2. Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
Думать легко, действовать трудно, а
превратить мысль в действие – самая
трудная вещь на свете.
И. Гете
Классификация программ по форме организации содержания
и процесса педагогической деятельности
Дополнительная
общеобразовательная
программа
Cквозная
Интегрированная
Комплексная
Модульная
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16
3. Комплексные программы
соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое
• Программы профильных школ системы
дополнительного образования (художественные,
спортивные, музыкальные) либо групп развития
дошкольников, существующих при многих школах,
гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это
Методический конструктор: как разработать и оформить модульную дополнительную общеразвивающую ?
программы с многоступенчатым обучением и набором
различных предметов, форм организации
деятельности, педагогических технологий, методик.
• Программы детских объединений с разносторонней
подготовкой к какой-либо деятельности или
профессии. Например, комплексная образовательная
программа театрально-музыкальной студии
позволяет учащимся получить знания и практические
навыки не только по основам актерского мастерства —
основному профилю обучения в студии, но и по
музыке, сценическому движению, способам
изготовления декораций, театральной этике,
психологии общения.
Пример: комплексно
представлены все
• Программы творческих групп педагогов,
основные содержательные линии воспитания,
объединенных одной задачей, общей концепцией,
обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет .
едиными подходами к содержанию, организации,
Развитие в единстве познавательной,
результатам педагогической деятельности, но
эмоциональной и практической сферы
работающих по разным образовательным
личности ребенка.
направлениям.
3
4. Интегрированные программы
Интегрированные программы
Дополнительные образовательные
программы, взаимосвязанные с
общеобразовательными
предметами.
Пример: «Эстетическая экология»
(изучение красоты родной природы,
экологических особенностей, истории
края)
Объединяют в целое отдельные
образовательные
области
на
основе того или иного единства;
выявляют это единое основание в
образовательной системе как
ключевой момент оценки ее
содержания и эффективности
функционирования.
В термин интеграция в данном
случае вкладывается понятие
взаимосвязи,
взаимообусловленности
и
взаимопроникновения двух или
нескольких ведущих идей или
Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы
объектов,
что
предполагает
качественное, а возможно, и
количественное изменение в
параметрах новой идеи или
нового
объекта.
4
5. Сквозные программы
Сквозные программы
«Сквозные» программы — это комплексные, доступные любому ребенку и педагогу
виды деятельности, направленные на реализацию социальных функций
дополнительного образования и развития учреждения в целом.
«День науки»
(для младших
школьников)
Программа «Интеллектуал»
Интеллектуальные
игры и конкурсы
Научно-практическая
конференция
учащихся (для
старшеклассников).
Пример: программа «Будь здоров!»,
«Одаренный ребенок»
http://www.yarcdu.ru/soprov/project
5
6. Модульные программы
Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо
основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули
компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут
входить как составные части в интегрированные и комплексные программы
.
6
7. Практическое задание
• Используя такую геометрическую фигуру,
как круг,
нарисуйте макет
• комплексной,
• интегрированной,
• сквозной,
• модульной программы
с учетом формы организации содержания и
процесса педагогической деятельности.
7
8. Макеты образовательных программ
Сквозная программа
Комплексная программа
Интегрированная
программа
Модульная программа
8
9. Модульное обучение
одна из современных и перспективных педагогических
технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию
образовательных программ и путей их усвоения в
зависимости от способностей и интересов обучаемых.
Зарубежная концепция единиц содержания обучения
Микрокурсы
Мини-курсы
Модули
9
10.
Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые
обучающие единицы, срок освоения
которых, как правило, длится один семестр.
Каждый модуль оценивается
индивидуально после его освоения.
Методы оценки включают письменные и
устные экзамены, курсовые работы,
подготовку проектов, экзамены по практике.
Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году
«…сближение и гармонизация систем высшего
образования стран Европы с целью создания единого
европейского пространства высшего образования»
10
11.
Модуль — относительно
самостоятельная
единица
образовательной
программы
Программы,
построенные на
основе модульнокомпетентностного
подхода
формирующая одну
или несколько
определенных
профессиональных
компетенций
сопровождаемая
контролем знаний и
умений обучаемых на
выходе
Модульная образовательная программа – это совокупность и
последовательность модулей, направленная на овладение определенными
компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня
обученности по данной программе
11
12. Модульная программа в ДО
• В Словаре русских синонимов «модуль»
(лат. моdulе) — часть, устройство, узел
самостоятельность
законченность
комплексность
Необходимые
компоненты
12
13. Характерные особенности модуля
Модулем может быть и раздел дисциплины, и
отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной
направленности, и единый комплекс, включающий в себя
совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к
достижению определенных компетенций.
Модули могут быть обязательными для изучения,
обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
В модуле все измеряется, все оценивается: задание,
работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и
итоговый уровень обучаемых.
В модуле четко определены цели обучения, задачи и
уровни изучения данного модуля, названы навыки и
умения, а также определены компетенции обучающегося.
13
14.
Каждый модуль обеспечивается необходимыми
дидактическими и методическими материалами,
формируется набор справочных и иллюстративных
материалов.
Обучаемые при модульном обучении всегда должны
знать перечень основных понятий, навыков и умений по
каждому конкретному модулю, включая количественную
меру оценки качества усвоения учебного материала.
Отдельным модулем может быть и теоретический
блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Содержание каждого модуля может легко изменяться
или дополняться.
Продолжительность модуля может быть разной с
учетом того, что оптимальный объем модуля логически
соответствует завершенному разделу учебной
дисциплины и не должен быть слишком мелким или
14
продолжительным.
15. Возможности модульного обучения в ДО
С позиции
обучающе
гося
• возможность получения образования в удобной
форме, в удобное время, в своем темпе
• рационализация методического обеспечения процесса
обучения, гармонизация в нем деятельности педагога
С позиции
и учащихся
педагога
• возможность обучения большего количества
обучающихся теми же силами преподавателей и на
С позиции
учебного
той же учебной базе
заведения
15
16. Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО
• 1.
Модульная программа для одного объединения,
имеющего разные направления в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.):
«Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и
подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
• 2. Модульная программа, включающая работу
нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по
рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо,
хореографию и т. д.
• 3.
Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации,
или по ПДД и т.д.
16
17. Образовательная программа «От слова к делу»
17
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок обучения:
3 года
Возраст -11-16 лет
Состав группы — постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в
каждом ребенке, убедить его в собственной
самоценности через формирование коммуникативной
и информационной компетентностей на занятиях
клуба «Пресс-центр»
18. Модули программы
Студия
REC
Газета
«Пресс-центр
сообщает…»
Основы
информационной
культуры
Основы риторики
Тележурналистика
«От слова
К
делу»
Мультипульти
Основы
кинорежиссуры
Проба пера
Личный18 кабинет
МакулатУРА
Лаборатория
делового
человека
19.
20.
21. Конечный продукт (по модулям)
22. Пример модульной программы
23. Внедрение модульных программ в ДО непосредственным образом связано с повышением качества образования
23
обучение по модульной программе позволяет в полной
мере использовать творческий потенциал педагога и
возможности всего учебного заведения
вносит разнообразие в учебный процесс, делая его
динамичным, гибким, современным
обеспечивает эффективный контроль за усвоением
знаний
позволяет более полно удовлетворить потребности
учащихся в образовательной деятельности, т.е.
индивидуализировать процесс обучения и в
значительной мере повысить эффективность и качество
подготовки учащихся
24. Практикум
1. Проанализируйте общеобразовательную программу.
2. Определите связующую идею.
3. Разделите программу на обособленные элементы
(модули). Озаглавьте их.
4. Определите цель и задачи по каждому модулю.
5. Определите уровень обучения и продолжительность
каждого модуля.
6. Назовите конечный результат по каждому модулю.
7. Продумайте оценочные материалы модулей (стартовый,
промежуточный и итоговый уровень обучения). По одному
модулю на выбор.
8.
Разработайте учебные материалы модулей.
24
25. Примерная структура МП
• Титульный лист
• Пояснительная записка (Программа
является
модульной.
содержит
следующие
модули. Универсальность данной программы состоит
(обеспечивается) в том (тем),… Уникальность данной
программы состоит в том, что все модули абсолютно
автономны… Данная программа при необходимости
может дополняться другими модулями… Каждый
модуль программы подразумевает создание конечного
продукта, отвечающего целям и задачам конкретного
модуля, а также соответствующего возрастным
особенностям учащихся…)
25
26.
• Учебно-тематический план (на весь период обучения с указанием
того, какие модули изучаются в какой год)
№
Модуль
1 год
2 год
3 год
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
Всег
о
Теор
ия
Прак
тика
1.
Основы риторики
36
10
26
36
12
24
—
—
—
2.
Тележурналистик
а
—
—
—
72
36
36
72
20
52
3. и
т.д.
Проба пера
72
36
36
36
12
24
—
—
—
• Примерный учебно-тематический план на каждый год
по всем модулям)
1 год обучения, 144 часа
№
Тема
1.
2. и т.д.
Введение в риторику
1
Виды общения
2
Модуль «Проба пера» (36+36=72 часа)
Вводное занятие.
Роды литературы
3
Особенности литературных жанров
4
1.
2.
3. и т.д.
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Модуль «Основы риторики» (10+26 =36 часов)
2
4
3
6
2
3
2
2
6
6
Общее
количество
часов по всем
модулям не
совпадает с
рекомендован
ным, т. к. не
все модули
могут
изучаться в
текущем
учебном году
26
27.
28.
• Методическое обеспечение всей программы
• Методическое обеспечение по модулям
Мод
уль
Методическое обеспечение
Основные
способы и
формы
работы с
детьми
Формы
занятий,
мотивация
Приемы и
методы
организаци
и УВП
Дидактичес Техническ
кий
ое
материал оснащение
Формы
подведения
итогов
• Система диагностики результативности
программы дополнительного образования
(входящий, промежуточный, итоговый контроль)
• Список литературы (для педагогов, для учащихся)
28
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему Технология создания модульных программ
системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.
Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства — основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.
Слайд 4Интегрированные программы
Объединяют в целое отдельные образовательные области
на основе того или иного единства; выявляют
это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования.
В термин интеграция в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
Дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.
Пример: «Эстетическая экология» (изучение красоты родной природы, экологических особенностей, истории края)
Слайд 5Сквозные программы
«Сквозные» программы — это комплексные, доступные
любому ребенку и педагогу виды деятельности, направленные
на реализацию социальных функций дополнительного образования и развития учреждения в целом.
«День науки»
(для младших школьников)
Интеллектуальные игры и конкурсы
Научно-практическая конференция учащихся (для старшеклассников).
Пример: программа «Будь здоров!», «Одаренный ребенок»
Слайд 6Модульные программы
Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный
процесс делится на отдельные модули на каком-либо
основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Слайд 7Практическое задание
Используя такую геометрическую фигуру, как круг,
нарисуйте
макет
комплексной,
интегрированной,
сквозной,
модульной программы
с учетом формы
организации содержания и процесса педагогической деятельности.
Слайд 8Макеты образовательных программ
Комплексная программа
Модульная программа
Сквозная программа
Интегрированная программа
Слайд 9
одна из современных и перспективных педагогических
технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и
путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов обучаемых.
Зарубежная концепция единиц содержания обучения
Слайд 10«…сближение и гармонизация систем высшего образования стран
Европы с целью создания единого европейского пространства
высшего образования»
Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых, как правило, длится один семестр.
Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения.
Методы оценки включают письменные и устные экзамены, курсовые работы, подготовку проектов, экзамены по практике.
Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году
Слайд 11.
Модульная образовательная программа – это совокупность и
последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями,
необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня обученности по данной программе
Слайд 12Модульная программа в ДО
В Словаре русских
синонимов «модуль»
(лат. моdulе)
— часть, устройство, узел
Слайд 13Характерные особенности модуля
Модулем может быть и раздел
дисциплины, и отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин
одной направленности, и единый комплекс, включающий в себя совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных компетенций.
Модули могут быть обязательными для изучения, обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
В модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучаемых.
В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, а также определены компетенции обучающегося.
Слайд 14 Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими
материалами, формируется набор справочных и иллюстративных материалов.
Обучаемые
при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.
Отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Содержание каждого модуля может легко изменяться или дополняться.
Продолжительность модуля может быть разной с учетом того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины и не должен быть слишком мелким или продолжительным.
Слайд 15Возможности модульного обучения в ДО
Слайд 16 Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО
1. Модульная
программа для одного объединения, имеющего разные направления
в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.): «Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
2. Модульная программа, включающая работу нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо, хореографию и т. д.
3. Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации, или по ПДД и т.д.
Слайд 17 Образовательная программа «От слова к делу»
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок
обучения: 3 года
Возраст -11-16 лет
Состав группы
— постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в каждом ребенке, убедить его в собственной самоценности через формирование коммуникативной и информационной компетентностей на занятиях клуба «Пресс-центр»
Источник: thepresentation.ru
Модульная программа
Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
Модульная программа — это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.
Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем — соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.
Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.
На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:
- 1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
- 2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
- 3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны — реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося — все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.
Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей — готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.
П. Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:
- 1) модульность (обучение строится по модулям);
- 2) деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
- 3) динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
- 4) метод деятельности;
- 5) гибкость;
- 6) осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
- 7) разносторонность методического консультирования;
- 8) паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).
- 1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
- 2) компетенция определяет необходимые личностные качества;
- 3) сокращаются сроки обучения;
- 4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
- 5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.
При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:
- — мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);
- — готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;
- — материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.
Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.
Источник: studme.org