1. Концепция МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
За основу положена концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа, отраженная в Письме Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
1. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
2. Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
3. В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
4. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
5. Роль родителей в процессе реабилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
6. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений – учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.).
7. Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т. д.
Технология проектирования индивидуальных программ сопровождения детей в ТЖС
8. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
9. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
10. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.
11. Родители принимают активное участие в процессе реабилитации детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий».
2. Характеристика проблем ребенка.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и диагностическим данным специалистов ДОУ у Максима Н. встречаются следующие затруднения:
Высокая степень невнимательности, неусидчивость, повышенная утомляемость. Недоразвитие познавательной деятельности. Нарушение внимания, мышления, памяти. Испытывает трудности в понимании обращенной речи. Самообслуживание не развито, требуется помощь. Наблюдается хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательно расторможен, импульсивен. С детьми малообщительный. Круг интересов ограничен. В игрушки мало играет, игры однообразные, быстро все бросает. Очень подвижный, неусидчив, постоянно в движении, бывает импульсивным, все бросает, подкидывает вверх.
На замечания не обращает внимания. Вспыльчив, раздражительный, при этом кусает свои руки.
Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, проанализировав опыт работы в данном направлении, нами был выбран индивидуальный маршрут развития, разработанный педагогами МДОБУ «Кемлянский детский сад».
Составлена структура индивидуального маршрута и адаптирована для работы с данным ребенком.
3. Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка Максима Н.
- Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (приложение 1.);
- Информация о специалистах (медсестра, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (приложение.2);
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
- Индивидуальный маршрут развития ребенка (приложение 3);
- Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
- Журнал регистрации индивидуальной работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: познавательное музыкальное, эстетическое).
Источник: dohcolonoc.ru
Как составить программу индивидуального сопровождения
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- адаптации ребенка к новым условиям;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией;
- предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- диагностические исследования;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.
Цель предварительного этапа работы — сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: — улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа — анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
- Выявление актуальных проблем ребенка.
- Разработка путей поддержки и коррекции.
- Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
- Реализация намеченной программы.
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
- психологическое сопровождение, (в разделе «Презентации и слайды имеется программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося»)
- логопедическое сопровождение,
- педагогическое сопровождение,
- социально-правовое сопровождение,
- лечебно-оздоровительное,
- воспитательное сопровождение.
Содержание Всех видов сопровождения можно найти в презентации «Портфолио индивидуального сопровождения учащегося» в разделе «Презентации и слайды»
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
Для наглядности работы всех специалистов нами было создано «Портфолио индивидуального сопровождения учащегося», которое хранится у заместителя директора (методиста, педагога — психолога или классного руководителя), заполняется всеми специалистами и предоставляется на ПМПК школы, района, города для отслеживания результатов достижений учащегося. Образец «Портфолио учащегося» можно найти в разделе «Презентации и слайды»
Источник: iemcko.ru
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
Назначение программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Определение 1
Индивидуальное сопровождение – это совокупность методов, связанных единым целевым назначением и действиями в направлении коррекционного развития ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ).
Программа индивидуального сопровождения – это комплекс взаимосвязанных коррекционных мероприятий, направленных на работу с ребенком с ОВЗ и его родителями и коррекцию его разнородных отклонений.
Такое сопровождение строится на основании проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, исходя из его особенностей развития и образовательных потребностей. Данный маршрут включает в себя реализацию психолого-педагогического сопровождения ребенка и коррекционные направления учебно-воспитательной работы.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Программа индивидуального сопровождения должна обеспечить ребенку с ОВЗ возможности освоения образовательной программы, получения знаний и навыков.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ ориентирована на:
- Реализацию индивидуальной помощи и поддержки детям с ОВЗ в освоении специальной образовательной программы и социальной адаптации.
- Интеграцию ребенка с ОВЗ в образовательное пространство и создание условий для продуктивного обучения в учебном заведении.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям и их родителям в развитии ребенка с ОВЗ и активизации его потенциальных возможностей.
Программа индивидуального сопровождения является частью специальной образовательной программы. Она ориентирована не на всех учащихся учреждения коррекционного типа, а только на конкретного ребенка. Потому, она учитывает его потенциальные возможности и особенности развития, интересы и стремления, а также проблемы, требующие разрешения.
При подготовке программы сопровождения производится ряд действий. Педагог определяет:
«Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- Зону ближайшего развития ребенка с ОВЗ и его потенциальные возможности;
- Отклонения от развития и причины их возникновения;
- Составляет перечень актуальных занятий, упражнений, методов и приемов, подходящих для коррекции, имеющихся отклонений в развитии;
- Основы выбора коррекционных направлений работы в устранение нарушений психоэмоциональной, речевой и познавательной сферы ребенка;
- Направления консультационной помощи и поддержки семьям детей с ОВЗ.
Основные направления коррекционной работы, входящие в программу индивидуального сопровождения
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ включает в свой состав следующие направления работы:
- Диагностическое направление. Оно связано с проведением первичного обследования уровня развития ребенка и выявления его образовательных потребностей, а также систематическую работу по выявлению динамики развития ребенка и успешности реализации коррекционных мероприятий.
- Коррекционное направление. Оно носит развивающую направленность т.е. оно ориентировано на коррекцию конкретных нарушений в развитии и создание условий для полноценного развития данных процессов в существующих ограничительных условиях. Сюда входит еще и развитие навыков самоконтроля, регуляции поведения ребенка и формирование познавательной деятельности.
- Профилактическое направление. Оно связано с профилактикой развития вторичных отклонений у детей с ОВЗ и решением различных развивающих задач на определенном этапе обучения.
- Просветительское направление. Оно ориентировано на организацию просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Организационно-методическое направление. Оно связано с разработкой основ деятельности педагогов, психологов, рекомендаций иным специалистам по развитию конкретного ребенка и его обучению в специальном учебном заведении.
- Мониторинговое направление. Оно включает в себя аналитическую работу по анализу развития конкретного ребенка. Сюда входят мероприятия по эмоциональному, интеллектуальному, волевому, нравственному развитию ребенка, активизации его высших психических процессов и направления развития работоспособности ребенка с отклонениями в развитии.
Составные компоненты программы индивидуального сопровождения
Программа индивидуального сопровождения включает в себя следующие компоненты:
- Перечень коррекционных мероприятий;
- План реализации коррекционной деятельности и порядок проведения коррекционных мероприятий;
- Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях учебного заведения, включающая медицинскую помощь, психологическое и педагогическое сопровождение и описание условий организации обучения и воспитаний ребенка с особыми потребностями;
- Механизм проектирования коррекционной деятельности в конкретном учебном заведении, конкретным педагогом и иными специалистами;
- Систему технологий и методов коррекционной работы;
- Прогнозируемые итоги реализации программы сопровождения;
- Варианты применения коррекционных направлений работы на разных этапах обучения.
Все эти компоненты в своем взаимодействии обеспечивают полноценную реализацию комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ на разных образовательных этапах, помогая в усвоении образовательной программы, формировании социальных навыков деятельности и принятию ребенком себя в качестве самостоятельной активной личности, способной к вливанию в социальное пространство и взаимодействию с его членами. Пожалуй, именно включение в социальную среду – основное назначение индивидуального сопровождения ребенком. Ведь, если он не станет полноценным членом социума, то личностное становление будет бессмысленным и неоправданным процессом.
Любая программа индивидуального сопровождения ориентирована на коррекцию имеющихся отклонений в развитии и их негативного воздействия на образовательные возможности ребенка. Именно возможность познания и формирования навыков деятельности в социальной среде – ведущее направление программы сопровождения и ожидаемый итог ее реализации.
Источник: spravochnick.ru