Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной команды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.
Оглавление
Предметный театр
От 1 до 3 участников
Театр теней
От 3 до 5 участников
Театр обозначения
От 3 до 7 участников
От 1 до 15 участников
Предметный театр
От 1 до 3 участников
Что это такое
Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Курочку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функцию, и происходит преображение, «чудо театра».
Как создаётся спектакль?
Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его отстранению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.
Сколько длится спектакль
Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего детского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.
Что понадобится
Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).
Что ставить
Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи.
Да еще и хвастаться при этом.
Как ставить
Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы оставляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выписать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышонок — ботинок поменьше.
Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный сантиметр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.
Делать проду с самого спектакля?😉 #закулисами #театр #артистытеатра
Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.
Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру заварочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персонажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать участников.
В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладовке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две скучающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она становится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.
Как сделать спектакль интереснее
Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бумагу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целлофан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и подбросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.
Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.
Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К примеру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выглядеть так.
Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.
Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет?
Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.
Как сделать спектакль интереснее
Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меняется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет.
Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, нестабильность. Им же — сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы.
Если работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцентов или общего фона.
Театр обозначения
От 3 до 7 участников
Что это такое
Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы — отвечающими современным проблемам. .
Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к примеру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завершен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно двигаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.
«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. , 2017 год
Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдельный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репетиция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минимальной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минималистичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.
Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно организовывать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли.
Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небесам) — визуально должно измениться.
Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражнение, когда действие на сцене подчиняется закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каждый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение.
Когда ты сосредоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.
Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произведение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понятно и без декораций. Главное, чтобы все решения были органичны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.
Как сделать спектакль интереснее
Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вернуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персонажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .
Источник: arzamas.academy
Ищу программу для работы в театре. (1 онлайн
Slap
Well-Known Member
27 Янв 2004 861 425 63 49 Одесса audiojungle.net
Щупал несколько программ, какие то сырые. Необходимо: привязка фонограммы к реплике (текстовый документ), поддержка нескольких физических выходов, горячие клавиши для запуска и остановки нескольких фонограмм одновременно.
Lank
Active Member
20 Фев 2008 404 99 28 Moscow
Я уже давно использую Samplitude. Все, что мне нужно для работы — в ней есть. Есть даже режим автопаузы (как в минидиске).
slasta
Well-Known Member
3 Фев 2005 624 257 63
nobelfaik
На курсе мы часто переверстываем расписания театров, это вариант финального задания. Находим действующий местный театр, берем репертуар на ближайший месяц и делаем афишу с нуля. За два с половиной года я проартдиректил столько театральных афиш, что можно написать об этом книгу)
Расписание — хорошее задание на верстку, потому что в нем много текста, и с этим текстом нужно разобраться: структурировать, расположить на листе, оформить. Нельзя просто убрать или задвинуть текст в дальний угол, иначе смысл расписания пропадет.
Выбрал работы, которые нравятся больше всего. Снизу буду добавлять новые.
Анна Татаринова, Воронеж
Татьяна Пуха, Ростов-на-Дону
Артур Валиуллин, Пермь
Мария Маркова, Пермь
Дарья Савенкова, Челябинск
Ксения Фокина, Самара
Вероника Артющенко, Москва
Ольга Шанцева, Москва
Максим Розов, Самара
Елена Козлова, Самара
Михаил Шкитов, Челябинск
Луиза Салаватуллина, Казань
Андрей Медведев, Санкт-Петербург
Юлия Шестова, Санкт-Петербург
Галина Музычка, Санкт-Петербург
Егор Ларин, Омск
Екатерина Долгачева, Омск
Михаил Шалагин, Москва
Константин Пуляркин, Москва
Наталья Трапезникова, Екатеринбург
Андрей Ерес, Волгоград
Александр Савченко, Москва
Тимофей Шматович, Москва
Источник: nobelfaik.livejournal.com