Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности.
Комплексную психолого-педагогическую диагностику.
Разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.
Разработку плана и сценария осуществления коррекционноразвивающей работы совместно с учителями и родителями учащихся, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся проводится с использованием разработанной диагностической программы.
Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ:
- диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности учащихся;
- диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующие группы, членом которых он является;
- диагностика и коррекция осуществляется на всем протяжении работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и диагностическими для участников коррекции;
- диагностика в этом случае требует соблюдения принципа активности самих испытуемых, что означает личную заинтересованность самих участников во всех диагностических процедурах. В этих условиях диагностика психолога превращается в самодиагностику, когда участники коррекции ставят перед собой задачу анализа собственных психологических качеств, особенностей личности, характера социального поведения и т. д.;
- диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, т. е. дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей, расширяющей диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемых.
Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья должен быть весьма осторожным.
Коррекционно-развивающая программа «Группа «Незаурядные дети»
Прогноз в значительной мере зависит от условий, которые либо стимулируют, либо затормаживают развитие ребенка. Поэтому при формулировании прогноза необходимо учитывать, какая работа и в каком направлении будет проведена с ребенком.
В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо прогнозировать с позиций педагогического оптимизма, с «авансом доверия» (термин А. К. Марковой) к развитию каждого ученика и одновременно с учетом ограниченных возможностей ребенка.
Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных и исходя из диагноза и прогноза развития каждого учащегося, при этом основной целью работы психолога и педагогов с данной категорией детей является обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка, целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей, стимулирование развития и саморазвития учеников.
Коррекционно — развивающие занятия с педагогом — психологом
Решение конструктивно-прогностических задач в процессе формулирования диагноза, прогноза развития, определения целей и задач коррекционно-развивающей работы проводится коллегиально под руководством
школьного психолога.
Так же коллегиально осуществляется выбор стратегии воздействия на ребенка, причем в процессе выбора стратегии реализуется личностноориентированная работа, поскольку выбор зависит от того, какие школьные трудности испытывает конкретный ребенок, и в чем это проявляется.
Стратегия формирования, рассматриваемая как развитие, идущее извне, интервенция во внутренний мир ребенка выработанных обществом способов, приемов деятельности и норм оценок, выбирается в том случае, когда у ребенка необходимо сформировать какое-то качество, доселе отсутствующее или находящееся в зачаточном состоянии.
Стратегия коррекции как совокупность психолого-педагогических мер по устранению отклонений, нарушений, недостатков развития выбирается в том случае, если у ребенка необходимо уравновесить или заместить неадекватно сформированное качество или нарушенную функцию.
Применительно к процессу коррекции неадекватного отношения к учению эта стратегия означает ослабление устойчивости уже сложившегося у учащегося отношения и с помощью его расшатывания формирование нового, желательного отношения.
Стратегия развития, понимаемая как усиление заложенных в ребенке возможностей, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности, выбирается в случае наличия у ребенка необходимых качеств и свойств, которые необходимо развить в ходе проводимой коррекционноразвивающей работы.
Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала) рассматривается как помощь, способствование саморазвитию учащихся.
Данная стратегия имеет цели, адекватные целям психологического сопровождения учащихся. Цель сопровождения — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам.
Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий, являющихся вариантами воплощения стратегий.
Так как технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование учебно-воспитательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностикопрогностическом этапе.
Реализуется при построении индивидуальных коррекционно-развивающих программ для каждого обучающегося на основе индивидуальных карт психического развития.
Таким образом, программа коррекционно-развивающей работы специалистов с обучающимися с ОВЗ должна отвечать следующим требованиям:
- программа должна учитывать возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;
- она должна сочетать в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
- принятие решения о формах, методах и участниках коррекционно-развивающего процесса должно основываться на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному;
- в программе коррекционной работы должны быть учтены возможность и необходимость организации работы всех специалистов одновременно, последовательно или параллельно в разных формах, с использованием различных методов;
- программа коррекционно-развивающей работы должна учитывать необходимость оценки эффективности коррекционного воздействия как в процессе его реализации, так и по завершению.
Индивидуальные развивающие программы представляют собой систему целей (близких, отдаленных, конечных) развития, специфических для данного ребенка; совокупность помогающих воздействий и оптимальные способы их осуществления; этапы развития, их результаты. Поэтому индивидуальные программы развития детей имеют существенные различия.
В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо исходить из понимания нескольких видов норм — предметной, социально-возрастной, индивидуальной.
Поэтому построение программ осуществляется таким образом, чтобы в ходе индивидуального развития учащийся соответствовал предметной норме (усвоил школьную программу в соответствии со стандартом — общим или специальным), находился в пределах возрастной нормы (включался в ведущую деятельность, был социально принят, имел необходимые психические новообразования возраста), соответствовал своей индивидуальной норме (соотношению уровней актуального, потенциального развития и саморазвития).
Учет всех видов норм позволяет разрабатывать и педагогическую, и психологическую часть программы, причем если педагогическая часть разрабатывается преимущественно с учетом предметной и возрастной норм учащегося, то психологическая часть строится на основе учета индивидуальных норм каждого ученика.
Коррекционно-формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения осуществляется в процессе всей работы, проводимой на данном этапе: с обучающимися, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
На этом этапе работа с обучающимися с ОВЗ проводится в форме организации совместной деятельности на уроках и внеурочных мероприятиях, групповых и индивидуальных занятиях.
Модель работы с обучающимися массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы — педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, дефектологи, психологическую — педагог-психолог, причем координацию совместных действий выполняет психолог.
Непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ ведется во всех трех формах, однако предпочтение отдается групповой работе.
Этот выбор обусловлен рядом причин:
- во-первых, большими потенциальными возможностями групповой работы с точки зрения коррекционно-развивающего эффекта;
- во-вторых, соображениями чисто технических преимуществ;
- в- третьих, ролью референтно – значимой (такой, на который ориентируется человек в системе своих моральных ценностей.) для учащегося группы в формировании положительного отношения к учению.
Коррекционные группы для работы с психологом комплектуются с учетом полученной диагностической информации, причем приоритетным считается стремление участников группы работать вместе, поскольку таким образом наиболее полно реализуется технолого-педагогическое условие по организации оптимального эмоционально- стимулирующего общения учащихся друг с другом и психологом.
Кроме групповых коррекционно-развивающих занятий непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ осуществляется в форме организации совместной деятельности учащихся всего класса, причем данная работа может проводиться в привычных социально-педагогических формах взаимодействия учеников друг с другом и с учителями: классные часы, вечера отдыха, конкурсные мероприятия, выезд за город и т. п.
Подобные мероприятия способствуют:
- во-первых, повышению психологической культуры учащихся;
- во-вторых, объединению всего класса в единую группу;
- в-третьих, переносу полученных новых способов поведения и общения в реальную обстановку класса и школы.
Кроме того, поскольку участниками подобных мероприятий являются классные руководители и некоторые учителя, то такие формы работы могут использоваться в качестве демонстрационнообучающих для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Проявление педагогами новых форм взаимодействия с детьми на подобных мероприятиях способствует реализации нравственно-психологических условий развития и саморазвития учащихся.
Помимо групповых форм работы с некоторыми обучающимися с ОВЗ должна проводиться индивидуальная работа. Дополнительное использование индивидуальной формы проведения коррекционно-развивающих занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей, испытываемых ребенком или подростком.
В случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая психокоррекция, когда же проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах оказывается индивидуальная психокоррекция.
Например, работа по преодолению тревожности проводится по следующим направлениям:
- обучение ребенка приемам и методам овладения своим волнением, беспокойством, тревожностью;
- формирование у школьника необходимых умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, что снимает страх перед предстоящей деятельностью;
- перестройка особенностей личности, его самооценки и мотивации.
Если первое направление отрабатывается на индивидуальных занятиях, то два последующих — на групповых. Причем второе направление, а именно снятие страха перед предстоящей деятельностью путем отработки приемов повышения результативности деятельности, является актуальным для всех учащихся, испытывающих школьные трудности. Они в подавляющем большинстве не умеют продуктивно работать с учебными текстами, поэтому зачастую и не желают работать с ними.
И одной из частных задач, решаемых в ходе коррекционноразвивающей работы, является научение подростков продуктивной работе с текстами учебников.
Таким образом, непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ, реализующая технолого-педагогические и, частично, нравственно-психологические и индивидуально-личностные условия, способствует самопознанию, формированию позитивного самоотношения, адекватной самооценки способностей и возможностей, создает предпосылки переживания эмоционального благополучия в школе и косвенным образом влияет на формирование познавательных интересов учащихся (под косвенным влиянием имеем в виду развитие простейших учебных интересов, связанных с обогащением кругозора, развитием любознательности и т. п.).
Одновременно с непосредственной работой школьного психолога с обучающимися с ОВЗ проводится работа с учителями и семьями школьников, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
В целях повышения квалификации и психолого-педагогической грамотности учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, и всего педагогического коллектива, поскольку проблема создания оптимальных условий для данного контингента учащихся касается всего коллектива, психолог обязан участвовать в разработке и проведении педсоветов.
Данная форма работы с учителями решает следующие задачи:
- обогащение педагогов теоретическими знаниями по проблеме;
- выработка коллективного решения педагогов по выполнению конкретных задач работы с обучающимися с ОВЗ, имеющими проблемы развития.
Кроме того, желательно проведение ряда педагогических семинаров по данной проблематике (примерная тематика семинаров: «Проблемы общения с обучающимися с ОВЗ в деятельности учителя», «Диагностика школьных трудностей в учебном процессе», «Методы развития познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья», «Взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе: воспитание толерантности и взаимопомощи», «Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями развития», «Проблемы сохранения здоровья учителя и ученика: психическое здоровье в контексте психологической службы», «Профилактика вторичных отклонений в развитии особых школьников» и др.).
Наиболее продуктивной формой коллективной работы учителей по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья является организация творческой группы.
Плановые заседания проводятся один раз в четверть, текущие вопросы решаются в ходе индивидуальных и групповых консультаций учителей с дефектологом, психологом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим работу с данными школьниками.
На заседаниях творческой группы вырабатываются и утверждаются основные положения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ, а в соответствии с ними и некоторые педагогические рекомендации.
Работа педагогов строится в соответствии с разработанными рекомендациями и с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, что способствует реализации выделенных психолого-педагогических условий.
Основными задачами педагогической коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ являются:
- формирование у обучающихся положительного отношения к учебной деятельности значит формирование мотивов, побуждающих к этой деятельности и придающих ей определенный смысл; ведущими из них являются познавательные интересы;
- воспитание положительного отношения к учению возможно на базе достаточно высокой адекватной самооценки;
- отношение к учению у обучающихся зависит от переживания эмоционального благополучия в школе, поэтому создание эмоционального комфорта является непременным условием эффективности коррекционноразвивающей работы.
К педагогическим рекомендациям по организации работы с данными школьниками относятся следующие.
Для развития познавательных интересов необходимо:
- использование методов преподнесения учебного материала, способствующих более эффективному усвоению программы;
- использование дополнительного «развивающего» материала, обращение к непосредственному опыту учащихся;
- опора на наглядность, применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;
- постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках и т. д.
Формированию оптимальной самооценки способствуют:
- знакомство учащихся с критериями оценок;
- подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;
- включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;
- безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.
Для переживания эмоционального благополучия на уроках и в школе в целом необходимо:
- снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;
- использование приемов подкрепления, персональной исключительности и др.;
- развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;
- создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;
- установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.
Оценочно-проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведенной работы и проектировании последующей работы с обучающимися с ОВЗ.
Обсуждение эффективности проделанной работы, сопоставление прогнозируемого и полученного результата педагогами, дефектологом и психологом проводится на итоговом заседании психолого-медико педагогического консилиума школы.
Данная форма совместной работы всех учителей, работающих в классе, психолога, администрации школы дает возможность обсудить итоги проведенной педагогической и психологической части коррекционно-развивающей работы, представить и обсудить собственный опыт работы, познакомиться с опытом работы коллег.
Полученная информация может использоваться не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей коррекционноразвивающей работы.
Источник: student-servis.ru
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Планируемые результаты освоения учащимися адаптированных образовательных программ начального общего образования……….
Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Программа носит практическую направленность и представляет комплексную помощь в развитии познавательной деятельности учащихся, имеющих трудности в обучении:
— обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
— способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Цель программы : повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, формирование личности школьника, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности .
Задачи программы:
— своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными как с ограниченными возможностями здоровья, так и иными причинами;
— создание положительной атмосферы в процессе совместной деятельности учителя и ребенка;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и неуспевающим с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), ориентация на «зону ближайшего развития»;
— опора на жизненный опыт учащихся;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, неуспевающим, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы «Преодоление трудностей в обучении» определяют следующие принципы:
— соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
— принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы;
— принцип доступности, последовательности и систематичности предполагает плавное и доступное для ученика наращивании сложности упражнений, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому;
— принцип индивидуального подхода полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого учащего в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.
-принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в развивающих занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у учащихся навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.
-принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на преодоление трудностей в усвоении основной ООП.
-принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.
— принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Направления работы
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;
консультативная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Диагностика
На данном этапе разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Учитель устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач .
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3 . Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития «Развивай-ка»
Комплексная коррекционно-развивающая программа
для детей раннего возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития
«Развивай-ка».
учитель-дефектолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»
Татьяна Валентиновна Мухина.
Пояснительная записка.
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребёнка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребёнка, а так же фундаментальные личностные образования. Программа «Развивай-ка» предназначена для работы в коррекционно-развивающих группах для детей раннего возраста и направленна на профилактику отставания и коррекции отклонений в развитии детей.
- Научная обоснованность.
Л.С. Выгодский указывал, что в развитии ребёнка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Сроки обучения определяются сенситивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее лёгким, эмоциональным и плодотворным.
Оптимальные сроки обучения для каждого ребёнка определяются зоной его ближайшего развития (Растягайлова Л.И., Дунаева З.М.). В первые годы жизни ребёнка закладываются основы для его будущего развития. Доказано, что уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития и как следствие недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребёнка, тем выше обучающий эффект.
При составлении программы использованы имеющиеся рекомендации по работе с детьми раннего возраста, собраны игры и упражнения из многочисленных литературных источников по раннему воспитанию. Использован материал: «Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В.
Закревская, «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н.В. Нищева, «Игры-занятия с малышом» от рождения до трёх лет» (Развитие восприятия цвета, формы и величины) Э.Г. Пилюгина; М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить» (развитие речи).
Большинство музыкальных физкультминуток проводятся с использованием песенок, представленных на дисках Е.С. Железновой «Музыка с мамой», «Аэробика для малышей».
- Организация межпредметных связей.
- привлечение педагога – психолога к оказанию помощи родителям детей, имеющим социально-эмоциональные проблемы, в форме консультирования
- привлечение родителей к оценке уровня развития ребёнка;
- привлечение родителей к реализации индивидуальной программы развития ребёнка вне занятий в центре;
- привлечение родителей на участие в заседаниях Психолого-педагогического тренинга «Учимся понимать своего ребёнка»;
Развивать познавательную и речевую активность ребёнка; обеспечить каждому ребёнку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, знаний, предусматривает пошаговое обучение ребёнка, независимо от его реального возраста.
- Задачи программы:
- накопить и расширить сенсорный опыт,
- развить мышление, память, понимание речи,
- формировать предпосылки для развития активной речи,
- развивать навыки ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
- компенсировать у детей трудности развития.
Дети от 1года до 1года 5мес. с проблемами познавательного и речевого развития.
- Разделы программы:
- Развитие познавательных процессов
- Конструктивная деятельность
- Развитие деятельности
- Развитие речи
- Понимания речи
- Развитие зрительно – моторной координации
- Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
- Развитие социально – адаптивных функций
- Развитие общей моторики и координации движений
- Планируемые результаты:
- выполняет взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывает и собирает, вынимает и вкладывает, перекладывает шарики в коробку, ведёрко, скатывает их по желобку;
- раскладывает и собирает цветные колпачки;
- вкладывает что-нибудь в полые предметы (меньший предмет в больший); накрывает одинаковые полые предметы – меньший большим;
- собирает игрушки из двух частей (матрёшка, бочата);
- собирает в определённой последовательности пирамидку на конической основе; состоящую из 2-3 колец разных размеров;
- устанавливает сходство предмета с изображением;
- подбирает предметы по образцу;
- строит башню из шести кубиков;
- рисует вертикальные и горизонтальные линии; решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами
- выполняет одно из двух разных действий с одним и тем же предметом в ответ на соответствующую просьбу;
- указывает на 7 части тела;
- из предметов выбирает тот , который ему называют;
- выслушивает короткий рассказ до конца;
- вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;
- наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.
- Система оценки достижения:
- RCDI;
- наблюдение;
- экспертная система индивидуального сопровождения развития «Лонгитюд». Шкала развития – сбор данных.
- Условия реализации программы:
- занятия проводятся в специально организованном помещении не менее 20 кв.м. – 1 раз в неделю, продолжительность 1 час (занятия комплексные);
- организация игрового пространства и подбор игрушек,
- организация полноценного и удовлетворяющего детей общения;
- постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы;
- повторяемость программного материала;
- индивидуально – дифференцированная деятельность;
- моделирование игровых ситуаций,
- обязательное присутствие мамы вместе с ребёнком и взаимодействие всех участников, входящих в состав группы;
- связь диагностики и коррекции развития;
- осуществление дифференцированного подхода к детям, имеющим разные степени отставания и помещённым в одну группу;
- обеспечение условий для накопления речевого опыта каждым ребёнком;
- создание условий для благополучного эмоционального самочувствия и развития способностей детей;
- формирование осознания каждым ребёнком своей индивидуальности и нужности;
- консультирование педагога – психолога по вопросам развития социально-адаптивных функций, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка;
- последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приёмов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai