§6. Оператор безусловного перехода. Циклы. Блок-схемы.
Оператор безусловного перехода.
Иногда возникает необходимость перепрыгнуть из одного места программы в другое. Для этого в Pascal есть оператор безусловного перехода GoTo (идти в). В любом месте программы можно поставить метку и с помощью оператора GoTo заставить программу перепрыгнуть в это место. После метки в теле программы ставится двоеточие. Саму метку необходимо описать в разделе объявления меток после слова Label (метка). Пример:
L1:writeln( ‘Перешли на метку L1’ );
L2:writeln( ‘Перешли на метку L2’ );
Перешли на метку L1
Перешли на метку L2
До настоящего времени все наши программы выполняли какую-либо работу и останавливались. Что бы снова выполнить эту же работу, необходимо было запустить программу заново. Сейчас с помощью оператора безусловного перехода мы можем написать простейший калькулятор, который не надо будет запускать каждый раз заново.
L:Writeln( ‘Введите два числа для сложения:’ );
Чтение блок-схем Pascal — 14
Write( ‘Для повторения программы введите 1, ‘ );
Writeln( ‘для выхода любую другую цифру.’ );
If a= 1 then goto L;
Введите два числа для сложения:
Для повторения программы введите 1, для выхода любую другую цифру.
Введите два числа для сложения:
Для повторения программы введите 1, для выхода любую другую цифру.
На практике, программисты стараются избегать использования оператора безусловного перехода т.к. для реализации нелинейного хода программы существуют другие средства, о которых речь пойдёт дальше. Нелинейный ход программы возникает в том случае, если строчки программы выполняются не одна за другой, а происходит перескакивание на несколько вперёд или назад. Как раз с помощью данного оператора и реализуется нелинейный ход программы.
Тем не менее ни кто не запрещает вам использовать этот оператор. В каких-то случаях он может оказаться просто незаменим.
Основная задача, которая ставится перед вычислительной машиной – это решение сложных задач, которые человеку довольно сложно решить самому. Обычно, если задача решается линейно, т.е. одно действие идёт за другим и больше не повторяется, то такую задачу проще решить самому, чем писать для её решения программу, а затем с помощью компьютера её решить. В другом случае, если какая-либо задача решается нелинейно, т.е. какие-то операции повторяются, то для решения такой задачи проще написать программу. Тогда компьютер повторит любую операцию любое количество раз, и при этом можно будет идти пить чай.
Если программа начинает повторять один и тот же код множество раз, то этот код называется циклом. В Pascal существует три вида циклов. Один цикл повторяется определённое количество раз (счётный цикл), другие два повторяются до тех пор, пока выполняется какое-либо условие (циклы с условием).
Рассмотрим первый цикл. Выглядит он следующим образом:
For x:= 1 to 3 do
Вместо точек должен находиться код, который необходимо повторять. Как работает этот цикл? Попробуем перевести эту строчку на русский язык: «Для x равной 1 до 3 делать ….». Далее приведём словесное описание того, как работает такой цикл:
Урок 5. Составление блок-схем алгоритмов. Программирование на Pascal / Паскаль. Уроки по информатике
- Вначале переменной х присваевается значение 1.
- Затем идёт сравнение, если х меньше или равно числу после слова to, то код цикла выполняется.
- Затем переменная х увеличивается на единицу и снова идёт сравнение с числом после to. Если х меньше или равно ему, то код цикла выполняется снова.
- Затем переменная х снова увеличивается на единицу и всё повторяется до тех пор, пока х не станет больше числа после слова to.
Наверно трудно уловить то, как работает цикл, читая словесное описание его работы. Что бы наглядно изображать, то как работает программа или какой-либо её отдельный кусок, существуют блок-схемы. Попробуем изобразить работу данного цикла с помощью блок-схемы:
Блок-схема состоит из блоков, отсюда и название. Каждый блок обозначает определённое действие и представляет собой определённую фигуру. Стрелками обозначается порядок перехода из одного блока в другой. В прямоугольнике заключаются простые операторы или линейные процессы.
В ромбике заключают какое-либо условие, поэтому из ромбика выходят две стрелки – одна если условие верно, другая если не верно. Овалом обозначается начало или конец алгоритма. В блок-схемах могут использоваться ещё другие фигуры, которые в рамках данного учебника мы рассматривать не будем. Перечисленных фигур вполне достаточно для наглядного изображения большинства алгоритмов.
Теперь попробуйте заново прочитать абзац, где описано как работает цикл, и при этом посматривайте на блок-схему. Думаю, что при сочетании двух видов, словесного и графического, описаний алгоритма будет всё понятно.
Даже если что-то с данным циклом не понятно, то не зацикливайтесь. Вам главное понять следующее: если нужно повторить цикл 3 раза, то переменной х необходимо присвоить значение 1 и делать его до числа 3:
For x:= 1 to 3 do
Можно по-другому: присвоить значение 2 и делать до 4:
For x:= 2 to 4 do
Здесь стоит отметить следующие нюансы. Переменная х должна быть типа byte или любого другого типа, который может содержать в себе только целые переменные. Об этих типах речь пойдёт в отдельном параграфе. Имя переменной может быть любым. Переменную х можно использовать в любом месте программы, а так же и внутри цикла.
Однако менять переменную внутри цикла нельзя, можно использовать только её значение. Если код цикла состоит не из одной строчки, а из нескольких, то их необходимо выделить словами begin и end:
For x:= 2 to 4 do
Так же вместо констант 1 и 3 можно использовать имена констант или переменные, но только типа целых чисел.
Далее пример программы:
Источник: www.dvkuklin.ru
infoegehelp.ru
Синтакис описания цикла ‘для’ на различных языках программирования:
for to (downto) do begin тело цикла end; |
нц для от до шаг тело цикла кц |
FOR тело цикла NEXT |
for() тело цикла > |
Используем цикл ‘для’ для вывода чисел от 1 до 10:
var i:integer; begin for i:=1 to 10 do write(i); readln; end. |
алг нач цел i нц для i от 1 до 10 вывод i кц кон |
DIM i AS INTEGER FOR i=1 TO 10 PRINT i; NEXT i END |
#include #include void main() int i; for(i=1;i <11;i++)< printf(«%d»,i); > getch(); > |
Блок-схема, описывающая этот цикл:
Синтакис описания цикла ‘пока’ на различных языках программирования:
while условие do begin тело цикла end; |
нц пока условие тело цикла кц |
WHILE условие тело цикла WEND |
while(условие) тело цикла > |
Используем цикл ‘пока’ для вывода чисел от 1 до 10:
var i:integer; begin i:=1; while i begin write(i); i:=i+1; end; readln; end. |
алг нач цел i i:=1 нц пока i вывод i i:=i+1 кц кон |
DIM i AS INTEGER i=1 WHILE i PRINT i; i=i+1 WEND END |
#include #include void main() int i; i=1; while(i <11)< printf(«%d»,i); i++; > getch(); > |
3.Цикл «до тех пор».
Блок-схема, описывающая этот цикл(языки Бейсик, Си):
Блок-схема, описывающая этот цикл (языки Паскаль, Алгоритмический):
Синтакис описания цикла ‘до тех пор’ на различных языках программирования:
repeat тело цикла until(условие) |
нц тело цикла кц при условие |
DO WHILE условие тело цикла LOOP |
do тело цикла >while(условие); |
Используем цикл ‘до тех пор’ для вывода чисел от 1 до 10:
var i:integer; begin i:=1; repeat write(i); i:=i+1; until i=11; readln; end. |
алг нач цел i i:=1 нц вывод i i:=i+1 кц при i=11 кон |
DIM i AS INTEGER i=1 DO WHILE i PRINT i; i=i+1 LOOP END |
#include #include void main() int i; i=1; do < printf(«%d»,i); i++; >while(i <11); getch(); > |
Перейти к разбору задач на работу операторов цикла из демо ЕГЭ:
Источник: infoegehelp.ru
Построение блок схем онлайн по коду паскаль. Профессиональное построение блок-схем для программ. Как построить диаграммы онлайн и блок-схемы онлайн.
Блок схемы онлайн представляют собой графическую модель алгоритма, в которой шаги отображаются с помощью блоков, а связи – соединяющими блоки линиями.
Это универсальный и наглядный способ представления логики работы программы или процесса, доступный для понимания даже неспециалистам.
Часто к составлению блок-схем прибегают именно программисты.
Программы и онлайн-сервисы для построения блок схем
Разработка алгоритма. Низкоуровневые функции и математические алгоритмы традиционно представлены в текстовых функциях; даже алгоритмы для функциональных блоков условно были написаны с использованием текстового программирования. Кроме того, функциональные блоки абстрагируют тонкости алгоритма, что затрудняет экспертам домена, пытающимся изучить детали передовых методов управления и обработки сигналов.
Например, переход из состояния «заполнение резервуара» в состояние «перемещение бака» требует оценки всех текущих состояний. В зависимости от выхода, перед переходом в следующее состояние должно произойти действие перехода. Хотя это может быть достигнуто с использованием зависимости функциональных блоков от данных, такая последовательность может потребовать значительного времени и усилий.
Для чего нужна блок-схема программисту?
Язык блок-схем (UML, flowchart) – это уникальный способ общения программиста с заинтересованными непрограммистами, а также элемент документации на продукт программного типа.
В простых случаях для объяснения функционирования фрагмента кода или простенькой программки блок-схему можно создать с помощью любого .
Хотя интуитивный, поток данных обычно не рассматривается как модель вычисления. Они также эффективно заполняют пробелы в логике лестниц, такие как инкапсуляция и повторное использование кода. Чтобы преодолеть некоторые из их недостатков, инженеры должны использовать смешанные модели вычислений.
В первой статье рассмотрена лестничная логика и вторая модель текстовых вычислений. Статьи доступны в Интернете по адресу. Перед тем, как начать документ, нам нужно определить основные компоненты блок-схемы. Сначала давайте определим блок, который мы будем использовать для запуска и остановки блоков. В квадратных скобках вводится вся информация о форматировании.
Но когда в программе сотни-тысячи строк, несколько десятков модулей, то лучше воспользоваться специальными программами, которые выполняютпостроение блок схемпо исходному коду.
Программы и онлайн-сервисы для построения блок-схем
При возникновении проблемы, современный способ мышления сразу же предлагает воспользоваться возможностями и поискать онлайн-сервис, который решил бы проблему.
Для этого блока мы укажем прямоугольник с закругленными углами. Мы также обеспечим центрирование текста, и мы установим как рисование, так и цвет заливки. В этом примере мы установили цвет заливки на цвет, который составляет 30% красного цвета, смешанного с 70% белого. Далее мы укажем поле ввода или вывода. На этот раз мы хотим, чтобы блок был параллелограммом.
Для этого мы попросим трапецию, а затем изменим углы.
Наконец, мы определим стиль для стрелок. Для этого мы устанавливаем толщину линии «толщиной», добавляем стрелку и указываем стрелочную стрелу. ## Узлы Теперь мы готовы начать сборку нашей блок-схемы. Узлы очень мощные, так как мы можем легко позиционировать их, заставить их нарисовать фигуру, сильно форматировать их и дать им некоторый текст. Это так, что узлы, которые мы используем для сборки блоков, автоматически раскладываются на 2 см друг от друга. Затем мы добавляем метку для узла в скобках.
Поэтому часто ищут сервисы, которые строят по коду блок-схемы онлайн по коду, например, Delphi, Паскаль и даже блок-схемы по коду с++.
Ввиду специфики, встречающиеся в сети наскоро собранные сервисы очень часто не соответствуют минимальным требованиям:
- не поддерживают ряд операторов языка программирования и в результате неправильно строят схему;
- построенные схемы не выдерживают критики в отношении аккуратности прорисовки;
- невозможность сохранить построенную схему в требуемом формате и т.д.
Намного эффективней искать программные приложения с требуемой функциональностью. Что касается онлайн-сервисов. То внимания достойны универсальные оболочки для построения блок-схем и уникальная пока библиотека .
Эта метка — это то, как мы ссылаемся на узел в остальной части кода. Затем в фигурных скобках мы добавляем текст, который мы хотим отобразить в блоке, перед закрытием оператора точкой с запятой. Если мы сейчас скомпилируем код, вы увидите, что наш начальный блок появился, как ожидалось.
Теперь добавим входной блок ниже стартового блока. На этот раз нам нужно сообщить узлу, где можно позиционировать себя. Для этого мы вводим «ниже», за которым следует знак равенства и метка узла в квадратные скобки. Мы могли бы также использовать «выше», «право» или «слева», если мы хотим, чтобы блок появился где-то в другом месте. Мы скажем, чтобы он расположился ниже начального блока.
FCeditor
FCeditor– это простая и симпатичная программа, которая позволяет создавать программный код из файлов.pas (Паскаль, Delfi) и.cs (С#). Для преобразования имеющегося файла с кодом достаточно импортировать его в программу («Файл – Импортировать»…).
Теперь добавим блок процесса и блок принятия решений. Если мы скомпилируем код, вы заметите, что разрыв между зеленым блоком принятия решений и блоком оранжевого процесса не такой большой, как другие пробелы. Это связано с тем, что блок принятия решений, являющийся бриллиантом, выше других.
Теперь добавим два блока процесса, выходящих из блока принятия решений, один под ним и один справа от него. Давайте закончим добавление блоков, добавив в выходной блок и стоп-блок. ## Стрелки Чтобы завершить нашу блок-схему, нам нужно добавить стрелки. Затем мы вводим метку узла, на который хотим начать стрелку, а затем две дефисы, а затем метку, соответствующую узлу, на который мы хотим, чтобы стрелка заканчивалась.
По завершении анализа файла в левой части появится дерево классов, в панели вкладок – вкладка файла, во вкладке файла – вкладки схем каждого из методов и схемы всей программы, а также вкладка кода.
Обратите внимание! Аккуратную блок-схему можно экспортировать в один из популярных графических форматов (jpg, bmp, png, gif и tiff).
Этикетки должны быть в скобках, и мы должны убедиться, что мы закрываем оператор точкой с запятой. Поскольку у нас есть стрелки, выходящие из блока принятия решения, нам нужно добавить текст к этим двум стрелкам. Если мы сейчас скомпилируем код, вы увидите, что текст был добавлен, но не в очень удобном месте.
Для узла «да» мы будем использовать восточный якорь, а для узла «нет» мы будем использовать южный якорь. Теперь давайте нарисуем последние стрелки. Чтобы улучшить это, мы можем поменять первый штрих на символ бар, который заставит стрелку двигаться в вертикальном направлении, прежде чем идти в горизонтальном направлении. ## Ширина текста Последнее, что мы должны обсудить, это ширина текста. На данный момент весь наш текст прекрасно вписывается в наши формы.
К преимуществам программы можно отнести русский интерфейс.
Autoflowchart
ПрограммаAutoflowchart,при своем минималистичном оформлении, предоставляет удобный и информативный интерфейс. Главное окно разделено на три части: древовидное представление кода, текст кода и в правой части — большое поле, в котором отображается блок-схема.
Если вы хотите поиграть с блок-схемой, которую мы создали в этом сообщении, вы можете получить к ней доступ. В следующем посте мы рассмотрим схемы электрических цепей. Пожалуйста, свяжитесь с нами через. На рисунке 1 показан пример передней панели. Рисунок 1: Пример передней панели.
В программе реализована функция подсветки соответствующих элементов (на схеме, в коде и древовидной структуре) и сворачивания вложенных структур.
Доступен экспорт не только файлы графических форматов, но и в популярные офисные приложения – документ , Visio, а также в виде файла SVG или . тому же, код можно редактировать непосредственно в программе с моментальным отображением изменений в схеме.
Чтобы показать или скрыть категории, нажмите кнопку «Настроить», а затем выберите или снимите нужную категорию в разделе «Изменение видимых палитр». Чтобы создать пользовательский интерфейс, вставьте элементы управления и индикаторы на передней панели. Когда передняя панель используется как пользовательский интерфейс, вы можете редактировать элементы для ввода данных и вывода результатов в объявления. Элементы управления — это входы, а элементы дисплея — выходы.
Типичными элементами управления являются поворотные ручки, переключатели давления, поворотные ручки, ползунки и струнные элементы. Элементы дисплея имитируют выходные устройства и отображают значения, полученные или сгенерированные на блок-диаграмме. Пользователь может изменить входные значения для «количества измерений» и «задержки». Значения элементов отображения — это результаты, определенные на блок-диаграмме.
Поддерживает множество языков программирования: Pascal, Delphi, C++.
Code Visual to Flowchart v6.0
Впечатляющей функциональностью отличается программаCode Visual to Flowchart v6.0.
Интерфейс представлен окном с тремя полями. В левой части находятся вкладки со структурой проекта и структурой классов, в центральной части – код программы, в правой – блок схема выделенного фрагмента.
Каждый элемент управления и отображения имеет определенный тип данных. Например, горизонтальный слайдер «Задержка» имеет тип данных «числовой». Числовой тип данных может использоваться для отображения номеров различных типов, таких как целые или действительные числа. Два широко используемых числовых объекта — это числовой элемент управления и элемент цифрового отображения. Цилиндрические инструменты и весы также представляют собой числовые значения.
Рисунок 3: Численные элементы управления и отображения. Чтобы ввести или изменить значение в числовом элементе управления, либо щелкните кнопки со стрелками с помощью инструмента настройки, либо дважды щелкните номер, введите новый номер и затем подтвердите.
Пожалуй, необходимые начало и конец, преобразуемого в блок-схему кода, – особенность этой программы. Схема может быть экспортирована в форматы продуктов пакета , в графический формат bmp или png.
Важно! Все упомянутые программы предоставляются на платной основе и чтобы задействовать полный функционал программ, нужно оплатить право их использования.
С булевыми элементами управления и отображения логические значения вводятся и выводятся. Рисунок 4: Логические элементы управления и отображения. Текст отображается со строковыми индикаторами. Наиболее часто используемые строковые элементы представляют собой таблицы и поля ввода текста. Рисунок 5: Элементы управления и индикаторы струн.
Как построить диаграммы онлайн и блок-схемы онлайн
Рисунок 6: Пример блок-схемы и соответствующей передней панели. Блок-схема содержит программный код. Фронтальные объекты отображаются в виде символов на блок-диаграмме. Соединения блок-диаграммы имеют входы и выходы, через которые данные обмениваются между передней панелью и блок-схемой. Соединения являются аналогом параметров и констант в командных языках программирования.
Существуют соединения для элементов управления и отображения, а также для узлов. Соединения элементов управления и индикации относятся к соответствующим элементам на передней панели.
Блок-схема может также служить инструментом первичной разработки программы. Программист сначала продумывает и фиксирует логику работы будущего программного кода с помощью блок-схемы.
После этого с опорой на схему пишется непосредственно программный код.
Данные, которые вы вводите через элементы управления передней панели, передаются на блок-схему через соединения элементов. Впоследствии данные передают функцию сложения и вычитания. Когда функции сложения и вычитания завершают свои вычисления, они создают новые значения. Значения передаются элементам отображения.
Константы, а также элементы дисплея и управления имеют функцию входов и выходов на блок-диаграмме. Например, возьмите алгоритм для вычисления области треугольника. В этом алгоритме «база» и «высота» являются входами, а «поверхность» — результатом. Рисунок 8: Передняя панель для расчета площади треугольника.
Для удобного построения блок-схем существуют онлайн-сервисы. Давайте подробнее остановимся на draw.io и google charts.
Draw.io
Draw.ioможно назвать универсальным онлайн-редактором блок-схем. В нем пользователю предоставляется множество разнообразных наборов блоков и удобный инструментарий.
Пользователь не изменяет константу 0. 5. Поэтому он отображается только в документации по алгоритму на передней панели. На блок-схеме есть четыре разных порта, которые относятся к двум элементам управления, константе и элементу отображения. Элемент управления Элемент отображения постоянная.
Рисунок 9: Блок-диаграмма для расчета площади треугольника с элементами в виде символа. Существуют два основных различия между элементами отображения и управления на блок-диаграмме. Первая — стрелка на порту, которая указывает направление потока данных. Для элементов управления стрелка указывает, что данные покидают порт, а в случае элементов отображения указывает, что данные входят в порт. Второе отличие — это границы соединений.
Любой блок может быть отформатирован и видоизменен, можно создавать собственные виды блоков и использовать внешние картинки из файлов.
Готовую схему можно импортировать в виде документа офисного приложения (), графического растрового (png, gif и jpg) или векторного (svg) файла. Сохранить схему можно на жесткий диск компьютера или в одно из онлайн-хранилищ ( , dropbox).
Элементы управления имеют толстый край, элементы дисплея более узкие. Вы можете отображать соединения в виде значков или сводить к минимуму. На рисунке 10 показана одна и та же блок-схема с символами типа данных. Элементы управления и отображения по-прежнему четко различимы.
Программы и онлайн-сервисы для построения блок-схем
Рисунок 10: Блок-диаграмма для вычисления площади треугольника с элементами в представлении типа данных. Узлы соответствуют инструкциям, операторам, функциям и подпрограмм в командных языках программирования. Функции сложения и вычитания на рисунке 6 являются функциональными узлами. Функции имеют панель подключения, но не имеют передней панели или блок-схемы.
Когда вы дважды щелкаете по функции, она выбирается только. Символ функции имеет светло-желтый фон.
Этот сервис с обширными функциональными возможностями не требует оплаты за использование – он бесплатный.
Google chart
Своеобразный и богатый инструмент для создания диаграмм, схем и визуализаций –Google chart API. По сути – это набор подключаемых библиотек, позволяющих с помощью нескольких строк кода строить красивые и информативные диаграммы.
Библиотека Google charts поддерживает большое количество типов диаграмм и схем, которые можно использовать при создании сайтов, документов и программных продуктов.
Гугл подготовил полный пакет документации по использованию своих charts-библиотек. Обладания минимальными навыками объектно-ориентированного программирования достаточно для эффективного применения широких возможностей Google charts API.
Что касается непосредственно модели UML – блок схемы, то в гугл чарт реализована и эта возможность.
Библиотека orgchat предоставляет интерфейс для создания – набор классов, свойств, методов и обработчиков событий, которые встраиваются в код страницы или программы.
Результат – мощный программный инструмент для программиста, чтобы отображать данные в виде разветвленной блок-схемы.
Прелесть подхода: «низкоуровневое» прописывание принципов построения диаграммы, что позволяет обойти ограничения существующих готовых программ и сервисов построения блок-схем.
Как построить диаграммы онлайн и блок-схемы онлайн
Блок схемы онлайн: как структурно представить информацию?
Строго говоря, термина «блок-схема» не существует. Вместо этой фразы правильно говорить «схема алгоритма», но сейчас не об этом. Моя статья о том, можно ли быстро и удобно рисовать алгоритмы, при этом еще чтобы это было бесплатно. Было бы здорово, если бы существовал бесплатный аналог онлайн-редактора Gliffy, и он на наше счастье есть.
Алгоритмы в Pencil рисовать очень легко. Для этого имеется выделенная библиотека примитивов со стандартными блоками и соединителями. Выглядит это примерно так:
При рисовании блоков они привязываются автоматически к сетке, что позволяет легко их выравнивать. Нарисовав один блок, другой блок можно «примагнитить» к нему снизу или сбоку, всё при этом будет ровно.
Если навести на блок и кликнуть мышью один раз, будет режим изменения размера блока и перетаскивания. Если кликнуть второй раз, блок можно будет вращать (появятся круглые красные точки по краям).
Доступны основные базовые возможности, практически как в Visio: блоки можно объединять в группы, перетаскивать и копировать, располагать выше или ниже по слоям, магнитить коннекторы к центру и т.д.
Недостатки тоже присутствуют, например, не очень корректная работа углового соединителя: он иногда трансформируется в невообразимый зигзаг при попытке его выделить и перетащить. Но эти недостатки столь несущественны, что не помешали занять программе Pencil достойное место в моей коллекции повседневных инструментов разработчика.
Источник: pypad.ru