1.1 Настоящее Положение определяет общие принципы подготовки магистров, порядок открытия и реализации магистерских программ, руководства ими, правила приема и проведения государственной итоговой аттестации в магистратуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» (далее – Университет, ДГТУ).
1.2 Положение разработано в соответствии с:
— действующим законодательством Российской Федерации в области образования;
— нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими образовательную деятельность по программам магистратуры;
— Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО);
— Уставом, локальными нормативными и организационными актами ДГТУ.
1.3 Магистерские программы являются основными образовательными программами второго уровня в системе высшего образования, предполагающие получение углубленных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с профильной направленностью для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. Магистерские программы могут иметь авторский характер, являясь компонентами деятельности существующих в университете научных школ.
Как написать диплом / диссертацию. Советы научного руководителя
1.4 Цели магистерской подготовки:
— подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на все виды профессиональной деятельности, предусмотренные соответствующими ФГОС ВО;
— повышение конкурентоспособности выпускников ДГТУ;
— подготовка кандидатов для обучения в аспирантуре ДГТУ;
— обеспечение воспроизводства научно-педагогических кадров, в том числе для ДГТУ.
1.5 Форма обучения в магистратуре определяется ФГОС ВО по соответствующему направлению (очная, очно-заочная или заочная).
1.6 Нормативный срок обучения в магистратуре по очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Трудоемкость магистерской программы (далее — МП) за учебный год по очной форме составляет 60 зачетных единиц (далее з.е.).
В очно-заочной и заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий срок обучения должен быть увеличен на основании решения Ученого совета Университета и в соответствии с ФГОС ВО по направлению не менее, чем на 3 месяца и не более, чем на полгода, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. В этом случае объем программы магистратуры, реализуемой за один учебный год, определяется разработчиком программы и утверждается Ученым советом Университета.
При обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения срок обучения определяет выпускающая кафедра, согласовывает отдел магистратуры УПКВК и утверждает проректор по УР и НО. Он не должен составлять более срока получения образования, установленного ФГОС по направлению для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Как написать диссертацию за 2 недели (часть 1)
1.7 Сокращенные программы подготовки в магистратуре не реализуются.
1.8 При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.9 Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы обучения.
1.10 Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Университета.
1.11 Порядок приема, восстановления, перевода в магистратуру Университета и отчисления из нее определяется законодательством Российской Федерации и локальными нормативными документами Университета.
1.12 Процедура внесения дополнений и изменений в Положение осуществляется в установленном порядке на основании решения Ученого совета Университета
1.13 Лица, обучающиеся по программам магистратуры, являются студентами университета и имеют права и несут обязанности в соответствии с Уставом ДГТУ и локальными документами вуза.
Основные требования к разработке магистерской программ
2.1 Структура программы подготовки магистров определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Содержание программы определяется задачами магистратуры, особенностями научных школ Университета, потребностями рынка труда.
2.2 Университет самостоятельно разрабатывает и утверждает магистерскую программу (МП) на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению.
2.3 Магистерские программы могут реализовываться кафедрой самостоятельно или совместно с другими кафедрами Университета, его филиалов или ВУЗов – партнеров, включая зарубежных партнеров.
2.4 При разработке магистерской программы должно уделяться внимание формированию у выпускников таких общекультурных компетенций как компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В рамках разрабатываемой МП необходимо сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
2.5 При открытии новых магистерских программ в рамках лицензированных в ДГТУ направлений подготовки разработка магистерской программы включает следующие этапы:
Номер этапа | Название этапа | Содержание этапа |
Этап 1 | Согласование названия МП | Получение разрешения на начало разработки МП |
Этап 2 | Подготовка документации по МП | Разработка, рецензирование и утверждение документации МП |
Этап 3 | Представление МП на Ученый совет Университета | Одобрение и утверждение со стороны научного сообщества и законодательного органа Университета |
2.6 При открытии и необходимости прохождения этапа лицензирования для вновь открываемых направлений подготовки процедура лицензирования описана в постановлении Правительства РФ № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 г. После прохождения этапов 2.5-2.9 программа должна пройти процедуру лицензирования в установленном порядке.
2.7 Содержание этапов разработки магистерской программы.
2.7.1 Этап 1: согласование название МП.
2.7.1.1 Разработка магистерской программы начинается с подачи служебной записки разработчика ректору ДГТУ с указанием направления подготовки, названия профиля магистерской программы, вида программы (академическая, прикладная), формы обучения, предполагаемой даты начала набора на программу, обоснованием ее открытия, включающим описание целей и задач магистерской программы, а также краткой аннотации программы.
2.7.1.2 Название МП должно отражать её направленность и область деятельности выпускника в отрасли народного хозяйства или науки. Не допускается разработка МП, тождественной по названию уже реализуемым МП или программам, находящимся в разработке.
2.7.1.3 В течение 3-х рабочих дней после получения служебной записки ОМ УПКВК письменно уведомляет разработчика:
а) о резервировании за кафедрой названия заявленной МП на срок 6 месяцев для подготовки документации программы, разработки и утверждения основного содержания МП;
б) об отказе в резервировании названия заявленной МП в случае нарушения требований к предполагаемому названию.
2.7.1.4 При получении уведомления от ОМ УПКВК о резервировании названия заявленной МП коллектив разработчиков начинает формирование основной документации по содержанию МП и документации для её введения.
2.7.1.5 Информация о начале разработки МП размещается на официальном сайте ДГТУ на странице отдела магистратуры УПКВК.
2.8 Этап 2: подготовка документации по МП.
2.8.1 При разработке МП необходимо учитывать требования ФГОС ВО по соответствующему направлению:
— к характеристике направления подготовки (область, объекты, виды профессиональной деятельности, результаты освоения МП);
— к структуре МП: нормативный срок обучения, структура учебного плана, объем максимальной аудиторной нагрузки, продолжительность каникул, трудоемкость дисциплин, факультативов, итоговой аттестации, практик и научно-исследовательской работы;
— к формам проведения занятий и формам оценок (индивидуальные, групповые, взаимооценки, экспертные оценки), вовлеченности представителей бизнеса, государственных и общественных организаций, экспертов и специалистов, возможности индивидуализации образовательной программы, удельному весу занятий, проводимых в интерактивной форме, применению инновационных технологий, преподаванию дисциплин в форме авторских курсов, наличию требуемых лабораторных практикумов и практических занятий;
— к вариативной части учебного плана, дисциплины которой должны соответствовать профилю МП. При формировании перечня дисциплин по выбору обучающихся необходимо придерживаться определенного принципа их объединения в соответствующие блоки;
— к кадровому обеспечению учебного и научно-исследовательского процесса;
— к руководителям магистерских диссертаций;
— к учебно-методической документации и материалам по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям);
— к материально-технической базе;
— к оценке качества освоения МП (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация).
2.8.3 При разработке МП должна быть проведена и описана в отдельно разделе АМП оценка ее актуальности, включающая:
— определение целевого сегмента программы;
— указание конкурентных преимуществ программы;
— обоснование востребованности выпускников программы.
Оценка актуальности программы, оценка ее содержания (дисциплин вариативной части учебного плана, включая дисциплины по выбору студента) и оценка компетентностной модели выпускника должны быть также указаны в заключении внешних рецензентов: 1) представителей бизнес-сообщества, 2) представителей образовательной среды или государственных органов исполнительной или законодательной власти.
2.8.4 Научно-методический совет направления на своем заседании принимает решение:
— об утверждении кандидатуры научного руководителя программы;
— о представлении документов для экспертизы в ЦНМО и ОП и УПКВК для оценки учебной и научной составляющих;
— о последующем ходатайстве перед Ученым советом Университета о начале реализации МП. При этом обязательно должно быть учтено, что реализация магистерской программы может быть начата только при наличии не менее 5 человек в группе по указанному профилю.
2.8.5 Для прохождения экспертизы разработчик МП комплектует основную документацию по МП.
2.8.6 Разработчик теряет право на разработку заявленной МП в следующих случаях:
— в течение 6 месяцев после резервирования названия МП в УПКВК не был представлен для экспертизы комплект документов;
— в течение установленного срока после экспертизы основной документации по МП не были устранены недостатки, выявленные в ходе экспертизы.
2.8.7 Для экспертизы МП на соответствие указанным в ФГОС ВО «Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров» в ОМ УПКВК в течение 6 месяцев с момента резервирования названия программы сдается полный комплект документов.
2.8.8 ОМ Управления подготовки кадров высшей квалификации и ЦНМО и ОП и производится экспертиза представленной документации по МП.
2.8.9 После получения положительных заключений от ЦНМО и ОП, ОМ УПКВК, проректора по УР и НО, проректора по МР программа представляется руководителем МП на заседании Научно-методического совета направления, заслушиваются заключение внутренних рецензентов и результаты экспертизы. Решение о ходатайстве о введении МП перед Ученым советом принимается большинством голосов.
2.8.10 В случае, если в решении Научно-методического совета направления было отмечено, что отдельные элементы программы требуют доработки, указанные программы должны быть разработаны/доработаны и представлены не позднее, чем за 6 месяцев до начала семестра, в котором реализуются соответствующая МП.
2.9 Этап 3: представление МП на Ученый совет Университета.
2.9.1 Для принятия решения о введении программы в Ученый совет представляются:
— выписка из протокола заседания НМСН об утверждении научного руководителя программы и ходатайстве о введении программы;
— учебный план с графиком учебного процесса, подготовленный в программе «УП ВПО» (в 2 экземплярах, подписанных руководителем магистерской программы и заведующим выпускающей кафедры);
— сведения о научном руководителе магистерской программы;
— справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов в соответствии с ФГОС.
Выписка из протокола заседания НМСМС представляется секретарю Ученого совете Университета с последующим включением в план заседаний.
2.9.2 На заседании Ученого совета Университета представление об утверждении и начале реализации МП докладывается проректором по УР и НО.
2.10 Магистерские программы проходят государственную аккредитацию в установленном порядке.
Источник: megalektsii.ru
Как составить план магистерской диссертации + образец
Магистерская диссертация: полезные советы 10833
Магистратура – время короткое, всего два года. И весь второй год посвящен написанию главного, выпускного труда – магистерской диссертации. Конечно, студент не сидит каждый день перед компьютером, печатая текст. Написание диссертации – процесс сложный, многоаспектный, и больше всего времени уходит как раз на подготовку, а не на то, чтобы поставить слова в правильном порядке.
В этой статье мы даем советы относительно всех этапов работы. Чтобы написание диссертации не было в тягость, а, напротив, приносило удовольствие, попробуйте воспользоваться хотя бы некоторыми из них.
Выбор научного руководителя
Выбор научного руководителя может зависеть как от ваших личных предпочтений, так и от темы вашей работы (если она заранее определена, хотя бы ее направление). Лучше всего, если личные и научные предпочтения совпадут в одном человеке.
Магистерская диссертация обычно не пишется с нуля. Чаще всего она есть одна из ваших курсовых (или ваша бакалаврская диссертация), которую предстоит «расширить и углубить». Поэтому проще работать не только с текстом курсовой, но и с тем преподавателем, который этот текст читал. В таком случае вопрос выбора научного руководителя фактически не стоит.
Если же вы по каким-то причинам начинаете писать магистерскую с нуля и находитесь в поиске научного руководителя, то имейте в виду два момента:
- Сфера его и ваших научных интересов должны быть близки . В противном случае вам придется выбирать тему из не интересных вам.
- Преподаватели по-разному относятся к обязанности быть научным руководителем. Бывают и такие (слегка преувеличим для наглядности), которые читают работы студентов буквально накануне защиты. Постарайтесь разузнать, кто из преподавателей именно ведет своих магистрантов, мотивирует и консультирует их . И выбирайте именно такого руководителя . Поверьте, вам будет значительно проще.
Выбор темы
Важнейший момент. Выбором темы определяется вся дальнейшая работа. Тему, конечно, всегда можно поменять, однако в таком случае придется начинать все с начала. Вот некоторые советы по выбору темы:
- Лучше всего, если тема вам уже знакома . Согласитесь, что на знакомую тему писать гораздо проще – львиная доля работы уже проделана. Остается только оформить эту работу на бумаге (вернее, сначала на компьютере). Именно поэтому большинство магистерских – это «улучшенные» курсовые работы или бакалаврские диссертации.
- Выбирайте интересную лично вам тему . По одной простой причине: если тема вас не интересует, то мотивировать себя просто сесть за компьютер будет нелегко. Основная часть энергии уходит не на саму работу, а на то, чтобы заставить себя работать. Поэтому лучше уж сложная, но интересная тема, чем простая, но неинтересная.
Подбор литературы
Естественно, литература не подбирается вся и сразу, часть ее появляется по ходу написания диссертации. И тем не менее некоторый предварительный подбор необходим.
Посоветуйтесь с преподавателем – основные книги он вам назовет даже без подготовки.
В Сети есть сайты-библиотеки диссертаций (кандидатских и докторских). Самих диссертаций в бесплатном доступе нет, однако на таких сайтах публикуются авторефераты, введения и библиографические списки исследований. Если вы встретите там диссертацию на тему, сходную с вашей, то найти литературу из ее библиографического списка не составит труда.
Впрочем, нужно ли вообще давать какие-то советы по подбору литературы в век интернета? Ведь сейчас любой первокурсник за пару часов может составить список не хуже профессора (на самом деле это большое преувеличение)!
Однако некоторые советы уместны:
- Научитесь не «тонуть» в литературе . Ее так много, что заниматься библиографией можно хоть целый семестр. А в итоге так ничего и не написать своего.
- Нельзя выбирать книги из имеющихся списков наугад . Любая научная тема уже имеет определенную научную разработанность. Как правило, по каждой теме существуют фундаментальные труды, обходить которые стороной никак нельзя. Поэтому:
- Научитесь классифицировать литературу . А для этого нужно: больше читать, советоваться с преподавателем, изучать контекст, в котором существует ваша тема.
И еще небольшое замечание про источники. Не во всех науках этот вопрос стоит остро, но в гуманитарных он точно есть. Научитесь различать источники и исследования (то есть то, что именуется «литературой»)!
Изучение литературы по теме
Оно начинается параллельно с подбором литературы. В изучении любого научного вопроса следует руководствоваться принципом «от общего к частному» . То есть начинать с наиболее кратких и всеобъемлющих вещей: учебников, словарных статей . И только потом переходить к работам, в которых детально анализируются те или иные аспекты интересующей вас темы, – монографиям, специальным статьям.
При изучении литературы не забывайте реферировать ее, фиксировать ( делать выписки, закладки, отмечать графически ) те места, которые вы, вероятно, будете цитировать. Свой «банк цитат» значительно сократит впоследствии время работы.
Составление плана
Сложно давать рекомендации, которые подходили бы для любой темы и дисциплины. Тем не менее в самом общем виде эти рекомендации мы бы сформулировали так:
- Начнем с того, что план вообще должен быть ! Казалось бы, это нечто очевидное, однако бывают случаи, когда диссертацию начинают писать вообще без плана. Это не такая уж редкость. У шахматистов есть идиома: «Лучше плохой план, чем никакого». Потому что когда плана нет – игра разваливается. В науке – то же самое. Без плана вы сможете написать разве что объяснительную на тему «Почему я не написал магистерскую работу». Впрочем, вам это не поможет.
- Лучше всего, если до написания плана у вас уже есть рабочая гипотеза . Это некий стержень, вокруг которого можно построить всю работу. Кстати, не факт, что эта гипотеза в ходе работы подтвердится, однако составить план, ориентируясь на нее, все же проще.
- План должен быть логичным и последовательным . В противном случае о научности в вашей работе можете даже не мечтать.
- План лучше обсудить с преподавателем (а может, и не раз) . Некоторые преподаватели имеют неприятное свойство заставлять переписывать работы. Происходит это, как правило, тогда, когда студент пишет «от ветра головы своея». Чтобы этого не случилось, лучше ход работы заранее согласовать. Вы тогда будете знать, что писать, а преподаватель – что проверять.
Написание введения
Введение – это, вероятно, самая «туманная» часть работы. Ведь студенту предстоит сделать то, чему, как правило, не учат: обосновать актуальность темы, обозначить объект, предмет, цели и задачи работы и так далее. Не претендуя на полноту освещения этих понятий, остановимся на них кратко.
Актуальность показывает важность изучения темы в наше время. Причем важным может быть не только объект, который вы исследуете, но и способ, которым это делается. С актуальностью связана – но не исчерпывается ей – новизна исследования. Уже само это слово говорит о том, что вы должны привнести нечто новое. Новым может быть материал, который до вас еще не изучался или изучался мало, или же методы, которые вы используете.
Описание теоретической разработанности темы напрямую зависит от того, насколько вы ее изучили и какие книги прочли. Здесь вы излагаете все, что в науке было сделано «до вас» (применительно к вашей теме).
Объект исследования – это в целом то, что вы изучаете. А вот предмет – это какая-то часть, какой-то аспект объекта, на который направлено ваше внимание. Кстати, такое разделение характерно только для российской науки. Да и лингвистически оно выглядит довольно странным, ведь слово «предмет» – это калька, буквальный перевод с латыни слова «объект». Но исторически такое разделение устоялось, и с ним приходится считаться.
Цель исследования – то, ради чего, собственно, все и затевается. Вы хотите решить некую научную проблему, ответить на вопрос – это и есть ваша цель. То есть цель – это тот результат, на который вы ориентированы. Для достижения цели необходимо решить задачи (их, как правило, от 3 до 5), то есть совершить конкретные шаги к этой цели.
Например, поставить и описать эксперимент, провести опрос, выделить референтную группу, проанализировать и сравнить произведения искусства и так далее. Задачи, естественно, различаются в разных науках и в разных темах.
Гипотеза – это некое предположение, которое нужно вам, чтобы свое исследование осуществить. Если цель – это конечный результат, задачи – шаги к нему, то гипотеза – ваш проводник на этом пути. Именно гипотеза «организует» научный поиск: вы предполагаете, что научную проблему можно решить вот таким образом – и отсюда уже стартует ваше исследование.
Методология у каждой науки своя (хотя существуют и междисциплинарные методы исследования). В целом это те принятые в научном сообществе способы, с помощью которых ученые осуществляют свою деятельность. В отношении методологии лучше всего проконсультируйтесь с вашим преподавателем.
Научно-практическая значимость – это то, каким образом вашу работу можно использовать «на практике» – в производстве, науке, образовании и так далее.
Написание основной части
Основная часть – собственно, ваша диссертация – самая большая и сложная. Она, как правило, состоит из 2-3 глав, которые, в свою очередь, подразделяются на параграфы (по смыслу и структуре). 2 главы – это теоретическая и практическая части. 3 главы (и больше) бывают нужны тогда, когда материал практической части не умещается в одну главу.
Теоретическая часть
В первой, теоретической, главе вам необходимо показать степень разработанности проблемы: сделать обзор литературы, методов изучения проблемы, показать те результаты, к которым приходили ученые, исследовавшие ее (если во введении об этом было только упомянуто, но не расписано). А также наметить те аспекты проблемы, которые менее изучены и на которые будет направлено ваше основное внимание. Совет здесь достаточно очевиден: учитывайте, пожалуйста: то, что написано во введении, должно согласовываться с основной частью работы . То есть если во введении вы поставили одну цель и наметили соответствующие задачи, а в основной части движетесь к другой цели и решаете другие задачи, то едва ли ваша диссертация будет успешной.
Если уже после написания введения вы вдруг поняли, что исследование нужно проводить по-другому, то лучше потом переписать введение, чем пытаться подогнать основную часть под уже прописанные цель и задачи .
Практическая часть
Эта часть почти всегда – самая важная. Ведь именно по ней можно судить о предварительной готовности человека к будущей профессии. Несмотря на великое разнообразие практики (на разных специальностях), дадим такие общие советы:
- Заранее подготовьте план тех мероприятий и экспериментов, которые вы хотите провести, и согласуйте его с преподавателем . Если не согласовать, то может возникнуть неловкая ситуация, когда вам придется переделывать практическую часть. А это гораздо сложнее, чем переписать теорию.
- Если вам нужно проводить свои мероприятия вне ВУЗа – на техническом предприятии или в каком-либо учреждении – заранее договоритесь об этом . Не откладывайте в долгий ящик: далеко не факт, что вы придете туда, и вам сразу же предоставят возможность сделать то, что вы хотите.
- Будет несколько нелогичным, но в определенных случаев уместным даже такой совет: делайте практическую часть раньше теоретической . Конечно, если теория в вашем случае не играет решающей роли и ее можно просто «подвести».
- После того, как вы проведете нужные вам эксперименты и мероприятия, не поленитесь все это правильно оформить . В конечном итоге оценивать будут ваш текст, а не сами эксперименты. Поэтому оформляйте все в соответствии с требованиями (которые легко узнать из УММ или непосредственно у преподавателя).
Написание заключения
Если вы хорошо написали введение и основную часть, то справиться с заключением для вас не составит труда. Просто резюмируйте то, что вы уже сделали, вернитесь к поставленным во введении задачам и расскажите, как у вас получилось их решить. Не забывайте и о собственных выводах : магистерская диссертация – это не реферат, здесь вы выступаете в роли пусть пока небольшого, но ученого, со своим видением научной проблемы.
Если же заключение у вас не получается, попробуйте вернуться к основной части и проанализировать, нет ли там ошибок, не нарушена ли логика.
Оформление списка литературы и приложений
В разных ВУЗах могут быть разные требования к оформлению работ, в том числе списка литературы и приложений. Поэтому лучше всего узнать, какие требования есть конкретно в вашем учебном заведении. Однако есть и некоторые общие правила оформления списка, о которых «Молодой ученый» уже писал. Вы можете посмотреть их здесь – Как оформить список литературы – и здесь – Варианты оформления списка литературы: стили и принципы .
Проверка диссертации и подготовка к ее защите
Лучше контактировать с вашим научным руководителем на каждом этапе работы. Так он сможет вас направлять и исправлять постепенно и понемногу – это лучше, чем сдать целиком всю работу и получить сотню пожеланий и исправлений. «Сдавайте» ему каждую отдельную часть (главу, введение), а потом, в соответствии с его замечаниями, исправляйте. Конечно, если у вашего руководителя есть возможность проверять каждую отдельную часть.
Прежде чем сдавать всю работу преподавателю, перечитайте ее, исправьте ошибки и недочеты. Также не забывайте об аккуратности оформления: внешний вид даже в науке играет немалую роль.
Вполне возможно, что диссертацию придется дорабатывать, и не раз. Не расстраивайтесь, это нормально. В конечном итоге это пойдет вам только на пользу.
На защите диссертации – если, конечно, вы сами ее писали – у вас не должно возникнуть проблем. Но чтобы все прошло без сучка, без задоринки, подготовьте доклад об основных положениях магистерской диссертации (краткий конспект работы, который будет произнесен устно перед комиссией), сделайте презентацию. Кстати, об этом «Молодой ученый» тоже писал – Как студенту сделать отличную презентацию.
Также рекомендуем прочитать
Николай Дегтерёв 9 марта 2020 г. магистратура научные статьи поиск информации аспирантура
Этапы научного исследования
У любого научного исследования есть свои этапы. Их много, они имеют свою специфику. Написание статьи (или даже диссертации) – это только вершина айсберга. Там, «под водой», скрывается колоссальный труд, который можно «распределить» по нескольким этапам. Именно о них и пойдет речь в нашей статье.
Катерина Денисова 3 февраля 2020 г. магистратура студенты аспирантура
Как подготовить речь для защиты
Выпускнику предоставят не более 15 минут. За это время ему предстоит изложить все, над чем он работал целый год (а иногда и больше). От правильно построенной речи зависит многое.
Катерина Денисова 23 сентября 2019 г. магистратура вуз аспирантура студенты
Уровни образования в России
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Источник: moluch.ru