развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, ребус, визуальный ряд).
подготовленные ведущие («Кирилл» и «Мефодий»)
сюрпризный момент (вокальная группа девушек «СДО-18»)
Ведущий (преподаватель). 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
И сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и узнаем, как появился русский алфавит, кто были его родоначальниками. Но, обо всем по порядку. Сегодня наши путешественники- студенты 1-го курса. Поприветствуем их: группа ТЭМ-18, СДО-18, Эр-18, ИСП-18 и ГД -18.
Наше справедливое жюри:
Ведущий (преподаватель). Итак, начнем! На Руси этот праздник, день славянской письменности, первыми начали отмечать жители древнего Великого Новгорода. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва.
Как слово наше зародилось.
В России день славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия официально отмечается с 1991 года. До признания праздника государственным, он отмечался церковью.
Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.
Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата — Кирилл и Мефодий. Кирилл родился в 827 году, а Мефодий в 815 году. Братья-греки прекрасно владели как греческим, так и славянским языком.
В начале своего пути они пошли разными дорогами. Мефодий, которого в миру звали Михаилом, был военным и имел звание стратега провинции Македонии.
Кирилл, носивший до пострижения имя Константин, наоборот, с ранних лет увлекался наукой и культурой соседних народов. Он переводил на славянский язык Евангелие. Также изучал в Константинополе диалектику, геометрию, астрономию, арифметику, философию и риторику. Константин некоторое время был хранителем библиотеки в соборе Св. Софии.
А Михаил в то время также забросил военную карьеру и стал настоятелем монастыря на Малом Олимпе. Константин был знаком с константинопольским императором и по его поручению в 856 году отправился с учеными в Малый Олимп. Встретившись там с братом, они решили написать азбуку для славя, чтобы богослужения в церкви могли вестись на понятном славянам языке.
24 мая 863 года Константин и Мефодий огласили славянский алфавит, кириллицу. Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.
С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. Памятники стоят и в других странах.
1 задание (ответы моментальные, записи на листе сдаются сразу по окончанию теста)
В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.
« Как слово наше зародилось» (познавательная программа ко Дню Славянской письменности)
Назовите первый писчий материал? Как он назывался? (глиняные таблички, папирус, пергамент, берестяные грамоты, церы, клинопись).
В какой стране изобрели бумагу?
(2 минуты- собираются листочки с ответами, открываются СЛАЙЛЫ 4-9)
Папирус — это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.
Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал.
Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.
ПЕРГАМЕНТ — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами, и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.
Название древней формы книги, свернутой в трубку? (свиток).
Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
Церы (от латинск. cera — воск), скрепленные вместе навощенные дощечки для письма.
Церы представляют собой прямоугольные пластины из дерева, реже из кости, с вырезанным внутренним пространством, которое заливалось воском черного или какого-либо другого цвета. Для того, чтобы воск прочнее держался на поверхности дерева внутреннее поле покрывалось насечками.
На бортике каждой отдельной пластины делались отверстия для соединения с другими табличками. В цере могло быть две, три и более таблички. При большем чем две количестве табличек внешние служили обложками, а внутренние имели выемки для воска с обеих сторон.
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Ответ на вопрос 2 — в Древнем Китае.
2 задание: Письменность – основа дальнейшего развития славянской культуры. Благодаря ей до нас дошли многие памятники народного творчества. Сейчас команды нам покажут, как они помнят русские пословицы. Закончите пословицы и поговорки:
Что написано пером, не вырубишь … топором.
Не красна книга письмом, а красна … умом.
Корень ученья горек, да плод его … сладок.
Книга мала, а ума … придала.
Грамоте учиться всегда … пригодится.
Ученье – свет, а неученье – … тьма.
(Собрали листочки под номером 2)
Ведущий. Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.
43 буквы стали основой современной русской азбуки. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – «мама».
Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
Юмористические сценки от группы ИСП-18
На сцене появляются два старца (Влад, Игорь). «Старцы» с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, азбука с буквами кириллицы на слайде и говорят:
Кирилл (ИГОРЬ):
Посмотри сюда, Мефодий —
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе — в народе
Наши буквы помнить будут!
Мефодий (ВЛАД):
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь — все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
«Старцы» отходят в сторонку. На сцене появляются Данил и Ира, между собой ведут диалог (громко):
Данил: «Прикинь — училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на телефон бабки не дадут!»
Ира: «А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать — с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?»
Оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят «старцы»:
Кирилл (Игорь):
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий (Влад):
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать! ( уходят)
Из букв оного слова составьте как можно больше слов. Слово «Образование»
«Великий и могучий» (рассказ на одну букву)
Командам дается одна буква, на которую они должны на время (5 минут) составить связный рассказ, название тоже должно начинаться с этой буквы.
Каллиграфы (задание выполняет 1 из команды, остальные играют в следующее задание)
(участникам предлагается выполнить списывание текста в соответствии с образцами алфавита, приведенного в прописи для 1 класса.
Требования к письму и критерии оценивания:
— правильность написания букв в соответствии с образцами алфавита, приведенного в прописи;
— одинаковая ширина и высота букв, выдвижных элементов;
— связки между буквами;
— одинаковое расстояние между словами в строке;
— соблюдение норм орфографии.
Пословица «Бери в работе умом, а не горбом».
Составь слово по подсказкам
Загаданное слово- притча
1-ая буква этого слова идет в алфавите после буквы О, вторая- перед буквой С, третья- после буквы З, четвертая – после буквы С, пятая – перед Ш, шестая – первая буква алфавита
отгадай ребус
Ведущий. Пока наше жюри подводит итоги, послушаем выступление девушек группы СДО-18 (чтение наизусть студенты СДО-18-по 4-стишью).
Русский язык
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Ведуший. Итак, наши победители! (объявление результатов конкурса)
Сюрпризный момент
ГРУППА ДЕВОЧЕК (сборная)
Текст песни переделки про русский язык и литературу
на мотив песни гр. Фабрика «Не виноватая я»
Вот пришли мы на урок , русский вновь у нас.
Вот опять звенит звонок , спросят нас сейчас.
Сочинение написать , дома надо нам.
И ошибок 45 , будет снова там.
Сочинение за весь класс, написал один из нас.
Мама ну не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят , что сочинение это не для меня.
Не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят , что сочинение это не для меня
Учим долго мы стихи, радуем мы вас.
Пушкин , Тютчев , Пастернак —
Не легки для нас.
На уроке мы решаем, быть или не быть.
Надо нам литературу срочно полюбить.
А стихи вновь за весь класс, выучил один из нас
Мама ну не виноватая я , не виноватая я,
Все говорят литература это не для меня.
Не виноватая я , не виноватая ,
Уж если кто и виноват, то это точно не я
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности «АЗ и БУКИ- основа науки»
Цели : воспитывать интерес к жизни и обычаям старины; пробудить интерес к культуре славян.
Оборудование: славянский алфавит, книги о славянской письменности, портреты Кирилла и Мефодия.
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые родители!
24 мая православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия- апостолов славян, создателей славянской азбуки. А весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно- в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям- просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада- знак вечной памяти.
С тех пор каждый год чествуют Кирилла и Мефодия. Чем они заслужили такую честь? Почему уже два тысячелетия помнят о них народы?
Сегодня мы совершим путешествие в старину и узнаем о Святой Руси, о далёких временах вам неведомых.
Ученик. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им , борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ученик. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Учитель. Жили- были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки и бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом , а по- русски мудрецом. Ещё с детства мечтал он писать книги понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не мог с ним справиться. Ему стал помогать младший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. Это событие произошло в 863 году. В азбуке было 38 букв. Часть из них была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи.
Так славянские народы получили свою письменность- азбуку, которая назвалась кириллицей в память о её создателе.
(Раздаётся колокольный звон)
Ученик. По широкой Руси – нашей матушке-
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ученик. Вспоминают Кирилла с Мефодием-
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, в Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ученик. Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Хором. Мы- славяне!
Ученик. Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне- ныне россияне,
Издревле, кто вы?
Хором. Мы- славяне!
Учитель. Придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука?
Учитель. Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Что они вам напоминают? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела своё индивидуальное особенное имя: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой.
Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной азбуки.
Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте , какая я буква? Правильно, меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с меня.( Ответы детей)
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ. А теперь назовите нас по порядку.(Дети называют)
Учитель. Получилось слово «АЗБУКА». Вам , дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: «Сначала АЗ и БУКИ, а потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Кто хочет много знать , тому надо мало спать.
Идти в науку- терпеть муку. Без муки нет и науки.
Недоученный хуже неучёного. Переученный хуже недоученного.
Наука учит только умных. Не всякому всё даётся.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Ничего не мыслить- век киснуть. Ученье лучше богатства.
Учитель. А к нам спешит ещё одна буква. Представьтесь пожалуйста!
Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут ВЕДИ. Я всё знаю, про всё ведаю. Отгадайте мои загадки.
От рождения все немые,
Сразу все заговорят.
Пущу его в воду,
Оно будет говорить.
Хоть не шляпа ,а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Учитель. Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква ГЛАГОЛЬ.
Учитель. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?
Глаголь. Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь- не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь.»; «Слово- не воробей, вылетит не поймаешь».
Ежик вырос в десять раз,
Появился … (дикобраз)
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал …(зуб)
Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый,
Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры
воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.
Оформление: название познавательной игры, плакаты: «Кириллица»,
«Три золотых правила языка». На партах: словари, листы бумаги, фломастеры, название команд, «солнышко», зашифрованные пословицы.
Ход игровой программы
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести заключительный урок по основам православной культуры, который посвящаем Дню славянской письменности и культуры. Наш урок будет проходит в форме познавательной игры и называется он «Как слово наше
отзовется…».Как и для любой игры нам необходимо разделиться на команды.При входе вы получили открытки с изображением славянских буквиц.На столах таблички с такими же буквами, займите места соответствующие вашей открытки.
Первое задание:Ребята!Дайте название своей команде,по букве славянской азбуки.
1команда-АЗ,2 команда-Буки, 3 команда- Глаголь,4 команда-Веди
Ведущий: Когда вы листаете страницы книги, вряд ли задумываетесь о том,
кто трудился над ней. Может, немножко, поразмышляете об авторе, написавшем ее, или о художнике, чьи иллюстрации украшают книгу.
И не придет в голову думать о тех, кто придумал эти буквы- знаки, кто научил вас читать. Вы, наверное, скажите сейчас, что читать вас научили учителя, родители. Но были и еще два человека, научившие весь славянский
У вас на партах лежат портреты этих людей, а вот как их зовут, вы узнаете,
если соберете их имена из предложенных букв./один цвет- одно имя/
Ведущий: Да, правильно ребята, этих людей звали Кирилл и Мефодий. Это
два брата, два святых монаха, научившие наших предков – славян письменности.
Посмотрите на доску, вы видите ту азбуку, которую они подарили нам.
Какие интересные буквы и их названия. /выборочное чтение/
Ведущий:Мы благодарны этим людям за то, что они донесли до нас самый драгоценный дар, который есть у человека это слово.
И не случайно мы назвали нашу игру « Как наше слово отзовется…»
Потому что назрела большая проблема: наш язык теряет свое богатство и выразительность, яркость и самобытность. Обратимся к словарю Даля и
прочитаем объяснение, что такое слово.
/Дети находят и читают по командам по одному значению/
Ведущий : Сегодня нам больше подойдет такое объяснение: «Слово – самая речь, способность говорить».
Слово – драгоценный дар человеку Свыше и великая тайна. Мы с вами попробуем открыть некоторые свойства этого дара. И поможет нам в этом образ солнышка. У вас на партах лежат солнышко и лучики, а также разноцветные фломастеры.
Попробуйте ответить на вопрос : « На что похожи добрые и злые слова?»
Для этого найдите подходящие образы, предметы, явления природы.
В центре запишите на что похоже «злое» а в лучиках на что похоже «доброе».
/Идет выполнение работы, затем обсуждение /
Со зрителями проводится игра «Считалка – хохоталка»
Ведущий: В основном вы правильно подобрали образы, которые подходят
к «добрым» и «злым» словам. Доброе слово согревает, лечит, помогает, а
«злое» убивает, уничтожает, холодит, бьет как камень, ранит как нож.
Как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т.е. сквернословят. Из этой привычки развивается
склонность к совершению дурных поступков. Сквернословие оскорбляет слух, уничтожает и того, кто говорит и того, кто слушает. Я призываю вас,
быть непримиримыми противниками плохих слов. Выберите такую манеру
поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Культурный человек – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой нашей жизни.
Итак, слово — мы выяснили, стоящий, нужный, желанный, уважаемый и любимый дар. Как надо относиться к дару слова?
— понимать значимость слова, его возможности;
— изучать русский язык и литературу;
— читать книги и следить за своей речью.
Ребята, теперь вы поняли, как важно соблюдать три золотых правила языка:
-Думай, что говоришь.
— Не говори того, что не думаешь.
— Не все, что думаешь, говори.
/Чтение стихотворения о даре слова/.
Ведущий: В заключении, я предлагаю вам еще одно задание. На время перенесемся в далекие времена, когда письменности еще не было, а было картинное письмо, попробуйте расшифровать слова, а потом мы все составим общую пословицу о слове.
/Участники игры расшифровывают слова и составляют, пословицу, пословица обсуждается. Можно зашифровать следующие пословицы :
Слово серебро, молчание – золото.
Не велико дело – велико слово.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
С тобой говорить – решетом воду носить.
Красно поле пшеницей, а беседа – умом.
Ну и шепоток – во весь роток.
Ведущий : Итак, мы с вами потрудились на славу. Я думаю, вы все таки хорошо усвоили то, что Человек – единственный из всех земных существ имеет дар слова. И то как слово наше отзовется, зависит в первую очередь от нас самих. А выбор слов – красивых, чистых, истинных, благодатных – у нас огромный.
- Шевченко Л.Л. « Православная культура» 1 год обучения книги первая, вторая, М.,2004г,Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.
- Табенкина А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.
- Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе»
- Екимова Е. «Православная азбука»
Источник: globuss24.ru