Как составить план перехода на дистанционное обучение, правильно организовать свое рабочее место и подготовить учебные материалы — разбираемся вместе с преподавателями Skysmart.
редакция
Skysmart
Мало кто из школьных учителей имеет опыт и знает, как организовать дистанционное обучение. Зачастую учитель не понимает, какие рабочие инструменты нужны, чтобы проводить , как должен выглядеть план урока дистанционного обучения, каков порядок проведения уроков по интернету.
Всем педагогам, оказавшимся в этой трудной ситуации, пригодится опыт преподавателей Skysmart: они уже много лет учат детей дистанционно и знают, что удаленный режим обучения — не катастрофа, а шанс попробовать новые методы и освоить азы (навык, особенно важный в нынешней ситуации).
Обустройте место для удаленной работы
Планирование онлайн занятия начинается с планирования собственного дня и организации рабочего места. Большинству учителей непривычно работать из дома, особенно вести видеоуроки. Но придется приспосабливаться. Постарайтесь выделить угол, где поставите компьютер или ноутбук, и проследите, чтобы во время видеоконференции в кадр не попало ничего лишнего. В идеале фоном должны быть пустая стена.
#1. Создание курса и добавление участников в системе дистанционного обучения (Moodle).
Разместите под рукой все необходимое — блокнот для пометок, листочек со всеми паролями и доступами, стакан воды, очки. Все, что может потребоваться во время занятия.
Очень важная рекомендация — установка правильного освещения: если источник света находится позади вас, ученики увидят на экране только темный силуэт. В сумрачной комнате лучше поставить перед собой маленькую лампу, чтобы лицо было освещено.
Возможно, вам придется провести разъяснительную работу с домашними и объяснить им, что во время проведения вам необходима абсолютная тишина — детей, собак и котов на это время лучше держать подальше от компьютера.
Не забудьте перед началом видеоурока проверить, работают ли камера и микрофон — и нет ли на заднем плане лишнего
Разработайте план перехода на дистанционное обучение
Удаленное обучение школьников можно устроить тремя способами.
- Видеоконференции с учениками в реальном времени. Многим учителям такой подход покажется наиболее привычным. Преподаватель организует видеоконференцию со всем классом (для этого можно использовать любой сервис для видеосвязи — Skype, Zoom, Facebook Live или любой другой). По сути, такое занятие почти ничем не отличается от обычного: учитель говорит, ребенок слушает, отвечает на вопросы, принимает участие в обсуждениях и так далее.
- Материалы для организации дистанционного обучения. Учебная программа, основанная на этом подходе, предполагает использование разнообразного образовательного контента. Школьник может смотреть на YouTube (например, на канале Карантин ТВ от Skysmart) и учебных платформах, читать электронные учебники, выполнять интерактивные задания для детей на дистанционном обучении. Этот учебный план предполагает значительный объем самостоятельной работы со стороны ученика, но требует от преподавателя дополнительных усилий для поддержания мотивации. Разумеется, преподаватель не самоустраняется — он разрабатывает пояснения к заданиями и видеоурокам, остается на связи (например, в чате) для того, чтобы отвечать на вопросы учеников.
- Сочетание видеоконференций и дополнительных материалов. В сети существует множество ресурсов с материалами, которые позволяют обучаться дистанционно и с удовольствием. Учитель вполне может сочетать видеоуроки с дополнительными интерактивными заданиями, роликами, симуляторами лабораторий, учебными подкастами. Электронный контент разнообразен и учителю стоит потратить немного времени, чтобы выбрать самые интересные материалы: они помогут школьникам не заскучать.
Переведите учеников в Skysmart Класс
Все эти варианты дистанционного обучения школьников имеют право на жизнь. Но многие преподаватели выбирают последний. Индивидуальный план работы учителя в этом случае включает одну видеовстречу со всем классом в неделю, постоянный контакт с учениками через мессенджеры и самостоятельную работу учеников по заданиям, полученным от учителя.
На видеовстрече преподаватель разбирает самые сложные моменты, отвечает на вопросы и формулирует задание для самостоятельной работы. Такое планирование позволяет поддерживать контакт педагога и класса, сохранять индивидуальный подход и при этом не перегружать все стороны процесса.
Нередко учителя, опасаясь, что план дистанционного обучения в школе оставляет детям слишком много свободного времени, стараются нагружать их по полной. Но не стоит забывать, что ученикам тоже непросто перестроиться на удаленку. Не следует перегружать их домашней работой (многие школьники отмечают, что сейчас им приходится заниматься даже больше, чем раньше!) — лучше постараться найти действительно толковые задания, которые помогут увлечь школьников.
Видеоконференции нужны, чтобы контакт между учителем и классом не прерывался
Выберите образовательный инструментарий
План работы учителя на период дистанционного обучения предполагает наличие решений для постановки задач и контроля их выполнения. Иными словами, нужно выбрать сервис, при помощи которого преподаватель будет давать ребенку домашнюю работу и проверять ее.
На самом деле хорошие новости ждут преподавателей уже на этом этапе. Потому что платформ такого рода много, все они — прямо сейчас, в режиме реального времени — стараются стать надежнее, проще и удобнее для пользователей. И самое главное — в большинстве случаев система сама проверяет задания, так что учителю не нужно проводить вечера над тетрадками. Обратная связь приходит в режиме реального времени и педагог видит, кто и как из его класса справился с заданием.
Крупных платформ, которые помогут детям обучаться в почти прежнем режиме, десятки. Очень популярны Учи.ру., Платформа новой школы, «Российская электронная школа», ЯКласс. С их помощью можно составить конспект урока и план работы по дистанционному обучению.
Недавно Skysmart вместе с запустили Skysmart Класс — задания для учеников 1–11 классов по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. Сервис отличается простотой — учитель выбирает задание и отправляет ученикам ссылку на него, а потом на той же самой странице видит статистику по классу. Разработка Skysmart предназначена для тех, у кого нет ни времени, ни желания разбираться в сложном функционале.
Переведите учеников в Skysmart Класс
Эти инструменты помогут сформировать план дистанционной работы учителя и одновременно снять с него значительную часть нагрузки — составление и проверка домашних заданий теперь занимают не часы, а минуты, если не секунды.
Поскольку организованный переход на удаленное обучение случился внезапно, нагрузка на платформы резко возросла, и в первые дни ученики и учителя жаловались, что не все сайты работают корректно. Но сейчас ситуация стабилизировалась, а порталы нашли способы справиться с таким наплывом пользователей.
Найдите электронные версии учебников
Как составить план дистанционного обучения, если до сих пор вы пользовались «бумажной» методической литературой? Найти ее же, но в интернете.
Все учебники и методические пособия, которыми учитель пользуется в своей ежедневной работе, можно отыскать в оцифрованном виде — причем эти электронные версии нередко предоставляются бесплатно. расширяют и возможности для дополнительной работы — преподаватель всегда может найти и переслать ученикам ссылку на нужную книгу.
Электронные учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, пособия, энциклопедии, словари, книги по истории, искусству, культуре и прикладным наукам можно найти в Московской электронной школе, «Библиошколе», библиотеке 11 классов, сайте Библиотекарь.ру.
Их можно читать с экрана, хотя это и не особенно удобно. Проще скачать на смартфон или планшет для открытия книг в формате epub, fb2, txt,rtf и doc — Cool Reader, AlReader, EPUB Reader или любое другое, функционал у них почти одинаковый. А если вы читаете с компьютера, воспользуйтесь браузерной читалкой — например, OmniReader, она проста до примитивности, но читать текст с экрана вам будет гораздо комфортнее.
Используйте приложения для чтения электронных книг: так глаза будут уставать гораздо меньше
Опишите ученикам новый учебный процесс
О том, как теперь будут проходить занятия, нужно договориться с самого начала. Если школьный распорядок был хорошо знаком и учителям, и родителям, и педагогам, то теперь все посыпалось и правила нужно обозначать заново.
Потратьте пару дней на составление четкого гайдлайна для учеников (и их мама и пап). Впоследствии это сбережет вам немало времени и нервов, ведь к вам постоянно будут обращаться за вопросами и разъяснениями.
Пропишите в правилах, в какое время и каким образом вы будете проводить видеоконференции, где искать записи уроков и электронные учебники, сколько заданий нужно выполнять в неделю, до какого времени они принимаются (и с какого момента считается, что ученик не сделал домашку), как именно задания будут рассылаться и как ученики будут получать обратную связь. Отметьте, каким образом школьники будут присылать вам выполненные задания — на почту, в WhatsApp, в электронный журнал, в чат ВКонтакте или еще. Иначе вам в конце дня придется собирать ссылки из всех мессенджеров (и вы наверняка упустите).
Убедитесь, что у каждого школьника есть список ресурсов, которые потребуются ему в работе: ссылки на обучающие платформы, электронные учебники, с уроками, приложения. Проверьте, все ли ученики присутствуют в ваших рабочих чатах в мессенджерах. Пропишите даже правила поведения на . Дистанционное образование — это не «халява» и не внезапные каникулы, и задача детей на удаленных уроках — не праздновать свободу, а обучаться. И рабочая программа не должна страдать того, что школьный курс перенесли в онлайн.
Кстати, будьте готовы к тому, что ученики будут постоянно забывать и терять логины и пароли. Поэтому желательно использовать обучающие сервисы, не требующие регистрации и сложных входов для ученика. Или приучить учеников хранить логины и пароли в надежном месте.
Ученик, который пытается вспомнить тридцатый логин и пароль от очередного сервиса
Договоритесь, в какой форме будете принимать задания
Учителя пытаются изобрести удобный способ просматривать домашку, сделанную учениками — например, просят сфотографировать страницу тетради и выслать им на почту (и тонут в обилии картинок, на которых никак не сделать пометки). Эти сложности ни к чему: уже давно существуют удобные инструменты, позволяющие выполнять задания для дистанционного обучения.
Любые письменные работы удобно принимать в формате Google Документов. Этот же инструмент позволяет одновременно работать над одним документом, оставлять правки, комментарии и замечания, а также создавать презентации. С остальными заданиями по математике, иностранным языкам, обществознанию, русскому, физике и другим предметам вам помогут образовательные сервисы, о которых мы говорили выше.
И главный совет от преподавателей Skysmart — не паникуйте! Пусть пока и не совсем понятно, как обучать дистанционно, очень скоро вы втянетесь и сами увидите, что технология очень удобна.
Делимся опытом дистанционного обучения на вебинарах
Составление программы с применением интерактивных заданий позволяет разнообразить уроки, добавить игровой элемент и сделать занятия более современными и интересными. Помимо заданий проде «прочитать параграф № 5», вы можете предлагать детям посмотреть обучающий видеоролик или стрим, провести опыты в виртуальной лаборатории VirtuLab. Или создать свою собственную викторину по теме урока при помощи сервиса Quizizz и превратить рутинный тест в азартное соревнование между детьми, где каждый обучающийся может сразиться за приз (например, ссылку на крутой образовательный ).
Возможно, вы заметите, что дисциплина улучшилась — во время видеоконференции в виртуальном классе у детей намного меньше возможностей безобразничать и шуметь. А вот доверия, наоборот, станет больше: формат чата располагает к контакту. Новый план организации работы требует некоторых усилий, но совсем скоро вы увидите, что оно того стоило.
Источник: skysmart.ru
Специфика проектирования, планирования и разработки программ дистанционного обучения (для полного и частичного дистанта)
В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение. Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.
В настоящее время дистанционное образование сумело завоевать доверие учащихся на всех уровнях обучения. Эффективность нового способа обучения была выявлена резко на фоне пандемии, что позволило оперативно внедрить новый вариант получения знаний повсеместно. Теперь от школьников до абитуриентов и студентов индивиды имеют право добровольного перехода на дистанционное обучение.
Любая педагогическая деятельность тщательно планируется и регулируется всевозможными ГОСТами, нормами, внутренними правилами учебного заведения и пр. Сегодня мы расскажем об особенностях проектирования и разработки программ для дистанционного формата.
Специфика проектирования и планирования дистанционных программ (полный и частичный дистант)
Сами по себе программы для дистанционного обучения обладают рядом выделяющих их черт. Во-первых, в данном случае отсутствует прямой и живой контакт преподавателя и учащегося. Основной акцент на освоении каждой темы и в целом траектории делается на самообразовании. Педагог лишь предоставляет материалы к изучению, задания для закрепления, а также контролирует ход погружения в тему с помощью дополнительных контрольных или аттестационных рубежей.
Во-вторых, дистанционные программы предполагают погружение в предмет в определенной последовательности. То есть в учебном процессе будет сохранена логика изучения по принципу «от простого к сложному», поэтапности.
В-третьих, рассматриваемый формат свойственен далеко не всем направлениям подготовки. Например, ряд прикладных дисциплин или отдельных тем невозможно вынести в рамки нового варианта обучения, так как требуется личный контроль, тщательное разъяснение темы или нюансов, работа с конкретным специализированным оборудованием и пр.
В-четвертых, образовательный процесс, основанный на дистанционном взаимодействии преподавателя и подопечного, строго регламентирован действующими законодательными нормами и рекомендациями, затрагивающими учебный процесс в целом, а также конкретные дисциплинарные особенности и тонкости.
- Полный дистант, когда весь учебный процесс проходит в данном формате, то есть абсолютно все предметы переведены в дистанционный режим: студент получает задания, разъяснения, выполняет порученные ему задания и сдает их в электронном виде посредством использования современных технологий. Посещение учебного заведения в данном случае не требуется, но сроки освоения материалов и выполнения заданий при этом ограничены;
- Частичный дистант. Данный сценарий чаще всего используется по принципу необходимости и предполагает перевод отдельных дисциплин или занятий на новый лад. В данном случае не исключается посещение учебного заведения и освоение отдельных тем или предметов в рамках дистанта с предоставлением соответствующих материалов.
Дистанционные образовательные программы проходят ряд стадий: от проектирования и планирования до внедрения, корректировки, обновления и пр. Притом каждый шаг по созданию и применению данного формата обучения базируется на классических принципах:
- Единство, означающее использование единой системы и формы обучения, преподнесения информации в рамках всего учебного процесса. Чаще всего программы дистанта реализуются в рамках модульной системы: разбивка материала по уровням сложности, темам, справочный и практический и пр.;
- Ограниченность, предполагающая определение четких сроков для постижения всей программы или ее части, выполнение и сдачу проверочных материалов, прохождение аттестации и пр.;
- Логика обучения, основанная на поэтапном изучении наиболее важных моментов программы. То есть каждый учащийся будет соблюдать конкретную последовательность действий: изучение вводной информации по теме, основной разъясняющей информации (получение новых знаний), выполнение заданий по теме (закрепление темы) и прохождение контроля (контрольная работа, тестирование и пр.);
- Разнообразие форм дистанционного обучения, предполагающее повышение мотивации и интереса к учебному процессу через способы подачи информации: электронные учебники, видео-уроки, презентации, кейсы, тесты, онлайн-лекции и пр.;
- Посильность программы. Все темы и задания должны быть изложены на простом и понятном для учащегося языке с учетом особенностей его развития и текущего уровня подготовки, миссии дисциплины или программы в целом.
Сегодня мы остановимся подробнее на первых шагах создания соответствующих комплексов.
Нужна помощь преподавателя?
Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?
О том, как грамотно и качественно организовать дистанционное обучение в образовательной деятельности школы рассказала кандидат педагогических наук, директор центра дистанционного обучения корпорации «Российский учебник» Елена Долгих. Почитайте о возможных проблемах, возникающих в ходе обучения, и узнайте варианты их решения, а также изучите способы организации учебных занятий на сервисе Moodle.
16 апреля 2020
Поделитесь в соц.сетях
Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle
Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.
Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.
Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.
Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.
После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.
Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.
В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»
Составление методических рекомендаций. Подача учебного материала
Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.
Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.
Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.
«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.
Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»
Создание курса в конструкторе Moodle
Наполнение курса материалами
1. Зайдите в режим редактирования курса.
2. Нажмите «Редактировать» справа от названия темы и в меню выберите «Редактировать тему».
3. Добавьте описание темы. Здесь можно описать цель урока, проблемные вопросы, план урока или любую информацию, которая будет необходима ученикам в процессе изучения темы. Сохраните.
4. Для добавления элементов или ресурсов изучения нажмите «Добавить элемент или ресурс».
5. В новом окне выберите тип ресурса, например, файл. Нажмите «Добавить».
6. Введите название элемента (оно не обязательно должно совпадать с названием файла, но должно иметь смысловое значение).
7. Заполните описание, если необходимо.
8. Загрузите файл весом до 20 МБ.
9. Сохраните.
Для справки
Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.
Источник: rosuchebnik.ru