Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне!»): спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»); литературной («В гостях у пушкинских героев»); музыкальной («До-ре-ми»): развлекательной («Эх. Семеновна!»).
Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».
С чего начать делать игры | Разработка для новичков
Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства. Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.
Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа. Следующая проблема — поиск приема подачи игрового материала.
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.
На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.
В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр. непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень.
Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.
В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов:
— Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зри гелями игрового соревнования.
— Конфликт ведущего с группой, например: Как вы знаете русский язык? Проверим: я называю предмет в единственном числе, а вы — — во множественном. Попробуем? И т. д.
— Конфликт равных по численности сторон. Например, «Проворные носильщики».
Кто быстрее перенесет мячики от настольного тенниса из одной корзинки в другую с помощью китайских палочек.
В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов. К ним относится не только противоборство 2-х команд. Иногда это «Ловушки» — споры («повтори 3 раза скороговорку»), либо игровые диалоги, шуточная ссора персонифицированных ведущих (клоунессы с клоуном).
Когда нет конфликта — это дивертисмент. У концерта нет конфликта. Он развивается за счет композиционного построения.
Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающегося по законам драматургии: от экспозиции, завязки, через нарастание действия и кульминацию к развязке. Наиболее рациональное построение сюжета то. которое большую часть времени отдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена короткая, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.
В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.
Выбор места проведения игровой программы. Желательно чтобы зал, где проводится игровая программа, был празднично украшен (если же конечно она проводится не на открытом воздухе). Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами. Цветы значительно дороже, однако утонченней, но шары позволяют с большей фантазией организовать пространство и обычно становятся наиболее приемлемым решением. Гирлянды, цепочки, панно, сводчатые арки — знающий дизайнер предложит несколько десятков вариантов.
Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно. Вспомните эстрадный театр или ночной клуб и попробуйте представить, что там, вместо софитов, сканеров и стробоскопов, включили обыкновенный «домашний» свет. «Праздничность», «карнавальность» атмосферы теряется.
Приемы и методы работы над материалом к сценарию. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.
Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У П. Валери, французского литературоведа и эссеиста, есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).
Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, — собирать).
Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней — известный кинофрагмент.
В различных формах театрализованных представлений пропорции обрабатываемого и нетронутого материала различны. Скажем, в сценарии театрализованного концерта оригинальный текст минимален, основную же часть занимают номера, подготовленные специалистами жанров, без предварительной ориентации, на общий замысел. В конкурсной программе наоборот. Главное — авторские игровые придумки и текст ведущего, а концертные номера, пронизывающие представление, занимают довольно скромное место.
В практике работы организаторов праздника имеет место и формальная компиляция. Соединение эпизодов сценариев, посвященных одной теме и принадлежащих перу разных авторов, в новом драматургическом варианте. Такого рода операция мало плодотворна и кроме смысловой и стилистической мешанины ни к чему не ведет.
Однако как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Следовательно, есть смысл рассмотреть главные требования к нему.
Первое. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).
Второе. Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, авторская индивидуальность.
И тем не менее, какие-то тексты живут рядом, несмотря на то, что их разделяют целые эпохи (по времени написания), а какие-то отторгают друг друга, невзирая на тематическую близость. Это же явление мы наблюдаем в других видах искусств и даже, как ни странно, в документалистике.
Третье. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (головой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные фрагменты, одни и те же вокальные произведения, одни и те же художественные и документальные киноролики. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.
Четвертое. Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов. Убогий материал рождает убогий сценарий.
Пятое. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.
Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависят от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Если задуман сценарий на оригинальную тему и весь текст его будет авторским, а способ создания аналогичен способу создания театральной пьесы (развитие драматургического конфликта от события к событию, воплощенное в сценических образах), отношения между творцом и «сырьем» традиционны. В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла.
Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На праздничные площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич (или дурак), Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. На клубной сцене живут и здравствуют: Чичиков, Остап Бендер, Василий Теркин.
Заимствованные персонажи давняя и прочная традиция народного театра и в этом нет ничего предосудительного. Все эти герои уже давно обрели статус маски с устойчивой социальной и нравственной аурой.
Метод иллюстрации и театрализации. Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования или театрализации.
Каковы же потенциальные возможности двух существенных для драматургического решения приемов — иллюстрирования и театрализация? Подчеркнем, что это два принципиально различных приема, но довольно часто происходит подмена полного понятия другим.
Иллюстрирования и театрализация — это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).
Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.
Теперь попробуем определить своеобразные границы между театрализацией и иллюстрированием. Задача приема иллюстрирования — усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).
Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том, чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии — в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.
Этой же цели служит, но совершенно иными средствами, и другой прием — театрализация. Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия.
Подлинная суть театрализации в современной клубной практике -в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).
Источник: studopedia.org
Проведение детского праздника — на 10 баллов
Для взрослых людей праздник – способ отдохнуть от забот,
отвлечься, развеяться. Для детей же это действительно «праздник» — в полном
смысле слова. Таких событий малыши ждут, как настоящего чуда. Именно поэтому
очень важно не упустить возможность порадовать своего ребенка и подарить ему
сказочные моменты в компании друзей. Конечно же, все это требует правильной
подготовки.
Проведение детского праздника: что нужно знать
Организация праздника во многом зависит от возрастной
категории его участников. С этим связана его длительность, количество взрослых,
присутствие которых будет необходимо, тематика и уровень конкурсов, и многое
другое. Желательную продолжительность детского праздника, например, психологи
определяют так:
- для детей в возрасте от 2 до 4 лет – 1-2 часа;
- для детей в возрасте 5 — 6 лет – 2 — 3 часа;
- для детей младшего школьного возраста – 3 — 4 часа.
Большая длительность не рекомендуется потому, что дети
начинают уставать, а выражается это чаще всего в форме капризов и ссор. Но тот
промежуток времени, который вы отведете под праздник, нужно постараться
заполнить и организовать так, чтобы это было максимально весело и интересно. Для
детей 7 — 8 лет достаточно присутствие одного взрослого (хотя большее количество,
конечно, не возбраняется). Но если у вас собираются малыши, лучше, если
взрослых будет несколько – в таком возрасте детей еще очень сложно
организовать, и один человек может просто не справиться. Хороший выход – пригласить детей на праздник
вместе с родителями.
Желательно, чтобы дети, которые соберутся вместе, были примерно
одного возраста (плюс-минус 1 год). В детстве разница в возрасте прослеживается
очень четко. Если для взрослых разрыв в 2 — 3 года не значит буквально ничего, то
для детей, которые развиваются очень быстро, это может оказаться
принципиальным. Игры, которые подходят малышам, более старшим ребятам уже могут
показаться неинтересными — а маленькие начнут расстраиваться, не понимая смысла
более «взрослых» развлечений.
Для вашего ребенка такой праздник станет первым в жизни
опытом приема гостей. Сакцентируйте на этом, расскажите о том, как должен вести
себя настоящий хозяин дома. Объясните, что тот, кто принимает у себя друзей, не
должен жадничать, капризничать, обделять кого-то вниманием, оставлять гостей
скучать. Будет здорово, если и ваш ребенок поможет вам сделать праздник таким,
чтобы все остались довольны.
Оформление и подготовка
Красиво оформленная комната порадует даже взрослого, что уж
говорить о малыше, который всегда придает таким вещам много значения! Вовлеките
вашего ребенка в процесс украшения комнаты – пусть это поможет ему настроиться
на нужный лад, добавит праздничной атмосферы. Обклейте комнату картонными
буквами, гирляндами, плакатами или любыми другими украшениями, которые можно
купить в магазине подарков или сделать самим. Не бойтесь оставлять ребенку
свободу выбора: может быть, он захочет наклеить на стену собственные рисунки
или поделки, или придумает еще что-то интересное.
Составляя праздничное меню, помните, что детский стол не может
быть идентичным взрослому. Здесь не должно быть много «тяжелой», жирной пищи –
предпочтение стоит отдать полезным продуктам. Сделайте бутерброды с веселыми рожицами, выложенными с
помощью овощей, нарисуйте на пирожных что-нибудь шоколадной глазурью. Забавные блюда — замечательные элементы проведения детского праздника. День рождения всегда включает в свое меню торт, и он должен быть особой формы: для мальчиков – машинка, для девочек –
изображение принцессы или какой-нибудь зверушки. Такие торты сейчас совсем не
сложно купить или заказать в любой кондитерской.
Подготовьте призы. Это должно быть что-то универсальное,
такое, что может понравиться и мальчикам, и девочкам. Малышам подойдут сладости,
небольшие игрушки. Ребятам постарше — наборы фломастеров или карандашей,
брелки, сувениры. Позаботьтесь о том, чтобы призов хватило на всех, и чтобы они
были примерно одинаковыми.
Как правильно составить игровую программу
Игры — неотъемлемая часть проведения детского праздника. Сценарий всегда лучше подбирать, исходя из возраста
приглашенных детей. Если у вас собираются малыши 2 — 4 лет, ни в коем случае не
устраивайте азартных конкурсов с необходимостью соперничества. Дети в этом
возрасте еще не научились нормально относиться к поражению, и подобные игры,
вероятно, закончатся слезами и истерикой. Если вам уж непременно хочется
устроить конкурс, то проводите такой, чтобы каждый ребенок мог «выиграть» в
определенной номинации. Например, кто-то станет лучшим певцом, кто-то – лучшим танцором,
а кто-то займет первое место в чтении стихов.
Детям постарше уже можно подготовить конкурсы или даже
эстафеты – если позволяет место. Тут будут уместны игры, которые требуют
немного смекалки – это принесет и удовольствие, и пользу младшим школьникам. Отлично
подойдет «Крокодил» (игра, где нужно отгадать, что жестами и мимикой показывает
другой участник), «Фанты», викторина на определенную тему.
Важно, чтобы игры не
длились долго – дети не любят однообразия, и если вовремя не заменить
один конкурс на другой, малыши очень скоро устанут. Чередуйте спокойные игры с оживленными. В перерывах между конкурсами давайте детям передышку: загадывайте загадки, задавайте вопросы, рассказывайте истории.
При проведении детского праздника дома можно будет устроить танцы,
подготовив для этого музыку, соответствующую возрасту гостей. Дети всегда с
восторгом прыгают, скачут, водят хороводы – с этим тоже можно придумать
несколько интересных игровых элементов. Дискотеку стоит приберечь под конец вечеринки – после этого детям уже тяжело будет сосредоточиться
и успокоиться.
Во что поиграть с детьми 2 — 4 лет
Куда исчез хвост?
Нарисуйте на бумаге в нескольких экземплярах силуэт кошки,
при этом не изображая глаза, нос, усы и хвост. Каждый ребенок с завязанными
глазами должен попытаться нарисовать недостающие детали. Конечно, попасть с
точностью в нужное место ни у кого не получится, и всеобщее веселье гарантировано!
С рисованием вообще можно придумать много разных игр, вплоть до совместного
создания единой картины.
Песни из мультфильмов
Очень простая игра: вы начинаете петь известную строчку из
детской песни, а ребенок должен ее продолжить. Важно не допустить ситуации, в
которой малыш не сможет вспомнить строчку, или не будет знать песню, и расстроится.
Если вы видите неуверенность — подскажите ему, или дайте другое задание.
Поощряйте правильные ответы аплодисментами и сладкими призами. Игра хорошо подойдет, например, для проведения детского праздника в кафе.
Путаница
Игра, актуальная во все времена. Дети берутся за руки и «запутываются»,
как могут, перекручиваясь, переступая друг через друга. Разрывать руки при этом
нельзя. Один из детей, выбранный ведущим, должен суметь всех распутать. В
другом варианте игры участники должны распутываться сами.
Угадай, кто
Одному из детей завязывают глаза, все остальные
выстраиваются в линейку в произвольном порядке. Задача играющего – ощупывая того,
кто перед ним стоит, угадать, кто это. Если участник предполагает неправильно –
больше гадать нельзя, нужно переходить к следующему, стоящему рядом. Если же
отгадывает – тот, кого отгадали, становится новым ведущим.
Сказка
Нужно найти текст любой несложной детской сказки с количеством
действующих лиц, равным количеству участвующих детей. Роли распределяются по
жребию. Ведущий читает сказку, а дети ее изображают. Лучше, если сказка будет
общеизвестная.
Примеры игр для детей 5 — 7 лет
Лопни шарик
Каждому ребенку к ноге (ближе к щиколотке) привязывают
воздушный шарик. Задача каждого участника: постараться лопнуть чужой шарик, но
при этом уберечь свой. Тот, чей шарик был лопнут, из игры выбывает. Выигрывает
участник, оставшийся с нелопнутым шариком последним. Играть хорошо под веселую
музыку.
Цвета
Ведущий объявляет «Дотронься до … (название цвета)». Все
участники тут же должны отыскать названный цвет – в комнате, на одежде или где
угодно – и коснуться его. Успевший последним выбывает из игры, а победителем,
конечно же, станет тот, кто дойдет до финала.
Салфетка
Для этой игры понадобится самая обыкновенная бумажная
салфетка. Участники становятся в круг, ведущий подбрасывает салфетку как можно
выше. Пока она летит, все должны смеяться как можно громче и интенсивнее, но
как только салфетка коснется пола – всем необходимо тут же умолкнуть. Загвоздка
состоит в том, что, как правило, весь смех-то именно тут и начинается. Самый
несдержанный из игры выбывает, и салфетка подбрасывается снова.
Несмеяны
Еще одна забавная игра, смысл которой в том, чтобы не
засмеяться. Ведущий просит каждого из детей придумать и назвать любой предмет
бытового обихода, например: кастрюля, утюг, градусник, горшок … Затем ведущий задает
участникам вопросы в духе «Что вы привыкли обнимать, засыпая в постели?», «Как
вас обычно называет папа?», «Кто ваш лучший друг»? Каждый должен отвечать только
тем словом, которое он загадал (слово, конечно, можно склонять), и непременно –
не засмеяться. Засмеявшийся из игры, ясное дело, выбывает. Задача ведущего –
придумывать как можно более забавные вопросы, такие, чтобы вызывали смех.
Кто быстрее обуется
Все дети разуваются. Всем участникам завязывают глаза, а обувь
сваливается в одну кучу и перемешивается. Задача – найти свою обувь на ощупь, и
обуться. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее всех.
Не стоит забывать и о классических, всеми любимых и
проверенных временем играх – «Прятки», «Жмурки», «Выше ноги от земли». Дети
любого возраста будут играть в них с большим удовольствием. Хотя маленьким в «Жмурки»
стоит играть только под тщательным присмотром взрослых, иначе они могут удариться или
что-нибудь разбить.
Конкурсов на детском празднике может быть множество. Но в
действительности самое главное – не то, во что вы будете играть, а радость и
комфорт участвующих детей. Очень важно следить за тем, чтобы никто не оставался
обделенным вниманием, не сидел одиноко в углу. Дети бывают разными – кому-то
только дай возможность влезть на табуретку и проявить себя, а кто-то будет
стесняться и смущаться, ожидая помощи старшего. Впрочем, сильно настаивать,
если ребенок категорически не хочет становиться «центром внимания», тоже не
стоит – тогда имеет смысл попытаться задействовать его в играх как-то иначе.
Не забывайте, что только в ваших силах суметь провести
праздник так, чтобы все дети остались довольны. Играйте, веселитесь, помогайте
детям проявить себя, награждайте участников призами. И пусть праздник останется
для вашего ребенка одним из счастливейших воспоминаний детства!
Как вам праздник?
Источник: otprazdnuem.com
Игровая программа «Ромашковое настроение» 0+
7 июля отдел детской литературы ПНБ им. В.Г. Короленко (библиотека «Растишка») приглашает на игровую программу «Ромашковое настроение».
Участники игровой программы узнают историю возникновения праздника, его символы и традиции, примут участие в играх, ответят на вопросы викторины. В завершение программы ребята сделают подарки для мам своими руками.
Ждем вас по адресу: ул. К. Маркса, д. 3.
Справки по телефону: 2-14-51.
5 июля, 2023 | Категории: ОДЛ
Leave Replay Cancel reply
- Виртуальная справочная служба
- Архив справок
Источник: glazovlib.ru