Ошибки при проведении взаимозачета между организациями в 1С нередки. В свою очередь, неправильное оформление взаимозачета может повлечь существенные ошибки как в работе с контрагентом, так и в учете НДС.
Как провести взаимозачет в 1С
В этой статье речь пойдет о том, как правильно провести взаимозачет в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8. Мне очень хотелось бы, чтобы эту статью прочитали и запомнили как можно больше бухгалтеров, потому что очень часто я вижу, что взаимозачет в программах 1С делается при помощи ручных проводок, а это в корне неверно и влечет за собой проблемы в дальнейшей работе.
Рассмотрим пример, в котором наша организация (ООО «Комфорт-сервис») отгрузила товары контрагенту ООО «ИнноТрейд» на сумму 9500 руб, в т.ч. НДС 18%. В свою очередь ООО «ИнноТрейд» оказал нашей организации услуги на суму 6000 руб, в т.ч. НДС 18%.
Взаимозачет в 1С
При формировании отчета «Анализ субконто» для контрагента «ИнноТрейд» мы видим задолженность одновременно по счетам 60.01 и 62.01.
Для того, чтобы провести взаимозачет, необходимо воспользоваться документом «Корректировка долга», который находится на вкладках «Продажи» и «Покупки».
Cоздаем новый документ, выбираем организацию, указываем вид операции — «Зачет задолженности». В поле «Зачесть задолженность» в данном случае можно выбрать любое значение, т.к. контрагент является и поставщиком, и покупателем, также нужно указать самого контрагента. Затем нажимаем кнопку «Заполнить» в самой верхней части формы и выбираем «Заполнить все задолженности остатками взаиморасчетов». При нажатии на эту кнопку заполняются сразу обе вкладки.
В нашем примере дебиторская задолженность больше кредиторской, поэтому внизу документа можно увидеть ненулевую разницу.
Если мы попытаемся сейчас провести документ, то программа выдаст ошибку «Не совпадают суммы дебиторской и кредиторской задолженности при проведении взаимозачета». В этом случае суммы в таблице необходимо исправить вручную, уменьшив ту задолженность, которая больше. У нас взаимозачет будет осуществлен на 6000 рублей, при проведении документа формируется следующая проводка.
Корректировка долга в 1С 8.3: проведение взаимозачета
Теперь можно распечатать акт взаимозачета, нажав на соответствующую кнопку в верхней части формы.
Если вам нужно больше информации о работе в 1С: Бухгалтерии предприятия 8, то вы можете бесплатно получить нашу книгу по ссылке .
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Источник: xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai
Взаимозачеты в 1С 8.3
В ходе деятельности компании сталкиваются с возникновением задолженности друг перед другом – с одним контрагентом возможно ведение нескольких типов договоров. Так, по одним договорам компания может выступить покупателем товаров, а по другим – исполнителем каких-либо работ. В таких случаях не обязательно погашать задолженность денежными средствами, по соглашению сторон возможно проведение взаимозачета.
Взаимозачеты в типовых решениях на платформе 1С:Предприятие 8.3 организованы просто и понятно
Практически во всех типовых решениях фирмы «1С» существует документ Корректировка долга, который позволяет корректировать задолженность контрагента перед компанией (так называемая «дебиторка» или дебиторская задолженность) или, наоборот, компании перед контрагентом («кредиторка» или кредиторская задолженность).
Однако в редакции 3.0 решения 1С:Бухгалтерия механизм взаиморасчетов существенно расширился и появились дополнительные возможности, такие как:
- инвентаризация расчетов;
- передача задолженности на факторинг;
- начисление пеней;
- формирование условий оплаты поступления.
На примере типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0 разберем все участвующие в процессе документы. И расскажем, как сделать взаимозачет между контрагентами или между договорами одного контрагента, включая использование сервиса 1С:Контрагент.
Корректировка долга в 1С 8.3
Документ Корректировка долга позволяет корректировать задолженность контрагента перед компанией (дебиторская задолженность) или компании перед контрагентом (кредиторская задолженность).
При этом для документа есть следующие виды операций, которые влияют на порядок формирования проводок. В документе мы можем выбирать, кому зачесть задолженность: покупателю или поставщику.
Также есть возможность ввода порядок учета задолженности:
- Перед покупателем (поставщиком);
- Перед третьим лицом.
Корректировка долга в случае зачета задолженности покупателя заполняется в одной части таблицы данными о задолженности покупателя, которая включает в себя информацию о договоре, валюте, документе расчетов, сумме по документу и сумме задолженности и счете учета (в основном это 62.01 счет, т.к. задолженность покупателя).
В другой части корректировка долга заполняется в одной части таблицы данными о задолженности перед покупателем, которая также включает в себя информацию о договоре, валюте, документе расчетов, сумме по документу и сумме задолженности и счете учета (в основном это 60.01 счет, т.к. в данном случае используется договор поставки).
Аналогичным образом зачитывается задолженность в случае зачета задолженности поставщику. Только в этом варианте сначала данные заполняются по кредиторской задолженности перед поставщиком.
В данном примере для документа мы рассматривали, как сделать взаимозачет между договорами одного контрагента.
Для того, чтобы сделать зачет между контрагентами, нужно выбрать порядок учета задолженности нашей организации перед третьим лицом.
Акт сверки расчетов с контрагентом
Хотя законодательство и не обязывает формировать акты сверки расчетов, но в программе 1С:Бухгалтерия есть специальный документ, который на определенную дату фиксирует взаиморасчеты.
В документ данные можно вводит:
- как по организации пользователя, при этом данные заполняются автоматически по бухгалтерским операциям;
- так и по данным контрагента – данные вводятся вручную, либо также заполняются в автоматическом режиме, а затем корректируются.
Сверку взаиморасчетов можно делать за определенный период и, если у вас подключен сервис 1С-ЭДО (электронный документооборот), отправлять в электронном виде с подписью контрагенту для согласования.
Также можно формировать печатный акт сверки и письмо о задолженности. Существует возможность массовой печати писем о задолженности и печати адресов контрагентов на конвертах.
При наличии большого списка контрагентов, по которым есть задолженность перед вашей компанией, вы можете распечатать письма о задолженности, акты сверки, адреса на конвертах и отправить все письма почтой с почтовой отметкой.
Таким образом, вы можете организовать рабочее место для пользователя или юриста, который занимается дебиторской задолженностью по большому списку контрагентов, эта возможность актуальна для компаний, которые, например, занимаются оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Акт инвентаризации расчетов
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию расчетов. В ходе нее документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Обязанность проведения инвентаризации расчетов установлена:
- ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № ФЗ-402);
- п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н).
В программе 1С:Бухгалтерия существует специальный документ Акт инвентаризации расчетов, который позволяет производить инвентаризацию расчетов.
В документе можно автоматически заполнить данные по дебиторской и кредиторской задолженности. При этом автоматически заполнятся колонки:
- счет расчетов;
- дебитор или кредитор;
- общая сумма;
- подтвержденная задолженность;
- срок задолженности.
Есть возможность указать сумму задолженности, которая не подтверждена, а также сумму задолженности, по которой истек срок давности.
Тарифы сервиса 1С:Контрагент
Годовая подписка на 7200 запросов в ЕГРЮЛ/ЕГРИП или безлимит по абонентской плате. Настроим бесплатно
от 400 ₽/мес.
Минимум затрат и максимум возможностей с 1С:ИТС ПРОФ
Комплексное сопровождение 1С от сертифицированных специалистов. Работаем по минимальным ценам фирмы 1С
от 3 221 ₽/мес.
Передача задолженности на факторинг
Если в настройках программы включена возможность учета факторинговых операций, то вы можете передать задолженность на фактора.
Уступка права требования клиентом (продавцом) фактору отражается документом Передача задолженности на факторинг:
Далее, получение денежных средств от фактора – документом Поступление на расчетный счет, отражение комиссионного вознаграждения фактора – документом Поступление (акт, накладная, УПД).
Начисление пеней в 1С Бухгалтерия 8.3
В решении 1С:Бухгалтерия существует специальный документ, который позволяет отразить начисление пеней. Вы можете заполнить автоматически данные в табличной части: документ расчетов, сумма задолженности, количество дней просрочки и автоматически рассчитать пени по ставки процентом в зависимости от количества дней, месяцев или лет.
После того, как документ по начислению пеней будет записан и проведен, программа сформирует проводки по учету пеней и сумму взаиморасчетов с контрагентами увеличится на сумму пеней.
Эти данные будут отображены в оборотно-сальдовой ведомости, а также попадут во все документы, которые используют взаиморасчеты для заполнения данных, например, акты сверки расчетов.
Условия оплаты поступления
Еще одна возможность, которая связана со взаиморасчетами в программе 1С:Бухгалтерия – это ввод условий по оплате поступления. Вы можете указать документ поступления, по которому вы хотите сформировать условия оплаты, задать оценку номенклатуры документа по договору и цену без рассрочки, а также ввести график платежей.
Взаимозачеты в 1С 8.3 через сервис 1С Контрагент
Сервис 1С:Контрагент предназначен для автоматизации работы с контрагентами, включая работу с взаимозачетами. При использовании сервиса возможно проводить автоматические и полуавтоматические взаимозачеты с контрагентами, контролировать задолженность и формировать отчеты об операциях.
С помощью сервиса можно быстро и удобно проводить регулярную обработку взаимных требований и задолженностей. Программа позволяет проводить взаимозачеты в автоматическом режиме на основе различных правил и условий, устанавливаемых пользователем.
Кроме того, сервис обеспечивает контроль и учет задолженности перед контрагентами, формирование отчетов и статистики по проведенным операциям. Это позволяет эффективно управлять финансовыми потоками и минимизировать риски при взаиморасчетах.
Заключение
Решения на платформе 1С:Предприятие 8.3 представляют достаточно широкие для учета взаиморасчетов. Функционал программы 1С:Бухгалтерия в последних версиях редакции 3.0 существенно расширился. Появились такие возможности, как инвентаризация расчетов, передача задолженности на факторинг, начисление пеней и формирование условий оплаты поступления.
Кроме того, для чтобы снизить вероятность возникновения задолженности, есть специализированные сервисы: 1С:Контрагент, Досье контрагента и 1ССПАРК РИСКИ. Они позволяют получить дополнительную информацию о контрагентах напрямую из решений на платформе 1С:Предприятие.
Отчетность в сервисах включает в себя такие данные, как сведения о просроченной задолженности. А в случае судебных претензий – данные о судебных исках, в которых участвовал контрагент.
В целом, возможности по взаиморасчетам в решениях 1С 8.3 существенны и достаточны для эффективной работы. Вы можете управлять задолженностью, анализировать ее с помощью специальных отчетов. При необходимости, организовать массовую рассылку писем о задолженности и актов сверки взаиморасчетов.
Если же функционала по учету взаиморасчетов недостаточно для вашей организации, то вам следует обратиться к специалистам WiseAdvice-IT. Мы проведем аналитическую работу, сформируем техзадание и разработаем новые настройки для вашей 1С или индивидуально для вида деятельности.
Источник: wiseadvice-it.ru