В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.
Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях — праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.
По определению досуг — часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых, и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.
Как самостоятельно составить себе программу питания и тренировок бесплатно
Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.
В связи с этим проблема организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.
Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение — формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности.
— создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.
– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;
Как САМОСТОЯТЕЛЬНО составить программу тренировок? (БЕЗ ВОДЫ)
– формирование опыта организации содержательного досуга.
Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.
— осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
— осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
— приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;
— умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;
— освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
— повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
— формирование традиций образовательного учреждения.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:
— систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;
— проведения опросов детей и родителей;
— бесед с родителями;
— организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);
— анализа творческих работ учащихся;
— количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются различные технологии:
В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.
Мероприятия — э то события, занятия, ситуации. По определению Е. В. Титовой, характерными признаками такого типа форм являются — созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:
— конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)
— концерты (тематические, праздничные)
— тематические классные часы
— совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).
По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.
В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:
Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся и закрепить новые знания.
Подготовка и проведение культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:
— метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
— соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
— метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
— интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра — используется для активизации зрителей на праздничных концертах);
Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:
— Принцип информационной насыщенности обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.
— Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.
— Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.
— Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения социально значимых качеств.
— Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения личности.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности связано в первую очередь с теми её видами, которые способствуют реализации поставленной цели.
Э.В. Соколов классифицирует их по группам:
— праздники — сочетание отдыха и развлечения.
Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.
— самообразование — направлено на приобщение к ценностям культуры.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
— творчество — потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие — исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.
Содержание Программы позволяет в процессе самостоятельной работы вне занятий во взаимодействии обучающихся с взрослыми, друг с другом в досуговое время овладевать предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками:
— приобщением детей к культуре;
— овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;
— развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;
— постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
— формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
— использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;
— освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).
Содержание Программы культурно-досуговой деятельности обучающихся реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.
Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач, выбора аудитории.
Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.
Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых, иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.
Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так и от мотивации и ответственности каждого участника.
Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся
В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
— организация каникулярного времени
— работа с родителями.
Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей), среди которых традиционными являются:
— Праздничные концерты (Новогодний, Весенний и Отчётный концерт (с подготовкой сценариев, распределением ролей, элементами театрализации, игр)
— «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).
Помимо традиционных мероприятий в рамках Программы планируются и реализуются социально значимые проекты:
— Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения – учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы, воспитанники и воспитатели ДОУ, работники библиотеки, пожилые люди, представители администрации.
— Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.
— Беседы для детей и взрослых позволяют осуществлять просветительскую, популяризаторскую деятельность, способствуют формированию нравственных ценностей и общности интересов между детьми и взрослыми.
Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.
Эти мероприятия включаются в Календарный план (Приложение 1), который утверждается в начале учебного года.
Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:
— носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,
— способствует развитию умений и навыков у детей,
— способствует социальной адаптации и социальной активность детей,
— предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.
- Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. — № 4, 6.
- Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
- Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
- Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Периодические издания:
— Журнал «Поем, танцуем, рисуем» — ежегодная подписка.
— Журнал «Юный художник» — ежегодная подписка.
Источник: nsportal.ru
Как же оформить культурно-досуговую программу?
Выше уже отмечалось, что по своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть, наоборот, имеет много схожих с образовательной программой компонентов.
Однако в любом случае педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.
Приведем некоторые общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ[14].
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:
Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.
Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:
· развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
· приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;
· формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
· укрепление здоровья детей;
· формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:
· приобщением детей к художественной культуре,
· воспитанием у них культуры общения,
· формированием культуры организации досуга,
· обучением их основам культуры быта.
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.
У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М.Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) — экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений — нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей [15].
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург) [16]. Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации –
· всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),
II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
· игры на местности,
· игры на восприятие друг друга,
· спортивные игры, туризм,
· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
· система зарабатывания каких-либо благ,
III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:
· вечера современной музыки,
· вечера авторской песни,
· всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции — этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Завершая разговор о формах реализации культурно-досуговых программ, важно остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми.М.Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия [17].
Охарактеризуем некоторые из них.
Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов.
В качестве пояснения приведем пример организации детского фольклорного фестиваля, ежегодно проводимого в г. Омске [18], в котором традиционно участвуют и школы, и учреждения дополнительного образования детей. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:
· занятия детей в творческих мастерских (по изготовлению «обереговой» куклы, свитых и плетеных поясов, лоскутной мозаики, изделий из бересты, соломки, глины);
· участие детей в конкурсах (народного костюма, народных инструментов, народных промыслов, частушек, народной сказки, хоровода);
· сочинение участниками фестиваля докучных сказок и загадок;
· участие детей в народных играх;
· просмотр детьми спектакля по народным мотивам.
Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры.
Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических общешкольных мероприятий, в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
Интересный опыт в этом плане накоплен в одной из московских школ – Центре образования «Москва-98» №1953. Здесь многие зрелищные мероприятия (День учителя, Новый год, День святого Валентина, Последний звонок и др.) организуются как коллективные творческие дела в рамках целых школьных параллелей. Например, объявляется единая тема новогоднего праздника «Все флаги просим в гости к нам!», и каждый класс (с 8-го по 11-й) готовит свое особое выступление в зрительном зале школы, представляя ту или иную страну (по выбору учащихся) с помощью театрализованного представления, поданного в юмористическом духе, в контексте новогоднего праздника. Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве актеров, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление учащихся максимально проявить свои таланты, повысить статус своего класса в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества школьников, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам — своим и сверстников.
Принцип диалогичностиозначает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД школы. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за свою школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:
· создание, проигрывание и анализ ситуаций,
· творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
· театрализации [19].
Основные этапы подготовки культурно-досуговых программ
Подготовка культурно-досуговой программы предполагает процесс коллективных действий, когда профессиональная деятельность специалиста культуры постоянно сопрягается с общественной деятельностью инициативных групп, специально сформированных для этих целей. Деятельность актива в таком случае сосредоточивается в своеобразных клубных объединениях, способных оказать воспитательное воздействие на своих членов, стабилизироваться и становиться коллективным субъектом культурно-досугового процесса.
1 Левинсон А. Интенсивную технологию — клубу // Культурно-просветительная работа. — 1986. — №2. — С.-29.
Для проведения и подготовки культурно-досуговой программы создается оргкомитет, составляется план, по которому к его подготовке и проведению привлекаются: городской комитет по культуре, сотрудники дворца культуры, дом культуры, театр-студия, бюро путешествий и экскурсий, организация и учреждения города.
Успех любой формы культурно-досуговой программы во многом зависит от сценария, к которому должны быть предъявлены следующие требования.
1. Этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного подхода к осуществлению культурно-досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности.
2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, т.к. на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки проведения и лица, персонально отвечающие за подготовку каждого раздела плана. Эта дает возможность четко организовать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными задачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подготовки и проведения программы, стараются так спланировать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников. Планирование дает возможность четко организовать программу, за каждым пунктом закрепить ответственного и поставить сроки, и, что очень важно, в план занести задание по подготовке праздника, что дает возможность вовремя формировать те или иные пункты программы и заблаговременно иметь полную картину готовности театрализованного действия.
Санкин Л.П. Методика формирования клубного объединения. — Л., 1985. —
3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее активно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают информацию о проведении культурно-досуговой программы.
4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания программы, он предполагает наивысшее напряжение сил и переживаний организаторов. На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей.
«Профессиональный клубный работник, являясь субъектом воспитания, выполняет следующие функции: трансформирует общественные цели воспитания в педагогические, организует процесс воспитания в субъект воспитания и самовоспитания».
Вступая во взаимодействие с массовой аудиторией как объектом воспитания, специалист учреждения культуры осуществляет свои функции не непосредственно, а через созданные группы актива.
Следовательно, процесс создания массового действа выступает для специалиста как процесс выявления, обучения и объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе формирования актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем людей.
1 Санкин Л.А. Методика формирования клубного объединения. — Л., 1985.-С. 9.
Сформировать актив как творческую досуговую общность, обладающую качествами коллектива, возможно лишь при достаточно полном выявлении совокупности приемов педагогического руководства, при котором у участников возникают общественные мотивы культурно-досуговой деятельности, появляется потребность в совместной коллективной работе. Участие актива в творческом процессе создания культурно-досуговой программы обеспечивается следующими факторами:
— подготавливаемая программа должна удовлетворять интересы аудитории;
— актив должен участвовать в планировании программы.
Подготовка культурно-досуговой программы предполагает объединение его организаторов в процессе совместной деятельности, формирование на этой основе коллектива, способного к продолжению начатой деятельности.
Можно выделить ряд правил, выполнение которых способствует формированию коллектива:
— запланированную программу необходимо сделать составным звеном цикловой деятельности;
— необходимо, чтобы задание каждой новой программы усложнялось, достижение запланированных целей становилось все более трудным и интересным, подготовка каждой программы требовала постоянного самообразования;
— следует отработать четкую организационную структуру деятельности активистов, способствующую формированию деловых и межличностных отношений.
Подготовка культурно-досуговой программы дает возможность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности в художественной деятельности. Специалисты и актив учреждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы у присутствующих вызвать чувство удовлетворения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам.
Созданию атмосферы торжественной приподнятости, праздничности способствует художественно-тематическое оформление места проведения театрализованного действия, которое выбирается особенно тщательно, оно должно хорошо просматриваться, быть удобным для оформления. Для выполнения этой задачи создается группа актива — оформительская. Задачей данной группы актива является подготовка обращения к жителям и гостям города, афиши, объявления на предприятиях, рекламирование по городу, реклама в местной газете. К данной группе актива привлекаются самодеятельные художники, учащиеся местных школ, ПТУ, школы искусства. Благодаря этой работе участниками праздника создается приподнятая, радостная атмосфера.
Третья группа актива — техническая. Ее задачей является озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив должен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление.
Четвертая группа актива — творческая, в нее входят активные участники художественной самодеятельности. К этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу: выявить любителей и желающих принять участие в концерте, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями.
Каждая культурно-досуговая программа требует своей системы затрат. С точки зрения самофинансирования, себестоимости и самоокупаемости следует иметь в виду, что в систему необходимо увязывать три компонента:
— предварительные затраты, значительные по размеру и многообразные по количеству расходных статей;
— достаточно широкое пространство, способное вместить большое количество людей;
— множество разнообразных увеселений и затей, способных окупить предварительные затраты и удовлетворить максимум духовных потребностей людей. Так, например, спонсорами ежегодной традиционной программы «День города» могут являться: администрация города, района, промышленные предприятия и организации, акционерные общества, а также многочисленные кооперативы.
Нужно заметить, что при подготовке культурно-досуговой программы группы актива на базе общих целей, интересов, задач объединяются в творческую досуговую общность. Практика показывает, что в дальнейшем некоторые из них становятся постоянными активными помощниками в деятельности учреждений культуры, многие коллективы художественной самодеятельности пополняются новыми участниками.
Обобщая, можно сказать о том, что подготовка культурно-досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры.
Как педагогическая система культурно-досуговая программа одновременно обращена и ко всей массе составляющих ее индивидов, и к каждому из них в отдельности. Участники программы, как правило, ощущают себя органической частью данной области и почти синхронно реагируют на происходящее действие и предлагаемую информацию.
Это, в свою очередь, позволяет опираться не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и общее, что отличает конкретное объединение людей.
Практика показывает, что в поезде, в туристском походе, в доме отдыха люди сближаются гораздо быстрее, чем в обстановке обыденной трудовой деятельности. Сказывается и факт постоянного общения, которое не ограничивается рамками рабочего или учебного времени, и свойственная досугу психологическая расслабленность, и глубочайшая потребность личности в максимальном самовыражении и непрерывном расширении грани общения.
В еще большей мере это проявляется в программе, когда человек чувствует, что он выполняет общественный долг, тогда и раскрываются творческие потенции личности.
Как итог определенного этапа общественного созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условия активной духовной деятельности и социального творчества, программы создают объективные предпосылки коллективной организации людей.
Коллективная организация выполняет сложные и социально важные функции для человека и является:
— средством, стимулирующим и активизирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия внешнего мира;
— средством духовного обогащения личности;
— фактором нравственного и эстетического развития его гражданского и общественного самоутверждения;
— средой, в которой создаются благоприятные условия и возможности для разностороннего развития и самовыражения.
В проведении и подготовке программы организаторам необходимо стремиться осуществить дифференцированный подход.
Методику коллективной подготовки программы можно представить следующим образом: анализ обстановки; вовлечение дополнительного актива к процессу подготовки и проведения программы и создание престижной атмосферы; отклики в печати, на радио, телевидении; выделение групп актива; определение деловых партнеров и заинтересованных служб.
Затем происходит планирование подготовительного этапа; составление планов создания программы, взаимодействие технологического творческого и педагогического процессов. IfH наконец, проведение культурно-досуговой программы; анализ проведенной программы, организация отклика в прессе (местной) на стенде, радио, интервью, награждения как средства, способствующего закреплению престижа специалиста культурно-досуговой деятельности.
Как же сделать, чтобы организация, скажем, праздников и народных гуляний, их художественный уровень и материальное обеспечение соответствовали значимости темы? Для этого надо решить две главные задачи: добиться высокого художественного уровня и экономического обоснования программы. Ни для кого не секрет, что иногда художественный уровень некоторых наших праздников невысок.
Это портит вкус и вырабатывает привычку к низкопробным, примитивным зрелищам. Одна из причин — недостаточная компетентность сценаристов и режиссеров в отсутствии знаний специфических законов организации массовых форм культурно-досуговых программ.
В массовых формах иные пропорциональные соотношения объемов декорации и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаимоотношений актера и зрителя. Зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над публикой или находиться внизу, у ее ног. Зрители могут сидеть, стоять, могут двигаться от одной сценической площадки к другой, или стоять и смотреть, как мимо проезжают и проходят группы исполнителей. А в некоторых представлениях зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии.
И, наконец, нет здесь главных компонентов традиционного театра: привычной драматургии с диалогами, монологами и репликами. Нет привычного режиссеру и зрителю процесса перевоплощения актера в образ. Но, конечно, есть огромные масштабы представления и огромные постановочные трудности.
Необходимо так разместить массу зрителей, чтобы была возможность одновременного появления и ухода с площадки групп исполнителей. Необходимо создать свою, неповторимую атмосферу данного представления. Надо использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки, учесть связанные с данным местом исторические ассоциации.
В празднике должны сочетаться лаконизм и зрелищность, символика и ясность, демократичность и общедоступность. Интересно по своему решению использование зрелищного пространства. В празднике задействованы многие площадки города, а также центральная улица.
Карнавальное шествие также строится на линейно^ использовании зрелищного пространства. Движение масс по-прежнему являет собой произвольное шествие, одновременно каждый из участников карнавала может выйти из шествия и принять участие в любой забаве, которая устраивается на площадках.
«В празднике нельзя подменять самодеятельность личности созерцанием зрелища, т.к. это развивает «отчуждение личности», оставляя неудовлетворенной тягу к широкому общению, свойственному человеку, особенно современному. Необходимо дать выход заряду активной творческой энергии» 1 .
Одним из выходов заряда творческой энергии является наличие игрового аспекта в программе. Давно уже минуло время, когда игра представлялась чем-то бесполезно-приятным. Психологические исследования показали, что игровая деятельность отнюдь не бесполезна, более того, без нее немыслимо становление человеческой личности. Игра выступает как социально-психологический механизм снятия напряжения, когда человек в момент праздника пребывает в состоянии утомления, сопровождающегося усталостью, истощением физических и духовных сил.
1 Силин А.Д. Массовые праздники: мастерство и экономика // КПР. — 1986. -№11.
Если в обыденной жизни практическое и игровое действия разделены между собой, то праздник такого разделения не имеет, так как в нем всегда есть условный, символический обрядово-зрелищный момент. Природа праздника такова, что он не может оторвать игровое действие от реальности; в празднике основной, но не единственной целью является цель поддержания игровой атмосферы и соблюдение соответствующих правил. Человеку, не принимающему или не понимающему праздника, и сам праздник кажется нелепостью.
Скучный человек, лишенный игровой инициативы, так же способен разрушить все очарование праздника. Игра приносит человеку настоящую радость и разрядку той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.
«Игра в праздничном действии имеет определенную цель — это, прежде всего, повысить праздничную энергию участников, вовлечь людей в массовое праздничное действо, активизировать духовные и физические способности личности» 1 .
В празднике существуют следующие типы игр: — Ролевая игра — она присуща таким формам зрелищ, как кино, театр, обряды.
— Игра по правилам (состязательна я)-она включает в себя все виды спортивных состязаний.
— Пластико-акробатическая игра — это виды спортивной игры — одиночные и групповые.
— Игра с атрибутом. К ней относятся все виды жонглирования, иллюзиона, используется предмет, вещь, с помощью которой человек выходит за привычные нормы поведения.
— Игра с животными- все виды дрессировки. Все существующие типы в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: наличие игрового пространства или некоего условно ограниченного круга, внутри которого протекает игровое действие; правила игры и добровольное согласие в отношении их принятия и выполнения; несводимость игрового действия к материальной пользе.
1 Генкин Д.М. Массовые праздники. -М., 1975. -С. 61.
Игра приводит человека в определенное эмоциональное состояние, выполняет потребности личности, вызывает чувство сопричастности к празднику, раскрепощает человека в общении с другими людьми.
В процессе игры происходит снятие конфликтов в межличностных отношениях, возникает психологическая основа. Природа игры предполагает наличие одних целей, одновременной деятельности, одних норм поведения. Игра стимулирует общественную активность и раскрытие качеств личности. Коллективная игра активизирует процесс мышления, обостряет ощущение и восприятие играющих. «Коммуникативная деятельность является высшей формой самопроявления человека как общественного существа и способствует самоутверждению личности, выработке моральных норм поведения и формированию качеств личности, соизмеряя с требованиями общества» 1 .
Поэтому в процессе праздника игра должна в полной мере реализовывать коммуникативную деятельность, в противном случае не реализуется одно из основных задач праздника — выработка модели коллективного поведения, праздничная атмосфера, следовательно, обречен на неудачу сам праздник.
Жигульский К. Праздник и культура. — М, 1984. — С. 21. 124
Будучи по существу своему глубоко социальным процессом, общение в условиях праздничной коллективной деятельности становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. И здесь следует помнить, что в культурно-досуговой деятельности важным является положение о том, что создание каждой программы предполагает наличие широкого актива независимо от состояния учреждения культуры.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru