На современном этапе традиция проведения балов практически полностью ушла в прошлое, хотя в последнее время появились попытки ее возродить. В настоящее время бал понимается довольно широко. Однако, обращаясь к этой форме культуры, важно проследить ее исторические истоки, исконный смысл.
В дворянском сословии XVIII — начала XIX века балы были важнейшей формой общения во внеслужебное время. Организация и построение бала всегда были задачами исключительной важности — они учили формам общения между кавалерами и дамами, определяли нормы поведения, принятые в дворянском обществе. Бал представлял собой целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу (от входа в зал до разъезда) соответствовали определенные эмоции и стили поведения.
Какой бы ни был бал, придворный, общественный или частный, правила его проведения были незыблемы: основным элементом бала были танцы, но нельзя было танцевать под фортепиано — только под оркестр (бал обязательно предусматривал большой зал для танцев). Каждый танец имел свой характер и темп, задавал определенный стиль не только движениям, но и разговорам, составлявшим не менее важную его часть. Бальный разговор был далек от интеллектуальной игры, но при этом имел свою прелесть — оживленность, свободу и непринужденность общения между мужчинами и женщинами.
Девочка может сочинить стих за пару секунд
Бал традиционно открывался торжественным польским танцем — полонезом, танцем благородства и чести. Второй по значимости бальный танец — вальс. Завершался бал котильоном. Котильон — это скорее не танец, а игра. Основу котильона чаще всего составляли или вальс, или мазурка, а игры могли быть самыми разнообразными: с литературными героями, когда пары подбирались по заранее розданным карточкам (Татьяна — Онегин, Ленский — Ольга и т.д.), или разбивались слова на две части («Ялик» — «я» и «лик» и т.д.), различные забавные игры.
В стенах современной школы, колледжа, вуза невозможно абсолютно точно воспроизвести бал XVIII — середины XIX века, да это и не требуется. В программе современного молодежного бала могут воспроиз-водиться отдельные элементы указанной структуры традиционного бала, но в то же время есть и кардинальное отличие — он начинается с развер-нутой концертной части, которая на балах прошлого века отсутствовала.
Рассмотрим как описывает школьный бал А. Олексенко в своей статье «Бал умер? Бал жив!»:
«Совет бала» обошел все старшие классы с информацией о том, что на бал каждый класс должен подготовить бальный танец, приготовить пары для участия в конкурсе «самых изысканных барышни и кавалера».
Классы шумели, совещались, принимали решения. Наконец, выбраны танцы. Начались репетиции. Репетировали везде: в классах, коридоре, актовом и спортивном залах. Учащимся помогали учителя, родители, родственники, добрые друзья школы.
Итак, этот день настал. Зал празднично украшен. Гости в сборе. Красивые туалеты изменили внешность даже самых неуверенных в себе. Все оживлены, взволнованы в ожидании радости.
23 несчастья или не забывайте снимать линзы
Программа школьного бала включала:
ü представление гостей распорядителями бала;
ü концертную часть: «Полонез», «Романтический вальс», «Гавот», песню «Что происходит на свете. » (Музыка С. Никитина, слова Ю. Леви-танского) в исполнении вокального ансамбля, «Вальс» (Показательный танец), Итальянская народная песня «Санта Лючия», «Мазурка», «Медленный вальс», «Падеграс»;
ü показательные выступления гостей из студии бальных танцев;
ü обучение бальным танцам;
ü заключительная концертная часть: «Полечка», Романс (слова И. Анненского, музыка А. Суханова) «Моя звезда», «Менуэт», «Вальс», «Восточный танец», Песня «Кавалергарды» (слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца) в исполнении вокального ансамбля.
Таким образом, современный бал — это своеобразный танцевальный вечер, включающий как концертную часть, так и обучающие танцевальные фрагменты.
Дискотека (от греч. diskos диск и theke вместилище, хранилище) — 1) собрание граммофонных пластинок (дисков); 2) популярная форма культурного отдыха и развлечений, а также специально оборудованное помещение для проведения танцевально-развлекательных вечеров; 3) музыкальный молодёжный клуб.
Первые дискотеки возникли в 1950-х гг. во Франции, в 1960-х гг. — в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодёжи. В середине 1970-х гг. появился музыкальный стиль диско, главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность диско — его танцевальность, поэтому и в настоящее время самой массовой разновидностью дискотеки является танцевальная.
Дискотека — многовариантная форма, которая носит синтетический характер и требует специальной художественно организованной среды. Основное отличие дискотеки от обычных танцев в том, что она призвана на новом техническом уровне синтезировать различные виды искусства: музыку, эстраду (живое слово, конферанс), цветомузыку, иногда кино, пантомиму или театр.
Дискотека выполняет несколько функций: информационную, развлекательную, коммуникативную. Это своеобразный музыкальный клуб, который является средоточием многих видов клубной активности. В дискотеке можно увидеть и танцплощадку, и концертный зал, и лекторий, и полиэкранное кино, и экспериментальный театр, и художественную студию, где никогда нельзя провести чёткую грань между работой, обучением и развлечением. Диско-программы можно условно разделить на четыре направления: 1) танцевально-развлекательные; 2) диско-ток-шоу; 3) диско-лектории; 4) диско-театр.
Наиболее массовыми являются танцевально-развлекательные дискотеки. Их ближайшим аналогом являются вечера отдыха. Информационный компонент зависит от темы программы и связан прежде всего с музыкальными произведениями, предназначенными для демонстрации: это характеристика произведения, биографические данные композитора или исполнителя, презентация альбома или книги. Специфической особенностью танцевально-развлекательной программы являются:
ü энергичный темпоритм;
ü синтез различных видов искусства: музыки, эстрады, живого слова, конферанса, цветомузыки;
ü артистизм и профессионализм ди-джея.
Массовые танцы чередуются со зрелищными отделениями, играми, музыкальными антрактами, вокальными номерами. Основная часть диско-вечера — умело организованная танцевальная программа.
Ø каждый информационный блок должен быть компактен и состоять из нескольких предложений (особенно ценны 10—15 секунд после того, как заканчивается музыкальная композиция, за это время ди-джею необходимо успеть сказать главное);
Ø фразы должны легко восприниматься по смыслу, здесь также важны разнообразные приёмы подачи информации;
Ø для коррекции обратной связи проводится опрос в виде анкет;
Ø ведущий ток-шоу должен иметь собственную позицию и уметь формировать общественное мнение.
Диско-лекторий — нетанцевальная часть программы, но в отличие от обычной лекции главная роль в ней принадлежит таким компонентам дискотеки, как музыкальный видеоряд, свет. Текст ведущего выполняет комментирующую функцию. Темой диско-лекции может быть рассказ об исполнителе, ансамбле, музыкальном инструменте, документальное освещение различных событий культурной жизни.
Диско-театр имеет в основе сценарий, построенный с использованием метода театрализации. Эта программа с особенностями эстрадного представления ориентирована на краткость, актуальность информации, композиционную простоту, яркость формы, выразительность деталей. Особенность диско-театра состоит в том, что аудитория включается в сюжетно-игровое действие как герой — свободно, раскованно, непринуждённо. Музыка выступает главным средством театрализации.
Вместе с тем следует отметить, что подобная классификация носит условный характер, так как дископрограмма может объединять в себе элементы всех этих видов.
Качество проведения дискотеки во многом зависит от «специалистов»: звукооператоров, осветителей и, главное, ведущих. Кроме того, молодежная дискотека должна быть обеспечена техническими средствами и иметь разнообразные музыкальные и информационные фонды: записи для магнитофона, слайды, информацию о музыкальных ансамблях, певцах и т.п. Основу музыкального фонда должны составлять записи классической, народной музыки, а также эстрадные песни и танцевальные мелодии отечественных и прогрессивных зарубежных композиторов. К составлению и расширению музыкального фонда необходимо привлечь всех учащихся.
Коллектив, создавший дискотеку, выбирает руководителя, определяет и утверждает состав совета дискотеки, в который входят преподаватели и представители органов ученического самоуправления. Из числа выбранных членов совета избираются председатель, его заместитель, ответственные за работу отдельных творческих групп: информационно-сценарной, творческой, театрально-художественной, оформительской. Подобная структура совета позволяет привлечь большое число учащихся к активному участию в подготовке дискотеки. В результате вокруг дискотеки образуется ряд объединений-клубов по интересам.
Информационно-сценарная группа: собирает сведения о современной популярной музыке, изучает литературу, готовит фактический материал для дискотеки, разрабатывает сценарии. В группу входят сценаристы, музыканты, учителя иностранного языка и учителя русского языка, помогающие сценаристам, учитель музыки, направляющий выбор музыкального материала. Весь материал, подобранный этой группой, и разработанный на его основе сценарий поступает далее к творческой группе.
Творческая группа — это ведущие, т.е. те ребята, которые непосредственно проводят дискотеку. С этой группой учащихся необходимо серьезно работать. Особого внимания требует подготовка ведущего, задача которого состоит в том, чтобы вечер на дискотеке был содержательным и нескучным.
Это должен быть не просто юноша или девушка, увлекающиеся музыкой, танцами, различными видами искусства, а человек с хорошим эстетическим вкусом, увлеченный, имеющий большой запас знаний в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики, кроме того, активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный. Ведущему необходима также хорошая дикция, коммуникабельность, умение вести себя естественно и свободно. Ведущий — это и конферансье, обладающий чувством юмора, и хороший чтец, и находчивый импровизатор, и в какой-то мере учитель танцев.
Театрально-художественная группа включает членов самодея-тельности, которых ведущий привлекает к участию в программе в соответствии со сценарием.
Оформительская группа обеспечивает техническую базу дискотеки. Члены группы оформляют помещение, готовят световые эффекты, слайды, кинофрагменты. Здесь могут выделяться подгруппы художников и фотографов, светотехников и звукооператоров. Эту группу консультируют учителя труда и физики.
По содержанию молодежные дискотечные программы условно разделяются на два основных вида: танцевально-развлекательные и тематические.
Основное место в танцевально-развлекательной программ е занимают танцы, поэтому она не должна быть перегружена словесной информацией. Но и нельзя ограничиваться лишь объявлением музыкальных композиций. На такой дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, распродажа литературы о музыке, кино и т.д. Возможна демонстрация фрагментов кинофильмов, слайдов. Готовясь к дискотеке, учащиеся могут оформить выставки книг, журналов, газет, художественных альбомов музыкальной тематики.
Программа тематической дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении частей (блоков) продол-жительностью 15-20 минут. В блок включаются 8-10 музыкальных композиций, объединенных по самым различным признакам. Блок может идти под постоянной рубрикой, которая переходит из программы в программу, например, «Танцы народов мира», «Музыкальный музей» (музыкальная ретроспектива), «Музыкальные новинки» и т.д.
Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы, а точнее переключение на другой вид деятельности, должны иметь самостоятельное эстетическое, познавательное, воспитательное значение, поэтому они заполняются показом слайд-фильмов, выступлениями интересных гостей, фрагментами кинофильмов или мультфильмов, фонограммами. В паузы можно включать концертные номера, конкурсы, юморески, интервью, показ мод и др.
Тематическая дискотечная программа более сложная по сравнению с танцевально-развлекательной. Тематическая дискотека может проходить в форме поэтического спектакля, социально-информационной программы, лекции, «музыкальной гостиной» и т.д.
Успех дискотеки во многом зависит от ведущего (его часто называют «ди-джеем»). Диск-джей — не просто массовик-затейник, развлекающий публику, и не конферансье, разыгрывающий интермедии между музыкальными номерами. Он — комментатор и организатор всего музыкально-зрелищного действия. Таких организаторов дискотек надо готовить из числа инициативных и эрудированных учащихся.
Возросший уровень запросов современной молодежи требует, естественно, необходимой культуры не только от ведущего дискотеки, но и его помощников, например, свето- и звукооператоров, причем не просто эрудиции, но и хороших манер поведения, внешнего вида, так как им незамедлительно начинают подражать остальные участники дискотеки. Руководитель дискотеки совместно с советом, организует подготовку сценариев, дископрограмм и текстов ведущего; проводит общие собрания постоянных участников дискотеки, на которых обсуждаются вопросы организации, содержания и перспектив ее работы; содействует созданию в коллективе творческой атмосферы и высокой требовательности, способствует обеспечению общественного порядка в местах проведения дископрограмм.
Таким образом, школьная (молодежная) дискотека — это мероприятие, где не только танцуют, но и учатся танцевать, не только слушают музыку, но и учатся ее слушать, не только смотрят дискоспектакли, но и участвуют в их подготовке. Иными словами, это комплекс учебно-творческой деятельности учащихся, имеющей в отличие от обычных занятий более развлекательный характер. Хорошо организованная дискотека дает молодым людям необходимую физическую разрядку, снимает эмоциональное напряжение, учит культуре общения.
Источник: studopedia.su
Основные этапы технологического процесса подготовки и проведения бала.
Бал является культурно-досуговым мероприятием, поэтому при разработке технологии подготовки и проведения бала мы руководствуемся основами технологического процесса в культурно-досуговой деятельности. В литературе выделяются следующие основные этапы:
1) Анализ обстановки и формулировка цели;
2) Создание рабочих групп;
3) Разработка плана работы, программы технологического процесса;
4) Создание программы;
5) Проведение программы;
6) Анализ ее проведения.[13][14]
№ | Этапы технологического процесса | Содержание этапа |
1 | Анализ обстановки и формулировка цели | — Анализ обстановки — Формулировка цели — Формулировка задач |
2 | Создание рабочих групп | — Создание сценарной, режиссерской и организаторской групп, — Вовлечение активистов |
3 | Разработка плана работы, программы технологического процесса | — Разработка плана работы (организационный и методический планы); — Сбор материала; — Разработка программы технологического процесса (программа методической работы и программа организационной работы) — Составление сметы |
4 | Создание программы | Осуществление программы технологического процесса |
6 | Проведение программы | Осуществление программы технологического процесса |
6 | Анализ проведенной программы | Анализ ошибок и успехов проведенной программы, формулировка выводов на будущее |
Рассмотрим этапы технологического процесса применительно к подготовке и проведению бала:
1) Анализ обстановки и формулировка цели проведения бала.
Чтобы осуществить анализ обстановки, необходимо:
— В первую очередь сформулировать для себя, какой бал вы хотите провести, для этого нужно ответить на несколько вопросов:
* к чему бал будет приурочен;
* для кого этот бал планируется провести, т.е. определить категорию посетителей балов (возрастную, социальную и т.д.), определить масштаб бала;
* какими ресурсами вы располагаете (материальные, финансовые, людские ресурсы);
— Оценить ситуация на рынке «бальных услуг»: понять, какие балы сейчас популярны для выбранной категории населения.
Формулировка цели должна осуществляться уже в зависимости от результатов анализа обстановки, от того, как организаторы ответят на вышеуказанные вопросы. Т.е. цель проведения бала может быть сформулирована таким образом: провести бал по такому-то случаю для такой-то группы населения.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
Повышение образовательного уровня населения.
После того, как сформулирована цель проведения бала, формулируются конкретные задачи.
2) Создание рабочих групп подготовки бала (сценарной, режиссерской и организаторской), вовлечение активистов.
Процесс и принципы создания рабочих групп при подготовке бала не сильно отличаются от процесса и принципов создания рабочих групп при подготовке любых культурно-досуговых программ. Однако есть некоторые нюансы:
— при подготовке масштабных балов чаще всего создаются отдельно сценарная и режиссерская группы, при подготовке средних и небольших балов создается одна сценарно-режиссерская группа. Если речь идет о совсем небольших мероприятиях, то рабочая группа вообще одна.
3) Разработка плана работы, программы технологического процесса;
— На этапе составления плана подготовки и проведения бала определяются в первую очередь:
* имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, людские ресурсы);
До начала составления плана и программы работы необходимо четко определить, что существуют два направления работы по мероприятию: организационное и методическое. Организационное включает в себя все виды работ, связанные с техническим обеспечением подготовки и проведения мероприятия, методическое – все виды работ, связанные с творческим наполнением мероприятия.
Также вся работа по мероприятию делится на два временных периода: период подготовки мероприятия и период проведения мероприятия, и все операции, предусмотренные в плане и программе, должны четко делиться по этому принципу.
— Далее составляется план работы по подготовке и проведению бала.
План может выглядеть следующим образом:
Сроки | Этапы | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Разработка концепции, написание сценария бала | Сценарная группа | |
Работа над реализацией концепции и сценария бала | Режиссерская группа | |
Обеспечение технической стороны подготовки бала | Организаторская группа | |
Этап проведения бала | ||
Проведение бала | Режиссерская группа | |
Обеспечение технической стороны проведения бала | Организаторская группа |
— Далее составляется программа действий, где более детально, чем в плане, описываются все шаги по подготовке бала с указанием ответственных за каждое направление подготовки и проведения мероприятия.
Подготовительный этап:
Источник: studopedia.ru
Как организовать бал
Организация любого мероприятия начинается с составления плана подготовки. В нем расписывается, какие подготовительные действия должны быть сделаны, их сроки и ответственные лица. Бал — событие эксклюзивное и требует соответствующего подхода.
Статьи по теме:
- Как организовать бал
- Как попасть на бал в 2017 году
- Как проводить бал
Инструкция
Первым делом при составлении плана обозначьте дату проведения бала. Исходя из нее можно подбирать место проведения и приглашать гостей. Далее распишите по пунктам, что требуется сделать и кто будет заниматься различными этапами подготовки.
Для организации бала необходимо найти место, где он будет проходить. Это может быть большой холл старинного дворца или современные банкетные площадки. Выбирайте помещение в зависимости от того, сколько народу вы планируете пригласить. В зале общей площадью 100 квадратных метров легко поместится 50 человек. Заключите договор аренды заранее, чтобы быть уверенным, что площадка останется за вами.
Очень важный шаг — подготовка программы мероприятия. Проведите кастинг ведущих и музыкальных коллективов. Для бала больше всего подойдут смешанные ансамбли, в которых присутствуют и струнные и духовые инструменты. Обговорите, какие произведения войдут в play-лист.
На балу всегда органично смотрятся пары, исполняющие классические танцы. Если вы не уверены, что все гости смогут танцевать вальс и фокстрот, пригласите профессионалов. Они будут задавать тон вечеру.
Предоставьте выбранному конферансье подробное описание вечера. Отметьте, кому нужно дать слово, а кто будет говорить приветственную речь.
Следующий этап — подготовка меню. Определитесь, будет у вас на балу банкет или фуршет. Рассчитайте количество еды исходя из числа гостей. Определитесь с алкоголем. Выставите ли вы крепкие спиртные напитки или ограничитесь шампанским.
Разносить ли легкие закуски в начале вечера или прием пищи будет только после праздничной программы.
Договоритесь с декораторами об украшении зала. Придерживайтесь строгого классического стиля. Добавьте золотые ленты и живые цветы для создания торжественности.
Параллельно с организационными вопросами составляйте списки гостей. Внесите туда vip-персон и прессу. Напечатайте пригласительные билеты. В них обязательно укажите форму одежды. На балу для мужчин уместен смокинг, а для женщин — длинное вечернее платье. Рассылайте письма заранее, минимум за две недели до мероприятия, чтобы приглашенные могли скорректировать свои планы.
Почетных гостей, кроме этого, пригласите лично или по телефону.
В день мероприятия приезжайте на место проведения за 5-6 часов до начала. Это позволит вам своевременно урегулировать все проблемы. Запланируйте дополнительно полчаса для того, чтобы привести себя в порядок и переодеться. Точно в назначенное время откройте двери в зал и встречайте гостей.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как украсить зал к выпускному балу
- Каке организовать бал-маскарад
- Как вести себя на балу
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как подготовиться к выпускному балу
- Как проходили балы
- Как украсить осенний бал
- Как попасть на Венский бал в Москве в 2017 году
- Как себя вести на выпускном
- Как провести собственный фестиваль
- Как провести выпускной в университете
- Как отметить выпускной в 9 классе
- Как отметить выпускной в 2017 году
- Как попасть на венский бал
- Как планировать мероприятия
- Как провести выпускной
- Что танцевали на балах в старину
- Как провести банкет
- Как организовать выпускной
- Как устроить веселую вечеринку
- Как организовать выпускной вечер
- Как организовать студенческую вечеринку
- Как провести вечер встреч выпускников
- Как провести фестиваль
- Как попасть на бал в Москве в 2017 году
- Как организовать новогодний праздник
- Как отпраздновать последний звонок
Источник: www.kakprosto.ru