В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Публикация «Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Как составить программу успеха
Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.
Как САМОСТОЯТЕЛЬНО составить программу тренировок? (БЕЗ ВОДЫ)
Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип единства коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• • деятельностный принцип коррекции;
• • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления коррекционно-развивающей работы
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности :
— коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
— коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
— коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;
— коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
— коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
— коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками
Развитие и коррекция эмоциональной сферы :
• развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;
• повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
• формирование адекватной самооценки;
• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование видов деятельности:
Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы :
При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные цели коррекционно-развивающей работы :
• цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
• цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;
• цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы :
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные методики психокоррекционной работы :
• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.
7. Определение частоты необходимых встреч.
8. Определение длительности каждой встречи.
9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй — подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.
• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Публикации по теме:
Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Источник: www.maam.ru
Как составить коррекционную программу
Коррекционная программа необходима в работе с детьми, у которых наблюдаются отставания по одному или нескольким дисциплинам. Она позволяет планомерно восполнить пробелы в знаниях ребенка, постепенно вывести его на средний или высокий уровень развития. Для составления коррекционной программы необходимо учесть много факторов.
Статьи по теме:
- Как составить коррекционную программу
- Как написать программу дополнительного образования
- Как составить программу по дополнительному образованию
Инструкция
Прежде всего, необходимо определить исходный уровень развития ребенка. Это позволит сделать диагностика, проведенная в начале или в середине учебного года. Если по общему показателю у ребенка наблюдается низкий или средний уровень развития, то у педагогов есть возможность подтянуть его, осуществив коррекционную работу. Обычно коррекционная программа составляется на два месяца.
При составлении коррекционной программы нужно учитывать время, в которое будут проводиться коррекционные занятия. Необходимо распределить основные и коррекционные занятия таким образом, чтобы нагрузка на ребенка была оптимальной. Недопустимо проводить занятия во время, отведенное для отдыха детей. Как исключение, можно в игровой форме повторять с ребенком те или иные моменты.
Например, во время подвижной игры можно повторить порядковые числительные или отработать прыжки в длину с места. Также нужно учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности.
В случае, когда ребенку требуются занятия по нескольким дисциплинам, к реализации коррекционной программы привлекаются несколько специалистов. Могут возникнуть сложности с составлением программы, так как необходимо учитывать рабочее время каждого педагога-специалиста, а также режим дня ребенка. Допустимо проведение занятий как индивидуально, так и небольшими подгруппами (2-3 ребенка).
Для составления коррекционной программы разрабатываются специальные бланки. В них в таблицы заносятся фамилия и имя ребенка, возраст, группа, дисциплины, время и место проведения занятий, ответственный педагог. Желательно, чтобы большинство заданий, проводимых педагогами, были на одну тему. Тогда знания будут усваиваться ребенком более системно.
Помимо этого, прописывается работа с родителями. Родители ребенка являются активными участниками проводимой коррекционной работы.
После реализации коррекционной программы необходимо провести повторный диагностический срез. Сравнение результатов покажет динамику в развитии ребенка, а также можно будет сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Источник: www.kakprosto.ru
Рекомендации по составлению коррекционных программ педагога-психолога
методическая разработка
Программа работы педагога-психолога образовательного учреждения относится к обязательной документации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа работы педагога-психолога образовательного учреждения относится к обязательной документации.
Каждая программа имеет строго определенную структуру:
Цель — это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь.
1)Развитие уверенности в себе у детей 7–9 лет.
2) Интеллектуальное развитие дошкольников.
Задачи — это конкретизация цели, дробление ее на составные части.
Для первой цели:
—снятие существующих страхов;
—развитие самостоятельности;
— формирование умения отстаивать свою позицию и т.д.
Для второй цели:
—развитие произвольной памяти;
—развитие произвольного внимания;
— развитие логического мышления и т.д.
3. Критерии отбора в коррекционную группу
Это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Эти признаки могут быть выделены:
— с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию — измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.);
— в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.);
— с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).
4. Направления коррекционной работы, этапы программы
Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления.
5. Организация занятий
Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.
6. Структура занятий
- Приветствие
- Рефлексия прошлого занятия
- Основная часть
- Методические приемы:
- Релаксационные упражнения
- Рефлексия занятия
- Прощание
7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе
Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы.
При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.
8. Критерии эффективности программы
На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой — требует повторного прохождения программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога
Перечень разработанных рабочих материалов педагога-психолога, используемых в практической деятельности с учащимися начальной школы с умственной отсталостью.
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с.
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога — психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога — психолога для работы с обучающимися «группы риска»
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. .
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога — психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога — психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования.
Источник: nsportal.ru