Съемка животных — будь то гигантский синий кит или обычный домашний котик — требует серьезных навыков. Создатели документальных фильмов о природе и ее обитателях продумывают сюжет, пишут сценарий и прибегают к многочисленным уловкам, незаметным ни четвероногим «актерам», ни зрителю. Технических средств здесь недостаточно — нужно понимать поведение представителей фауны и стараться не причинить им беспокойства. Vokrugsveta.ru рассказывает о некоторых приемах создания документальных фильмов, которые способствуют погружению зрителей в атмосферу дикой природы.
Дело техники
Снимать животных нелегко даже самому одаренному оператору. Одни очень осторожны и избегают человека, другие — опасны и готовы защищать свое личное пространство, третьи — бросаются прочь и не дают угнаться за собой. Сегодня современные технологии позволяют создателям фильмов получить нужные кадры, но так было не всегда.
На заре существования документальных фильмов о природе снимать приходилось на массивные пленочные камеры с громоздкими штативами, которые невозможно было замаскировать. Ситуация изменилась, когда в ход пошли легкие 16-мм камеры. Они совершили настоящую революцию в документалистике.
Как снимают животных в дикой природе. Животные шпионы
Снимать четкие кадры в движении уже давно помогают стабилизаторы, которые предохраняют камеры от тряски, а телеобъективы с многократным приближением позволяют находиться на достаточном расстоянии от животных и не тревожить их. Той же цели служат фото- и видеоловушки, которые активируются при малейшем движении перед объективом. Их используют, чтобы запечатлеть самых редких и нелюдимых животных, таких, как снежный барс, который находится под угрозой исчезновения.
Правда, вероятность того, что животное обнаружит замаскированную камеру и заинтересуется ею, довольно велика. Известны случаи, когда молодые львы самозабвенно гонялись за дронами или роботизированными камерами на колесах, ловили и разбивали их. Звери не сразу привыкают к подобному соседству, но в дальнейшем могут спокойно лежать и даже спать рядом с техникой. Кроме того, камеру можно спрятать внутри манекена, напоминающего животному собрата.
Во время съемок одного из документальных фильмов BBC команда поместила камеру в куклу-обезьяну, «шпионившую» за группой приматов. Как-то раз взрослая особь случайно уронила куклу с дерева — муляж упал и, разумеется, не двигался. Остальные обезьяны подумали, что их «сородич» погиб, начали нервничать и утешать друг друга
В случае с домашними или неопасными животными используются экшн-камеры: их крепят к самому «актеру» и включают дистанционно. Этот прием также применяется в документальном кино о морских обитателях: камеры на себе переносят черепахи, тюлени и даже киты. Однако гарантий сохранности устройства нет — одним движением животное может погубить весь материал.
Взгляд со стороны
На рубеже XIX–XX вв. русско-немецкий ученый Якоб Икскюль ввел понятие «умвельт» (нем. umwelt), определяющее мироощущение и поведение животных. Умвельт каждого вида уникален. Человек может лишь примерно понять, как видит окружающую среду то или иное существо, но не повторить его опыт в полной мере.
Дикая природа России. Фильм о фильме
Документальное кино позволяет проникнуть в умвельт животных с помощью различных съемочных приемов, включая движение камеры за героем или замедленную съемку. Эти и другие хитрости помогают зрителю представить мир таким, каким его видят звери, птицы или насекомые.
Источник: www.vokrugsveta.ru
Бывший оператор ВВС раскрыл тайны съёмок фильмов о дикой природе
Кинооператор Дуг Аллан, прославившийся благодаря своим работам над документальными фильмами о животных, заявил всему миру: британская медиакомпания ВВС обманывает зрителя, выдавая кадры, снятые в декорациях или зоопарках, за реальные.
О фальсификации некоторых частей документальных фильмов Дуг Аллан рассказал на презентации своей книги о путешествиях и работе в Заполярье. По его словам, телевизионщики редко снимают в условиях живой природы, предпочитая выстроенные декорации или заранее договариваясь с зоопарками.
К примеру, в 2011 году на экраны вышел фильм о белых медведях «Frozen Planet» авторства знаменитого британского натуралиста сэра Дэвида Аттенборо, где были показаны кадры появления медвежат на свет. Выяснилось, что сцена была снята вовсе не на Северном Полюсе, а в зоопарке в Дании. При этом деревянную берлогу для большей убедительности закидали искусственным снегом. Получившиеся кадры были невероятно красивыми, но, по мнению Дуга Аллана, вводили зрителя в заблуждение.
По словам Дуга Аллана, некоторые кадры физически невозможно снять «вживую», например, из норы кролика или мыши. Поэтому он ни в коем случае не осуждает BBC за постановочные сцены, которые приковывают внимание зрителя.
В свою очередь, сэр Дэвид Аттенборо утверждает, что приёмы «обмана» вполне допустимы, особенно если речь идёт о создании качественного телевизионного продукта. Единственной оговоркой он считает честное признание подобной фальсификации и того факта, что в съёмках принимали участие животные, родившиеся и выращенные в неволе.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
- «Механическая кошка» создана в США по заказу Пентагона
- Во Вьетнаме конфисковали 2 тонны слоновой кости
- Российские учёные открыли более 300 новых видов глубоководных морских животных
Источник: russian.rt.com
Как снимают опасных хищников для документальных фильмов о животных
Современные технологии позволяют увидеть мир дикой природы изнутри и понаблюдать как ведут себя животные в самых разных условиях. Мы можем увидеть и как летают орлы, и как дерутся за территорию хищники, и даже что происходит глубоко под водой. Но как же операторам документальных фильмов удается снять всю эту красоту? В этой статье вы сможете найти ответ.
Роботы-танки
В основном именно они подкрадываются туда, куда опасно было бы соваться человеку. Их, специально для документальных съемок, создает компания, которая также занимается роботами-саперами. Невероятно прочные роботы способны выдержать удар агрессивного животного и остаться неповрежденными.
Разумеется, животные не сразу перестают реагировать на странный предмет, который к ним подкрадывается, поэтому съемочной группе приходится сначала в течении некоторого времени «знакомить» животное с роботом, а потом уже начинать съемки, когда хищники убедятся, что он не несет для них опасности.
«Только спустя три наших визита львы перестали обращать внимание на танк. Поначалу они были настороже. Некоторые из особей уходили в глубь прайда. Но на пятый или шестой раз они уже спали чуть ли не в обнимку с нашим оборудованием.» — Майкл Николс, оператор
С появлением летающих дронов, снимать опасных животных в дикой природе стало гораздо легче. Дроны легки в управлении и почти не издают лишних звуков, не раздражая их. Раньше для съемок с воздуха приходилось использовать вертолеты и камеры со стабилизаторами, но издаваемый лопастями звук отпугивал зверей и зачастую не получалось снять необходимый материал.
Миниатюрные камеры
Этот вид камер используется для того, чтобы снимать животных «от первого лица». Камера крепится на пойманного зверя, а затем его отпускают. Таким образом можно наблюдать например захватывающие дух съемки полета орла.
Как снимали раньше
До новейших изобретений в робототехнике, операторы были вынуждены прятаться в специальных укрытиях и ждать животных оттуда, либо оставлять камеру в непробиваемом бункере или снимать с вертолета или автомобиля. Все это ограничивало съемочную группу, так как шум пугал животных.
Технологии прочно закрепились в жанре документальных фильмов о природе и здорово помогли их прогрессу. Таким образом, мы теперь можем наблюдать диких животных в их естественной среде и получать больше разнообразных сюжетов, недоступных ранее.
Источник: dzen.ru