Как составить модульную программу

Содержание

2. Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Думать легко, действовать трудно, а
превратить мысль в действие – самая
трудная вещь на свете.
И. Гете
Классификация программ по форме организации содержания
и процесса педагогической деятельности
Дополнительная
общеобразовательная
программа
Cквозная
Интегрированная
Комплексная
Модульная
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16

3. Комплексные программы

соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое
• Программы профильных школ системы
дополнительного образования (художественные,
спортивные, музыкальные) либо групп развития
дошкольников, существующих при многих школах,
гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это

Методический конструктор: как разработать и оформить модульную дополнительную общеразвивающую ?


программы с многоступенчатым обучением и набором
различных предметов, форм организации
деятельности, педагогических технологий, методик.
• Программы детских объединений с разносторонней
подготовкой к какой-либо деятельности или
профессии. Например, комплексная образовательная
программа театрально-музыкальной студии
позволяет учащимся получить знания и практические
навыки не только по основам актерского мастерства —
основному профилю обучения в студии, но и по
музыке, сценическому движению, способам
изготовления декораций, театральной этике,
психологии общения.
Пример: комплексно
представлены все
• Программы творческих групп педагогов,
основные содержательные линии воспитания,
объединенных одной задачей, общей концепцией,
обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет .
едиными подходами к содержанию, организации,
Развитие в единстве познавательной,
результатам педагогической деятельности, но
эмоциональной и практической сферы
работающих по разным образовательным
личности ребенка.
направлениям.
3

4. Интегрированные программы

Интегрированные программы
Дополнительные образовательные
программы, взаимосвязанные с
общеобразовательными
предметами.
Пример: «Эстетическая экология»
(изучение красоты родной природы,
экологических особенностей, истории
края)
Объединяют в целое отдельные
образовательные
области
на
основе того или иного единства;
выявляют это единое основание в
образовательной системе как
ключевой момент оценки ее
содержания и эффективности
функционирования.
В термин интеграция в данном
случае вкладывается понятие
взаимосвязи,
взаимообусловленности
и
взаимопроникновения двух или
нескольких ведущих идей или

Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы


объектов,
что
предполагает
качественное, а возможно, и
количественное изменение в
параметрах новой идеи или
нового
объекта.
4

5. Сквозные программы

Сквозные программы
«Сквозные» программы — это комплексные, доступные любому ребенку и педагогу
виды деятельности, направленные на реализацию социальных функций
дополнительного образования и развития учреждения в целом.
«День науки»
(для младших
школьников)
Программа «Интеллектуал»
Интеллектуальные
игры и конкурсы
Научно-практическая
конференция
учащихся (для
старшеклассников).
Пример: программа «Будь здоров!»,
«Одаренный ребенок»
http://www.yarcdu.ru/soprov/project
5

6. Модульные программы

Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо
основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули
компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут
входить как составные части в интегрированные и комплексные программы
.
6

7. Практическое задание

• Используя такую геометрическую фигуру,
как круг,
нарисуйте макет
• комплексной,
• интегрированной,
• сквозной,
• модульной программы
с учетом формы организации содержания и
процесса педагогической деятельности.
7

8. Макеты образовательных программ

Сквозная программа
Комплексная программа
Интегрированная
программа
Модульная программа
8

9. Модульное обучение

одна из современных и перспективных педагогических
технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию
образовательных программ и путей их усвоения в
зависимости от способностей и интересов обучаемых.
Зарубежная концепция единиц содержания обучения
Микрокурсы
Мини-курсы
Модули
9

Читайте также:
Как называется комплекс программ обеспечивающий функционирование компьютера и работу пользователя

10.

Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые
обучающие единицы, срок освоения
которых, как правило, длится один семестр.
Каждый модуль оценивается
индивидуально после его освоения.
Методы оценки включают письменные и
устные экзамены, курсовые работы,
подготовку проектов, экзамены по практике.
Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году
«…сближение и гармонизация систем высшего
образования стран Европы с целью создания единого
европейского пространства высшего образования»
10

11.

Модуль — относительно
самостоятельная
единица
образовательной
программы
Программы,
построенные на
основе модульнокомпетентностного
подхода
формирующая одну
или несколько
определенных
профессиональных
компетенций
сопровождаемая
контролем знаний и
умений обучаемых на
выходе
Модульная образовательная программа – это совокупность и
последовательность модулей, направленная на овладение определенными
компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня
обученности по данной программе
11

12. Модульная программа в ДО

• В Словаре русских синонимов «модуль»
(лат. моdulе) — часть, устройство, узел
самостоятельность
законченность
комплексность
Необходимые
компоненты
12

13. Характерные особенности модуля

Модулем может быть и раздел дисциплины, и
отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной
направленности, и единый комплекс, включающий в себя
совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к
достижению определенных компетенций.
Модули могут быть обязательными для изучения,
обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
В модуле все измеряется, все оценивается: задание,
работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и
итоговый уровень обучаемых.
В модуле четко определены цели обучения, задачи и
уровни изучения данного модуля, названы навыки и
умения, а также определены компетенции обучающегося.
13

14.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми
дидактическими и методическими материалами,
формируется набор справочных и иллюстративных
материалов.
Обучаемые при модульном обучении всегда должны
знать перечень основных понятий, навыков и умений по
каждому конкретному модулю, включая количественную
меру оценки качества усвоения учебного материала.
Отдельным модулем может быть и теоретический
блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Содержание каждого модуля может легко изменяться
или дополняться.
Продолжительность модуля может быть разной с
учетом того, что оптимальный объем модуля логически
соответствует завершенному разделу учебной
дисциплины и не должен быть слишком мелким или
14
продолжительным.

15. Возможности модульного обучения в ДО

С позиции
обучающе
гося
• возможность получения образования в удобной
форме, в удобное время, в своем темпе
• рационализация методического обеспечения процесса
обучения, гармонизация в нем деятельности педагога
С позиции
и учащихся
педагога
• возможность обучения большего количества
обучающихся теми же силами преподавателей и на
С позиции
учебного
той же учебной базе
заведения
15

16. Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО

• 1.
Модульная программа для одного объединения,
имеющего разные направления в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.):
«Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и
подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
• 2. Модульная программа, включающая работу
нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по
рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо,
хореографию и т. д.
• 3.
Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации,
или по ПДД и т.д.
16

17. Образовательная программа «От слова к делу»

17
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок обучения:
3 года
Возраст -11-16 лет
Состав группы — постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в
каждом ребенке, убедить его в собственной
самоценности через формирование коммуникативной
и информационной компетентностей на занятиях
клуба «Пресс-центр»

18. Модули программы

Студия
REC
Газета
«Пресс-центр
сообщает…»
Основы
информационной
культуры
Основы риторики
Тележурналистика
«От слова
К
делу»
Мультипульти
Основы
кинорежиссуры
Проба пера
Личный18 кабинет
МакулатУРА
Лаборатория
делового
человека

19.

20.

21. Конечный продукт (по модулям)

22. Пример модульной программы

23. Внедрение модульных программ в ДО непосредственным образом связано с повышением качества образования

23
обучение по модульной программе позволяет в полной
мере использовать творческий потенциал педагога и
возможности всего учебного заведения
вносит разнообразие в учебный процесс, делая его
динамичным, гибким, современным
обеспечивает эффективный контроль за усвоением
знаний
позволяет более полно удовлетворить потребности
учащихся в образовательной деятельности, т.е.
индивидуализировать процесс обучения и в
значительной мере повысить эффективность и качество
подготовки учащихся

24. Практикум

1. Проанализируйте общеобразовательную программу.
2. Определите связующую идею.
3. Разделите программу на обособленные элементы
(модули). Озаглавьте их.
4. Определите цель и задачи по каждому модулю.
5. Определите уровень обучения и продолжительность
каждого модуля.
6. Назовите конечный результат по каждому модулю.
7. Продумайте оценочные материалы модулей (стартовый,
промежуточный и итоговый уровень обучения). По одному
модулю на выбор.
8.
Разработайте учебные материалы модулей.
24

25. Примерная структура МП

• Титульный лист
• Пояснительная записка (Программа
является
модульной.
содержит
следующие
модули. Универсальность данной программы состоит
(обеспечивается) в том (тем),… Уникальность данной
программы состоит в том, что все модули абсолютно
автономны… Данная программа при необходимости
может дополняться другими модулями… Каждый
модуль программы подразумевает создание конечного
продукта, отвечающего целям и задачам конкретного
модуля, а также соответствующего возрастным
особенностям учащихся…)
25

26.

• Учебно-тематический план (на весь период обучения с указанием
того, какие модули изучаются в какой год)

Модуль
1 год
2 год
3 год
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
1.
Основы риторики
36
10
26
36
12
24



2.
Тележурналистик
а



72
36
36
72
20
52
3. и
т.д.
Проба пера
72
36
36
36
12
24



• Примерный учебно-тематический план на каждый год
по всем модулям)
1 год обучения, 144 часа

Тема
1.
2. и т.д.
Введение в риторику
1
Виды общения
2
Модуль «Проба пера» (36+36=72 часа)
Вводное занятие.
Роды литературы
3
Особенности литературных жанров
4
1.
2.
3. и т.д.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль «Основы риторики» (10+26 =36 часов)
2
4
3
6
2
3
2
2
6
6
Общее
количество
часов по всем
модулям не
совпадает с
рекомендован
ным, т. к. не
все модули
могут
изучаться в
текущем
учебном году
26

Читайте также:
Перспективное планирование по программе от рождения до года средняя группа

27.

28.

• Методическое обеспечение всей программы
• Методическое обеспечение по модулям
Мод
уль
Методическое обеспечение
Основные
способы и
формы
работы с
детьми
Формы
занятий,
мотивация
Приемы и
методы
организаци
и УВП
Дидактичес Техническ
кий
ое
материал оснащение
Формы
подведения
итогов
• Система диагностики результативности
программы дополнительного образования
(входящий, промежуточный, итоговый контроль)
• Список литературы (для педагогов, для учащихся)
28

Источник: ppt-online.org

Презентация на тему Технология создания модульных программ

Технология создания модульных программ МБОУ ДО «ДХТД «Гармония» г.

системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства — основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.

Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.

Комплексные программы соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое Пример: комплексно представлены все

Слайд 4Интегрированные программы
Объединяют в целое отдельные образовательные области

на основе того или иного единства; выявляют

это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования.
В термин интеграция в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.

Пример: «Эстетическая экология» (изучение красоты родной природы, экологических особенностей, истории края)

Интегрированные программы Объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или

Слайд 5Сквозные программы
«Сквозные» программы — это комплексные, доступные

любому ребенку и педагогу виды деятельности, направленные

на реализацию социальных функций дополнительного образования и развития учреждения в целом.

«День науки»
(для младших школьников)

Интеллектуальные игры и конкурсы

Научно-практическая конференция учащихся (для старшеклассников).

Пример: программа «Будь здоров!», «Одаренный ребенок»

Сквозные программы

Слайд 6Модульные программы
Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный

процесс делится на отдельные модули на каком-либо

основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Модульные программы Составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на

Слайд 7Практическое задание
Используя такую геометрическую фигуру, как круг,
нарисуйте

макет
комплексной,
интегрированной,
сквозной,
модульной программы
с учетом формы

организации содержания и процесса педагогической деятельности.

Практическое задание Используя такую геометрическую фигуру, как круг, нарисуйте макет комплексной,

Слайд 8Макеты образовательных программ

Комплексная программа
Модульная программа
Сквозная программа
Интегрированная программа

Макеты образовательных программ Комплексная программа

Слайд 9
одна из современных и перспективных педагогических

технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и

путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов обучаемых.

Зарубежная концепция единиц содержания обучения

одна из современных и перспективных педагогических технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию

Слайд 10«…сближение и гармонизация систем высшего образования стран

Европы с целью создания единого европейского пространства

высшего образования»

Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых, как правило, длится один семестр.

Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения.

Методы оценки включают письменные и устные экзамены, курсовые работы, подготовку проектов, экзамены по практике.

Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году

«…сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания единого

Слайд 11.
Модульная образовательная программа – это совокупность и

последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями,

необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня обученности по данной программе

. Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на

Слайд 12Модульная программа в ДО
В Словаре русских

синонимов «модуль»
(лат. моdulе)

— часть, устройство, узел

Модульная программа в ДО В Словаре русских синонимов «модуль»

Слайд 13Характерные особенности модуля
 Модулем может быть и раздел

дисциплины, и отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин

одной направленности, и единый комплекс, включающий в себя совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных компетенций.
 Модули могут быть обязательными для изучения, обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
 В модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучаемых.
 В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, а также определены компетенции обучающегося.

Характерные особенности модуля  Модулем может быть и раздел дисциплины, и отдельная дисциплина,

Слайд 14 Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими

материалами, формируется набор справочных и иллюстративных материалов.
 Обучаемые

при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.
 Отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
 Содержание каждого модуля может легко изменяться или дополняться.
 Продолжительность модуля может быть разной с учетом того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины и не должен быть слишком мелким или продолжительным.

Читайте также:
Как из базы данных сделать программу

 Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, формируется набор справочных и

Слайд 15Возможности модульного обучения в ДО

Возможности модульного обучения в ДО

Слайд 16 Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО
1. Модульная

программа для одного объединения, имеющего разные направления

в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.): «Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
2. Модульная программа, включающая работу нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо, хореографию и т. д.
3. Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации, или по ПДД и т.д.

Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО 1. Модульная программа для

Слайд 17 Образовательная программа «От слова к делу»
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок

обучения: 3 года
Возраст -11-16 лет
Состав группы

— постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в каждом ребенке, убедить его в собственной самоценности через формирование коммуникативной и информационной компетентностей на занятиях клуба «Пресс-центр»

Источник: thepresentation.ru

Модульная программа

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа — это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем — соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.

Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:

  • 1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
  • 2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
  • 3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны — реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося — все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).

Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей — готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.

П. Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:

  • 1) модульность (обучение строится по модулям);
  • 2) деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
  • 3) динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
  • 4) метод деятельности;
  • 5) гибкость;
  • 6) осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
  • 7) разносторонность методического консультирования;
  • 8) паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
  • 1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
  • 2) компетенция определяет необходимые личностные качества;
  • 3) сокращаются сроки обучения;
  • 4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
  • 5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.

При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:

  • — мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);
  • — готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;
  • — материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.

Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru