Как составить индивидуальную программу обучения ребенка

Содержание

Сегодня в дополнительном образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей и молодёжи. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Оценить 1827 0

Содержимое разработки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Сегодня в дополнительном образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей и молодёжи. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

ПЛАН ПЕРВОГО УРОКА | дети 5-7 лет с нуля

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных программ обучения (ИПО), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

ИПО – совокуп­ность объединений по интересам (профильных), выбранных для освоения обучающимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на индивидуальное обучение — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учреждении образования.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­ тей обучающегося при получении дополнительного образования);

содержательный (обоснование структуры и отбор содержания занятий , их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­ предметных и внутрипредметных связей);

технологический (определение используемых педагогических техноло­ гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

диагностический (определение системы диагностического сопровож дения);

организационно-педагогический (условия и пути достижения педаго­ гических целей).

При этом педагог дополнительного образования выполняет следующие действия по организации данного процесса:

структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

Обучение школьников по индивидуальному учебному плану.

6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, индивидуальное обучение — ребенок выбирает, ИПО – ребенок планирует, индивидуальный маршрут обучения – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании;

это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

В научно-методической литературе указывается, что индивидуальную программу обучения ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, необходимо предложить обучающемуся несколько вариантов ИПО или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.

Схема 1. Последовательность проектирования ИПО

Индивидуальная программа обучения:

Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом учреждения образования.

Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

Индивидуальная программа обучения может включать все или почти все компоненты образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.

Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

цели и ценности образовательной программы;

адресность образовательной программы;

учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану и типовой программе дополнительного образования детей и молодёжи;

описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения в индивидуальном маршруте обучения;

систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

Индивидуальная программа обучения может быть дополнена другими программами дополнительного образования детей и молодёжи, программами курсов.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

цель образовательной программы (определяет обучающийся);

индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального маршрута обучения (составляют педагоги);

систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

Читайте также:
Как сбросить программы на Айфон 11

Таким образом, проектирование индивидуальной программы обучения осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Функции индивидуальной образовательной программы

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что индивидуальный маршрут обучения определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации.

Индивидуальный маршрут обучения является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации программы:

Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Поддержку — решение проблем самим обучающимся

Сопровождение — сопровождение в реализации индивидуальной программы, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение личностного развития.

Работает с субъектным опытом обучающегося.

Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого.

Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений.

Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности.

В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

корректировка образовательного маршрута;

контакты с родителями;

Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как обучающегося, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:

оценку педагогическим коллективом готовности обучающихся к переходу на ИПО;

желание ребенка перейти на обучение по ИПО и осознание им ответственности принимаемого решения;

Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИПО реализуется различными способами обучения

Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе (объединении по интересам).

Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

Источник: www.prodlenka.org

Как учиться с индивидуальным учебным планом?

По стилю и формату написания индивидуальный и общий планы не отличаются. Они должны быть составлены по аналогии друг с другом и содержать одну и ту же структуру. Индивидуальный учебный план может быть составлен на любого ученика «на основе индивидуализации содержания программы с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации).

Несмотря на то, что структура у учебных планов едина, существует множество отличий между ними.

Зачем нужен индивидуальный план и что он отражает? Давайте разбираться.

Индивидуальный учебный план важен именно потому, что он помогает настроить обучение в интересах самого ученика.

У многих из нас есть разные представления о том, как мы хотим учиться, чем бы мы хотели заниматься и чего бы нам совсем не хотелось делать. И на самом деле очень важно сделать так, чтобы индивидуальный учебный план отражал цели и задачи в образовании конкретного ребёнка.

Таким образом, предметы, прописанные в учебном плане, могут отличаться от общего плана так же, как последовательность обучения и объём или трудоёмкость работы.

Как меняется учебный план в зависимости от индивидуальных потребностей ученика?

Предметы, которые включены в учебный план – это те дисциплины, который ученик должен изучить за учебный год. Есть предметы, которые в учебном плане должны быть обязательно, но есть и те, которые можно убрать или добавить.

Обязательный перечень предметов регулирует ФГОС.

  • Меняется последовательность изучения предметов.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка порядок изучения предметов в учебном году также может меняться. Как правило, в общем учебном плане школы многие предметы изучаются параллельно. В индивидуальном учебном плане это можно изменить. Например, ребёнку нужно сделать упор на конкретном предмете – тогда можно все остальные предметы ставить не параллельно, а после – блоками или модулями.

В данном случае отталкиваться стоит от потребностей ученика. Очень многим детям бывает сложно изучать параллельно все важные обязательные предметы, и это абсолютно нормально – изменить что-то в последовательности обучения.

Трудоёмкость – это объём изучения предмета в год. Например, часто трудоёмкость часто отличается в профильных классах: в физико-математическом количество часов на изучение математики в неделю будет сильно больше, чем в гуманитарном.

Читайте также:
Как убрать аудио программу на телевизоре Xiaomi mi Smart

Также, если родитель и учителя понимают, что ученику не нужно в 11 классе много часов французского языка, но он учится в школе с углублённым изучением французского языка, то можно с помощью ИУП сократить количество часов языка.

Все ли дети имеют право на индивидуальный учебный план?

Наличие индивидуального учебного плана у ребёнка – это возможность проходить обучение иначе, не так, как основной поток школы. В теории каждый ребёнок может иметь право на индивидуальный план, но традиционная школа не может на каждого ученика составлять план отдельно. Именно поэтому план может быть предоставлен только в конкретных случаях:

  1. Ребёнок профессионально занимается спортом или другим видом деятельности и не может посещать школу в обычном режиме;
  2. По состоянию здоровья с официальным подтверждением ребёнок не может присутствовать в школе и переходит на надомное обучение. Ребёнок на надомном обучении считается полноценным учеником школы, но в данном случае он учится по индивидуальному плану;
  3. Одарённый ребёнок быстро усваивает программу и хочет окончить школу экстерном;
  4. Ребёнок не может быть переведён на следующий учебный год на общих основаниях и остаётся на второй год.

Существует ряд других причин, по которым на ребёнок может учиться на индивидуальном плане.

Как сдавать те же самые контрольные и экзамены, если обучаешься по индивидуальному плану?

ИУП – это план, который существует в рамках программы школы. То есть это не другая образовательная программа, и это важно понимать родителям. Индивидуальный план помогает посмотреть на ребёнка под другим углом, но в рамках единой системы. Но это не влияет на аттестацию. Промежуточная и итоговый аттестация осуществляется в рамках основной программы.

Поэтому очень важно грамотно составить план, чтобы это не повлияло на результат на аттестации в худшую сторону.

Чтобы составить ИУП на ребёнка нужно:

  1. Понимать причину, то есть особенности ребёнка и определить основные цели и задачи на обучение на конкретный промежуток времени;
  2. Сформировать представление о знаниях ребёнка;
  3. Быть знакомыми с общим учебным планом школы, а также изучить Федеральный план, на основе которого пишутся все остальные;
  4. Быть в курсе образовательной программы, которую реализует школы.

И только потом следует приступать к разработке учебного плана. Писать план на ребёнка может как школа – на очной, очно-заочной и заочной форме обучения, так и родители – на семейном образовании.

Так как основная ответственность за образование на семейной форме обучения ложится на плечи родителей, то и индивидуальный план формируют именно они. Безусловно для каждого родителя – это большая нагрузка и стресс, потому что этому родителей также никто не учит.

Однако если семья выбирает семейное образование и обучение в онлайн-школе, то нагрузка с плеч родителей спадает и ложится на плечи специалистов «Онлайн-школы №1». В некоторых онлайн-школах дети учатся по индивидуальному плану и только так. Индивидуальный подход в образовании позволяет раскрыть сильные стороны ученика и привести его к наилучшему результату.

Как перейти на индивидуальный план, если ребёнок учится в традиционной школе?

  1. Родителям нужно подать заявку на обучение по индивидуальному плану;
  2. Заключить новый договор со школой;
  3. После выхода официального приказа, ребёнок может учиться по индивидуальному плану.

Как перейти на индивидуальный план, если ребёнок учится на семейном образовании?

  1. Уведомить в форме заявления школу о желании перейти на семейное образование;
  2. Найти школу для прохождения аттестаций и заключить с ней договор;
  3. Согласовать индивидуальный план и график аттестаций и подписать договор.

В «Онлайн-школе №1» индивидуальный план есть у каждого ребёнка, потому что у каждого ребёнка есть свои цели, задачи и, главное, интересы.

Индивидуальный план на ребёнка разрабатывает куратор вместе с родителями, и, если становится понятно в течение времени, что ребёнку сложно или планы меняются, то индивидуальный план всегда можно подкорректировать.

«Онлайн-школа №1» поддерживает семьи на каждом этапе перехода на новую дистанционную форму обучения, а также может помочь найти школу для прикрепления и зачислиться официально в школу.

Если вы дочитали статью до этого места, значит, мысль о переходе на индивидуальный план уже давно живёт в вашей голове. Значит, у вас есть на это причины. Значит, точно стоит попробовать.

Репетиторы по английскому языку на Study.ru.
В базе 102 репетиторов со средней ценой 1133

Источник: www.study.ru

Индивидуальное обучение на дому

Спрос на семейное образование с каждым годом растет. О нем задумываются и те родители, у которых дети часто болеют или не могут найти общий язык со сверстниками. А действительно, можно ли забрать ребенка из школы, чтобы учить дома?

Ксения КОНЮХОВА
Журналист КП

Светлана Александрова
Семейный психолог

Все больше родителей недовольны тем, как их детей учат в школах. Точнее, тем, как школа ловко перекладывает обучение на плечи пап и мам: «Мы только задаем направление, а за образование своего ребенка отвечает семья». Невольно думаешь: «А может, ну ее, эту школу? И так сами детей учим, дома хоть нервы двойками трепать не будут. »

Закон об образовании

Общее образование в России обязательно — но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании» 1 :

Читайте также:
Стиральная машинка не выполняет программу что делать

«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».

Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители — сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.

Есть и домашнее обучение. Такая форма создана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Список диагнозов содержится в приказе Минздрава №436н от 2016 года 2 . При обучении на дому школа сама приходит к ребенку: педагоги проводят индивидуальные уроки на дому. Родители за такие занятия ничего не платят.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Шаг первый: найти школу

Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу — ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.

Шаг второй: посоветоваться со специалистами

Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.

Шаг третий: написать заявление

Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.

Шаг четвертый: получить учебники и пособия

Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами — например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.

Шаг пятый: получить выплаты

По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.

Комментарий психолога: «Родители недооценивают сложности»

К сожалению, самая большая проблема в семейном образовании — сами родители.

— Часто мамы и папы недооценивают сложности, которые связаны с индивидуальным обучением ребенка на дому, — рассказывает семейный психолог Светлана Александрова. — Многие думают, что в школьной программе, особенно в начальных классах, нет ничего трудного. Но надо знать, как преподнести и закрепить материал, чтобы ребенок его понял и умел применять. И если родитель что-то делает не так, то у него, в отличие от учителя, нет завучей и методистов, которые это заметят и исправят. Да и ребенку сложно провести границы: меня ругает учительница, потому что я плохо стараюсь, или мама, потому что она меня больше не любит?

Образование ребенка — полноценная работа. Ее не получится совмещать с вашей основной работой или тратить на это всего 2-3 часа в день. Чтобы провести 4-5 уроков в день, вам нужно будет к ним подготовиться, а это еще примерно 4 часа. Причем зарплату за этот труд вы не получите, а вот основной заработок выпадет из семейного бюджета. Уже к средним классам могут потребоваться репетиторы по отдельным предметам: вряд ли какой-то родитель может совмещать в себе таланты учителя истории, информатики, химии и рисования… А расходы на нанятых преподавателей еще сильнее ударят по кошельку.

Кому подойдет такая форма

✔ Артисты, спортсмены, дети военных — да

Учеба дома может быть неплохим вариантом для детей, которые из-за выступлений вынуждены пропускать занятия. Такое обучение подойдет и детям военных, которые колесят по стране, чтобы не путаться в школьных программах и разнице учебных планов.

✔ Дети с проблемами со здоровьем — с оговорками

Если у ребенка есть возможность более-менее регулярно заниматься с педагогами, лучше организовать домашнее обучение. Даже если его диагноз не попал в утвержденный перечень, можно поговорить с директором школы и обсудить индивидуальную программу: какие уроки вы сможете провести сами, а какие — приходящие учителя. Для каких-то предметов подойдет и обучение онлайн. Это особенно важно в 6-7-х классах и старше, когда начинаются профильные предметы.

✘ Интроверты и замкнутые дети — нет

Если у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем, но он замкнут, плохо переносит школьную дисциплину, конфликтует с одноклассниками и учителями, то семейное обучение — лишь побег от проблем. Дома, в семье, ребенок так и не научится выстраивать здоровые отношения с окружающими. Лучше подыскать ему подходящую школу — может быть, не слишком рейтинговую, но зато с теплой атмосферой, где вместо гонки за оценками больше заботятся о состоянии учеников и их психологическом комфорте.

Источник: www.kp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru