Как составить аба программу

Я уже писала про запуск речи по классической методике . А теперь хочу рассказать про АВА.

Как вы уже знаете, в АВА проводят тестирование , где выясняют, слабые и сильные стороны коммуникации вашего ребенка. Все эти задания распределены по речевым уровням: 1-й — 0-18 месяцев, 2-й — 18-30 месяцев и 3-й 30-48 месяцев, см. таблицу.

Вне зависимости от возраста, ребенка будут учить тем навыкам, в которых наиболее существенные пробелы в нижних уровнях. Т.е. если Петенька произносит цифры от 1 до 10, но не умеет хлопать в ладоши и катать машинку, его будут учить хлопать в ладоши и катать машинку, а не счету от 10 до 20. Ну и там просить котлеты и конфеты.

Если ребенок кричит, катается по полу, дерется, то большую часть времени терапист будет уделять его поведению и прилежанию, а учить — уж как получиться.

Если ребенок в принципе неговорящий, да еще с признаками моторной алалии, то первый месяц ему будут подсовывать в основном неречевые задания. Это маленькая хитрость, они полегче и способствуют укреплению сотрудничества. Ребенок будет их выполнять и кайфовать от собственного успеха и вознаграждения. А речевые — по чуть- чуть в конце занятия.

Программа АВА-терапии | Как заниматься с аутистом дома || Аутизм

Для маленьких выглядит примерно так: найти парные картинки, показать один предмет, например ложку, похлопать в ладоши, покатать машинку. Во время занятий высаживают на горшок, тоже входит в программу. И рисовать учат. И на швейной машинке вышивать. Шутка.

Речевые звуки для тоже особенные. Они выбраны не по онтогенезу, а по субстесту «Оценка ранних эхо-навыков», но, в принципе, онтогенезу не противоречат.

Для базового навыка предлагаются: а-а, бе-е, ам, ва-ва, оп, му, папа, мама, бай, ой, би-би, ав, ме-е, ай, фу, ту-ту, мой, баба, бух, не, пи-пи, бум, там, ух, ну-ну.

Ну и просьбы , просьбы АВА предлагает любого уровня сложности, причем называем вещи своими именами, никаких облегчений вроде: бибика, киса, ляля, хотя звукоподражания дают. Если неговорящий ребенок захочет попросить мороженное — пусть просит, хотя бы первым слогом «мо» или карточками .

Отношения здесь начальник-подчиненный. Логопед/терапист — начальник ребенок у него на конфетной «зарплате».

Обычно на первом-втором занятии терапист приучает ребенка к тому, что за сотрудничество он получает конфеты и прочие ништяки. В идеале еще к — жетонам. Первые занятия могут быть посвящены тому, что ребенок просто собирает жетоны и получает приз. Потом он эти жетоны об будет получать за выполненные задания. И только потом начинается настоящая учеба.

Источник: dzen.ru

Аутизм и прикладной анализ поведения: главное о важном. Часть 1

Аутизм и прикладной анализ поведения: главное о важном. Часть 1

Прикладной анализ поведения (ABA) – один из самых эффективных методов коррекции аутизма; он представляет из себя интенсивную программу, основанную на научно обоснованных поведенческих технологиях и современных методах обучения. Методы анализа поведения использовались и изучались на протяжении не одного десятилетия. Они помогли многим детям и взрослым в освоении различных навыков – от ведения адаптивного образа жизни до изучения нового языка. Начиная с 60-х годов прошлого века, терапевты со всего мира используют прикладной анализ поведения для помощи людям с аутизмом всех возрастов, а также для работы с нарушениями развития, связанными с РАС.

Читайте также:
Программа для обновления starline

Аба терапия Урок 1. Как усадить ребенка. Смотрит в глаза

Анализ поведения помогает понять:

  • Как “работает” поведение?
  • Как поведение влияет на развитие?
  • Как происходит обучение?

ABA-терапия раскрывает понимание того, как поведение “работает” в реальных ситуациях. Цель ABA-терапии состоит в том, чтобы посредством подкрепления улучшить положительное поведение и уменьшить негативные проявления, которые напрямую влияют на обучение.

Программы ABA-терапии помогают:

  • улучшить речевые и коммуникативные навыки…
  • … а также внимание, память, сосредоточенность, социальные навыки
  • и уменьшить проявления неэффективного / проблемного поведения.

Как работает ABA терапия?

Прикладной анализ поведения включает в себя множество методов для понимания и изменения поведения. АBА-терапия – это довольно гибкий терапевтический метод; его неоспоримыми преимуществами являются следующие моменты:

  • он адаптируется специалистом для удовлетворения потребностей каждого уникального человека;
  • может практиковаться в разных местах – как в условиях школы, так и дома;
  • обучает навыкам, которые полезны в повседневной жизни – т.е. представляет из себя не только коррекционно-адаптационную деятельность;
  • может включать в себя как индивидуальное, так и групповое обучение.

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление является одной из основных стратегий, используемых в ABA-терапии.

Когда за поведением следует что-то ценное (награда), человек с большей степенью вероятности станет повторять это поведение, что, в свою очередь, со временем будет способствовать положительной динамике.

Целевое поведение определяется и задаётся ABA-терапевтом. Каждый раз, когда человек успешно использует своё поведение или навык, он получает вознаграждение.

Для ребёнка, как и для взрослого, награда имеет свой уникальный смысл – например, ею может быть похвала, игрушка или книга, просмотр видео, доступ к детской площадке / другому месту и многое другое.

Положительное подкрепление побуждает человека продолжать использовать новый навык. Со временем систематическое повторение этого навыка приводит к значительным изменениям поведения.

Стимулы-антецеденты, поведение и следствие

Ещё одной важной частью любой программы ABA-терапии является сбор данных (ABC), включающий в себя понимание предшествующих (то, что происходит до рассматриваемого поведения) событий, непосредственно поведение и его последствия (то, что происходит после поведения).

Три шага – “ABC” – помогают “автоматизировать” и понять поведение, где:

А = (Antecedent) предшествующий фактор;

B = (Behavior) собственно поведение;

C = (Consequence) = последствие;

  • Предшествующий фактор (стимул-антецедент) – то, что происходит непосредственно перед целевым поведением. Он может быть словесным, например, просьба. Он также может представлять из себя физический предмет или состояние (игрушку / свет / звук / что-либо в окружающей среде). Стоит отметить, что стимул-антецедент может быть частью внешнего мира / исходить от другого человека / быть внутренним (например, мысль или чувство).
  • Возникающее в результате поведение – это реакция или её отсутствие на стимул-антецедент. Реакция представляет из себя действие, словесный ответ / что-либо ещё.
  • Последствие – то, что происходит непосредственно после поведения. Последствие включает в себя положительное подкрепление желаемого поведения или отсутствие реакции. Продолжая такую своеобразную практику, ученик сможет заменить неподобающее поведение более полезным, являющееся для него более простым способом получить то, что ему нужно.
Читайте также:
Цель и задачи программы туризма

Сбор данных АВС при аутизме помогает нам понять:

  • Почему конкретное поведение имеет место происходить?
  • Каким образом различные последствия могут повлиять на вероятность того, что поведение повторится?

Что включает в себя программа ABA-терапии?

ABA-терапию не следует рассматривать как статичный набор упражнений. Каждая программа прописывается таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого отдельного ученика.

Цель любой программы ABA-терапии – помощь каждому человеку выработать навыки, которые помогут ему стать более независимым и адаптированным – как в краткосрочной перспективе, так и в будущем.

Планирование программы коррекции аутизма: оценка РАС

Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик разрабатывает и непосредственно контролирует программу. Он подбирает программу ABA-терапии с учётом уже имеющихся навыков, потребностей, интересов, предпочтений каждого учащегося, а также особенностей близкого окружения.

Планирование начинается с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека, чтобы определить конкретные терапевтические цели.

В программу ABA-терапии также могут быть включены цели и предпочтения семьи.

Терапевтические цели устанавливаются на основе возраста и уровня способностей человека с РАС. Как правило, они включают в себя различные познавательные области и умения, такие как:

  • логопедия и речь;
  • навыки общения;
  • уход за собой (например, принятие душа и личная гигиена в целом);
  • игра и отдых;
  • моторно-двигательные навыки;
  • обучение и академические способности.

План ABA-обучения разбивает каждое из этих умений на маленькие, конкретные шаги.

ABA-терапевт (иногда совместно с тьютором) прорабатывает каждый шаг один за другим, от простых (например, имитация отдельных звуков) до более сложных (ведение беседы).

Затем терапевт измеряет достигнутый прогресс, собирая данные на каждом занятии. Такие данные помогают отслеживать прогресс в достижении целей на постоянной основе.

Поведенческий аналитик регулярно поддерживает связь с членами семьи и другими участниками программы для отслеживания динамики прогресса. Он также заранее планирует и корректирует терапевтические планы и цели по мере необходимости.

Источник: zarodina.com

Протоколы по ABA-терапии

Сегодня мы с Вами подробно остановимся на протоколах и узнаем, что же они их себя представляют. В качестве примера рассмотрим протокол по моторной имитации. Представим, что у нас есть некий мальчик Егор, у которого на данном этапе навык моторной имитации не сформирован, т.е. Егор не умеет повторять движения, и если мы ему скажем: «сделай так» — и похлопаем, то Егор нас не поймет и не похлопает в ответ.

Итак, давайте разберем с Вами все пункты протокола по моторной имитации (документа, представленного выше):

1. Сфера развития. Специалист по прикладному анализу поведения разрабатывает протоколы по различным сферам развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и нужды, и данная строчка отображает, над какой сферой ведется работа в протоколе, что значительно упрощает поиск нужного протокола в ходе занятия и дает возможность в считанные минуты понять, по каким направлениям ведется работа.

Читайте также:
Win 10 отключить uac для программы

2. Актуальный уровень развития. Данная строчка отображает уровень развития навыка ребенка по заданному направлению в текущий момент времени.

3. Следующий пункт описывает цель, которую мы планируем достигнуть, используя данный протокол. Очень важно, чтобы цель была актуальной, четкой и измеряемой. Мы должны понимать, к чему мы стремимся, какие данные нам необходимо собирать в ходе работы и почему.

4. Критерий достижения мастерства. Критерий, по достижению которого мы сможем сказать, что ребенок освоил данный навык, и мы может перейти к постановке следующей цели.

5. Целевая реакция. В данном разделе мы четко описываем, как должна выглядеть правильная реакция ребенка.

6. Метод обучения. В ABA-терапии существует множество различных методов обучения, одним из которых является обучение отдельными блоками (DTT). При помощи данного метода мы разбиваем навыки на небольшие компоненты, так называемые «блоки», и систематически обучаем ребенка этим «поднавыкам» по одному. Для закрепления желаемого поведения терапист (родитель) использует подкрепление, в качестве которого могут выступать игрушки, сенсорные действия, различные вкусняшки или прочие стимулы, которые очень нравятся ребенку (являются для него высокомотивационными).

7. Вид, уровни подсказки, способ и критерии ее снижения и увеличения. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в ходе приобретения какого-то навыка, мы используем подсказки. По мере того, как ребенок чувствует себя все увереннее и увереннее, мы начинаем эти подсказки убирать. Данные разделы помогают нам понять, какую подсказку мы используем и как мы с ней работаем. Физическая подсказка означает то, что мы физически помогаем ребенку, то есть если нам надо, чтобы ребенок похлопал, то при полной физической подсказке мы берем его ручки в свои и хлопаем его руками.

8. Процедура обучения — раздел, который пошагово и максимально точно описывает, какие действия необходимо выполнить в ходе упражнения.

9. Процедура коррекции ошибки. Несмотря на то, что мы оказываем ребенку подсказки и стараемся минимизировать количество его ошибок, все равно без них не обойтись. Раздел ПКО подсказывает, как нам необходимо поступить в ситуации, когда ребенок в ходе упражнения совершил ошибку.

10. Обобщение (генерализация). Для того, чтобы навык закрепился, он должен быть отработан с разными людьми и в различной среде. С ребенком работает мама? Попросите разочек подключиться к занятию папу, бабушку или подругу. Всегда занимались дома?

Попросите ребенка выполнить то же упражнение на улице или в гостях.

11. Запись результатов. Когда терапист или родители занимаются с ребенком, то очень важно фиксировать результаты и записывать их в таблицу для сбора данных. Без данных не возможен анализ, а значит мы не можем оценить динамику продвижения ребенка. В разделе «запись результатов» указываются обозначения, которые мы используем для записи результатов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru