Любое учреждение, где занимаются обучением и воспитанием детей, должно работать по программе. Это касается не только общеобразовательных школ и детских садов, но и различных кружков, секций и студий. Принцип вариативности педагогического процесса допускает применение различных программ, в том числе авторских и экспериментальных. Они должны соответствовать российскому законодательству. Кроме того, любую программу необходимо оформить в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством образования.
Статьи по теме:
- Как написать программу дополнительного образования
- Как написать программу обучения
- Как написать образовательную программу
Вам понадобится
- — методические разработки по теме.
Инструкция
Любая программа начинается с титульного листа. Укажите полное наименование вашего учреждения дополнительного образования. Напишите, как называется ваша программа, где и кем она была утверждена, а также возраст детей и период, на который рассчитана программа. На титульном листе должны быть фамилия, имя и отчество автора или группы авторов, год разработки и город, в котором находится ваше учреждение. Оформляется титульный лист согласно ГОСТу Р 6.30-97
Как подать заявку на программу дополнительного образования в 2022-2023 году
Напишите пояснительную записку. В ней необходимо указать направленность вашего кружка или студии (эстетическая, туристско-краеведческая, спортивная и т. д.). Расскажите, насколько ваша программа педагогически целесообразна и в чем заключаются ее новизна и актуальность. Подробно расскажите о возрасте детей и сроках реализации.
Коротко скажите, какой форме предполагаете проводить занятия. Напишите, какого результата вы ждете и как его проверить.
Составьте учебно-тематический план. Это таблица, в которой указаны разделы и темы курса, а также количество часов на их изучение. Программу, которая рассчитана на несколько лет, необходимо разбить по годам обучения. Укажите, сколько часов, отведенных на каждую тему, будут использованы на теоретические и практические занятия.
В системе дополнительного образования, в отличие от школы, практических занятий должно быть больше. Преподаватель сам распределяет часы занятий.
В разделе «Методическое обеспечение» расскажите о методах обучения. Этот раздел включает в себя описание форм занятий по каждой теме, в том числе и таких, как конференции, семинары, экскурсии. Опишите методы организации учебного процесса, а также форму итоговых занятий по каждой теме или разделу.
Составьте список литературы. Он может состоять из двух частей. Один список использует педагог в своей работе, другой — рекомендован ученикам. Может быть и отдельный список для родителей. Библиографический указатель в данном случае составляется точно так же, как и при написании любых других научных работ.
Программа дополнительного образования Cambridge English
Удобнее составлять алфавитный список, в котором указаны фамилия и инициалы автора, название работы, год и место издания.
Обратите внимание
В учебно-тематическом плане отводятся отдельные часы на комплектование групп, вводное и итоговое занятия, концерты, выставки, соревнования и другие мероприятия.
Если вы планируете экскурсию или игру, обязательно укажите это в содержании образовательного процесса и укажите место и время.
Вопросы, которые вы собираетесь рассматривать в ходе изучения тех или иных тем, в содержании образовательного процесса необходимо писать в именительном падеже.
- Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования
- как составить дополнительные работы
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как написать программу по курсу
- Как создать свою обучающую программу
- Как написать образовательную программу в школе
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как составить программу по дополнительному образованию
- Как составить учебную программу
- Как написать программу для занятий музыкой
- Как создать образовательную программу
- Как написать учебную программу
- Как написать программу для лагеря
- Как написать развивающую программу
- Как написать проект об образовании
- Как написать элективный курс
- Как составить план кружка
- Как составить элективный курс
- Как составлять рабочие программы
- Как писать рабочую программу
- Как написать план обучения
- Как написать программу по предмету
- Дополнительное образование-2015: закрываться или развиваться?
- Как составлять рабочую программу по предметам
- Как составить коррекционную программу
- Как разработать курс
- Как составить программу занятий музыкой
- Как написать учебный план
- Как писать программу для школы
- Как составить воспитательную программу
- Как составить план обучения
Источник: www.kakprosto.ru
Методическая разработка «Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Методическая разработка
«Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы »
Хороших Александра Игоревна
Тольятти 2017
Хороших А.И., Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Пособие предназначено для педагогов, планирующих написание дополнительной программы по своему виду деятельности. В нем излагаются структурные элементы программы, рассматриваются вопросы оформления и т.д.
Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов достаточно ознакомиться с соответствующим разделом. — г. Тольятти, МБОУДО «ДДЮТ», 2017. — 22 с. Верстка и дизайн: Хороших А.И., методист МБОУДО «ДДЮТ»
Хороших Александра Игоревна, методист МБОУДО «ДДЮТ»
Пояснительная записка………………………………………..6
Учебно-тематический план……………………………………16
Содержание программы……………………………………….17
Методическое обеспечение…………………………………….18
Календарно-тематический план……………………………….21
Любое учреждение, где занимаются обучением и воспитанием детей, должно работать по программе. Это касается не только общеобразовательных школ и детских садов, но и различных кружков, секций и студий. Принцип вариативности педагогического процесса допускает применение различных программ, в том числе авторских и адаптированных. Они должны соответствовать российскому законодательству. Кроме того, любую программу необходимо оформить в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством образования.
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»: «… В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
— общеобразовательные (основные и дополнительные),
— профессиональные (основные и дополнительные).
Классификация дополнительных общеобразовательных программ
Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы.
Адаптированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) либо авторская программы, но измененная (на треть и более) с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Коррективы вносятся в программу самим педагогом, но при этом не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе.
Адаптированная программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.
Авторская программа – это программа, обладающая оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Как и адаптированная, авторская программа должна быть утверждена педагогическим (методическим) советом образовательного учреждения и подписана его руководителем.
Официально статус авторской, как правило, присваивается программе после получения рецензии.
Цель методической разработки: сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению дополнительной общеобразовательной программы. Данные методические рекомендации призваны помочь педагогу осмыслить свой накопленный опыт и грамотно изложить его в программе в соответствии с требованиями Министерства образования РФ.
дополнительной общеобразовательной программы
Содержит краткую характеристику предмета или вида деятельности, некоторая обоснованность для чего нужна программа.
Направленность дополнительной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Название» . направленности создана для развития. Функциональное назначение программы – общеразвивающее.
Направленности: художественная, техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на материалах научных исследований;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
на современных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательного учреждения;
на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Какова причина, побудившая создать программу?
Что отличает Вашу идею от других?
Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?
Педагогическая целесообразность.
Подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.
обучающие, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
развивающие, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
воспитательные, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.
Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.
Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.
Существительные: помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Чем не устраивают Вас имеющиеся программы данной направленности?
На решение какой проблемной ситуации направлена Ваша программа?
Что Вы предложили как автор программы?
Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами?
На каких теоретических положениях основывается Ваша разработка?
Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?
Большинство педагогов в своих программах указывают возраст детей 6-18 лет, но ни в учебно-тематическом плане, ни в содержании ничего не говорится о дифференцированном обучении. Не может ребёнок 6 лет усваивать учебный материал на уровне 18-летнего, а 18-летнему неинтересно обучаться на уровне 6-летнего ребёнка. Поэтому педагоги, во-первых, должны определить доминирующий возраст и уровень образования (дошкольный, начального-, основного-, среднего общего образования) и именно его указывать, а для нескольких детей 6 или 18-летнего возраста разработать дополнение к программе. В программе должна присутствовать таблица с указанием возрастных психологических особенностей.
Сроки реализации.
Указать срок реализации программы, сколько лет и количество часов.
Например: Программа реализуется за 2 учебных года, в количестве 72 учебных часа в год.
Формы обучения: очная или дистанционная.
Формы организации деятельности
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Разработка программ дополнительного образования на заказ
Программы дополнительного образования — это фундамент, который позволяет организовать грамотный процесс обучения слушателей, студентов. Разработкой плана, программы, сопутствующей документации могут заниматься сами педагоги, преподаватели. Однако это существенная дополнительная нагрузка, на которую согласится не каждый специалист. Также для качественной работы, создания полноценной грамотной программы требуется широкий пласт методических знаний. Без них составить хорошую, непротиворечивую и одновременно эффективную основу для обучения слушателей не выйдет.
Программы дополнительного образования — это фундамент, который позволяет организовать грамотный процесс обучения слушателей, студентов. Разработкой плана, программы, сопутствующей документации могут заниматься сами педагоги, преподаватели. Однако это существенная дополнительная нагрузка, на которую согласится не каждый специалист. Также для качественной работы, создания полноценной грамотной программы требуется широкий пласт методических знаний. Без них составить хорошую, непротиворечивую и одновременно эффективную основу для обучения слушателей не выйдет.