Как составить блок схему программы

Так ты хочешь выучить блок-схемы? Ну, это учебное пособие по блок-схемам научит тебя всему, что тебе нужно знать. В нем будет освещена история блок-схем, символы блок-схем, как создавать блок-схемы, лучшие практики создания блок-схем, а также мы включили раздел для ответов на часто задаваемые вопросы о блок-схемах. Лучше всего, что вы можете использовать наше программное обеспечение блок-схем, чтобы нарисовать их.

Creately уже есть некоторые действительно удивительные статьи, охватывающие различные вещи, связанные с блок-схемами, как значения символов блок-схемы, как использовать плавательные дорожки в блок-схемах, блок-схемах передового опыта, тематических исследований и многое другое. Этот пост в блоге просто соберет всю эту информацию и представит ее в логическом виде. Я добавил ссылки на различные разделы, чтобы облегчить навигацию. Нажмите на соответствующую ссылку, чтобы быстро прочитать соответствующий раздел.

  • История блок-схем
  • Символы блок-схемы Значение
  • Как нарисовать блок-схему
  • Шаблоны и примеры блок-схем
  • Лучшие практики флоучартов
  • Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем
  • Блок-схемы Примеры использования
  • Обратная связь с Руководством по блок-схемам

История блок-схем

Фрэнк Гилберт представил блок-схемы в 1921 году, а в начале их называли “Process Flow Charts”. Аллану Х. Могенсену приписывают заслуги в обучении бизнесменов работе с блок-схемами. В Википедии есть отличное резюме истории блок-схем, подробнее читайте в разделе wiki.

Блок-схемы

Значение символов блок-схемы

Символы блок-схем, найденные в учебном пособии по блок-схемам, и их значение

Так какие же символы используются в блок-схеме? Большинство людей знают только об основных символах, таких как процессы и блоки решений. Но есть еще много символов, которые сделают вашу блок-схему более значимой. На изображении выше показаны все стандартные символы блок-схемы.

Наиболее распространенным символом, используемым в блок-схеме, является прямоугольник. Прямоугольник представляет собой процесс, операцию или задачу. Следующим наиболее распространенным символом является бриллиант, который используется для обозначения решения.

Существует множество других символов блок-схемы, таких как последовательный доступ к хранилищу, прямые данные, ручной ввод и т.д. Ознакомьтесь со страницей Символы блок-схемы для получения подробного объяснения различных символов.

Хотя это стандартные символы, доступные в большинстве программ для создания блок-схем, некоторые люди используют разные формы для разных значений. Самый распространенный пример – использование кругов для обозначения начала и конца. Примеры в этом учебном пособии по блок-схемам будут придерживаться стандартных символов.

Как нарисовать блок-схему

Как нарисовать блок-схему? Ну, наш инструмент для блок-схем – хорошее начало. Но перед непосредственным использованием инструмента давайте рассмотрим некоторые основы.

Самый подробный урок про Блок-схемы, Понимание, Чтение и Создание блок-схем

Существует четыре основных типа блок-схем. Документная схема, системная схема, блок-схема данных и программная схема. Не все согласны с этой категорией, но основные принципы построения блок-схемы остаются неизменными. Вы должны рассмотреть несколько вещей при рисовании блок-схем, Прежде чем начать, ознакомьтесь с 6 полезными советами по рисованию блок-схем.

Если вы рисуете блок-схему со многими ответственными лицами, вы можете сгруппировать их вместе, используя плавательные дорожки. Плавательные дорожки – это мощная техника для повышения читабельности вашей блок-схемы, поэтому их следует использовать в зависимости от ситуации. Прочтите использование дорожек для плавания на блок-схемах, чтобы узнать больше об этом процессе.

Шаблоны и примеры блок-схем

Хотя вы можете начать рисовать блок-схемы с нуля, использовать шаблоны намного проще. Они помогают сократить количество ошибок и напоминают вам о передовом опыте. Если Вы хотите использовать готовый шаблон, перейдите в секцию Примеры блок-схемы и нажмите на наиболее подходящую Вам блок-схему. Нажмите на использование в шаблоне после изображения, и вы будете готовы нарисовать вашу блок-схему.

Ниже представлены два шаблона из сотен шаблонов блок-схем, доступных пользователю. Нажмите на любую из них, чтобы начать рисование блок-схем немедленно.

Шаблон Meeting Flowchart Процесс подачи заявления студентом

Лучшие практики флоучартов

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваша блок-схема была принята всеми. И есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать его визуально приятным и для других.

Если вы планируете поделиться своей блок-схемой или надеетесь использовать одну презентацию и т.д., то разумно использовать стандартные символы. Однако важно помнить, что идея заключается в том, чтобы выдавать информацию в доступной для понимания форме. Вполне допустимо использовать вместо условного обозначения документа альтернативное изображение до тех пор, пока аудитория его понимает.

Держание потока стрелок в одну сторону, использование символов одного и того же размера, называние блоков решений, процессов, стрелок и т.д. – это лишь некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать это лучше. Раздел “Обычные ошибки” подробно описывает большинство из этих практик.

Читайте также:
Проверить скорость процессора программа

Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем

В этом разделе выделены наиболее распространенные ошибки, допущенные при построении блок-схем. Некоторые из вещей, упомянутых здесь, чтобы сделать его лучше выглядеть и более понятным, не имея их в вашей блок-схеме не сделает его неправильным. Так как есть две должности, освещающие эти ошибки подробно, я буду ссылаться на них из этого руководства по блок-схемам.

Эффективное использование блок-схем – тематические исследования

Учебное пособие по блок-схемам не является полным без некоторых примеров. Ниже приведены три конкретных примера и реальные примеры того, как блок-схемы могут помочь вам в принятии решений.

  • Десять идей блок-схем для вашего бизнеса – как блок-схемы могут быть использованы при принятии бизнес-решений и оптимизации текущих бизнес-процессов
  • Анализ воронки продаж с помощью блок-схем – Как анализировать воронку продаж Google с помощью блок-схем.
  • Случай с флаттерскейпом – как один из наших клиентов использовал блок-схемы для усовершенствования своих процессов.

Часто задаваемые вопросы о блок-схемах

Раздел комментариев в этой статье полон вопросов. Пожалуйста, обратите внимание, что я не буду рисовать блок-схемы для конкретных сценариев. Ниже я ответил на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов.

Q 01: Что такое подпроцесс в блок-схеме?

Отвечай: Иногда сложные процессы для наглядности разбиваются на более мелкие подпроцессы. Таким образом, блок-схема может указывать на другой подпроцесс в своем потоке. Для отображения таких подпроцессов используется предопределенный символ процесса.

Q 02: Как используются блок-схемы в компьютерном программировании?

Отвечай: Компьютерная программа состоит из множества процессов и потоков. Блок-схемы используются для того, чтобы визуализировать процессы и сделать их понятными для нетехнических людей. Они также используются для визуализации алгоритмов и понимания псевдокода, который используется в программировании.

Надеюсь, этот учебник по блок-схемам поможет вам придумать потрясающие блок-схемы. Блок-схемы – это отличный способ представления сложных процессов в простой для понимания форме, и они используются во многих отраслях промышленности по всему миру. Если у вас есть вопрос о том, как нарисовать блок-схемы, или у вас есть предложения по улучшению данного сообщения, не стесняйтесь упоминать об этом в разделе комментариев.

Creately – мощная альтернатива Visio для рисования диаграмм

Больше руководств по диаграммам

  • Учебное пособие “Схема последовательности”: Полное руководство с примерами
  • Учебное пособие по моделированию бизнес-процессов (Руководство BPM, объясняющее особенности)
  • Используйте учебное пособие по тематической диаграмме (Руководство с примерами)

Источник: creately.com

Профессиональное построение блок-схем для программ

Не спешите скачивать, давайте проведем маленькую лекцию по этим же блок-схемах.

Блок-схема это графическое отображение решения задачи (важно запомнить).

И так, буду объяснять как программист программисту, по моему мнению блок-схемы можно использовать когда алгоритм не реально держать в голове (10-20 if else) вот тогда то и приходит такая мысль как записать это, в тот же блокнот, или на бумаге, что вполне приемлемо и ничего такого здесь нет. В нашем случае давайте использовать блок-схемы.

Обозначения

image
Такой овал обозначает обычно начало и конец, к примеру .
image
Данный блок обозначает объявление переменных. Если у вас сильно типизированный язык программирования то этот блок обычно всегда есть в ваших программах, лично я использую слабо типизированные что позволяет мне объявить тип и название переменной сразу при присваивании её какому-то значению.
image
Собственно вывод результат на экран или продолжение следующего действия.
image
Ну, и наконец, наше условие ради чего мы здесь и собрались. Может принимать только true or false.

image

А теперь запускаем yEd
file -> new
По средине будет наша блок-схема, а вот справа отображены наши элементы которые нам будут нужны.
Перетаскивать элементы можно справа на белый лист, что бы провести стрелочку нужно: на элемент, который стоит по средине нажать и отвести мышку от него, при этом в поле edge types можно выбрать тип стрелочки. Вот так у меня получилось реализовать авторизацию пользователя на сайте в помощью блок-схемы:

Заняло у меня это 5 минут. Но за то теперь я точно знаю что и как мне нужно будет делать. А когда программа сложная то сделав блок-схему уже можешь сразу писать код и не заглядывая туда, т.к. только что сам написал эту программу, но визуально!
Вообщем блок-схемы это круто!

  • программирование
  • блок-схема

Источник: habr.com

Урок 4. Блок-схема

Блок-схема

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

Читайте также:
Какой программой напечатать объявление

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Некоторые виды блоков

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write(‘Введите стороны прямоугольника!’); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln(‘Площадь прямоугольника: ‘, S); write(‘Периметр прямоугольника: ‘, P); End.

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

А также решение, записанное в Pascal :

Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; begin write(‘Введите скорость первого автомобиля: ‘); readln(V1); write(‘Введите скорость второго автомобиля: ‘); readln(V2); write(‘Введите время: ‘); readln(T); write(‘Введите расстояние между автомобилями: ‘); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln(‘Через ‘, t,’ч. расстояние ‘, S1,’ км.’); End.

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Ошибка!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Снимок экрана 2013 12 15 в 20.00.24 1024x545

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

KOKS1999 :
Здесь понятней чем в школе.

мля… прикиньте, я узнал про этот сайт только ПОСЛЕ того как сделал программу с условием, узнавая все в инструкции

Ребята , вопрос на засыпку, как заставить «,» (введенную пользователем в числе) заменить на «.» внутри программы, что бы не вылетало юхни с ошибкой.

AciDWarrioR :

Взять строку введенную пользователем, заменить «,» на «.».
Если совсем гуглить не умеете, то вам сюда — http://www.cyberforum.ru/pascal/thread190664.html

rrrFer rrrFer :

>> скорость машины не обязательно круглое число! Нет такого понятия, как «круглое число». Обе ваши блок-схемы не соответствуют ГОСТу (сдать такие на курсовой проект не получится). ГОСТ определяет блоки начала и конца, как «прямоугольник со скругленными краями», а не «скругленными углами». >> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Читайте также:
Лучшие программы для редактирования видео на компьютер

Большинство программистов так не считает. Кроме того, попробуйте поспрашивать у программистов «когда они последний раз составляли блок-схему?» — окажется что в ВУЗе (когда с них зачем-то сдирали знание ГОСТа). >> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие. Очень сложное, долгое и бесполезное занятие. Для хоть сколько-нибудь большой программы (в тысячу строк хотя бы, как курсак) блок-схемы будут огромные и их будут десятки. А что делать если они перестают соответствовать коду? — вот даже в вашей первой задаче надо будет добавить проверку, что юзер не ввел отрицательные значения сторон, что делать? — исправления кода займут 1 минуту, а исправление блок-схем 10 минут, и зачем тогда этим заниматься?

Аноним :

Программист не должен писать блок-схемы (он их должен читать и понимать и при необходимости исправлять). Блок-схемы это графический язык общения, который понимает как программист, так и не программист. Чтобы пользователь не общался с программистом своими «хотелками», типа я хочу, чтобы вот это правильно считалось, и это число складывалось с этим, а потом выводилось сюда (или вообще говорил — хочу что бы работало), а рисовал все в виде блок-схем с четким алгоритмом. Тогда по идее у программиста будет понимание того, что от него хотят (и он через пять минут не забудет все что ему сказали). Либо, когда общаются два программиста пишущих на разных языках программирования (LISP и Java) и одному нужно объяснить как работает его код, что бы другой переписал его на другом языке.
Как объяснить преподавателю как работает программа, если преподаватель не знает языка программирования на котором написана ваша программа? Или как преподавателю объяснить алгоритм задачи студентам пишущим и реализующим этот алгоритм или программу на разных языках программирования? Нужен какой-то универсальный язык общения и обычно это просто текст «что нужно сделать» на русском языке, а не намного облегчающая жизнь программиста блок-схема.
Вам могут сказать — сделай модуль авторизации (ты же знаешь как, ну как всегда и как везде), а могут нарисовать блок-схему модуля авторизации с учетом всех пожеланий, типа того, что пароль должен содержать не менее 6 символов и что нужно делать в противном случае т.д. То есть блок схему должен уметь рисовать тот кто ставит задачу, а не программист. Либо программист (архитектор либо менеджер проекта), который ставит задачу другим программистам.

Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли

Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу

Программист :
Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот

program Logarifm;
Var
X,y,z:real;
function Lgrfm(A,B:Real):Real;
var
Osn:Real;
begin
Osn:=ln(A)/ln(B);
Lgrfm:=Osn;
end;
begin
Write(‘Введите X = ‘);
ReadLn(X);
Write(‘Введите Y = ‘);
ReadLn(Y);
Z:=Lgrfm(X,2)+Lgrfm(Y,3);
WriteLn(‘Z = ‘,Z:10:3);
ReadLn;
end.

Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.
Василий :

В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!

Дмитрий И :

Ребята, что сделали сайт молодцы)) Оч полезная инфа, что нужно поправить, чтобы сайт стал еще лучше:
1) мне не хватает структуры уроков порядковой (или хотябы под уроками чтобы была ссылка на следующий), поэтому приходится на другие уроки искать ссылки по сайту и в контексте уроков;
2)нет описания функций используемых в примерах (по крайней мере, возможно по причине отсутствия структуры, я их не нашел), поэтому беру на сторонних ресурсах описания таких функций как dec() inc() sqr() odd().
А вообще как я понял сайт составлялся школьниками «на коленках», поэтому я не придираюсь, а просто говорю им спасибо за их труд. Желаю успехов.

Источник: learnpascal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru