

Формулировка проблемы в ВКР на эту тему может выглядеть так:

Попадая в замещающую семью, приемный ребенок вступает в отношения не только с родителями, но и с их кровными детьми, в связи с этим перестраивается вся система межличностных отношений, а в некоторых случаях и иерархия семьи. Особенности межличностных отношений в замещающих семьях изучены мало, в связи с этим данное исследование представляется актуальным.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры

Читайте также:
Ошибка во время выполнения программы питон

Теперь вы знаете как написать проблему выпускной квалификационной работы. А если возникнут трудности, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты быстро и качественно помогут вам с написанием магистерской работы на любую тематику.

«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.

Источник: zaochnik.ru

Постановка проблемы исследования

Постановка проблемы исследования

Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.

Что такое проблема?

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

  • появляется пробел в теории, требующий заполнения;
  • традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
  • старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

  • реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
  • необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
  • проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.

Основные критерии научной проблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

  1. актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
  2. научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
  3. значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
  4. объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.

Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.

Этапы постановки проблемы исследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.

Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.

  1. Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
  2. Анализ, который включает:
  • изучение известных теорий на предмет существования решений;
  • подтверждение реальности запроса;
  • точная формулировка целей;
  • назначение рамок (временных, географических и прочих);
  • обозначение структуры – разбивка на подтемы.
  1. Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
  2. Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

  • раскрывать сущность конкретных объектов;
  • выделить направление работы, предполагающее продолжение;
  • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

Источник: sibac.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru